Детство в Кунгуре. Главы 7, 8

    Глава 7.  Ковшевниковы из Байкино

      Елена Николаевна Полякова, автор книги, которая называется "Словарь Пермских фамилий" (г.Пермь: Книжный мир, 2005), ссылается на документ, имеющийся в Пермском архиве:
"КОВШЕВНИКОВ. Крестьянин с.Таз Василей Ковшевников, О приписных и государственных крестьянах Кунгурской округи,1782 г. Рукопись. ГАПО, фонд 111, опись 1, дело 374, лист 629.

В этом же документе другой вариант фамилии:
"КОВШЕННИКОВ. Крестьянин д.Байкина Иван Ковшенников, лист 463 об. »

      Значит, род моего деда – Ковшевниковы -  не был собственностью Строгановых, а относился к государственным приписным крестьянам.
         
       На сайте Поколения Пермского края представлены метрические книги церквей, которыми располагает государственный архив Пермского края (ГАПК). Оцифрованы не все метрические книги. Из тех, что уже доступны, мне удалось найти несколько интересных записей на фамилию Ковшевниковы.

                1784 год. Села Тазу Предтеченской церкви родились

23 ноября деревни Байкино крестьянина Ивана Ковшевникова дочь Катерина.
Восприемница брата ево родного Егора дочь Соломиа.
(ГАПК.Ф.37.Оп.1.Д.1.стр.144).

                1796 год. Предтеченская церковь села Таз

29 октября родилась, а 31 октября крестилась Ковшевникова Кирила дочь Параскева. Кума той же деревни Егора Ковшевникова дочь Параскева.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.2а)               

                1801 год. Иоанно-Предтеченская церковь. Часть первая. О родившихся

3 февраля родился, 5 февраля крестился деревни Полушкиной  Ивана Ковшевникова сын Алексий. Кум сын ево Михiй.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.202)
13 апреля родился, 16 апреля крестился деревни Байкино Кирила Ковшевникова сын Семен. Кум той же деревни Василий Никитинов Луканин. Крестил иерей Феодор.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.202)

                1801 год. Иоанно-Предтеченская церковь. Часть вторая. Бракосочетавшихся

25 января  деревни Байкина вдовец Андрей Ковшевников. Березовского прихода деревни Бырыловой Андрея Русинова с дочерью девкой Мариамной. Жених вторым а невеста первый брак.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.202)

                1805 год. Крестовоздвиженская церковь села Сылвенское

18 января родилась, 25 января крестилась деревни Байкино Ковшевникова Федора дочь Мария.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.204т1)

15 сентября родилась, 17 сентября крестилась деревни Подволошной Андрея Ковшевникова  дочь Анна.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.204т1).

18 октября родился,  23 октября крестился  деревни Полушкиной крестьянина Ковшевникова Ивана сын Яков.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.204т1)
             
                1815 год. Иоанно-Предтеченская церковь села Тазовское

10 января крестился деревни Байкина крестьянина Федора Ковшевникова сын Гордiй. Кум сын ево Петр.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.203.стр.384)

20 апреля крестилась той же деревни девки Александры Ковшевниковой дочь Ирина. Кума сестра девки Татiана.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.203.стр.390)
Брак
3 апреля деревни Молебки крестьянина Ивана Кирякова сын Фаддей. Того же прихода той же деревни крестьянина Козмы Ковшевникова с дочерью девкой Татiаной. Оба первый брак.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.203.стр.406)
              К сожалению, по найденным метрическим записям пока не удается составить стройное родословное дерево. Подвигнуть кого-то из родственников на просмотр документов в Пермском архиве мне не удалось, поэтому нужно ждать дальнейшей оцифровки фондов и самой продолжить поиск, если доживу. Пока у меня получились такие родословные веточки :

1.Дед Ковшевников Михаил Андреевич (13.02.1895 -25.12.1965) + бабушка  Третьякова-Ковшевникова Анастасия Фёдоровна (31.10.1895-14.04.1963)

2.Прадед Ковшевников Андрей Данилович (1868 – 09.04.1955) + прабабушка Корноухова -Ковшевникова Анна Евстигнеевна (?-11.11.1935)
 
3.Прапрадед Ковшевников Данила: вот тут надо искать, чей сын был этот Данила?  Данила Андреевич или Данила Кириллович? А, может быть, Егорович или Иванович?

