Поющая Россия

               
               
    Иногда я думаю о том, почему в России в повседневной жизни уже много лет не поют. При этом вспоминаю детство, когда в нашей стране все пели – в семье, в коллективных поездках на сельхозработы, в застольях. Девушки пели на улице, что считалось нормой. К моей старшей сестре приходили подружки и часто пели. Пели одноклассницы на переменах, сев кружком, и даже на несколько голосов. Тогда везде были хоры – в школах, в вузах, на заводах, в сельских клубах… А потом всё стало исчезать. И вот несколько лет назад, будучи в командировке, в одном из районных  городов, я прочитал непривычное объявление о конкурсе хоров.

    Я сразу вспомнил то милое время, когда нас школьников учителя после уроков дважды в неделю загоняли на хор. И хотя добрая половина из нас ходила туда по принципу «Я участвую в хору, все орут и я ору», но на весенних районных, а иногда и областных смотрах наш хор гремел и все мы в те мгновенья очень любили свою Родину, потому что песни были патриотические. Родители давали нам маленькие денежки, чтобы мы могли после выступления купить в буфете лимонад и коржики, которые были очень вкусными. Потом пошли ВИА, дискотеки, на которых мальчики и девочки оглушали себя грохочущей музыкой, чтобы не слышать окружающий мир, а чтобы не видеть его, стали принимать алкоголь, наркотики. И даже танцевать стали поодиночке, а не парами. А уж когда пришёл интернет, то и вовсе обособились, каждый в своей конуре. А тут ещё и страна распалась, место культуры занял шоу-бизнес. Петь люди перестали. Дома, на дачах, на корпоративах - гремящая музыка с голосами «Фабрики звёзд». Однажды слышал по радио, что приезжает Кубанский казачий хор. Но то профессионалы и одни. А здесь объявление - целый конкурс хоров, да ещё самодеятельных. Весточка из далёкого мира. Я считал, что хоры вымерли, это было так давно.               
               
    Мне захотелось послушать, тем более, что входная плата была символической – по цене одной поездки в городском транспорте.

    Открылся занавес. На сцене стояло около пятидесяти старушек и несколько старичков. Раньше я видел только школьные хоры да профессиональные, где не было седых людей. Когда же запели, я был обескуражен ещё больше. Высокие женские голоса были без окраски, без обертонов, словно нижние струны гитары без оплётки. Голоса имели  одинаково металлическое серебристое звучание. При этом они дребезжали. Дребезжание отвлекало. Оно мешало, словно гудение мух в квартире. Хоры сменяли один другой. Всё пожилые люди.  Я был удивлён. – Как же постарел хор. Ни одного молодого человека…

    Уходил с мыслью - неужели самодеятельные хоры исчезнут вместе со старушками.
В нашей поселковой школе пение было до девятого класса включительно. Вёл его баянист, который во время урока отбирал солистов для хора. Участие в хоре сближало, рождало чувство коллективизма, развивало музыкальный слух, позволяло каждому ощутить свои голосовые возможности, да и просто излить душу в пении, кроме того, выявляло красивые голоса для дальнейшего музыкального образования. Многие эстрадные певцы начинали творческий путь с хора. Школьные хоры были начальным этапом приобщения населения к музыкальной культуре. В современном Китае идут ещё дальше. Там в школьную программу включено обучение оперному искусству.. Но как сделать, чтобы люди у нас снова запели …

    И вот недавно встретил знакомую. Она сказала, что спешит в Культурный Центр на хор. Я сразу вспомнил тот конкурс и старушек, как я думал, последних из могикан. Но хор почему-то ещё существует. Я решил его послушать. И не пожалел.

    Руководит хором Анатолий Павлович Мохонько, заслуженный работник культуры. Возможно уже поэтому всё здесь по-другому, хотя участники немногим моложе тех конкурсантов. Там пели на два голоса – обычное дело для любительских хоров, собирающихся от случая к случаю. Здесь же, на  удивление, поют на четыре-, пять - и даже шесть голосов. Что не просто даже профессионалам.      
               
    В юности у нас была забава. Иногда на спор мы, несколько человек, пели громко все сразу, причём каждый свою песню, кто кого перепоёт. Исполнять в таких условиях  мелодию и слова, когда тебе в ухо кто-то кричит совсем другое, оказывалось очень сложно, хотя мы были юными, со свежими способностями.  А здесь большинству хористам за шестьдесят, возраст, когда музыкальные слух и память притупляются. Не трудно представить, какой большой труд, сколько регулярных репетиций, какая дисциплина должны быть у людей, поющих многоголосием, да ещё, как они нередко делают – а капелльно.

    Там, на конкурсе, исполнялись песни народные и патриотические, как всегда. Здесь же, кроме песен, звучат отрывки из мюзиклов, опер, оперетт, бравурные мелодии и даже на английском языке… Всё это ново, непривычно для хора.

