Философия как рабочий инструмент

 
1.***
Будущее совершенно непредсказуемо.  Конечно, при страстном желании, в фантасмагориях Нострадамуса и иже с ним можно найти всё, что душе угодно. Здесь важна трактовка.
Например: «наличие пива «Гвалтика 7» и его незабвенный, непередаваемый вкус однозначно говорят о том, что Бог существует, и он заботится о нас!» Неужели найдётся хоть один мерзавец, готовый оспорить столь очевидное?!


А теперь о серьёзном.
1).В середине двадцатого века и учёные, и футурологи, и фантасты  вещали в унисон. В первой половине века двадцать первого совершенно обыденными явлениями  станут межпланетные путешествия и широчайшее использование термоядерной энергии. А уж    колонии землян на Марсе, в которых «будут яблони цвести», сделались просто притчей  во языцех. И где всё это?! 
На Луне люди побывали более полувека назад. А  дальше полный застой.
Возьмём аналогию. Испанцы открыли (естественно для себя, индейцы об этом знали уже пятнадцать тысяч лет!) Америку в 1492 году, португальцы приплыли в Индию в 1498 году.
 Так вот, за полсотни лет, к 1542 году,  испанцы успели сокрушить две империи с населением в десятки миллионов человек и   колонизировали все земли между реками Рио-Гранде и Ла-Плата, для удобства, названные Латинской Америкой.   А португальцы с 1498г по 1548г.  покрыли сетью факторий и неприступных фортов всю Азию от Египта до Японии.



2).О космических мотоциклах с портативными атомными двигателями в своё время не рассуждал только ленивый. А вот предсказать не столько появление, сколько масштаб проникновения в жизнь простых людей  за счёт невообразимой дешевизны,  Интернета и мобильной связи не смог никто!
Первый мобильный телефон появился в 1957 году. Кто бы сомневался, конечно же, в России. И кому, кроме спецслужб, он был нужен?! Так же вышло и с Интернетом. Технологии уже существовали и работали. Но осознание   их   возможностей пришло значительно позже.



3). Потенциал бытовой компьютеризации дружно проворонили все, кому полагалось этого не допустить. Размышления об искусственном интеллекте и сверхмощных компьютерах оказались не сложнее умственных спекуляций об атомных мотоциклах. Представить же, что такие компьютеры станут доступны всем и каждому, оказалось куда сложней.   



4). Особой строкой надо отметить развитие биотехнологий. Если о мобилах, компах и прочей всемирной паутине кто-то, где-то, как-то иногда и заикался, то эту тему прозевали начисто.
Не лучше, чем французы немецкий удар в Арденнах в мае 1940 года, попивая марочное вино в подземных казематах на линии Мажино.
Трудно представить, как в годы упоения достижениями ядерной физики некто заикнулся бы, что через многие десятилетия электроэнергию будут получать не синтезом гелия  в термоядерных реакторах через слияние ядер дейтерия и трития,  а путём сжигания    опилок и   кизяка.
 Да такому шарлатану  в рожу бы плюнули! Ладно, снизим градус полемики, ему просто перестали бы подавать руку. Предполагая, что не каждый обязан знать значение слова кизяк, напомним, что это брикеты из сушёного кала крупного и мелкого рогатого скота.
А выращивание энергетических лесов из генномодифицированных  слоновой травы, ивы и тополя?  И, что самое невообразимое,  это всё рентабельно в условиях пронизанной тотальной предвзятостью системы налогообложения современной капиталистической экономики! Мы с интересом узнаём, что экономическая эффективность понятие сплошь политизированное!
Это, извиняюсь за вольность слога, практически то же самое,  что  царя полей, каучуконосный одуванчик кок-сагыз, в сталинских колхозах  выращивать. Или  царицу полей хрущёвских времён кукурузу. Тут бабло побеждают зло.
Уран с дейтерием пока "нервно курят бамбук", а получаемый на мусорных свалках биогаз вовсе не спешит на свалку истории.   



5). Демографический взрыв конца 18 века в Европе и заселяемых европейцами колониях породил теории страха. И мальтузианство, и социал-дарвинизм, и национал-социализм основывались на том, что рост численности людей на планете неумолимо будет опережать рост производства еды.
Мировое население за двести лет выросло в семь раз. Сегодня в Индии проживает народу больше,   чем   в 1800 году было на всей планете. Завтра эту задачу выполнит  Нигерия.
Предугадать такую динамику смогли многие, но никто не сумел предположить, что  производство еды будет расти ещё быстрее!
 Даже в самых отсталых странах от голода уже никто не умирает. Маниока, батат и ямс, аналоги нашей картошки, дают несбалансированное   питание. Но калориями обеспечивают всех и каждого.  А в благополучных странах   люди пухнут не от голода, а от ожирения.



6). Количество электричества, произведённого на ветроэлектростанциях, сегодня вполне сравнимо с объёмами выработки гидроэлектростанциями. Темпы роста солнечной и ветроэнергетики несопоставимо выше, чем «традиционной» углеводородной и атомной энергетики. Этот рывок произошёл уже в 21веке. Он также оказался непредугаданным.



7). В середине 20 века никто не сомневался, что к 2000 году из недр Земли будет высосана последняя капля нефти. Однако чем больше нефти и газа добывается, тем больше становятся подтверждённые разведенные запасы углеводородов на планете. О смене тренда пока ничего не слышно.
 


 Попробуем и мы поддаться соблазну и выдать некий прогноз. Будем рады, если он, как и все предыдущие, окажется неточным  или, даже, ошибочным!   
В наши дни ещё многие живут идеями Мальтуса. Мы же полагаем, проблема не в том, что сегодня на Земле людей много, а в том, что завтра их будет мало. Кто, вообще, сказал, что на нашей планете   должно проживать 9 – 12 миллиардов человек, почему не 90 – 120. Или, наоборот, не 9 – 12 миллионов.
Примерно 75000 тысяч лет назад произошло извержение  супер вулкана Тоба. И количество людей во всём мире уменьшилось до нескольких тысяч.  Человечество прошло через так называемое «бутылочное   горлышко». Как видим,   проблема критического сужения генетической базы оказалась вполне разрешимой.
  В 19 - 20 веках шёл безумный рост   мирового населения. К началу войны североамериканских колоний за независимость, 1775 год,  в Великобритании проживало не более  четырёх миллионов человек. К концу  Второй Мировой войны   численность сбалансировалась на шестидесяти миллионах.
 На Филиппинах  в 1900 году – 7 миллионов, в 2000 году – 50 миллионов. В наши дни происходит стабилизация.


Но эти вчерашние тренды всем понятны, мы с ними сроднились. Проблема-то совсем в другой динамике.
В индустриальных и, тем более, постиндустриальных обществах, независимо от расы, нации, религии и культурных традиций, люди по ряду причин, их мы рассмотрим чуть позже, перестают размножаться.
Похоже, это такой же неумолимый процесс, как и предыдущий демографический взрыв. Но вопрос не в росте и падении численности населения, а в несовпадении фаз по планете в целом.
Когда европейцы размножались по экспоненте, азиаты с трудом сохраняли численность, а африканцы, в результате работорговли, вымирали.
 В наши дни белые люди вымирают, то есть муж, и жена не рожают себе на смену двух детей, азиаты, начиная с японцев, стараются не отстать.
 Негры же пустились во все тяжкие. Население Африки на наших глазах увеличилось в разы и вырастет ещё втрое.
Но, что нельзя не отметить, чернокожие в США едва воспроизводят свою численность, уступая не только «латиносам», но даже белым. Значит, речь может идти однозначно только о социальных факторах!
  Родившийся в 1900 году житель Бразилии, стране, не участвовавшей в мировых войнах 20 века, к окончанию жизни в 1980 году имел 5 детей, 25 внуков и 125 правнуков. Экстраполяция графика на сто лет вперёд  ведёт, как минимум, к когнитивному диссонансу.
Россиянин, появившийся на свет в демографической яме в 2000 году, лишь один ребёнок в семье, на момент совершеннолетия является единственным потомком 2 родителей, 4 прародителей, 8 прапрародителей. Несложно посчитать, в каком году статистический материал для анализа, в форме живых объектов, закончится полностью.
Надо чётко представлять, каким станет мир, когда не смогут воспроизводить себя даже африканцы.