      В конце 18 - первые годы 19 века в Байкино жили, как минимум, 5 семей Ковшевниковых: 
    1) Иван, который крестил в 1784 году дочь Катерину;
    2) Егор, его родной брат;
    3) Андрей, который женился вторым браком в 1801 году;
    4) Кирилл, у которого в 1801 году родился сын Семён;
    5)  Фёдор, который в 1805 году крестил дочь Марию.

      Прапрадед мой Данила мог родиться где-то  в 1830-1848 годы, так что мог быть и сыном Семёна. Но я почему-то склоняюсь к Андрею. Вдовец, который в 1801 году женился вторым браком на девке Мариамне, дочери Андрея Русинова из деревни Бырыловой Берёзовского прихода. И в душе называю прапрадеда  - Данила Андреевич, опять же по традиции повторенья имен-отчеств. Подтверждения моим предчувствиям пока нет, надо продолжать архивный поиск, в частности, дождаться отсканированных сведений о первой половине 19 века, чтобы точно выяснить, чей сын был Данила. Для меня это важно, ведь в даниловом доме, то есть построенном прапрадедом Данилой, а моим дедом перевезенном в Кунгур, я провела первые восемь лет моего счастливого детства.
      
        А кто такие – государственные приписные крестьяне? Приписные к кому или к чему? Да, разумеется, приписные к уральскому заводу. А завод частный,  прав у приписных крестьян никаких нет, вот и получается, что хоть и государственные крестьяне, а всё равно как крепостные.
      Ближайший завод к  деревне Байкино – это Шаквинский медеплавильный завод Демидовых. Был построен Акинфием Демидовым в 1740 году на реке Шакве в 37 верстах к северо-востоку от Кунгура как медеплавильный завод. На заводе имелись всего две медеплавильные печи, выплавленная черновая медь отправлялась для очистки на Суксунский завод.

По ревизии 1858 года за Шаквинским заводом числилось 690 душ обоего пола, из которых мастеровых и работных людей было 311 человек, а в работы употреблялось только 167 человек. Остальные приписные крестьяне для собственного прокорму занимались кто чем мог, живя по окрестным деревням.
Наши Ковшевниковы издавна шили тулупы для крестьян.
       Современные исследователи нашли данные, что в 1861 году на Шаквинском заводе осталось только 45 рабочих, которые выплавили 28 тысяч пудов меди за год и завод как нерентабельный был остановлен. В 1863 году вместе с другими Суксунскими заводами Демидовых взят в казенное управление, но попытки его продать окончились безрезультатно. Заводские постройки ветшали, разрушались и лет через двадцать исчезли, как и заводской пруд. Население переключилось на земледелие, огородничество и подсобные ремёсла. Так наши Ковшевниковы стали потомственными портными и выжили в Байкино вплоть до 1955 года, когда «съехали на Кунгур» вместе с даниловым домом. Но в Байкино остался двоюродный брат деда – Иван Ковшевников с женой Натальей. Их дом, обшитый тёсом и выкрашенный в голубой цвет, с красивыми резными наличниками в виде травяных узоров я прекрасно помню. Он стоит наискосок от избы тёти Пии в нижнем Байкино. Помню розовые отблески заката в их окнах и высокие старые берёзы рядом с домом. Живут Ковшевниковы в Байкино и сейчас.