    Главным качеством певца всегда являлось наличие красивого певческого голоса - желательно сильного, музыкального слуха, а также индивидуальности в исполнении.  Но с приходом шоу-бизнеса всё перевернулось. Певцов научились делать с помощью звукового «грима» при слабеньких данных. Талантливых же исполнителей редко показывают не только частные, но и государственные телеканалы. В результате, последние тридцать лет мы не слышим с экранов русских народных песен, романсов; нет, как прежде, трансляции опер,  оперетт…

    Но причина упадка музыкальной культуры в России не только в дурном вкусе хозяев телеканалов, радиостанций и шоу-бизнеса. Общая неразбериха в стране в последние годы также всего не объясняет. Причина глубже. Шоу-бизнес появился не просто так. Он занял возникшую пустоту - место чего-то чистого, что ушло. …Душа у людей потеряла что-то святое, закрылась, окаменела, перестала петь.    
         
    Как же хору удаётся выживать. Доходов не приносит - слово «хор» зрителей не собирает. Он явно не в строку. Аренду залов руководителю Хора Советской Песни (так называется хор А.П. Мохонько) иногда приходится оплачивать из своего кармана, как и концертную одежду хористов. И это несмотря на то, что Хор Советской Песни является лауреатом областных фестивалей, призером  Всероссийского конкурса «Поющая Россия», лауреатом международных фестивалей «Хоровое вече Сибири» и «Прииртышские напевы».

    Отчетные концерты хора проводятся раз в год, а между ними только иногда по несколько песен на общественных мероприятиях - тематических либо к празднику. Но два-три произведения, не всегда самые лучшие из репертуара, мало привлекают слушателей. И лишь побывав на репетициях, я увидел всю красоту пения хора, наслаждался, наблюдая, как шлифуется каждая фраза, ткётся ажурное полотно песен и был огорчён, что кроме меня этого никто не слышит. Я предложил руководителю хоть иногда приглашать на репетиции зрителей – устраивать типа мастер-класса, чтобы люди узнали о таком удивительном хоре.

    На конкурсах отмечали профессионализм Хора Советской Песни. Но даётся такое не просто. «Взрослые» хоры страдают нестабильной посещаемостью. У кого-то рабочая смена, кто-то с внуками, кто приболел (возраст-то не спортивный), у кого сад, кого-то муж не пускает. Подобные проблемы и в Хоре Советской Песни. Из тридцати с лишним певцов на репетициях бывают лишь двадцать с небольшим и те меняются. Приходится делать повторы. Поэтому репетиции длятся четыре часа. Перерабатываются старые, разучиваются новые мелодии; постигается звуковое наполнение фраз, нюансы чувств при пении, ритмика… -  то, что создаёт красоту исполнения. Анатолий Павлович словно между прочим передаёт профессиональные знания. Благодаря его необыкновенным  творческим и организаторским способностям репетиции пролетают как одно мгновение.

    Участником Хора Советской Песни может стать каждый от восемнадцати до восьмидесяти лет. Но многие, узнав репертуар, уходят, говорят, что пришли отдохнуть, попеть традиционные застольные песни, а здесь надо трудиться… А уж кто остался, радуются, что не ушли.               

    В репертуаре коллектива около ста пятидесяти произведений разных стилей, жанров и эпох. Запомнить не просто, а на концертах от волнения нетрудно и забыть. Во избежание конфуза, решили каждому дать на выступление красную папку с текстами. Конкурсная комиссия, слушая отличное пение и видя папки, решила, что все с музыкальным образованием, поют по нотам. Поющим такое польстило – всего несколько человек знают нотную грамоту.

    И вот совсем недавно состоялся отдельный концерт Хора Советской Песни в помещении областной филармонии. Зал был полон. Хор выступал в полной красе. «Русский вальс» Пахмутовой, хоровые произведения Свиридова, песня Гладкова из кинофильма «Обыкновенное чудо», старинный романс «Я помню вальса звук прелестный» Николая Листова, «Тебе поем» Ипполитова-Иванова из литургии Иоанна Златоуста, русские народные песни, современные грустные и шуточные – далеко неполный перечень исполненных мелодий. Солисты с красивыми сильными голосами.   
               
    Поймал себя на мысли, что на концертах художественной самодеятельности всегда чего-то недостаёт – у кого-то голос тихий, у кого-то резкий, у кого-то хриплый, кто-то не берёт ноту… - одним словом самодеятельность, пришли и спели кто как смог. В выступлениях Хора Советской Песни не оказалось никакой недостачи. Чёткое многоголосие, наполнение каждого звука, отличное звучание как женских, так  и мужских голосов, взяты все ноты. Но главное – чувства. Когда закончился концерт, зрители не спешили подниматься с мест.  Такое бывает не часто, всегда бегут в гардероб. А здесь - полное умиротворение. Песенная гармония расслабила, раскрепостила души, вернула во времена истинных ценностей.

