Культурная поляна 5
Сразу оговорюсь - крайне странно и неприятно видеть, как авторы с украинскими фамилиями одобряют бойню на своей этнической родине. А такие есть -например один известный автор из далекого Благовещенска призывает к апокалиптическим карам непослушным и несговорчивым родичам за Днепром. Его охотно поддерживают многие пожилые авторы Стихаря из Сибири. Быстро они забыли, как нас, пионеров терпеливо и настойчиво учили" Миру мир." Видать плохо учили простым истинам - телевизор оказался авторитетней и доходчивей здравого смысла.
Надо признать, что Украиной я занялся давно - решил написать содержательный стищь про Киев. Страну эту знаю неплохо: учился на курсах в Харькове, отдыхал в Одессе, бывал проездом на Западе - Львов , Ужгород. В Киеве я не просто бывал, я там жил, была квартира на Леонтовича у Владимирского собора. Тут же выяснилось, что мощное стихотворение о Киеве с историей и пейзажем есть у Маяковского - странно, мало кто знает. И то, что в Киеве спряталась ,самая натуральная крепость с бастионами за Бессарабкой на Леси Украинке, не все имеют представление. Поняв, что я много не знаю, пришлось изрядно поковыряться и в истории и архитектуре Киева. Все полезно, стих о столице на Днепре состоялся . А вот со виршами про Зеленского все оказалось гораздо интересней. Первый стих про Шоумена сразу вычислил его избирательный штаб - видно плотно контролировали Инет , секретарь выдал нейтральную рецензию, мы обменялись любезностями , потом на странице появились какие то именитые поэты из правления Нац союза писателей.
Видно политики поставили задачу мастерам пера оценить качество перла. Надо сказать , что до сих пор литература в Украине имеет завидные культурные приоритеты. Это заметно даже по довыборной эстраде самого Зеленского - тексты крайне актуальны и метафоричны. Неудивительно, что у него к выборам сложилась прочная аудитория. Следует отметить и отдельную одесскую школу иронии и гротеска - тут работает и лексический и этнический фактор. Я с удивлением узнал, как престижно стать членом Национального союза писателей Украины - гарантировано получаешь место на центральном кладбище. Такого бонуса для пишушей братвы даже у нас нет. И Высоцкий и Есенин в Москве упокоены на Ваганьковском вместе с обычными гражданами.
Еще местных корифанов заинтересовал "Гоголь" - все правильно, одно культурное поле. На самом деле у них по Гоголю не так много сочинено, а жаль. Примечательно, что многие авторы из Украины крайне скептически отнеслись к избранию "Шута", так видно у них сработала инерционность креатива. Да и потом как то Оды президенту-эстраднику не выскакивали, все доминировала прогонная критика. А к острым темам коллеги по перу из Украины всегда чувствительны . Меня удивило , как отзывчиво откликнулись украинцы на мой Стишь "Марш теней" про расстреляных поляков . Сами поляки так эмоционально не реагировали. Надо признать, что тема войны присутствует на Стихаре с 2014 года появилось много донецких авторов и угнетенная атмосфера хаоса и беспредела- тут доминировала. По предельной ажиотации записных пропагандистов телевидения было ясно, что последует продолжение в наихудшем варианте. И аудитория РОССИИ за восемь лет глумления Украины постепенно созревала до ненависти .
С наступлением военных действий авторы Стихаря выкладывали свою позицию вначале крайне сдержанно - тот Одисейко - любитель оленей и критики нашего президента, отделался одним катреном о задержанной ОМОНОм бабушке в Питере за пацифистский лозунг " Нет войне!" . Но постепенно на Стихаре стали планомерно выдавать ядренный креатив совсем отвязанные авторы вроде Димы Слуцких или Багинского- педалирующие темы про позор и возмездие агрессору, есть потише вроде Игрума, есть совсем нейтральные, вроде Левашова из Ярославля или Коли Климова- ну воюем на Украине - солдаты гибнут. Такие дела....
А радикалка Лариса Чех, в свое время яростно нападавшая на самого всевластного начальника СК России, выложившего свои перлы под польским псевдонимом в Стихаре, настрогала за пять дней десяток гневных антивоенных виршей - жаль количество не перешло в качество. Харьковский автор Степан Дуплий предсказал войну еще в 2014 - сейчас правда не активен. А есть на Стихаре, напротив, сторонники кардинальных мер против братского народа, вроде Савкина -Сильковского или Альбины Ахмеровой - там все про проклятых бандер. Таких сумрачных и кровожадных авторов довольно много, правда разницы между бандерами и бендерами они не понимают никак. На мой взгляд наиболее яркая антивоенная поэзия получилась у Михаилов Моставлянского и Маня - "Летят снаряды над Днепром". Цепляет сильно - лексически и стилистически. Очень пассионарно произведение Вики Дашковой "Зимний вечер, Мариуполь"- репортаж с места событий. В крайне интересной стилистике ВИКТИВИЗМА работает поэт Дмитрий Голлдыш, выкладывающий разнообразные монологи людей -мишеней и анимирующий предметы военного антуража - "Две сирены завывая.." Это совершенно иной уровень гражданской позиции и патетики. На Стихаре постепенно стала отражаться военная ситуация с идиоматическими ограничениями - вся эта лексика - война, нападения и вторжение стало табуированным.
А потом выскочил срочный Закон о фейках. Народ стал осторожным - какая ни была армия с её потерями и тактикой -и рисковать свободой авторам не имеет смысла. Судя по всему, украинская трагедия будет продолжаться в донбасском варианте несколько лет- от Стихарян тут мало что зависит . Но будут обязательно темы беженцев, героев одиночек, бессмысленности славянской междуусобицы и многое чего сопутствующего. К сожалению пока нет произведений с темой личной или коллективной ответственности за трагедию в Украине . Возможно это прозрение придет не сразу и не массово, время и события покажут. В начале второго месяца войны появился спрос как формулирует критик Наталья Иванова на актуальные интеллектуальные услуги. Вначале на это обратила внимание Питерская пресса - набирались блогеры для позитивного фона бойни в Украине. Оплата сдельная. Потом и на Стихаре стали появляться явно заказные материалы. Причем вся эта тенденциозность вовсе не обязательно выкладывается в стихотворной форме. Форматы предлагались различные , например. анонимное письмо оттуда, с места событий. Так, автор Большакова выложила и продублировала в литдневнике свидетельства "очевидцев" расстрелов в Буче. Подобная практика использования культурный поляны для политических игрищ вселяет надежды, что авторы еще кому то нужны и сила слова себя не исчерпала. Главное, чтобы сами авторы на Стихаре оставались думающими и гуманными, хотя бы в своих произведениях. Да и жили с совестью в ладах.
Свидетельство о публикации №222031501807