25. 62 Пушкин Месть мании навязчивых идей
Месть мании (навязчивой ревности и идеи безумия)
Есть классы безумия (мании = mania) по Платону , есть по гею Мишелю Фуко…. Филолог М. Велижев писал о наличии в России XIX века нескольких трактовок безумия: религиозное понимание безумия, медицинское его понимание, а также безумие "комическое" и безумие высокое, романтическое...
Кому что. В приёмной Фрейда висела репродукция картины Фюзели «Кошмар»
Вторая болдинская осень дала два роковых следа = навязчивая идея погибельного кокетства женки-жены и страх Пушкина стать безумцем…
В пушкинских письмах из Болдино в октябре 1833 постоянным стал один мотив = увещевать жену умерить кокетство: думы ли о нескромном, неумном и позорном по сути поведении в обществе жены рождали болезнь духа и тела … или она сама эта болезнь выходила наружу в виде навязчивых ревнивых идей.
Следствием этого явного нездорового состояния явились три близкие по характеру тревожной навязчивости произведения
- поэма Медный Всадник
- прозаическая повесть Пиковая дама
- стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума...».
Во всех трех обыгрывается возможность потери рассудка и реальность безумия = идеация — процесс создания чего-либо исключительно в голове как следствие поражения рассудка навязчивыми идеями
В Медном всаднике мы видим продолжение жизни героя Пушкина по имени Евгений … Наш Женя, промотав дядино наследство, становится мелким чиновником, теряет любимую и сходит с ума в Домика в Коломне. В Медном всаднике Евгения настигает вид безумия, которое по классификации М. Фуко называется космическим = Евгений уходя в безумие прозревает глубочайшие тайны бытия.
В Пиковой даме Германа сводит с ума страх остаться бедным и вера в анекдот о магической силе трех карт — Тройка, Секмерка, Туз!
Одна метафабула — безумие - имеет в МеВс и ПИДе разные сюжеты и разный финал: Евгений в безумии обрел прозревший дух, свободный от материального мира, и привел его к символической смерти на пороге переходла в иную систему миросозерцания. Наоборот, Герман (Германн по воле редактора издания!) в сумасшествии не приобретает просветления и погружается в темную материю плоти самой бытия …
Два разных финала одной картины, две разные модеои конца осознанног бытия = безумия …
Тема безумия с 1833 го, приведшая Пушкина в 1835 к парализующему его суицидальному настрою, суть выражение личной проблемы поэт-человека
(см. 1) БЕЛЫЙ АНДРЕЙ. РИТМ КАК ДИАЛЕКТИКА и "МЕДНЫЙ ВСАДНИК" — 1929
2) "Не дай мне бог сойти с ума". Пушкинская тема безумия в интерпретации А. Белого Макшеева Н.В.,
3) E. M. ТАБОРИССКАЯ, СВОЕОБРАЗИЕ РЕШЕНИЯ ТЕМЫ БЕЗУМИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА 1833 ГОДА(*)
4) Меднис Нина Елисеевна Тема безумия в произведениях второй болдинской осени (поэма «Медный всадник» и повесть «Пиковая дама»)
Юрьева Светлана З. в ст. "Не дай мне бог сойти с ума…". О психиатрии пушкинского времени» уверяет:
согласно пушкинскому стихотворению, несвобода представляет собой следствие не самой сущности безумия, но лишь тех практик обращения с безумием, практик изоляции безумия, что были характерны для России (да, впрочем, и для других стран) того времени. Безумие делает человека несвободным не само по себе ("Не то, чтоб разумом моим / Я дорожил; не то, чтоб с ним / Расстаться был не рад"), но по причине социальных обстоятельств.
И следом задается вопросом:
Так какие же качества были присущи российской психиатрии того времени и что заставляло Пушкина предполагать, будто безумие - худший из вариантов будущего, ожидающих человека ("Нет, легче посох и сума; / Нет, легче труд и глад")?