Каждое последующее поколение будет значительно  меньше предыдущего.  И здесь задача колоссальной трудности для общества и государства, на уровне индивидов она не решаема в принципе. Как взять хотя бы под какой-то контроль темпы снижения численности населения на уровне регионов, государств, планеты?
На примере Индии и Бангладеш мы видим, как неимоверно трудно путём администрирования ограничить избыточную рождаемость. Но ведь рожают бедные и безграмотные.
А чем мотивировать богатых и образованных, если они не видят смысла в воспроизводстве себе подобных?!
Но решать эти задачи всё же придётся. Вопрос стоит вовсе не о том, сколько должно быть людей на планете, а о том, как без катастрофических последствий снизить их численность. Иначе человечество ждут социальные потрясения вплоть до принудительной эвтаназии.
         

2.***
Несколько слов в защиту лицемерия!
В нашей культуре традиционно принято осуждать лицемерие как порок и грех. Сразу в памяти всплывает твёрдая, решительная критика, высказанная Спасителем в отношении фарисеев, проявивших в напускной набожности худшие черты ханжества и двуличия.
 В оправдание фарисеев добавим лишь полстроки. Не будь в те годы в Палестине революционной религиозной ситуации, их начётничество, формализм и банальное обрядоверие вполне бы сошли за норму. Они тупо попали под раздачу,  в общем, как всегда: «наградили непричастных, наказали невиновных!»



Попытаемся обобщить множество определений лицемерия, выделив наиболее значимые параметры. То, что лицемер негодяй, держит за пазухой дурные мысли, знают все.
Он же,  плут, говорит окружающим всякие приятные слова, хотя думает совсем не то, что заявляет. Ну, а как насчёт дел? А вот тут-то выходит  полная нестыковка!
Лицемер всю жизнь совершает только благостные поступки. Да ну, скажите вы, какой же он в таком случае лицемер, то есть пройдоха там, короче, мерзавец, прощелыга и всё в таком же ключе, если всю жизнь добро творит?!
 И какая же выгода лицемерить? В том-то и дело, что никакой выгоды нет. И лицемерами люди становятся не по своей воле. Такими их делает окружающий мир.
Общество, совершенно не интересуясь внутренним духовным состоянием индивида, безапелляционно  требует, чтобы он полностью соответствовал высоким нравственным критериям.
 И, в общем,  не важно,  насколько трудно это даётся конкретной личности. К тому же, вопрос о том, что можно рассчитывать на некую компенсацию за усилия, а порой и сверхусилия, в борьбе с собственными страстями и влечениями, даже не ставится!
Внутреннее равновесие субъекта - это его сугубо частная проблема. Тот же самый первоисточник указывает однозначно: «Воздастся по делам их».


 И член коллектива вынужден  жить за пределами своих духовных  возможностей, то есть в непрестанном надрыве.  Ведь истинные потребности неизменно остаются неудовлетворёнными.
Страсти и влечения загоняются в дальние углы души,  а   требования культуры воспринимаются как постоянный гнёт.   
Это ощущение   дискомфорта и беспокойства ведёт к когнитивному диссонансу и жгучему желанию разорвать порочный круг. История полна примеров,  как эти вопросы решались подспудно.   



Выход из сложившейся парадоксальной ситуации мы видим только на пути пересмотра дефиниции лицемерия. Что, если взглянуть на лицемерие как на адаптационный механизм эволюции?!
 Homo sapiens изначально эволюционировали как социальные существа. Совершенствование общества было не менее важно, чем развитие индивида.
Отсюда и появление таких вредных для особи, но полезных для коллектива человеческих качеств как альтруизм, честность, порядочность, добродетельность.
Здесь же кроются корни религиозности, самоотверженности, желания творить добро, а не зло.
Заметим, что сапиенсы эволюционируют всего  лишь каких-нибудь двести тысяч лет. И за этот, весьма короткий для биологических часов, период времени, далеко не все индивиды получили необходимые, высоко ценимые в обществе гены. Однако тренд налицо.
Все религии, идеологии, учения, включая тайные, однозначно говорят,  где Добро, а где Зло. В этом плане креативностью не отличались  ни поклонники кровожадных богов ацтеки, ни людоеды маори!
Нравственность  и, в первую очередь, общественная мораль победили в рамках социума. Все знают, что такое хорошо и что такое плохо. И каждый понимает, что если все будут делать плохо, социальная система рухнет, похоронив под собой всех и каждого.
Поэтому, если сам не можешь соответствовать высоким идеалам, хоть соседа заставь. А кто-нибудь и на тебя надавит. И здесь лицемерие становится могучей подсказкой эволюции, палочкой-выручалочкой.



Осталось, закрепив теорию практикой, рассмотреть несколько конкретных примеров из нашей обыденной жизни.



Прирождённый садист, сублимируя порочную страсть, выбрал для себя профессию  хирурга. Несомненный лицемер, он всю жизнь кромсал своих пациентов. И заслужил при этом почёт и уважение.
 Уж ему-то, ввиду природной сущности, изначально понятно, как надо резать. Готов ли кто-нибудь заявить: лучше бы этот человек до конца оставался честным перед собой и людьми, и резал пациентов, то есть жертвы, не на операционном столе, а в подворотне?!



Патологоанатом. Чем может привлечь данный вид деятельности, кроме искренней любви к трупам?!
Оговоримся сразу, для лучшего абстрагирования мы не учитываем того обстоятельства, что большинство людей профессию не выбирают, а занимают вакантные места по стечению обстоятельств.



Мужчина – гинеколог. В мужском отделении бани даже старуху не поставят на место банщика. И наоборот.  В ИТУ, то есть на зоне, заключённых женского пола  имеют право досматривать только сотрудницы женщины. Не положено иначе!
А тут такое, куда только мужья смотрят.  Этого мы не знаем.  А вот в какое место  направляет свой взгляд мужчина-гинеколог, известно хорошо.  Ну, и что заставило его среди множества вариантов врачебной специализации, выбрать именно этот?!



Убойщик на скотобойне. Конечно, тут уровень сублимации не запредельный, особенно, если накатить стакан-другой. Тем не менее, кровищи-то хватает!
Юрист, который хочет быть судьёй, а не адвокатом. Как без лицемерия объяснить его мотивацию?  Допустим, он пошёл в судьи просто за деньгами, взятки брать. А если ему нравится судить?!
Снайпер не хочет быть садоводом: «должен же кто – то Родину защищать!». Представим, что он, борясь с лицемерием, реально уйдёт в  каменщики. Так и на самом деле за  родную землю заступиться будет некому.



Надеюсь, данный взгляд на роль и значение лицемерия в жизни общества, может показаться и интересным,  и полезным.

  3.***
В предыдущем эссе мы взяли на себя смелость прикоснуться к такой скользкой теме, как лицемерие. И, похоже, это сошло с рук!
Концептуалисты, стоящие на позициях «не буди лихо, пока спит» и «если ты долго  смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя», пожалуй, скажут, что лицемерна сама попытка заговорить о лицемерии. Что ж, флаг им в руки и барабан на шею.   Мы, в отличие от Ницше, в бездну заглянуть не страшимся. Не пугает нас и перспектива превратиться в чудовище, сражаясь с чудовищами. Потому и приступаем к такой неисчерпаемой теме как Добро и Зло.
В наш секулярный, прагматичный век, когда  глубоко индивидуализированная нравственность людей -  атомов стремится окончательно извести общественную мораль, мы    намерены во всеуслышание заявить о неизбежном торжестве вселенского Добра!
Провозвестники Царства Небесного и победы коммунизма в мировом масштабе основывали свои заявления исключительно на вере. Мы же готовы под наш тезис подвести некоторые обоснования. И в глубине души надеемся: пусть данное положение никогда и не станет догматом, но существовать в качестве парадигмы оно   имеет полное право.


