Манкурты

 Слово это, если не ошибаюсь, придумал писатель Чингиз Айтматов. И вложил в него такую суть: манкурт - это человек, рабски преданный своему хозяину. Он полностью лишен чувства собственного достоинства, национальных корней, национальной памяти, привязанностей, родственных связей. Вообще - всего человеческого. Озабочен он только одним - наполнением чрева. Это, своего рода, запрограммированный на слепую преданность, робот.

Со временем, слово вышло из границ романа и приобрело самостоятельный смысл, в том числе, иносказательный. И - модернизировалось.

В последнее время удивляет, изумляет и потрясает некое явление. Украинцы ( по их словам), которые живут в Украине ( по их словам) с энтузиазмом бранят свою родную страну, нахваливают "спецоперацию" и сокрушаются: "Так нам и надо...поделом нам...просто не было иного выхода, как ни вдарить по нашим нацикам..." Правда, таких разоблачителей совсем немного и пока непонятно - искренне они это пишут либо являются обыкновенными провокаторами.

Евреи, с ярко выраженной семитской внешностью, плаксиво жалуются на преследования "русофобов", как по вызубренному трафарету, бубнят о "бандеровцах" и с визгливым возмущением клеймят тех евреев, которые "трусливо удрали в Израиль" и предали свою Родину.

Вспомнила одного персонажа из своего детства. Пожилой, низенький, не выговаривающий массу букв из алфавита, суетливый, подобострастный, не очень образованный, он постоянно носился с газетами, какими-то вырезками и тетрадочками и по доброй воле напрашивался делать политинформации. Все знали, что его зовут Абраша, а его старенькую маму, вообще не владеющую русским языком - баба Рива.  Но он требовал, чтобы к нему обращались : "Саша".

Саша-Абраша обладал длиннейшим унылым носом, субтильным телосложением, но поистине неистощимой энергией, когда картаво обличал "сионистского врага".

В Израиле я его увидела на хайфском рынке, который все называли Шук Тальпиот. Было это летом 1996 года, я в ближайшем времени собиралась стать мамой, и муж коршуном кружился возле меня, следя, чтобы никто не толкнул меня ненароком и не задел нашего драгоценного наследника.

Абраша, увидев меня, радостно взвизгнул, бросил пакеты с фруктами и засеменил ко мне на коротких ножках, выкрикивая фальцетом: "Деточка! Вы ли это? Мазл тов, мазл тов, дорогая, как я рад за вас, какой у вас геройский муж, дай Боженька счастья вашему ребеночку!"

Абраша все порывался клюнуть меня своим носом, но я с детства не любила чужие поцелуи и смогла ловко увернуться.

- Как же вы попали сюда, дядя Саша, ведь вы так не любили сионистов? - поинтересовалась я. - И как себя чувствует бабушка Рива?

- Мамочка умерла еще в Новосибирске, я остался совсем один, сделал маленький гешефт с квартиркой...ну, это вам не интересно...Как попал сюда? Так вы ведь знаете, деточка, известную присказку: "Бьют не по паспорту, а по морде..." Недаром мамочка мне говорила: "От своих уйдешь, Абраша, а к чужим не придешь". Так и получилось.

Он бы еще долго жаловался, уныло поводя носом, но муж пресек это дело, сообщив, что мы торопимся. Увлекая меня в машину, муж поинтересовался:

- Что это за чучело к тебе пристало? Шарж какой-то носатый...
- Это бывший сосед, - ответила я с грустью. Мне было его жаль. Не получилось у него стать своим парнем, а ведь как хотел!

И в виде эпилога. Когда-то давно Мартин Лютер Кинг сказал следующее: "Наступает время, когда вы должны занять позицию, которая является ни безопасной, ни политически выгодной, ни популярной. Но вы должны занять ее, потому что это правильно".


