Феномен Екхарта Толле

 
1. Вступление

Экхарт Толле - самый популярный "духовный учитель" в Америке. Он переведен на русский, но, как мне кажется, в России он большого интереса не вызвал. Как и у других "духовных учителей", корни его учения в буддизме. Но, в отличие от других, он более эклектичен, лучше адаптирован к американской культуре.  По его убеждениям его можно назвать буддийским мистиком.

По словарю Гугла, мистицизм имеет два значения

а. Вера, что слияние с Божеством или абсолютом, духовное восприятие знания, недоступного уму, может быть получено через наблюдение и послушание, непротивление.
б. Вера, которая характеризуется самообманом или мечтательным смущением мысли, особенно, когда основана на предположении оккультных свойств и таинственных агентов.

 Толле является мистиком в благородном первом смысле. Он не верит в таинственных агентов. Буддийский мистицизм отличается от христианского мистицизма тем, что, хотя у буддистов есть признание одного Бога, но этот Бог  совпадает со вселенной. Они рассматривают Иисуса как мудреца, а не Бога. Другое важнейшее отличие - понятие греха. В буддизме понятия греха нет. В Христианстве "возрождение" возможно только с отказом от греха, как я понимаю. 

Надо заметить, что его манера поведения, многочисленные шуточные отступления под хохот аудитории во время выступлений, его самоирония нетипичны для нашего представления о мистиках. Он намеренно избегает мистической загадочности и высокомерия.

Его учение интересно само по себе, как целостный взгляд на мир. Но меня он здесь интересует потому, что это учение ориентировано на поведение человека.  У Толле есть определенное мнение, как надо и как не надо себя вести, какое поведение - "правильное" и какое - "неправильное". У Толле также  есть рекомендации, как изменить свое поведение в повседневной жизни к лучшему.

Его  правила поведения  также позволяют взглянуть и на литературных героев с новой точки зрения. Почему это может быть интересно? Традиционно, критики пытаются так или иначе приклеить ярлык "положительный" или "отрицательный" к литературным героям на основе этических принципов. Это хорошо работает для произведений социалистического реализма и коммунистической этики. Но для русской классической литературы такой подход часто не работает (Возможно, Толстой может быть исключением здесь). Например,авторы  не дают однозначного ответа на вопросы типа: хороший или плохой Евгений Онегин, Башмачкин в "Шинели" Гоголя,  Дон Гуан в "Каменном Госте" у Пушкина и т.д. Чехов также избегает моральных оценок в своих пьесах. Такие ответы не даются, потому что такие вопросы авторами не ставятся. Что-то другое у этих русских классиков было на уме. Поэтому было бы интересно найти другой подход, который сделал бы намерения классиков понятнее. Может ли это быть философия Толле?

Казалось бы, где - Толле, и где (и когда) Пушкин! Но духовную близость здесь нельзя исключать. Мистические влияния пришли в Россию, в частности, с масонами.

Д.П. Ивинский в книге "История русской литературы" пишет: "Масонство и розенкрейцерство, тамплиерство, ордена, «ложи» и тайные общества оттесняли церковь на периферию общественного сознания и последовательно способствовали формированию нового человека, который должен был обретать мистический опыт не на литургии, а в собственной душе, очищенной нравственной опытностью учителей, истинным знанием, обретавшимся в ходе длительных личных усилий, направленных на самосовершенствование, просвещенной интуицией."

Того же мнения придерживался философ  Н. А. Бердяев, который утверждал: «Масонство было у нас
в  XVIII веке единственным духовно-общественным движением,
значение его было огромно… Лучшие русские люди были масонами… Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России, только оно и не было навязано сверху властью».

Я обнаружила интересную цитату из Василия Жуковского, самобытного поэта и одного из ближайших друзей Пушкина:
"Бог есть бытие, есть сый, то есть бытие самобытное, самоведующее", – говорит Жуковский. А поскольку слово "истина", или "естина", обозначает то, что есть, что существует, – значит Истина тождественна Бытию, или Богу. Следовательно, всякая положительная истина своим источником имеет Бога. "Найди Его, и все найдешь, и все узнаешь".
 "Умом человек может дойти только до убеждения, что ум не дает ему полного убеждения",

 Толле тоже не различает бытие, сущность, истину, Бога:  это все - одно и то же в его понимании.  Скептицизм по отношению с умственному знанию присущ Толле, как и всем мистикам,  в полной мере. Можно сказать, эти идеи Жуковского лежат в основании  учения Толле.