Прежде, чем вести речь, о чём либо, надо сначала выработать дефиницию предмета или явления. Итак, что такое Добро? «Это же элементарно, - скажет готтентот, - Добро – это когда я у зулуса украл быков. Ну, а Зло, соответственно, это когда зулус украл быков у меня».
 «Чё ты тут нам мозги паришь, - возмутится среднестатистический россиянин, - каких-то дикарей приплёл не в тему. Давай ближе к жизни. Зло – это когда америкосы везде понаставили свои базы, рулят во всех комиссиях и комитетах, впаривают кругом ничем не обеспеченные баксы по цене реальных денег, считают, козлы, наши лекарства допингом, а свой допинг лекарством.  Ну, а Добро – это когда мы ставим базы, продаём всему миру оружие, формируем всепланетную повестку дня и не учим английский, потому что все уже выучили русский».  Конечно, два вышеприведённых определения Добра крайне реалистичны и, как руководство к действию, наиболее оптимальны. Но мы, всё-таки, попытаемся копнуть глубже.
На сегодняшний день классическая дефиниция: "Добро – это   намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния. Зло - это намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий».
Как видим, такое понимание рассматриваемых категорий весьма разнится, если не сказать  больше, с их бытовым, жизненным осознанием. Приведём примеры.


Некто не просто боится, а искренно любит Бога и   живёт строго по его заповедям. По канонам, какой конкретной религии не столь уж и важно, по крайней мере, для Бога. Здесь явно прослеживается искренность и намерение. Но имеем ли мы право говорить о бескорыстии?  Никоим образом! Ведь в конечном итоге за благостное поведение адепт получает спасение бессмертной души. А это, согласитесь, бонус покруче «золотых парашютов» уходящих на пенсию директоров крупных сырьевых корпораций! То есть корысть тут видна невооружённым глазом. Оппоненты резонно заявят: «А как же бедолага Иов? Ведь в тот момент, когда Бог и Сатана «сделали» этого безгрешного праведника «в два смычка», он не имел ни малейшего представления, чем всё кончится. Но остался верным своим идеалам».
Мы советуем участникам  дискурса внимательнее изучить первоисточник. Иов, по попущению  Господа, весь срок безжалостного эксперимента пребывал в полной уверенности в благоприятном исходе дела. Для него всё происходило как во сне, ну, или как в компьютерной игре. По сути, он был в доле. Так что и здесь корысть налицо. Особенно, с учётом материальной компенсации.



С теологических  высот спустимся на грешную землю.  Везде и всюду мы видим, как обыкновенные граждане подают нищим. На первый взгляд рафинированное Добро. Ан нет! Вы только вслушайтесь, под какой манипуляторный слоган происходит передача денег из одних рук в другие:  «дайте мне, а Бог вам стократ вернёт!» Корысть здесь не то, что прослеживается, а стоит во главе угла. Перспектива получить гешефт  в десять тысяч процентов добрит не по-детски!
Помнится, Маркс называл прибыль в 300% как пороговую для преодоления  всех моральных преград.
Теперь внимательнее посмотрим на Зло. Защищая Отчизну, воин в страшной, кровавой битве острой саблей надвое, до седла,  рассекает вражеского всадника. Обратимся к нашей дефиниции. Вред, ущерб и страдания причинены? Несомненно. Сделано это   намеренно, умышленно, сознательно? Бесспорно. Ага, вот оно Зло, квинтэссенция, так сказать. Ничего подобного. Убийца, то есть защитник родной земли, совершил благое и даже богоугодное дело, короче, Добро.



Напомним, изначально мы ставили перед собой задачу доказать, что мир обречён на победу  Добра. Но, оказывается, в рамках общепринятого определения нет ни малейшей возможности провести границу между Добром и Злом!  Несколько забегая вперёд, заметим, что лишь в авраамических религиях, особенно христианстве, проводится чёткая грань между данными категориями.
Остальные религиозно - этические концепции  говорят  о равнозначности рассматриваемых проявлений естественного состояния мироздания. Все понятия и ценности относительны, анализ же их бесплоден по причине своей бесконечности.
Мы, как люди воспитанные на базисе марксистско – христианских ценностей, принять эти «азиатские заморочки» не можем ни душой, ни сердцем, ни разумом. Вернёмся к  выверенной парадигме.


Столбовая дорога победного натиска Добра, это своевременная смена его дефиниции!
 И вовсе не в демагогических традициях англо-саксонской морали «джентльмены всегда играют по правилам, но если проигрывают, то  меняют правила». Нет, мы люди основательные и хотим обстоятельно говорить о серьёзных вещах. Хотя демагогической подменой понятий пронизано всё существование человечества, нас этим не испугать.
 В эпоху развитого социализма, 1964-1985г.г., или период застоя, кому как удобней считать, экономика начала сильно тормозить. Ведь за невыполнение государственного задания уже не  расстреливали, можно было и расслабиться.
   Так вот и без того невысокие планы везде и всюду стали корректировать в сторону снижения, затем их перевыполняли и за это получали немалые премии. Ну, разве это не победа Добра?!   Тогда же никак не удавалось наладить производство в колхозах овощей, фруктов и ягод. Хранение, переработка – всё очень щепетильно, без личной заинтересованности дело с места не сдвинуть.
 Это тебе не комсомольцев с пионерами на  уборку «второго хлеба» сгонять. Ведь ягоды, в отличие от  картошки, эти пройдохи мигом, падлы, пожрут, до склада ничего и не дойдёт.
Для справки: в барских имениях этот вопрос решался тем, что девок - сборщиц заставляли непрерывно петь, закрывая, таким образом, постоянно открытый рот.
 В общем, картофелем «строители коммунизма» были обеспечены изрядно. И что бы вы думали? Правильно! Если буржуйская сволочь на загнивающем Западе не считает картошку овощем, группируя её   в одной экономической категории с такими крахмалосодержащими культурами, как маниока, таро, батат и ямс, так это ж их, буржуйские, проблемы.
 А у советских, как говаривал товарищ Маяковский, собственная гордость. И наша родная картоха была повышена до звания овоща. Так мы тут же всех буржуев сразу обогнали на душу населения не только по производству шерстяных тканей, но также и овощей.
С высокой колокольни, или, как учил товарищ Высоцкий, с Эйфелевой башни плюя на головы беспечных парижан, по глупости наяривающих свои артишоки, каперсы, и, не к ночи будет помянуто, каштаны со спаржей.