     Из приведенных выше записей видно, что в конце 18-начале 19 века Ковшевниковы жили не только в деревне Байкино, но и в ближайших деревнях – Молебке, Полушкиной, Подволошной. Места дивной красоты. В наши дни, то есть в конце 20- начале 21 века, прославилась деревня Молебка. 
     Предки называли эти явления чудесами и не особо удивлялись им, ведь на холме у реки Молебной было когда-то молебное место племени манси, их другое название – вогулы. А вот в «просвещенном» 20 веке люди увидели в физических явлениях « аномальную зону », М-ский треугольник, пришельцев, НЛО, кому что нравится. И в этом ничего плохого нет, каждый верит во что-то.
     Ученые верят в свою науку. Так, геофизики утверждают, что из-за подземного рифа на небольшой глубине в районе Молебки, который давит на верхние породы, создается магнитная аномалия, геомагнитный разлом, а выходящий газ создает светящиеся объекты и просто отравляет человека, вызывая галлюцинации.
     Уфологи верят, что в Молебке  происходят паранормальные явления. Они говорят, что площадь этих явлений включает всю окрестность в 70 квадратных километров. Это значит, что моя любимая деревня в России – родное Байкино – тоже попадает в аномальную зону. Байкино с Молебкой на одной параллели, только западнее на десять километров. От Молебки до деревни Вилисово плохая дорога, а дальшей и такой нет – сплошной лес. А наш род жил в этих местах триста лет. Может, аномальность проявилась в моих генах? Может, поэтому я стала поэтессой? Ведь поэтов многие считают людьми аномальными и анормальными.
     Под впечатлением Молебки оказались после её посещения пермские поэты Юрий Беликов и Владислав Дрожащих. Они пишут прекрасные стихи.
Тогда я – ЗА! За аномальность Молебки! За аномальность поэтов!
     Пермская аномальная зона стала широко известной среди туристов.  Больше всего посещений Молебки пришлось на девяностые годы, когда только на чудо и можно было надеяться, чтобы выжить и не свихнуться от событий. Но приезжали даже заграничные туристы. Как утверждают, половина туристов посещают Пермский край ради Молебки. Кроме НЛО, в Молебке есть спутниковые тарелки и сотовая связь, разрушенная церковь и действующая деревенская библиотека. Здесь проводятся конференции и фестивали, а в промежутке между ними Молебка живет обычной деревенской жизнью. И ждет, когда восстановят церковь … и построят обсерваторию.


Глава 8. Третьяковы из Любимово

      Любимово – деревня Комаровской волости Кунгурского уезда, где в 1895 году родилась моя бабушка Анастасия Фёдоровна Третьякова. Самые ранние упоминания, которые мне пока известны, о деревне Любимовой есть в « Сказках крестьян... » 1686 года. Третьяковых среди перечисленных жителей нет, но деревня Любимово относилась к селу Рождественскому, и в 1686 году там жил Третьяков (Л.61). Итак, деревня Любимово точно уже существовала в конце 17 века, то есть либо возродилась, либо возникла « после башкирского раззорения ».  А подтверждение – исторический документ-перепись, в двух частях, под названием « Сказки крестьян, бобылей, стрельцов и пушкарей Кунгурского уезда, поданные писцу стольнику Г.И.Анненкову », 1686 года. (РГАДА. Ф.159. Оп.3. Д.2488. Л.67).
     Третьяковы могли появиться в Любимовой из другой, не слишком дальней деревни, известной по переписи 1703 года  - «села Введенского приходу деревня Советная вверх речки Санды. В ней крестьяне.
Во дворе Афонасей Павлов сын ТРЕТЬЯКОВ. сказал у него сын Кирило 13 лет родилса де он Афонасей в Устюшском уезде жил за великим государем во крестьянех а в Кунгурской де уезд пришел и живет в той деревне по 1703-й год 20 лет <…>
(РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.703.(л.333)
 Во дворе Иев Павлов сын ТРЕТЬЯКОВ. сказал у него дети Сава 20 лет Вавило 10 лет родился де он Иев в Устюжском уезде в Никольском стану в деревне Рышкове жил за великим государем во крестьянском тягле а на Кунгур де он пришел и живет в той деревне Советной по 1703-й год 20 лет <…>
(РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.703.(л.340). »