Известное стихотворение Жуковского "Невыразимое" полно тех же идей, высказанных художественно. Вот его конец:

Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе; душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.

Нельзя  исключить возможности, что учение Толле, выражающее тысячелетнюю традицию, в большой степени верно. Тогда русские классики могли бы прийти к нему независимо, просто исходя из своей подлинной божественной сущности. В России философия воплощалась не в научных текстах, а в художественных. Классические писатели как раз полагались на свою интуцию, духовное знание, а не умствование. Если художественные произведения классиков показывают, что авторы согласны с Толле, это может служить также и подверждением важности его идей.

Я планирую серию текстов о произведениях русских классиков с точки зрения философии мистицизма как она представлена в учении Толле.  В этой части я цитирую Толле. В следующей части я дам обобщение его правил поведения. В следующей частях я постараюсь посмотреть на  героев маленьких трагедий Пушкина, "Шинели" Гоголя, пьес Чехова с точки зрения этих правил Толле.

2. Учение Экхарта Толле в цитатах из его книги "Важность настоящего момента" и видеозаписей.

Как у всех мистиков, у Толле есть некоторая напряженность с ясным выражением мыслей. Он использует придуманные слова, или слова в новом значении там, где английский оказывается неадекватен, часто использует разные слова для обозначения одного и того же. При переводе на русский текст становится еще менее понятным, к сожалению. Тем не менее, вот мои попытки перевода.


 - О сущности человека  (Непроявленное, Бого-Сущность, Источник, Всеединство, Интенсивное  Присутствие)

"Все, что вы воспринимаете - это поверхностный феномен. Это поверхность реальности. Под этим восприятием лежит огромность, как океан. Все, что вы видите - поверхность океана. Под наблюдаемой поверхностью есть огромность формирований энергии. Единое Сознание выражает себя в этих коротко-живущих формах. "

"В мире Всеединства, Сознание проявляет себя как что-то, или кто-то. Вселенная (Сознание) проявляется (кратковременно) как вы. Когда вы становитесь осознающим, это Вселенная в вас становится осознающей. "

"Главный вопрос: Кто я? На уровне формы я, может быть,  мужчина, или женщина, белый или черный или желтый  и. т. д. В сущности, я не мужчина или женщина. На уровне бытия (сущность, существование) нет пола. Нет расы. Нет возраста. На уровне бытия у меня нет истории. ".

 "Персона - это маска.  Вы не маска. Кто вы? Вы неотделимы от Вселенной. Вы - выражение этой Вселенной. Вы не впали в эту Вселенную со стороны. Вы возникли из Вселенной, затем вы уйдете обратно во Вселенную. Возникните снова, как что-то другое.  Одно Сознание проявляется как множественность существ. Вы - осознание Вселенной. Вы - Сознание Вселенной. Как это может быть иначе! "

"Непроявленное (Unmanifested) - это не понятийная правда. Это - правда вечной жизни за пределами формы, которая понимается непосредственно или не понимается вообще."

"Когда ваше глубинное чувство себя выводится из Существования, вы свободны  от "становления" как психологической потребности.  Ни ваше счастье, ни ваше понимание себя не зависят от результатов, поэтому вы свободны от страха. Вы не ищите постоянства там, где его не может быть: в мире формы, приобретений и потерь, рождения и смерти.
Когда ваше состояние таково, как вы можете проиграть? Вы  уже победили."

- Про Ego -

"Ум создает фальшивое понимание себя, Ego. Ego всегда ищет чего-то, на что можно опереться,  с чем можно связать понимание себя. Эго с готовностью связывает себя с личными проблемами. Для многих людей большая часть само-понимания связана с их проблемами. Меньше всего они хотят освободиться от этих проблем. Это означало бы потерю себя. "

"Для Ego свойственно  ощущение неполноты, недостаточности. Если это ощущение осознанно, оно проявляется как чувство собственной неполноценности. Если это чувство неосознанно, оно проявляется в интенсивных  желаниях, стремлениях, нужде."