Ещё пару слов в защиту креативного подхода к выработке дефиниций.
 Выполнить религиозные ограничения невозможно в принципе из-за противоречивости требований. Ведь любая религия это не состояние, а процесс. Тут всё, как в квантовой механике. Кроме ответственности за ошибки, конечно. Их прощать никто не собирается.
 Святые, а они к Богу поближе прочих, это диалектическое противоречие уловили первыми. И, не лицемеря, объективно оценивали себя как великих грешников.
«Отделяя мух от котлет» они чётко понимали, что «дешёвые понты» безгрешной жизни и выеденного яйца не стоят в сравнении с качественным покаянием.
А теперь сузим широкий круг  рассуждений до  вектора, на котором мы расположим неопровержимые факты, подтверждающие неизбежность поражения Зла.
Едва первый человек слез с дерева, сторонники теории изгнания из Эдема тоже могут поучаствовать в процессе поиска, ему пришлось задействовать всеобъемлющее Зло, для внедрения хотя бы элементов Добра в общественную жизнь. Травоядные звери друг друга не едят чисто по физиологическим причинам. У хищников выработался целый набор адаптационных  механизмов, чтобы такие формы поведения были исключением, а не нормой. Человек в эволюционном развитии прошёл, в том числе,  и стадию падальщика. Сожрав всех неандертальцев, сапиенсы принялись друг за друга. А ведь у обезьян ничего подобного нет. В общем, такого каннибализма, в форме людоедства, планета ещё не видела.
Как можно было объяснить дикарям, что нельзя есть младшего брата и совокупляться с матерью? Только через табу, безусловный религиозный запрет. Ну, а единственно серьёзной карой была смертная казнь.   Остальные наказания – это как мёртвому припарки.  Вся конкуренция между кланами сводилась к одному. Надо было убить как можно больше чужаков, чтобы не раскрывали рот на наших мамонтов, бизонов, да хоть и лягушек. Ведь рост численности людей на планете вовсе не сопровождался увеличением пищевых ресурсов.
Контроль над работой вёлся через скальпы, сушёные головы и прочие подобные атрибуты.



Первый реальный шаг на пути к Добру был сделан при переходе от присваивающего хозяйства к производящему. Земледелец и пастух, в отличие от охотника,  могли произвести больше, чем потребляли. Стало выгодно превращать их в рабов. Их уже не съедали, а заставляли работать. Это явный шаг по тропе Добра.
Несомненно, найдётся демагог с рассуждениями о гордых воинах, готовых предпочесть смерть рабству. Но широчайшее распространение данного социального института напоминает: и правила, и исключения должны всегда стоять на своих местах.
А правило здесь одно: развитие технологий вело к росту производительности труда, что автоматически, через социальные изменения, уменьшало степень эксплуатации.  Раба сменил крепостной, уступивший место наёмному рабочему. Приведём пример: дельта Рейна и  Мааса вошла в орбиту цивилизации на рубеже двух эр. Однако технологии римлян не позволяли продуктивно использовать бедные почвы.
Но тысячу лет спустя применение металлического лемеха дало взрывной эффект. Нидерланды сначала стали главным поставщиком еды на рынки Европы, затем первым в мире буржуазным государством, а в наши дни выращенный в теплицах виноград каких-то совсем уж замысловатых сортов продают в жаркие страны, где нефти больше, чем воды.
А вы говорите, мол,  в Тулу, да со своим самоваром! Население же на данной территории выросло в сто раз.



Прямая корреляция между ростом производительности труда и Добра была абсолютна до начала 20 века. Но здесь скачок технологий был таковым, что у человечества просто «сорвало башню».
  Этот недолгий, но суровый зигзаг духовных поисков уловил поэт:
«Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…». 
Две мировых войны уничтожили уйму народу. Но именно в это же время произошёл самый большой рост населения за всю историю человечества.
 Если «полковник Кольт» выровнял   граждан   Америки, то атомная бомба всех остальных. Оставив газовые камеры и обслуживающие их крематории в качестве музеев, человечество, как в омут с головой ринулось в пучину Добра.


В наши дни рост Добра можно характеризовать только экспонентой.
В Англии на заре капитализма  лишённых земельных наделов крестьян объявляли бродягами и вешали. Там же   огромное количество детей горбило на шахтах и фабриках.
Да что там Англия! В России ещё на нашей памяти человека реально сажали, если он не работал. Сегодня ему дают статус безработного и платят деньги. Любой доживший до старости гражданин получает пенсию, даже если он нигде не проработал ни дня. Это ли не железная поступь Добра? Но для того, чтобы разглядеть бриллиант Добра в полной гармонии красок, придётся окинуть взглядом весь мир.
 В передовые страны, типа Германии, уже в сороковые годы 20 века съезжалось, а чаще свозилось много иностранцев на заработки. Первый опыт не стал примером.
 Но и в последующие десятилетия  люди ехали и ехали в Землю Обетованную (не путать с Израилем). Они много работали и много зарабатывали. А процесс шёл.
И что мы видим?  За каких-то три четверти века Зло проиграло с разгромным счётом. На входе в систему миллионы военнопленных, обречённых на адские условия труда и голодную смерть. А в наши дни?
Из телерепортажа мы узнаём о мигранте из тёплой южной страны, которой не повезло с нефтью. Он привёз с собой семью штатной численностью три десятка единиц.
Все многочисленные дети и жёны получают огромные, по российским масштабам немыслимые, я уж не говорю о Буркина-Фасо или Кот Дивуаре, пособия и готовы размножаться, не снижая темпов. Хозяин этого выводка даже как-то заикнулся, что, дескать, не против и поработать. Но некогда, за жёнами надо приглядывать.
 Кто-то скажет: Запад просто сошёл с ума. Но, заметим, последние сто лет Европу хоронят все, кому не лень, а она всё загнивает и загнивает.
Другой случай. Молодой «беженец», не сумев сдержать свою страсть, овладел учеником младших классов. Нет, его не казнили и даже не дали пожизненного срока.
Давайте рассуждать трезво. Местного языка насильник не знал. Как он мог выяснить, согласен ли мальчик на соитие?! Правильно, лишь по невербальным сигналам. Пришелец не сомневался, что такому красавцу, как он, отказать не сможет никто. На подобную  логику опирался и суд, освободив «гостя с юга» из-под стражи. Это ли не умопомрачительная победа Добра?



Ещё триста лет назад девять из десяти жителей планеты занимались производством еды. Сегодня один-два процента. Ещё процентов восемь выпускают промышленные товары. А остальные?
 Танцующих у шеста, как  и персональных тренеров по фитнесу и бальным танцам уже больше, чем фрезеровщиков и комбайнеров. А впереди нас ждут новые технологические революции. Чем сытнее жизнь, тем добрее люди. Иной раз Добро принимает оригинальные формы: и не догадаешься, да вот же оно родимое. И зачем только прячется, от скромности что ли? В больших городах,  а теперь и в малых, люди просто не хотят знать соседей по подъезду, даже по лестничной   площадке. Проходя мимо, не здороваются,  глядя в упор. «Вот она деградация, вот оно вырождение», - злорадно скажет злопыхатель. А в действительности?
  Человек никогда не мог остаться в одиночестве. Как говорится, социум давит. Переполненная людьми пещера, изба, в которой ютится несколько поколений родственников. Коммуналка. Здесь разговор,  вообще, особый.
Десятки ненавидящих один другого жильцов и всеобъемлющий контроль: видеокамеры отдыхают. Характеризуя соседа, поэт отмечал: «Он весь наш быт знал точно и подробно,                Он даже знал, что вату за корсет Кладёт соседка Клавдия Петровна».
А по раздающимся из общего туалета звукам, каждый легко определял, кто занял «точку»: страдающий запорами Моисей Натанович или профессиональный алкоголик Дядя Вася. Люди бежали друг от друга из коммуналок   в «хрущёбки» как  от чумных. А нынешнее нежелание общаться просто рефлексия или болезнь роста.