     Эти сведения из «Переписной книги города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева 1703-1704 годов» еще более ценны тем, что указывались места, откуда «на Кунгур» пришли жители. Вот и Третьяковы в Кунгурском уезде появились из Устюжского уезда из деревни Рышково Никольского стану. Устюг, Соль Вычегодская, Соль Камская– земли Строгановых, поэтому неудивительно, что крестьяне перемещались в Прикамье в строгановских владениях. Всего же у Строгановых только в пермских владеньях было более восемнадцати тысяч крестьян.
     В  первой половине 16 века люди, жившие в северном краю, назывались слобожане и никому не принадлежали. Но вот царь Иван Грозный в 1558 году пожаловал  разбогатевшему солепромышленнику Григорию сыну Аникея Строганова огромные владения на земли Уральского Прикамья. Род Строгановых ведёт своё начало от новгородцев: в Сольвычегодском и Устюжском новгородских районах Строгановы ведали сбором оброка. В 1568 года жалованную грамоту на земли по реке Чусовой получил старший сын Аникея Яков Строганов.
     Современный историк, исследователь рода Строгановых, Т.Г.Мезенина в своей диссертации отмечает: «Статус населения строгановских земель был определен первыми жалованными грамотами. Согласно этим документам Строгановы имели полное и безусловное право «судить своих слобожан во всем» и распределять их на работы при собственных соляных промыслах без вмешательства местной администрации. С утверждением вотчинного права население окончательно сравнялось по статусу с крепостным крестьянством.»
      Известно, что были Третьяковы из крестьян «имянитого человека господина Григорья Дмитриевича Строганова». Воспользовавшись строгановской переписью 1710 года, я попробую найти некоторые подходы к архивному поиску на фамилию Третьяковых.

Полное название переписи звучит в интернете так:
Перепись 1710 года: Сибирская губерния: Соликамский уезд: Переписная книга 1711 года вотчин именитого человека Г.Д. Строганова переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева
(РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.2119. Л.1-4)
(РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1497)

      Первый лист строгановской летописи, составленной во времена Петра Первого, гласит:
«Лета 1711-го генваря в __ день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по пунктам каковы даны из Сибирского приказу за приписью дьяка Афонасья Гарасимова велено дьяку Алексею Никееву приехав к Соли Камской переписать духовных и мирских всякого чину и служилых и посадских людей дворы и в них людей мужеска и женска полу по имяном и в лета ни обходя никого и самых малых младенцов в каждом дому потом ехать того города в уезд в деревни и архиерейские и монастырские вотчины и на заводы и соляные варницы и в вотчины имянитого человека господина Строганова и в ыные вотчины чьи в тех уездех ни есть и потомуж переписать села и деревни и в них дворы помещиковы и в тех дворех дворовых и деловых и протчих всяких живущих людей мужеска и женска пола так же дворы священников и церковных причетников и крестьянские и бобыльские и вдовьи и нищетские и протчих и в них людей и их братьев и родственников... »

       Эта перепись – уникальная возможность найти данные по крестьянским семьям. Генеалогия крестьянских семей России – целина и самый трудный поиск. В настоящее время перепись представлена в интернете, и я смогла сделать выписки на фамилию Третьяковы. Фамилия распространенная, поэтому выписок получилось много.
       Третьяковы жили в разных местах: в Зырянских Усольях, починок Бештаников; погост на реке Косьве, деревня Сучкина; село Ейва на речке Усолке; село Ильинское на реке на Обве; погост Кудымкор над речкою Кудвою; деревня над Серою речкой; Чюсовой Верхней городок; деревня Макушина, деревня Осиновская; деревня Чернозевская, деревня Рожина; село Кишерть; село Калино Верхнее на реке на Чюсовой; деревня Коростелева на Усве речке; деревня над рекою Бурсуном; деревня под Сараями над озером; деревня на Горах над рекою Чюсовою, починок за ручьем; починок над озером; починок вверх по Чюсовой Молчанов; починок по Чюсовой вверх Койвы речки.
    Как красиво звучат эти старинные северные места! Не удержалась и перечислила все, где жили Третьяковы в начале 18 века.       
    Поскольку в нашей семье нет ни одного упоминания, что в семье когда-то были священнослужители, даже вышедшие из крестьян, то я сужаю поиск и остановлюсь исключительно на крестьянских семьях Третьяковых.

