Культурная поляна 5

Глава 4  Украина как будущее

Сразу оговорюсь - крайне странно и неприятно видеть, как авторы с  украинскими фамилиями одобряют бойню на своей этнической родине. А такие есть -например  один известный автор из далекого Благовещенска  призывает к апокалиптическим карам  непослушным и несговорчивым родичам за Днепром. Его охотно  поддерживают  многие пожилые авторы Стихаря из Сибири. Быстро они забыли, как нас, пионеров терпеливо и настойчиво учили" Миру мир." Видать плохо учили простым истинам - телевизор оказался авторитетней и доходчивей здравого смысла.

 Надо признать, что Украиной я занялся давно - решил написать содержательный    стищь про Киев. Страну эту знаю неплохо:  учился на курсах в Харькове, отдыхал в Одессе,  бывал проездом на Западе - Львов , Ужгород. В Киеве  я не просто бывал, я там жил, была квартира на Леонтовича у Владимирского собора. Тут же выяснилось,  что мощное стихотворение  о Киеве с историей и пейзажем  есть у Маяковского - странно, мало кто знает. И то, что в Киеве  спряталась ,самая натуральная крепость с бастионами за Бессарабкой на Леси Украинке, не все  имеют представление.  Поняв, что я много не знаю,  пришлось изрядно поковыряться и в истории  и архитектуре Киева.  Все полезно,  стих о столице на Днепре состоялся . А вот со   виршами про Зеленского  все оказалось гораздо интересней. Первый стих про Шоумена сразу вычислил его избирательный  штаб - видно  плотно   контролировали Инет , секретарь    выдал нейтральную  рецензию,  мы обменялись любезностями  , потом  на странице появились  какие  то именитые поэты из правления Нац союза писателей.

 Видно  политики поставили задачу    мастерам пера оценить качество перла. Надо сказать , что до сих пор литература  в Украине имеет завидные культурные приоритеты. Это заметно даже по  довыборной эстраде самого Зеленского - тексты крайне актуальны и  метафоричны. Неудивительно, что у него к выборам сложилась прочная аудитория. Следует отметить  и отдельную одесскую школу иронии и гротеска - тут работает и лексический и этнический фактор. Я с удивлением узнал,  как престижно стать членом Национального союза писателей Украины  - гарантировано получаешь место на центральном кладбище. Такого  бонуса для пишушей братвы даже у нас нет. И Высоцкий и Есенин в Москве  упокоены на  Ваганьковском  вместе с обычными гражданами.

 Еще местных корифанов заинтересовал "Гоголь" - все правильно,  одно культурное поле. На самом деле у них по Гоголю не так много сочинено, а жаль. Примечательно, что многие  авторы из Украины крайне скептически отнеслись к избранию "Шута", так видно у них сработала инерционность креатива.  Да и потом как то Оды   президенту-эстраднику не выскакивали, все доминировала прогонная критика.  А к острым темам  коллеги по перу из Украины всегда чувствительны .  Меня удивило , как отзывчиво откликнулись украинцы  на мой Стишь "Марш теней" про расстреляных поляков . Сами поляки так эмоционально не  реагировали. Надо признать, что тема войны присутствует на Стихаре с 2014 года появилось много донецких авторов и  угнетенная  атмосфера  хаоса и беспредела- тут доминировала. По предельной ажиотации записных пропагандистов телевидения  было ясно, что последует продолжение в наихудшем варианте. И аудитория РОССИИ за восемь лет  глумления Украины  постепенно созревала до ненависти .

  С наступлением  военных действий авторы Стихаря выкладывали  свою позицию вначале  крайне сдержанно - тот  Одисейко - любитель оленей и  критики нашего президента, отделался одним катреном о задержанной ОМОНОм бабушке в Питере за пацифистский лозунг " Нет войне!" . Но  постепенно   на Стихаре  стали планомерно выдавать  ядренный креатив совсем отвязанные авторы вроде Димы Слуцких или Багинского-  педалирующие темы про позор и возмездие агрессору, есть потише вроде Игрума, есть  совсем нейтральные, вроде Левашова из Ярославля или Коли Климова- ну воюем  на Украине - солдаты гибнут. Такие дела....

 А радикалка Лариса Чех, в свое время яростно нападавшая на самого всевластного начальника СК России, выложившего свои перлы под польским псевдонимом в Стихаре, настрогала за пять дней десяток гневных антивоенных виршей - жаль количество не перешло в качество. Харьковский автор Степан Дуплий предсказал войну еще в 2014 - сейчас правда не активен.   А есть на Стихаре, напротив,  сторонники кардинальных мер против братского народа, вроде Савкина -Сильковского или Альбины Ахмеровой - там все про проклятых бандер.  Таких  сумрачных и кровожадных авторов довольно много, правда разницы между бандерами и бендерами они не понимают никак. На мой взгляд наиболее яркая антивоенная поэзия получилась у Михаилов Моставлянского и Маня - "Летят снаряды над Днепром". Цепляет сильно - лексически и стилистически. Очень пассионарно произведение Вики Дашковой "Зимний вечер, Мариуполь"- репортаж с места событий. В крайне интересной стилистике ВИКТИВИЗМА работает поэт Дмитрий Голлдыш, выкладывающий  разнообразные монологи людей -мишеней  и анимирующий предметы военного антуража - "Две сирены завывая.." Это совершенно иной уровень гражданской позиции и патетики. На Стихаре постепенно стала отражаться военная ситуация с идиоматическими ограничениями - вся эта лексика - война, нападения и вторжение стало табуированным.

А потом выскочил срочный Закон о фейках. Народ стал осторожным  -  какая ни была армия с её потерями и тактикой -и рисковать свободой авторам  не имеет смысла.  Судя по всему, украинская трагедия  будет продолжаться в донбасском варианте несколько лет- от Стихарян тут мало что зависит . Но будут обязательно темы беженцев, героев одиночек, бессмысленности славянской междуусобицы и многое чего сопутствующего.   К сожалению пока нет произведений  с темой  личной или коллективной ответственности за трагедию в Украине . Возможно  это прозрение придет не сразу и не массово, время и события покажут. В начале второго месяца войны появился спрос как формулирует критик Наталья Иванова на актуальные интеллектуальные услуги. Вначале на это обратила внимание Питерская пресса - набирались блогеры для позитивного фона бойни в Украине. Оплата сдельная. Потом и на Стихаре стали появляться  явно заказные материалы. Причем вся эта тенденциозность вовсе не обязательно выкладывается в стихотворной форме. Форматы предлагались различные , например. анонимное письмо оттуда, с места событий. Так, автор Большакова выложила и продублировала в литдневнике свидетельства "очевидцев" расстрелов в Буче. Подобная практика использования культурный поляны для политических игрищ вселяет надежды, что авторы еще кому то нужны и сила слова себя не исчерпала. Главное, чтобы сами  авторы на Стихаре оставались  думающими и гуманными, хотя бы в своих произведениях. Да и  жили с совестью в ладах.


Рецензии