И все эти процессы идут в жёстком тренде наступления Добра!
 Какой процент от населения составляют инвалиды – колясочники? Уж точно меньше одного. А сколько места для них отводится в транспортной инфраструктуре?! Каких-то тридцать лет назад мода давила на всех нас с решительностью садиста. Если молодой человек не имел джинсов, невообразимо дорогих штанов, то пройти фейс -контроль в глазах потенциальной секс-партнёрши у него не было ни единого шанса.
 Девушки в коротких юбках часами сидели на скамейках рядом с парнями, не каждую ведь сразу посадят на колени, и героически зарабатывали пиелонефрит. Это было целое поколение тех, кто никогда не встретил не только шестидесятую, но даже и двадцать пятую весну.
А сейчас моды в том, классическом, тоталитарном понимании нет. Как говорится, кто, как хочет, так и хохочет. Моду уничтожили люди, чтобы не мешала «жить в кайф».
 Мужчины бреются теперь не два раза в день, а трижды в месяц. Откуда взялся этот стандарт?! Только из желания людей жить с удовольствием, не напрягаясь.
  Никто уже не гладит постельное бельё, а о том, что его раньше ещё и крахмалили, многие просто не знают. Вообще одежду уже почти не гладят. И ткани специальные созданы и эталоны поменялись.
 Кстати о стандартах. Не так давно носить очки было не то, что не престижно, а «реально западло». А кто у нас сейчас главный положительный герой? Очкарик Гарри Поттер, «конченый ботаник», «полный лошара» с общественных позиций ещё недавнего прошлого.
Ведь этот «тормоз» не то, что под вражеский танк броситься не сможет, так он даже «никчёмному фраеру  в рыло заехать» не решится. Рука дрогнет.



Торжество Добра проходит через рост свободы личности. Явной дискриминации подвергались цветные расы. Теперь это в прошлом. Женщины получили равные с мужчинами права. Сегодня мы знаем и о правах детей.  Гомосексуалисты в  наши дни, не боясь уголовного кодекса, могут «вставлять» куда им заблагорассудится.
  На подходе каннибалы! Этическая сторона вопроса запросто решится через создание биореакторов по  выращиванию обезличенной человечины. То есть мышечной массы. Много лет нам внушали, что анорексичка, вес 55кг при росте 180 см, и есть идеал женщины. В реальности такая степень истощения ведёт к неспособности зачать и родить, то есть, строго говоря, к инвалидности. На чём же держался этот ложный идеал?!
  Только на одном – его трудно достичь. Так изнурять себя, когда кругом полно еды, это, по сути, подвижничество.  Когда, доведённые до отчаяния, илоты взбунтовались, их встретили отлично организованные спартанцы. Но кто или точнее что противостоит «восстанию пузанов»? Только обветшалая традиция, которую   совершенно некому защищать.
Толстяки, как и очкарики, взяли численностью. «Нормальные тётки» на пять-шесть пудов веса не хотят, чтобы по подиуму «шлындали   живые вешалки», являясь прямым укором их неспособности контролировать свой   аппетит.
 Пусть и там, на вершине славы в лучах софитов будут «простые  бабы» не сорок четвёртого, а пятьдесят четвёртого размера. И станет ясно, идеал близок и достижим.



Итак, мы видим, что человечество уже  преодолело немало тяжелейших преград  на пути от Зла к Добру. А что дальше? Вышли мы на плато, есть ли ещё резервы для роста или нас ждёт откат назад, что не однажды уже бывало с людьми?! Напомним, что жёсткое противопоставление Добра и Зла существует лишь в христианстве, иудаизм и ислам уже не так непримиримы в этом вопросе,   остальные религиозно - этические концепции      рассматривают данные  проявления естественного состояния мироздания как совершенно равнозначные.
В связи с полной секуляризацией Запада, напомним, это и Австралия, и Япония, мы можем говорить лишь о постхристианском мире. И здесь прослеживаются два,  по сути, противоположных тренда.
Человек не в состоянии «добраться»  до безусловного Добра, говорят нам одни. И, возможно, его судьба лежит по ту сторону Добра и Зла. Это, несомненно, открывает ящик Пандоры.  Однополые браки, узаконивание педофилии, наркомании, каннибализма, принудительной эвтаназии – это только первые «этапы большого пути».


Но есть и другой тренд. В Индии уже не менее трёх тысяч лет существует религия джайнизм.  Мы ознакомимся с ней лишь в минимально необходимом объёме:
«Величайший грех для джайна  - причинение вреда живым существам. Ортодоксальный джайн процеживает питьевую воду, чтобы там случайно не оказались живые существа, специальной метёлкой подметает себе дорогу, дабы не раздавить муравья или червяка. Джайну строго запрещается передвигаться или что-то делать ночью, ведь в темноте можно неконтролируемо нанести вред живому существу».
Кстати, нечто подобное проповедовал и Христос: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют,   ни жнут,
ни собирают в житницы; Посмотрите на полевые лилии, как они растут:  не трудятся, ни прядут; Итак не заботьтесь  не говорите: “что нам есть?” или: “что пить? “ или: “во что одеться?” Итак не заботьтесь о завтрашнем дне,   ибо завтрашний сам будет заботиться о своем…». Представим, что все жители планеты в один день последовали этим рекомендациям! Но христиане мгновенно подогнали нестыковки в учении к реалиям жизни. А вот джайны всё приняли за чистую монету.
 Джайны даже землю пахать не могли, ведь ненароком какого червячка зашибёшь!  Поэтому в мире их крайне мало и занимаются они  торговлей и финансами. Но социальный эксперимент выдержал испытание длиной в тридцать веков.


Так вот, наряду с движением к каннибализму через педофилию, на Западе нарастает и другая тенденция.
Учёные – эволюционисты всё больше приучают нас к выводу, что человек это животное. И отличают нас от приматов, а где-то и от собак, дельфинов и коров не столько качественные, как количественные параметры.  Мы не лучше их, и никакой Бог нам их в пользование не давал. У них есть и мысли, и чувства, и права. Напомним,   у афроамериканцев и коренных австралийцев ещё совсем недавно не было никаких прав.
 Заметим,  сегодня права свиньи на мясной ферме ограничиваются лишь обязанностью убойщика провести гуманный забой без причинения мучений. А завтра?! Появился ряд статей о чувствах и эмоциях растений. Оказывается им тоже больно, когда мы их убиваем, чтобы съесть!
А теперь вообразим какую-нибудь твёрдо стоящую на позициях  «неоджайнизма» экзальтированную дамочку с прибабахом на чайлдфри, активистку Движения  За Самоликвидацию Человечества.  Ей ломоть хлеба в рот не полезет. Ведь в каждом кусочке тысячи убиенных детей пшеницы! Сначала она согласится, есть пищу из биореакторов. Но к этому  времени появится информация о страданиях молекул и даже атомов. И что остаётся?


Освобождение Разума от Плоти, переход человечества на                энергоинформационный уровень! А не об этом ли мечтали проповедники всех религий? Бери круче, разве не в этом Замысел Господа?! Не таким ли представляется Царство Небесное?
 Плоть – материальная основа человеческого Зла. Освобождённый от телесных оков  Дух воспарит, возвестив окончательную победу Добра.
И будет всем счастье!
               
   
 4.***   
В Голливуде в наши дни негры бузят против белых, аргументируя бунт тем, что темнокожим не стали давать   «Оскара».  При этом вопрос о том, плохо ли или хорошо играют, представляющие расовые меньшинства, актёры  даже и не поднимается.
Обрабатываются статистические данные, экстраполируются графики временных интервалов и делается  «единственно верный вывод» - наших бьют. То есть явная расовая дискриминация.
Премия Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар» не вчера появилась. В те годы, когда на скамейках в парках в США реально писали «только для белых», ни те, кто «Оскара» присуждал, ни сами потомки рабов, проблемы здесь не видели.
А вот когда Мартин Лютер Кинг стал собирать марши миллионов, а «Чёрные пантеры» устроили реальный террор по всем штатам, белые быстро сообразили, что надо договариваться. На расовые меньшинства посыпались бонусы и дисконты.