    Думаю, что род моей бабушки по матери её Федосье был не пришлый издалека, а шел от камской белоглазой чуди и жил на южной окраине Перми Великой, которая простиралась до реки Чусовой. Как отмечал А. Дмитриев в «Пермской старине», ссылаясь на писцовые книги, южная граница Перми Великой  проходила «На юге: от левого притока Чусовой р. Утки на запад, через среднюю Сылву (нынешний Кунгурский уезд), далее на запад через реку Каму (повыше г. Осы)...»
А.Дмитриев отмечал:«Нет нужды говорить о важности писцовых книг в смысле самых точных историко-статистических и топографических показателей. По отношению к пермскому краю древнейшими памятниками этого рода были:
  "Книги сошного письма Пермско-Чердынские и Чердынского уезда письма и меры писца Ивана Игнатьевича Яхонтова да подьячего Третьяка Карпова восемьдесят седьмого году" (1579 г.)
      Того же Яхонтова "Книги сошного письма Пермские Семена Аникиева да Максима Яковлева да Никиты Григорьева, Строгановых детей, вотчин их, письма и меры..... восемьдесят седьмого году"(1579 г.).
...По писцовой книге Яхонтова 1579 года  «упомянем главные населенные пункты в Отхожем округе (Чердыни Перми Великой) по речным бассейнам. По р.Каме погост Гайна; по р. Косе деревня Ныров; по Иньве  - д. Купрос, д.Кудымкор и д.Туманская на городище...»

      Вот деревня Кудымкор меня крайне заинтересовала, потому что вблизи погоста Кудымкор в деревне над Серою речкою через сто с лишним лет проживал крестьянин Михей Яковлевич Третьяков, который в 1681 году вместе с сыном Максимом «съехали на Кунгур». Погост Кудымкор и его деревня над Серою речкою - это место Перми Великой было в 16-17 веках родовым для фамилии Третьяковых. Убедитесь сами по Переписной книге 1711 года вотчин именитого человека Г.Д.Строганова:

Погост Кудымкор над речкою Кудвою а в нем церковь во имя святого Николая чюдотворца деревянная а у той церкви
двор пуст Наума Семенова сына Третьякова а в нем жил Афонасей и в 709-м году Наум умре а Офонасей съехал тогож приходу в деревню Яркову и живет двором (л.574об.)
Деревня над Серою речкою а в ней крестьян
Во дворе Сава Семенов сын Третьяков 35 лет у него жена Анна Сидорова дочь 38 лет у негож детей сын Дей 3 лет да дочь девка Анна 13 лет живет он во дворе отца своего Семена Савина сына Третьякова и сына ево а своего брата Григорья и в 205-м Семен а сын ево Григорей во 192-м годех померли
Во дворе Елисей 45 Петр 35 лет Наумовы дети Третьяковы у Елисея жена Марья Агафонова дочь 50 лет у негож детей сын Кирило 5 лет да дочь Ненила полугоду да мать вдова Федосья Карпова дочь 80 лет  (л.582об.)
...живут они во дворе отца своего Наума Семенова сына Третьякова и детей ево а своих братьев Лазаря да Осипа и в 709-м Наум а дети ево Лазарь в 201-м а Осип в 200-м годех померли...
Двор пуст Леонтья Савина сына Третьякова с сыном Кирилою и во 199-м году Леонтей а сын ево Кирило во 189-м году померли
Дворовое место Михея Яковлева сына Третьякова с сыном Максимом и во 189-м году Михей с сыном съехали на Кунгур.

(Перепись 1710 года: Сибирская губерния: Соликамский уезд: Переписная книга 1711 года вотчин именитого человека Г.Д. Строганова переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева)
(РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.2119. Л.1-4)
(РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1497)

           Первое упоминание о Третьяковых в деревне Любимовой, что под Кунгуром, которое я нашла,  следует из записи в метрической книге Христорождественского прихода  села Комаровское, к которому относилась деревня Любимово, в 1796 году:
«умерла 1 августа деревни Любимовой вдова Марфа Гаврилова дочь Третьякова»
(ГАПК.Ф.37.Оп.1.Д.2б.стр.47).