Ответ ее красочен:
<<<
В домах для умалишенных присутствовали, как правило, комнаты на 20 и более кроватей, приемная, ванная; нередко - комната для особо агрессивных пациентов и комната для обливания пациентов водой. Обычными мерами стеснения были железные цепи, "ремни сыромятные" и смирительные камзолы, а в качестве медицинских мер применялись, в частности, рвотные средства, водолечение, кровопускание и лечение пиявками. Белья, как правило, не хватало, теплой одежды вообще не полагалось. Больные, содержавшиеся в тесноте, на цепях, нередко пребывали в худших условиях, чем могли бы пребывать без призрения, на свободе. В московском доме умалишенных (впоследствии носившем названия Преображенской больницы для душевнобольных, Моск. психиатрической больницы N 1 и N 3, психиатрического стационара имени В. А. Гиляровского, - по сути, старейшей психиатрической больнице в Москве) больные до 1811 г пребывали безвыходно в камерах; нередко и гораздо чаще необходимого применялись железные цепи с обручами. В 1828 г вместо железных цепей ввели "запирательный шкаф" и "смирительное кресло с ремнями". В 1830-е благодаря врачу В. Ф. Саблеру условия пребывания в этом доме умалишенных были значительно смягчены: применение цепей отменили, улучшилось питание пациентов, появились мастерские; смирительные рубашки и "стеснительные кресла" применялись редко.
Саблер
>>>
Но Пушкин (А.С.) этого уже не узнал
Ист-мат:
Незадолго до коронации император Александр I отказался от денег, которые московское дворянство собиралось ассигновать на коронационные торжества, и предложил обратить эти деньги на дела благотворительности. 28 дек.1804 г был издан Высочайший указ об ассигновании «требующихся на исправление Московского Екатерининского Богаделенного дома, так же инвалидного и для умалишённых» 180 000 рублей. На эти средства в 1805—1808 гг по проекту моск. губернского архитектора И. А. Селехова рядом с Екатерининской богадельней был построен новый дом для умалишённых, или Московский доллгауз (от нем. Tollhaus — дом для умалишённых), в который были переведены пациенты и оно стало отдельным специальным психиатрическим учреждением. Это новое двухэтажное здание было рассчитано на 80 коек и в надстроенном виде оно сохранилось до наших дней.
юродивый Иван Корейша
В течение 44 лет (1817—1862) здесь содержался известный всей Москве прозорливец и юродивый Иван Корейша, описанный Ф.М. Достоевским, А.Н. Островским, Н.С. Лесковым и Л. Н. Толстым. Для посещавших его была выставлена кружка, сбор которой достигал 500—700 рублей в месяц, что позволило улучшить положение больных. Численность больных на 1.01.1820 - 113 человек. С 1828 по 1870 гг больницей руководил Василий Саблер, в 1832 г им проведена реформа в управлении больницей — устранение полицейского чина в качестве руководителя больницы, расширение прав врачей, снятие цепей с беспокойных больных и замена их на смирительные рубашки. Благодаря Саблеру больница стала центром практической и научной психиатрии. На всех пациентов стали заводить «скорбные листы», впервые были введены рецептурная книга, должностные инструкции для персонала и другие документы, а также создана система труда, быта и отдыха больных. В 1834 г была издана и утверждена инструкция «О занятиях больных, находившихся в доме умалишённых» трудотерапией, согласно которой больному давалась строго индивидуальная нагрузка - они вязали чулки и вышивали по канве, им были созданы швальная, портняжная, сапожная, красильная, малярная и штукатурная мастерские, а также огород; больным развлекали музыкой и играми. Больных,с целью дифференцированного отношения делили на острых (к ним применяли терапию и оставляли в больнице) и хронических, которых отправляли в богадельню. Для лечения психически больных применялась гидротерапия, психотерапия и лечение прогрессивного паралича антисифилитическими препаратами. В мае 1838 г, по ходатайству главврача император Николай I переименовал Московский доллгауз в Преображенскую больницу для душевнобольных.
merci beaucoup pour votre attention
Свидетельство о публикации №222021200831