 В своё время белые чернокожих просто угнетали, а индейцев истребили. Требуя исторических компенсаций, негры, как говорится, «и своё не отдали, и чужое не упустили».  Цивилизационное покаяние белых перед индейцами выходцы из Африки диверсифицировали в реальные материальные преимущества для себя.
 В восьмидесятые и девяностые годы двадцатого века «Оскары» им раздавали, как жареные пирожки. Но когда, как показалось белым, всё устаканилось, вот уже темнокожий и в президенты выбился, куда дальше-то, они решили, что «кто старое помянет, тому глаз вон!». Но афроамериканцы тут же выдвинули   альтернативную точку зрения: «А кто забудет – тому оба!». К халяве-то быстро привыкаешь.


 На волне расового подъёма чернокожих, роста их самосознания, культурного и духовного уровня, несомненно, выдвинулась плеяда ярких политиков, актёров, спортсменов.
Заметим, что и в таких условиях учёные и инженеры из этой среды так и не вышли!
Но, похоже, «заряд пассионарности» иссяк. Ведь эмигранты из Африки теперь не только не униженный, а привилегированный слой общества. Ну и зачем напрягаться?! Даже в кино.
Талантливых темнокожих актёров в наши дни просто нет, а «Оскара»-то хочется. Вот и «гонят пургу» про расизм в одном, отдельно взятом Голливуде, авось удастся «проскочить между щипанных».
В российских реалиях нечто подобное тоже имеет место. Когда  кавказца или азиата  сажают за убийство, он, ища спасительную соломинку, попытается, если и не суд, то себя и земляков убедить в том, что привлекают его исключительно за происхождение.   



В вышеозначенном контексте попытаемся взглянуть на тему дискриминации не замыленным взглядом. Ведь в19 веке рабы даже не осознавали, что они угнетены. Им чётко объяснили: такой порядок вещей идёт от Бога! И куда уж тут рыпаться?!
 А в 21 веке их потомки искренне верят, что не достаточное количество льгот и преференций по отношению к другим слоям общества, тем же белым, и есть самая настоящая несправедливость.
Приведём и мы несколько примеров дискриминации, которые таковыми, возможно, покажутся далеко не каждому.



1. Баскетбол  - вид спорта с ярко выраженной дискриминацией. В боксе, борьбе, штанге никому не придёт в голову сравнивать спортсменов весом 50 кг и 150 кг. Все понимают – это глупо.
 В баскетболе нет градаций по росту. И к чему это приводит? Спортсмен ниже двух метров не имеет никаких шансов. И всем, на удивление, пофигу.



2. Ещё  каких-то полвека назад за пидорами, как за меньшинством,  во всём мире не признавали никаких прав. Сейчас им можно всё, вплоть до однополых браков.
  Вот здесь-то и прослеживается изощрённый цинизм современного постиндустриального общества. Почему обычным гомикам можно,  а педофилам нет?!
Нам начнут втирать, мол, взрослые геи по согласию, а тут же несовершеннолетние. Считаем это демагогической уловкой: за конфетку можно совратить и малолетку.
Яркий пример Древней Греции эпохи расцвета эллинизма напоминает нам, что именно педерастия была наиболее распространённой формой гомосексуализма.   



3. Каннибалы, копрофаги, некрофилы: чем они хуже веганов, сыроедов, солнцеедов? Да здесь, в плане борьбы за свободу и права, поле не паханное,    тут ещё и конь не валялся!



4. Чем традиционные религии доказали своё преимущество перед нетрадиционными?!
Например, возьмём отточенный до совершенства культ  ацтеков, где неистовые боги требовали человеческих жертвоприношений.
Ладно, военнопленных резали как поросят на Рождество. Здесь всё понятно: «хочешь – не хочешь, следующий!». Но ведь были и истинные шедевры  религиозного творчества насельников Месоамерики.
Я надеюсь, никому не пришло в голову, что религия мексиканских индейцев идёт от Бога?!
Девушки из лучших семей становились в длиннющую очередь, чтобы дождаться того благословенного часа, когда боги скажут: ты достойна. Вереница кандидаток на рассвете шла выверенным маршрутом. В засаде сидел вонючий волосатый жрец. Только он один знал, кого призвали боги.
 Ацтеки, до прихода испанцев умели производить некачественную медь. А бронзу, в отличие от инков, плавить так и не научились. Нож у жреца был из вулканического стекла обсидиана. Прямо скажем – не булатная сталь. И этим каменным предметом культа жрец из темноты наносил сзади удар по шее призванной богами. Как вы догадались, снести с плеч изящную головку с первого раза было большой удачей. И тут требовалось истинно ацтекское воспитание элиты. Это вам не английская чопорность, не французская галантность и, даже, не японская утончённость. Бери выше – это ацтекский ментальный стандарт!
Полумёртвая избранница богов, взяв под полный контроль умирающего мозга инстинкт самосохранения, вместо того, чтобы бежать от смертельной опасности, горделиво ждала второго удара. Обычно, третий уже и не требовался.


Описанная сцена ярко контрастирует с   постановочным актом, в котором участвовали  Авраам  и Исаак.
У ацтеков всё было по-взрослому: никакой заместительной жертвы в виде барашка заведомо не предусматривалось!
 Но пришли испанцы и объяснили местным жителям, что их традиционная религия не столь уж и традиционна.  Новый культ весьма быстро заменил старый.
Правда, в жертву высшим силам стали приносить не лучших, а худших. То есть не праведников, а грешников. И  на   теокалли никто  тела теперь уже не    расчленял, вырывая сердца, как самую лакомую для богов часть тела.
Всё упростилось вплоть до примитива. Людей,   через небольшое аутодафе, целиком заживо сжигали на   костре.



В 750 году Римской эры, это минус третий год от Рождества Христова,  на всей планете не было ни одного христианского храма. Но ведь основоположников движения это совсем не смущало.
 Ну, и где теперь эти грандиозные дворцы, посвящённые всяким разным зевсам, юпитерам и тому подобным афродитам?! А церквей шаговой доступности не меньше, чем кабинетов политпросвещения и красных уголков в  в минус девятнадцатом году коммунистической эры (1961 год от Р.Х.).Вот тебе и традиционность!
В наши дни совсем слабовато насчёт храмов  Летающего Макаронного Монстра. Или Великого Червя. Но адептов это не смущает.
  Как говаривали немцы в апреле 1945 года: «Да, вы сейчас под Берлином. Ну и что?! Ведь мы уже были и под Москвой, и в Сталинграде. Погодите, только вот Оружие Возмездия сварганим, сразу и вернёмся».
Зато реально существует  живой Бог Кузя. Его даже потрогать можно. Сотворил ли он, кроме беспредела, ещё что-либо, пока неизвестно. Но его последователи не сомневаются, что для Кузи пройтись по воде, всё равно, что два пальца об асфальт.
  Имеют ли право традиционные конфессии давить и прессовать учения нетрадиционные? Здесь одна установка: прав тот, у кого больше прав. Но кто выиграет в конкурентной борьбе за души человеческие, это ещё бабушка надвое сказала. А апостол Павел выразился намного точнее и глубже   абстрактной бабушки: если учение сие от Бога, то оно не умрёт.



5. Мужское синхронное плавание и женская штанга. Это реальный рывок от дискриминации к равенству возможностей.
Может кто-то по простоте душевной и съехидничает: пусть дуры пыжатся, геморрой зарабатывают. Но здесь не получится и рыбку съесть, и косточкой не подавиться. Принцип важнее здравого смысла.  Тут же как: «Моя свобода кончается там, где начинается твоя» и «Я ненавижу ваши идеи, но готов умереть за то, чтобы вы могли их высказать». Вон как классики хватили!