"Большинство людей не осознают, что у них есть размерность сознания, которая глубже, чем их личность. Они застряли в поверхности реальности. попали в ловушку собственного Ego. При этом они каким-то образом инстинктивно знают, что что-то не в порядке. Можно раздувать свое эго, чувствуя себя жертвой. А можно делать то же самое, чувствуя себя победителем. И это все - только в голове человека. Человек не понимает, что он видит реальность через вуаль своих предубеждений."

"Непрерывная активность ума держит вас в тюрьме мира форм, становится непроницаемым экраном, который не позволяет осознать Непроявленное (Unmanifested), Бого-Сущное (God-essence) Всеединство в вас самих и всех других созданиях. "


- Что делать -

"Найдите узкую дверь, которая ведет к жизни. Она называется "сейчас". Ваша жизненная ситуация может быть полна проблем. Но есть ли у вас проблемы в данный момент? Оставьте позади умертвляющий мир умственной абстракции, которая называется время. Вы освобождаетесь от сумасшедшего ума, который высушивает вашу жизненную энергию. Вы просыпаетесь от сна времени в настоящее. "

"Если вы не чувствуете радости, легкости в том, что вы делаете, это не обязательно значит, что вам надо делать что-то другое. Может быть, достаточно изменить как вы это делаете. Попробуйте уделять гораздо больше внимания процессу, чем результату. Это означает полностью принять то, что есть. Вы не можете сосредоточить все свое внимание на чем-то, и сопротивляться этому в тоже время. "

"Другой портал в Непроявленное (Unmanifested) создается, если перестать думать. Можно начинать с простого: сосредоточиться на своем дыхании, сосредоточенно смотреть на цветок, например, так, чтобы не заниматься в то же время  умственными комментариями."

"Когда вы интенсивно присутствуете в настоящем (Present), вам не надо заботиться о том, чтобы перестать думать. Поэтому Сейчас, настоящий момент - главный аспект любого другого портала."

"Когда вы растворяете психологическое время (прошлое - будущее) через интенсивную сосредоточенность  на настоящем, вы осознаете Непроявленное (Unmanifested) и прямым, и опосредованным способом. Вы чувствуете силу и сияние вашего сознательного присутствия, и чувствуете что все, что каждое создание - свято".


Рецензии
Здравствуйте, Марина!

Примите мою Благодарность за все эссе, посвящённые Экхарту Толле,
в которых проявился Ваш труд как переводчика его выступлений.
В которых – Ваш труд как мыслителя, находящего созвучие мистики
Толле с мистикой классиков русской литературы...

Моя Благодарность Вашему вниманию к трудам Мастера. Мастера.
Если знать его путь к просветлению… Его духовная реализация –
подарок современному миру.

Удивительное явление: наблюдать за внутренним движением в понимание –
о человеке – Ваше движение. Для меня в этих эссе всё понятно и близко…
Благодарна…

Галина Харкевич   26.07.2023 00:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина. Да я была большим поклонником Толле. Мне у него особенно нравилось, что он видел в каждом свое, уникальное проявление всеобщего сознания. Получалось, что каждый важен и нужен. В последних лекциях, которые я слушала, был упор на то, что единое сознание дано ему и каким-то еще просвещенным людям. И при этом оказывается, что другие люди, менее просвещенные, уже не нужны. Не важно, есть они или нет. Они могут все исчезнуть, не жалко. В конце концов, это стало очень давить мне на психику и я перестала его слушать. Но его книги и старые лекции, конечно, полезны и интересны.

Марина Сапир   26.07.2023 01:17   Заявить о нарушении
Вот здесь http://proza.ru/diary/marinasapir/2022-12-21
я написала о лекции Толле, которая меня шокировала и возмутила.

