Легенда о Белом шамане и реке Кынгырга
Легенда о Белом шамане и реке Кынгырга
Кынгырга речка в ущелье бежит,
Камни катает и громко шумит.
«Бубен шамана» – имя её.
Древней легендой дышит оно.
Давно это было. Так давно, что люди уже и не помнят, кто и когда рассказал им эту легенду. Но память о событиях и героях того далёкого времени живёт в их сердцах.
Жило одно бурятское племя на берегах быстрой реки Саянских гор. Хорошо жило, ибо царила в нём любовь, доброта и уважение друг к другу. Управлял жизнью племени Белый шаман. Люди почитали его за мудрость, сердечность и бескорыстие. Они несли ему свои радости и горе, спрашивали совета, просили благословение для своих дел. Никто не уходил от него без слов утешения, наставления или благопожелания. Он помогал им разрешать споры между соплеменниками, увещевал одних, ободрял других, совершал различные ритуалы на выздоровление болящих, на семейное благополучие, на сближение членов рода. Вся жизнь Шамана протекала в служении своему племени. Община его процветала, люди были счастливы. Соседние племена, прослышав о хорошем житье-бытье соседей, приходили и селились рядом. Всех принимало племя в свою семью, ибо добрый мир с соседями – залог благоденствия для всех народов. Люди почитали и любили Светлого старца.
Позавидовал такой славе Мудреца чёрный шаман. И когда его соплеменники решили объединиться с этим племенем, он пошёл с ними.
Началась борьба Белого и чёрного шамана за души людей. Как известно, потакать своим порочным страстям легче, чем бороться с ними. Стали некоторые жители общины захаживать к чёрному шаману с просьбой: навести порчу на скот соседей, разлучить влюблённых, провести обряд на болезнь или смерть врага. Жгучей крапивой расцвело чёрное колдовство среди соплеменников. Вышли наружу все человеческие пороки: зависть, ненависть, жадность, обида, предательство, наговоры… Зловонными коростами стали покрываться души людей. Некогда процветающее племя раскололось на тех, кто вёл праведную жизнь и на сторонников тьмы. Наступили в общине чёрные времена: люди болели, скот погибал – мор пришёл в селение.
Решил мудрый Старец вызвать на открытый бой чёрного шамана. Сошлись в смертельной схватке две могучие силы: силы Света и силы тьмы. На беду Белого шамана, звёзды в день битвы не благоволили ему, но медлить было нельзя, каждый миг промедления стоил чьей-нибудь жизни, да и силы его с каждым днём таяли, ведь он был очень стар.
Ударили в бубны шаманы, завертелись, завыли, застонали в дикой пляске смерти, призывая силы природы и духов предков на решающий бой. Долго шло сражение. Белый шаман начал уставать. Годы брали своё. Предательским ударом исподтишка, сбил чёрный шаман с ног старца, и пронзил кинжалом его мудрое и самоотверженное сердце. В момент смерти дух Белого шамана вошёл в его бубен. Покатился бубен, упал в быструю горную реку, там и канул. А вода и окрестные скалы приняли душу Светлого старца, стала она частью природы. Так навсегда остался Белый шаман со своим племенем, а река стала называться Кынгырга, что означает бубен шамана. Пьют люди чистую воду реки, слушают её говор, купаются в её холодных бодрящих водах и напитываются энергией доброты, красоты, творчества. Крепнет в них вера в непобедимую силу добра.
А на месте, где была пролита кровь Белого шамана, забил целебный источник – аршан, исцеляющий телесные недуги. Со всей России едут люди к этому святому месту. Вся природа долины Кынгырги несёт очищение, умиротворение, благословение душам, измученным страданиями и борьбой. Белый шаман и после смерти служит людям самоотверженно и бескорыстно.
Когда идёшь по ущелью реки Кынгырга, то видишь, как множество ручейков больших и малы, точно слёзы природы, чистые и святые, несут свои воды реке, оплакивая и благословляя подвиг Белого шамана. Зимой и летом и днём и ночью шумит Кынгырга, рассказывая нам легенду о Светлом старце. Воды реки всегда чисты, прозрачны и хрустальны, как его большая и светлая душа. В конце ноября на праздник Матери, одевается река в кружевной наряд: каждый камень в воде украшается великолепным ледяным кружевом, точно воротничком; берега обрамляются узорчатой ледяной каймой; через реку наводятся хрустальные резные мосты, сквозь которые видны её бирюзово-васильковые воды. Это природа, прославляя подвиг Героя, принаряжается в праздничный день.
На одной из скал, в вышине, недалеко от водопада, можно видеть большое круглое светлое пятно на тёмном фоне гранитных пород. Это бубен Шамана, как напоминание о нём, отпечатался на скале. Природа помнит о подвиге Светлого старца. Помним и мы, ибо жертва во имя людских душ, запечатлённая кровью, надолго остаётся в памяти народа.
30.03.2022
Свидетельство о публикации №222041200519
Дмитрий Дорохин 2 12.04.2022 16:05 Заявить о нарушении