6. Но вся эта пустопорожняя болтовня не стоит и выеденного яйца на фоне той ещё не осознанной биологической катастрофы, которая дамокловым мечом нависает над всеми нами.
Мужчины лишены права на репродуктивную функцию! И о каком равенстве полов после этого можно тараторить?!
 Природа задействует в механизме эволюции мужской пол как расходный материал, как субстанцию для экспериментов, лишая мужчин главного преимущества: способности воспроизводить себе подобных. Рискнём применить смелую метафору – делает это она  не с большим пиететом, чем сами мужчины употребляют средство контрацепции, изготовленное из латекса.
Самка паука после совокупления банально съедает полового партнёра: ей нужен биологический материал для формирования потомства!
У людей до этого пока не дошло. Но задуматься есть над чем. Природа не оперирует моральными категориями; важны только целесообразность и эффективность функционирования системы.
 Пока мы не разрешим это главное межполовое и гендерное противоречие наших дней, борьба с дискриминацией будет остро стоять в повестке дня!



5.***

Алкоголь –  наркотик!
Этот набивший оскомину слоган сегодня никто всерьёз не воспринимает. Наряду с каплей никотина, способной убить лошадь, сей расхожий штамп, уместен скорее на устах полусумасшедших городских моралистов, чем адекватных, трезво (простите за каламбур!) смотрящих на жизнь людей. Тем не менее, мы рискнём заявить, что алкоголь самый обыкновенный наркотик: ничем не лучше и не хуже героина, кокаина, гашиша.
В европейской культуре употребление алкоголесодержащих растворов не просто привычно и обыденно. Оно освящено традициями, устоями, даже религиозными канонами.
Шампанское: всё красиво, празднично. «Лимонад» алкогольный, жажду утолить. А в том «лимонаде» градусов десять спирта! Кагор, священное вино, важнейший атрибут богослужения.


 Все эти ментальные наслоения устойчиво преследуют одну цель: аккуратно скрыть основное назначение   алкоголя. Разнообразнейшие напитки, начиная от чистого спирта и заканчивая изготовленным из молока кумысом, нужны только для одного: войти в состояние опьянения, «догнаться», «поймать кайф» и т.д.
 Но говорить об этом,  прямо и открыто  ни в коем случае нельзя. Мы же не наркоманы какие-нибудь! А пьём для общения, уважения окружающих, для порядка, в конце концов, в форме поддержания общепринятых обычаев.
 Ну, а то, что фундаментом всего этого служит наркотическое опьянение алкоголем, необходимое лишь для выведения сознания из состояния психической устойчивости, так это ж от пращуров завещано.



Это там где-то в параллельном мире живут мерзкие наркоманы. Они «торчат на игле», убивая себя «герычем». Идут не по той «дорожке», отупляя мозги «коксом». В любой момент готовы «пыхнуть тягу» забористой «травы».
А вот на краю пешеходной тропинки валяется абсолютно невменяемый субъект. Он не способен контролировать ни одного  из своих действий. Даже позыва к мочеиспусканию, что подтверждается большим мокрым пятном на брюках.
Он лежит на спине и рвотный рефлекс едва не привёл к удушению. Человек даже не осознает, как его зовут, и где он находится. По сути это кусок биомассы на грани жизни и смерти.
«Ну, выпил мужик, перебрал малость, - скажут многие, - а с кем не бывает? Не зарекайтесь!» Мы и не зарекаемся.
 Необходимо лишь констатировать, что «передоз» социально допустимого наркотика алкоголя ведёт к тем же последствиям, что и употребление неприемлемых в нашей культуре, так называемых, тяжёлых наркотиков.
Не упустим из виду  и алкогольный делирий, иными словами, белую горячку. «Белочка» возникает у алкашей в период прекращения пьянства. Выражается бредом,    обусловленным зрительными, слуховыми и  тактильными галлюцинациями.  «Галюны» обычно носят угрожающий характер, часто представлены в образе мелких ужасных существ:  насекомых, чертей и т.д.   
Основную опасность при делирии представляет риск самоповреждения.
И чем, хотелось бы спросить, всё это отличается от классической «ломки» героинового наркомана, который, по тем или иным причинам,  лишён «дозы»? Чем?!




Ещё раз заметим, в общественном сознании алкоголь вообще не считается наркотиком, даже наилегчайшим. А таковым его классифицируют «зануды» специалисты.
Как аргумент в споре могут использовать постулат о том, что наркоманами становятся с первого шприца, а спиваются годами. Но и здесь всё не столь однозначно.
В отличие от христианства, буддизм, индуизм и ислам категорически против алкоголя. И если две первых религии настойчиво рекомендуют, то в третьей всё совсем «не по-детски».  В Иране, например, не так давно одного алкаша, который всех уже достал, за пьянство казнили. В смысловом переводе запрет для мусульман близок к фразе «запрещено употребление любого вещества, находящегося в любом из   трёх агрегатных состояний – твёрдом, жидком и газообразном – способного в той или иной степени воздействовать на сознание».
Как видим, запрет тотальный. Но едва просохли чернила на страницах священного текста, лицемеры всё свели к алкоголю.
Заметим, именно этот наркотик был выбран как наиболее опасный. Тут же по единой территории исламской культуры от Марокко до Индонезии почти мгновенно расползлись опиаты и каннабиноиды.
С точки зрения потягивающего пивко европейца, цивилизация, плотно «подсевшая» на тяжёлые наркотики, обречена. Но, как мы видим, ни о какой катастрофе нет и речи.  Великолепные рубаи, в которых восхвалял вино пьяница Омар Хайям, просто меркнут на фоне закулисных достижений обкурившихся анаши ассасинов.


К слову напомним, что индейцы тысячелетиями жевали листья коки, из которых изготавливается кокаин, тяжёлый наркотик. Кокаиновыми наркоманами являлись все представители знати в империи инков, включая жречество. Как видим, ни продукты опийного мака опиаты, ни препараты конопли каннабиноиды, ни производное листьев коки психостимулятор кокаин не смогли уничтожить ни одной из цивилизаций, даже ни одного малочисленного народа.   
В этом плане история даёт нам ещё один пример, подтверждающий выдвинутый тезис.  Европа вела активную торговлю с Китаем после захвата римлянами Египта (первый век нашей эры).  Но европейские товары, ввиду их низкого качества, не интересовали жителей Поднебесной. И до начала 19 века,  в течение почти двух тысяч лет, приходилось возить в Китай деньги, то есть, банально, золото и серебро.
 Но англичане всё-таки нашли востребованный товар. Это был опий! Производили его из мака, выращиваемого на индийских плантациях.
 Маньчжурское правительство империи Цин опомнилось, когда до десяти процентов подданных уже являлись наркоманами, а правящая элита поголовно. Власти запретили ввоз наркотика в страну.
   Но не тут-то было!        Англичане провели две победоносных войны, более похожих на карательные экспедиции, и окончательно «подсадили»  почти все слои населения на опиум. Но нация не погибла.
Впрочем,   колонизаторы такой задачи перед собой и не ставили. А кто будет производить высококачественные товары для неэквивалентного обмена?! Себестоимость опиума – копейки. А когда ломка начнётся, отдашь за «дозу» не только чай,   шёлк,   фарфор, но и мать родную.
 Если упоминание матери скорее метафора, то детей меняли на наркотик, не задумываясь. Китай впал в наркотический бред более  чем на столетие. Окончательно избавиться от напасти удалось лишь к началу 21 века, когда стали расстреливать не за производство, продажу и хранение, а просто за употребление зелья.  Из глубин, не затронутых эпидемией, народных масс выдвинулись новые таланты и успехи современного Китая в экономике,    культуре и спорте однозначно говорят: катастрофа не произошла.