    Возможно, за таким хором будущее. Строгость классического пения и многообразие жанров. Мы знаем выражение «душа поёт» - это когда человеку хорошо. И именно этот сохранившийся непрофессиональный хор представляется своеобразным коридором из поющей в прошлом России в будущую поющую Россию, когда душа народа снова запоёт.

    Когда шёл на концерт, недалеко от филармонии встретил трёх девочек лет десяти. Они пели. Такое услышал впервые за несколько десятилетий – пение на улице, где уже и пьяные давно не поют. Я посчитал это хорошим знаком.


Рецензии
"упадка музыкальной культуры в России не только в дурном вкусе хозяев телеканалов, радиостанций и шоу-бизнеса."
Сударь, телеканалу важно, чтобы его смотрели. Есть на РТР передачи, где поют профессионалы, но опера, оперетта мало кому интересна. Так что они идут за массовым зрителем. А в народе популярны примитивные мелодии с убогими текстами.
Вам нужно смериться с тем, что таких телезрителей большинство.

"проблемы и в Хоре Советской Песни" Сударь, славную страницу советской песни давно перевернули. Спеть эти песни лучше, чем уже спели советские звёзды никто не может. В лучшем случае, они подражают мэтрам.
А слушателям это неинтересно.

Проблема в другом. Сегодня нет поэтов способных писать стихи для песен.
Похоже что великая эпоха Советской песни ушла безвозвратно, хотя кто-то ещё сочиняет. Но суррогаты тут же забываются.

Владимир Иноземцев   10.12.2023 17:56     Заявить о нарушении
Пишущих песни и даже, исполняющих их, на наших сайтах полно. Возьмите например, Пыжьянову Татьяну. Есть масса других отличных авторов.
А насчёт музыкальной культуры на ТВ, как раз сегодня по каналу Культура, конкурс под названием "Щелкунчик" посмотрел. Во вторник будет финальный концерт в зале московской консерватории. Всем советую. Совсем детишки, ведь. И как играют.

Дмитрий Маштаков   10.12.2023 18:40   Заявить о нарушении
"исполняющих их, на наших сайтах полно. Возьмите например, Пыжьянову Татьяну. "
Главное, тексты, которые они поют. А тексты заурядные т.к. их составляют сами певцы или такие же, считающие себя поэтами.
И всё, что сегодня поют - это хлам, который тут же забывают. потому что в стихах нет новизны, нет изюминки.
Например, о любви нужно писать так, чтобы не было слов любовь, милая и т.д
Слова должны быть другими но о ней.
Например, Михаил Танич = "на тебе сошелся клином целый свет". Но в этих словах целая повесть о любви.

Или его же "Ну что тебе сказать про Сахалин? На острове нормальная погода."
слушателя переносят в другую плоскость.
Или "расцвела сирень, черёмуха в саду..."
опять же о любви.
Так что сегодня нет Леонида Матусовского, Долматовского, Лебедева-Кумача.
А забавы самоделкиных никому, кроме авторов, ни и некоторых невзыскательных слушателей, к примеру, во время застолья тут же забываются.
Хотя они или другие следом комбинируют известные слова для людей, у которых поёт душа.

Владимир Иноземцев   10.12.2023 20:55   Заявить о нарушении
Заурядные? Вовсе нет. Смею думать, что Вы просто авторов сайта стихи.ру не знаете.

Дмитрий Маштаков   10.12.2023 21:23   Заявить о нарушении
Сударь, их никто не знает. Настоящих поэтов знала вся страна. И знают до сих пор.
Недавно ушел Николай Добронравов, но вместо него никто не появился. Хотя рифмуют тексты тысячами.

Владимир Иноземцев   10.12.2023 21:30   Заявить о нарушении
Простите меня, поэзия явление сложное. Поэзия Добронравова мне не нравится. Она неглубока. Есть отдельные, удачные тексты. Но большинство, что называется, кондовые. Хорошая мелодия многие стихи вытягивает.
В поэзии нужно на классиков равняться. Блок, Ахматова, но никак не Добронравов.

Дмитрий Маштаков   10.12.2023 21:50   Заявить о нарушении
"Блок, Ахматова, но никак не Добронравов."
Блок, Ахматова для песен тексты не писали. А стихи Добронравова пела вся страна и до сих пор поют.
Тексты песен Добронравова пели лучшие певцы. Благодари им они стали звёздами.

Или Михаил Матусовский - Подмосковные вечера, поют даже и за границей, кк и Катюшу Исаковского.
Так, что пусть дерзают, только они пока мимо.
Сегодняшним певцам не хватает новых песен. Чтобы стать звёздами нужны новые. Но стоящего ни-че-го нет.
И поэтому конкурсы проводят, но публика слушать таких певцов не пойдёт. Всё элементарно, готовы ли люди платить за искусство? Это и есть его цена.