Марина Сапир   26.07.2023 01:33   Заявить о нарушении
Марина, я прочитала по ссылке в Вашем литературном дневнике.
Возник вопрос к переводу. Вряд ли Толле употребил слово
"просвещённым". Скорее, "просветлённым" – так как смысл его
бесед, выступлений, публикаций – о просветлении. Просвещение
и просветление – совершенно разные понятия – и отсюда может идти
искажение смысла услышанного, прочитанного...

Повторю вслед за Вами:

"Он говорит:
– Если человек не является просвещенным, его поведение обусловлено его
воспитанием, всей историей развития человечества, человек подчиняется
своему Эго. Это значит, у него нет свободы. И также значит, что он
не отвечает за свои действия. И у него нет индивидуальности.

– Если человек находится в контакте с мировым сознанием, подчиняется
этому сознанию, у него также нет свободы. Потому, что у него нет
индивидуальности", –

я понимаю, о чём сказал Толле. Очевидно же – не о просвещении речь…
Моё согласие со сказанным (опираясь на слово "просветление")возникает
из множества лет наблюдения за собой, а также – из исследования
человеческой природы. Чтобы понять некоторые состояния и проявления,
нужно прожить кожей и внутренней бездной свою ограниченность и своё
невежество... – это я вообще о человеке...

Ваши мысли далее о Платоне, Сократе, Гегеле не имеют отношения
к сказанному Экхартом Толле. Извините. Ваши выводы проистекают
из понятого Вами и они искажают смысл сказанного Толле. Если
принять глубинным внутренним опытом слова Мастера, то –
"уникальное проявление всеобщего сознания" никуда не исчезло –
оно здесь и оно дышит в каждой строке… – для меня это так…

И для меня важно: чтобы в малом не потонуло Большее…

Галина Харкевич   26.07.2023 19:55   Заявить о нарушении
Галина,

Да, я не против заменить слово "просвещенный" на слово "просветленный". Все равно, он использует английские слова, которые не имеют точного эквивалента в русском. Странно спорить здесь. Если вы думаете, что я просто не понимаю по-английски, то вы ошибаетесь.

Он делит всех людей строго на две категории: те, кто контролируется своим Эго, своими установками, и те, кто контролируются Сознанием.

Я нахожу эту точку зрения негуманной. Он отрицает человечность у второй категории людей. Он не только отрицает их свободу, он отрицает смысл их существования.

С другой стороны, люди, которые руководятся высшим сознанием, тоже идентичны, по его мнению. У них нет индивидуальности. Это значит, что одного Толле достаточно. Остальных может и не быть.

Фактически, это - деление на две людей касты, с полным презрением к людям низшей касты.

Для меня это неприемлемо. Но это - дело вкуса.

Но к такому же выводу пришел и Платон (когда он описывал идеальное государство). Я понимаю, что эта точка зрения может быть привлекательна для Эго тех, кто считает себя просветленными. Для меня это - корень тоталитаризма. Это - оправдание идей глобалистов по уменьшению населения Земли.

Марина Сапир   26.07.2023 20:18   Заявить о нарушении
Я заметила, что ваши возражения очень категоричны. Например, вы мне говорите что Платон и Сократ не имеют отношения к делу, презирая мою точку зрения. Вы явно отнесли меня к низшей категории, которая не заслуживает права существовать.

Чаше всего, люди, которые считают себя просветленными или просвещенными, это люди с наиболее раздутым Эго.

Марина Сапир   26.07.2023 20:21   Заявить о нарушении
Что тут скажешь? человеку, у которого на всё
есть свои выводы, а главное - додумывания
за другого... С уважением отношусь к Вашему
мнению. Людей не разделяю ни по каким признакам,
потому что понимаю: все мы в дороге. А диалог
мы с Вами сейчас ведём из разных плоскостей опыта.
И в этом для меня нет ни разделения, ни превосходства...

Галина Харкевич   26.07.2023 20:53   Заявить о нарушении
"человеку, у которого на всё
есть свои выводы, а главное - додумывания
за другого.."

Как вы меня... Круто.

Марина Сапир   26.07.2023 20:56   Заявить о нарушении
Обнимаю Вас... Марина, пусть будет лучшее...

🌷💖🌷

Галина Харкевич   26.07.2023 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.