 Существует убеждение, что  на героин «подсядешь» с первой дозы, а спиться не так-то просто. Это верно в отношении лишь тех народов, которые знакомы с алкоголем уже тысячелетия.
 Дурманящие вещества использовали все жители земли от Аляски до Патагонии, и от Чукотки до Новой Зеландии.  К началу Великих географических открытий многие народы были совершенно незнакомы с алкоголем. И оказались беззащитны перед этим страшным оружием колонизаторов.
Этиловый спирт очищал территории от туземцев для будущих поселений пришельцев с не меньшей эффективностью, чем оспа. В полную зависимость аборигены впадали с первого же стакана!
Представители белой расы, европеоиды, столь же беззащитны перед опиатами. Но между потенциальным потребителем и наркотиком стоит колоссальный репрессивный аппарат государства, которое делает всё возможное, чтобы наркоманов было как можно меньше.  История с туземцами куда печальней. До начала 19 века у европейцев в Северной Америке не было задачи тотального уничтожения аборигенов. Местные племена являлись вершиной пищевой цепи сложившегося биоценоза, и эффективно собирали природную ренту в виде шкурок пушных зверей.
 На международном рынке цена на меха была баснословной, а платили за них индейцам тем же  алкоголем, на местном жаргоне «огненной водой».
Краснокожие даже вели между собой «Бобровые войны» за монопольное право на меховой бизнес. Когда встал вопрос об уничтожении туземцев, воевать уже было, особо и не с кем. Они просто самоликвидировались.
 Заметим, во многом не благодаря, а вопреки проводимой этнической политике. Ещё больший диссонанс случился в России. Правительство изначально проявляло заботу о сохранении местных народов на Русском Севере. В общем, исходя из меркантилизма.
Пушнина в те годы заменяла нынешнюю нефть в плане наполнения бюджета. Местные народы расплачивались мехами за право жить спокойно по законам предков. Такой статус-кво был выгоден всем. Но завозимый даже контрабандой алкоголь делал своё дело. Туземное население спивалось и вымирало, несмотря на реальные усилия властей.



Невольно мы приходим к выводу, что алкоголь самый страшный наркотик. Получается как в том анекдоте «ты, отрок, так всю науку к одному месту сведёшь». Заметим, что ко вполне объективным выводам о пользе малых доз алкоголя приходят те учёные, которые сами не дураки выпить. И, соответственно, наоборот, у трезвенников, не менее объективно получаются противоположные результаты.  Мы вовсе не хотим аберрации предвзятостью. Наша задача  донести мысль: алкоголь -  это наркотик. Просто наркотик, не лёгкий и не тяжёлый, обыкновенный, такой, как и другие.
У европейской, христианской цивилизации особое отношение с этиловым спиртом. Христианство единственная религия, которая не только не порицает алкоголь,  но и возводит его на сакральный уровень.
Кагор, церковное вино, символизирует единение с Богом.
На Тайной Вечере   Христос подал ученикам чашу вина со словами: "Пейте из нее все. В чаше сей кровь моя, которая изливается во оставление грехов ваших. Сие творите в воспоминание обо мне". Данная сцена стала прообразом Таинства причащения. Сакрализация алкоголя проходила в течение долгих веков. И чем заменить кагор, если вопрос станет в повестку дня? Не компотом же!


Однако у человечества уже есть опыт решения глобальных задач, которые в принципе казались не решаемыми.
Декларация равноправия рас, полов, меньшинств, включая сексуальные, стала венцом многовековой, даже  много тысячелетней борьбы. И так ли уж непобедим алкоголь?!
Если бы наши предки красиво курили Священные Трубки Мира или в прекрасных храмах ритуально поедали мухоморы, как бы мы  относились к бытовому пьянству и, тем более, ничем не прикрытому алкоголизму?!
               
 

6.***

Истина есть не что иное, как очередное заблуждение человеческого разума. На некоторый период времени (от одного мгновения до почти бесконечности), некоторым количеством людей (от одного человека до всего человечества) любое заблуждение может приниматься  за истину.  Ввиду того, что конкретный индивидуум живёт весьма недолго, аберрация близости не позволяет взглянуть на ситуацию с высоты птичьего полёта. Каждый обычно довольствуется собственной интеллектуальной норой.
Но назовите хотя бы одну истину, которая устояла в таковом ранге со времён позднего неолита или даже с эпохи первых пирамид! Заранее искренно благодарим. 
  Оппоненты могут с ухмылкой заявить: «Ох, ты хватил, «неолит»! Был ли он в реальности? Ну, и пирамиды. Вон христианство уже две тысячи лет стоит и ничего. Да и вообще». Здесь, чтобы не влезать в дебри, добавим лишь пару слов. Много ли оставил в христианстве от идей Христа апостол Павел?! А что общего между христианством Монтана и Тертуллиана с одной стороны и Лютера, Эллен Уайт, и Чарлза Тейза Рассела  с другой? Разве что наименование Бога!



Давайте рассмотрим куда более короткий временной интервал, точнее события, развернувшиеся на наших глазах. Ирина Аллегрова с подачи Ларисы Рубальской на голубом глазу поёт о чужом муже: «Угнала тебя, угнала,
Ну и что же тут криминального?» Похоже, этим двум солидным дамам  совсем незнакомы такие слова как: аморально, безнравственно, бесстыдно, порочно.
Раз за такие делишки не сажают – вперёд. Достоевский выразил этот императив ещё ярче: Бога нет – всё можно! В девяностые годы двадцатого  века такой взгляд на жизнь ни у кого не возбуждал  ни малейшего сомнения. А в наши дни эта песня воспринимается уже совсем по-другому. В те же девяностые выбросила на рынок свой «шедевр» и Алёна Апина:  «Ты американец, ты мальчонка.
Увози меня и все дела. American boy, уеду с тобой,
Уеду с тобой - Москва прощай».
  Песня шла на ура и полностью отвечала политическому моменту. Хорошо, ангел-хранитель отвёл руку, не ляпнула: «Россия, прощай!», тормознула на Москве. А то в наши дни за такие слова и по судам могут затаскать!



Совершенно иначе сегодня воспринимаются песни Талькова о связанной кумачом России и творения Газманова о есаулах и господах офицерах, которые  «Что ж мы, братцы, наделали».
Ну, а Витя Рыбин, более объективно «бандформирование музыкального типа» группа «Дюна», призывал нас в те годы: «Пей, пей, Ваня, не болей!  Пей, пей, Ваня, на здоровье. ПЕЙ, ПЕЙ, ДЕНЕГ НЕ ЖАЛЕЙ. Пей, Ваня, пей, пей, пей!».
 Споить ИВАНА, то есть русский народ, на его же собственные деньги?!
Не так ли поступали белые колонизаторы, поднося вождям краснокожих первый стакан с огненной водой? А второй стакан он уже и сам искать будет.
 И ведь никто не узрел во всём этом бедламе ни кощунства, ни цинизма, ни, даже, лицемерия!



А  квинтэссенцией развёрнутого дискурса, пожалуй, готова стать «Песенка про папу» Шаинского.  «Папа может быть кем угодно, только мамой не может быть!» Где здесь основания для сомнений?! И в период неолита, и во времена активного строительства пирамид и во все последующие эпохи только сумасшедший мог поставить вопрос о необходимости постановки вопроса.
А вот современные юристы из «цивилизованных» стран однозначно ответят: «Может!». Ибо нет никаких пап и мам, а есть родитель №1 и родитель №2. И не имеет  ни малейшего значения к мужскому или женскому полу относятся эти субъекты!


Рецензии
Замечательная публикация. (Статьёй не назовёшь. Статья = это слишком мелко). Огромный объём информации,подносимый высоким, без сомнения,
интеллектуалом.Прочитаю ещё и, может быть, не один раз, чтобы дать более=менее правильную оценку этому многоплановому произведению.
С уважением, Ю.Матусов.

Юрий Матусов   23.01.2022 09:08     Заявить о нарушении
Юрий, большое спасибо за высокую оценку произведения. Такие рецензии, несомненно, формируют стимул к дальнейшему творчеству.

Лев Хазарский   23.01.2022 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.