Владимир Иноземцев   10.12.2023 22:16   Заявить о нарушении
Ну, послушайте - http://youtu.be/HUVUGjcvB2A
Есть и другое явление - не музыка пишется на текст, а стихи пишутся на мелодию http://stihi.ru/2009/06/06/1

Дмитрий Маштаков   10.12.2023 23:17   Заявить о нарушении
Да Вы и сами можете походить по сайту стихи.ру, и найдёте там и песенные тексты и ссылки на исполнение песен. Я этим специально не интересуюсь, но стихи, имеющие мелодию, и у меня изредка получаются. Очень редко, правда.

Дмитрий Маштаков   10.12.2023 23:28   Заявить о нарушении
Тема соотношения музыки и текста интересна http://dzen.ru/a/YhSvPkGOflqUf2xC
здесь есть место для исследований.

Дмитрий Маштаков   10.12.2023 23:42   Заявить о нарушении
А вот и для хорового пения http://stihi.ru/2008/10/20/3388 можно даже на разные голоса петь, красиво получится. Особенно, рефрен про "бардового цвета пальто".
Основой любого стихотворения является наблюдение. Это - списано с натуры. Москва, возле Курского вокзала, поворот на улицу Радио. Напротив - здание с большими белыми шарами у входа. Солнце светит вдоль улицы справа.
))
Я от этого места неподалёку живу.

Дмитрий Маштаков   11.12.2023 05:08   Заявить о нарушении
А вот ещё, только что нашёл. Посмотрите, как это прекрасно - http://stihi.ru/2018/11/13/2587

Дмитрий Маштаков   11.12.2023 05:55   Заявить о нарушении
Дмитрий, я за свободу слова, но чтоб она не нарушала закон и даже за свободу пения.
Но пусть творчество оценит народ. И если поэт попадёт в точку, песню узнают все.
Так что я за.
Кстати поэта Михаила Исаковского три раза наградили орденом ленина и он стал Героем Соцтруда.
А у Владимира Высоцкого наград не было, но награда для него - память народа.

Вот слова песни: "НУ-ка солнце ярче брызни. Золотыми лучам обжигай. Эй товарищ больше жизни. Поспевай не задерживай, шагай."
Поэтический язык - особый, это язык ярких образов, переносных смыслов, далёких ассоциаций.
1. Солнцу приказать нельзя.
2. Солнце не может брызнуть, реакция там идёт по своим законам.
3. Брызгает вода. а не свет
4. Лучи не золотые, а световые
5. Товарищ больше жизни - больше жизни нельзя потребовать, здесь переносно бодрее.
И всё это складывается в особый поэтический нарратив.
Если таким искусством не владеешь, то такие стихи никому не нужны.

Или Юна Мориц: Когда мы были молодые, фонтаны били голубые и розы красные цвели...
Фонтаны и розы летом всегда - а это о надеждах юности.
То же Добронравов: "Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя... Первый тайм мы уже отыграли...
В жизни нет таймов, но слушатель всё понял.
Так что будем ждать может и новых авторов наградят и мы все о них узнаем, но пока????

Владимир Иноземцев   11.12.2023 10:16   Заявить о нарушении
Спасибо за интересный диалог. С уважением, Александр.

Александр Золотухин 3   11.01.2024 15:39   Заявить о нарушении
И вам спасибо!

Владимир Иноземцев   11.01.2024 16:41   Заявить о нарушении
Друзья, а Вы смотрели "Турнир поэтов" на стихи.ру?
Вот мои впечатления от финала http://stihi.ru/2023/12/31/1921
))

Дмитрий Маштаков   12.01.2024 05:33   Заявить о нарушении
Спасибо Дмитрий. Мне кажется, всё что можно, уже написано.
Мне достаточно того, что я слушаю всякие шоу, огоньки. а там ничего нового.И эти шлягеры тут же забывают.
Но, если вы что-то нароете, желаю удачи.

Владимир Иноземцев   12.01.2024 09:28   Заявить о нарушении
Я уж нарыл. ))
Вот ссылка http://www.plavmost.org/?p=8720
Вы посмотрите сначала кто автор этих стихов, а потом прочитайте текст под названием "Зимняя песня". И объясните мне, пожалуйста, какой смысл несёт этот текст? Пусть я в поэзии не всё понимаю, но смысл какой-то должен быть? А тут я даже темы не понял. О чём это?
.
Между тем, автор - критик, приглашённый на "Турнир поэтов".
Иначе как словом "маразм" я эту ситуацию объяснить не могу. При таких критиках поэзии просто неоткуда взяться.

Дмитрий Маштаков   12.01.2024 23:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.