Рецензии
Может, и провокаторы, но есть украинцы, которые русских ждут, не потому что предатели, а просто свои элиты достали, или понимают, что велики шансы, что Украину просто поделят на куски между Россией, Польшей и ещё кем-то, почему заранее не подольститься к возможным правителям будущим? И евреям я тоже частично верю, не скажу, сколько там фашистов, но они есть, уж больших антисемитов чем украинцы и выдумать сложно, вполне могут и обижать, и что угодно вытворять, я вроде в мирной Москве живу, а, периодически, приходится выслушивать в свой адрес, а то и откровенно вредят, а когда в техникуме учился, скинхеды вообще чуть до психушки не довели, так что все возможно. С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   11.03.2024 19:04     Заявить о нарушении
Знаете, Александр, на Ваши слова "все не евреи — извечные и смертельные враги евреев" под другим текстом Лены, и вот на эти: "больших антисемитов чем украинцы и выдумать сложно", захотелось сказать следующее.
За всю свою жизнь моя сотня родственников, сестры и братья, тети и дяди, племянницы и племянники, из разных слоев общества, разного воспитания, никогда не говорили о евреях плохо. Кроме одного дяди. Но он вообще всех поносил на чем свет стоит, завистлив был не в меру. В семье не без урода. О евреях, как о нации, не говорили вообще. Не выделяли из общества - это еврей и он такой-то, а это не еврей. За пятьдесят моих сознательных лет - никогда.
Мои подруги, знакомые, коллеги по работе никогда не обсуждали евреев. Это было не принято ни в компаниях, ни в любом другом обществе людей. Анекдоты - да. Но, к слову, анекдотов над собой значительно больше. Но евреи в украинском обществе не "страдали" больше, чем другие национальности. А многие руководящие посты, выдающиеся в теле, кино, музыка, пресса и т.п. "места" занимали евреи. По праву ума, таланта, способностей и национальной смекалки.
Вот Ваш коллега по работе называет Вас фашистом, что огульно и странно для меня. Также странно мне читать те Ваши фразы, которые указала выше. Вы не жили в Украине, знаете негативные моменты только от отдельных людей. Но и украинцы, и другие национальности не меньше страдают. Во всех странах. По разным причинам. Но евреи в Украине не живут в гетто, не ущемляются в правах больше, чем другая национальность. Совершенных обществ не существует.
Ну и вишенка: за еврея в Украине (чистыми настоящими голосами) проголосовало 73%. Вы такого результата не найдете ни в одном фашиствующем государстве.
Я это написала не с обидой на Вас, Александр. А чтобы Вы знали: есть я и тысячи людей, с которыми я сталкивалась по жизни, которые не антисемиты. Просто, чтобы Вы знали, так есть. И еще Вы должны знать: не раз я страдала от людей еврейской национальности. Даже здесь, на Прозе (возможно кто-то брал еврейский псевдоним, не знаю). Но я вижу гадкого человека, а не гадкого семита или человека другой национальности. Я оцениваю человека так: Человек или быдло. Тоже, наверное, не лучший вариант. Но я не антисемит. Помните это, когда захочется необоснованно обвинить кого-то :)

Наташа Шевченко   12.03.2024 09:17   Заявить о нарушении
Доброе утро, Саша и Наташа!

Мне нечего добавить к тому, что Наташа сказала. Разве что пару слов - в современной Украине антисемитизма нет - от слова совсем. Там все украинцы. И евреи, и русские, и армяне, и грузины. Это мне рассказали те, кто там жил и там живет сейчас.

Наташа, Вас, наверное, обидели некоторые нюансы этих наших диалогов. Искренне прошу у Вас прощения за это. Обнимаю Вас.

Ваша Лена   12.03.2024 10:59   Заявить о нарушении
Приветики, Лена! Ничуть не обидели. Просто удивили. Я же точно знаю украинскую общность... и вдруг украинцы самые большие антисемиты. Смешно )
Не часто заглядываю в чужие рецы, а тут в парочку заглянула и на тебе )

Лена, спасибо за помещение письма Дины Рубининой в дневнике. Врезала она им!

Наташа Шевченко   12.03.2024 11:11   Заявить о нарушении
Да, она умница.

Ваша Лена   12.03.2024 11:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.