           Государственным архивом Пермского края отсканированы метрические книги Рождественского прихода села Комаровское 1815 года, где есть записи о семье Третьяковых:
29 апреля крестилась деревни Любимово крестьянина Фрола Третьякова дочь Ирина крестил иерей Кротов восприемница сестра родная Ирина.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.203.стр.443)

5 мая крестилась деревни Любимовой крестьянина Фомы Третьякова дочь Пелагия. Восприемница жене ево племянница Ирина.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.203.стр.444)

умер 7 апреля дер. Любимово крестьянина Ионы Третьякова сын Ефим 5 лет.
(ГАПК.Ф.37.Оп.3.Д.203).

     Как видим по этим выпискам, угнездились Третьяковы в деревне Любимовой прочно и продолжали в ней жить несколькими семьями весь 19 век.
     В 19 веке деревня Любимова разрослась, жили в ней больше сотни человек, в 20 веке стала приходить в упадок, а сейчас, в 2016 году, жителей в деревне и двадцати человек не наберется. Что я думаю по этому поводу ? Думаю, что вскоре всё вернется на круги своя и деревни будут разрастаться. Северные люди любят простор, а скученность современных городов уже многим не по душе, как и бездуховность. Работать на себя в меру своих сил стало возможным и в далёкой деревушке, была бы хоть какая-то дорога и минимальный транспорт. Возможности связи улучшаются, поэтому можно не чувствовать себя в деревне оторванным от « большой жизни » и ценностей культуры. Всё идет к тому, что жизнь в деревне станет привлекательна для большого числа людей, вот тогда на прекрасной кунгурской земле вновь расцветут небольшие деревеньки, как моё дорогое Байкино или Любимово, где родились мои дедушка  и бабушка.

       В конце 19 века отец моей бабушки, Фёдор Иванович Третьяков из деревни Любимово Кунгурского уезда, занимал выселок Третьяков, где имел довольно большую пасеку, раз поставлял кунгурским купцам мёд оптом, бочками. Мёд-сырец продавал пудами. Тем и кормился. Имел жену Федосью Сергеевну и шестерых выживших детей: пять дочерей и сына. Единственный сын Максим Третьяков, 1906 года рождения,  сгинет в ГПУ в 1936 году в городе Архангельске. В лихие тридцатые годы на свою беду Максим уехал в Архангельск, работал счетоводом на лесной бирже. В семье его звали Сима.
      В 1930 году чекисты забрали из дома его сестру-двойняшку Евдокию, молодую женщину 25лет, а когда родные бросились в милицию искать её, им пригрозили: не ищите, а то сами пропадёте. С той поры и уехал подальше от греха Максим из родных мест,а возможно, его сослали. Мать их Федосья плакала день и ночь, не могла остановиться. В 1919 году ушла в Сибирь с мужем Кобелевым вслед за белыми её старшая дочь Анна, от которой только два письмеца за десять долгих лет получила бедная мать, а теперь еще Дусенька пропала, Сима уехал. Безвестие хуже смерти. Вся душа изболелась у бедной матери.
     Дочери Настя и Татьяна давно замужем, живут в деревнях неподалёку, навещают мать-отца. А в доме Третьяковых в Любимово осталась последняя дочка Санка - взбалмошная старая дева. Одно утешенье для старой Федосьи, по-уличному Сырой, - её туески с сухими травами да пучки трав, развешаных по всей избе.
     Всю в слезах запомнила свою бабушку Федосью Третьякову моя семилетняя мама, когда последний раз видела её на пасхальной неделе 1940 года, в год смерти Федосьи.
     Муж её пасечник Фёдор Третьяков, мамин дед, умер в 1946 году, выдержав всю войну на ногах. Всё надеялся хоть какую-то весточку о Симе дождаться, но умер, так ничего и не узнав о гибели любимого единственного сына. Это я, через 80 лет, нашла в интернете весточку о нем: Третьяков Максим Фёдорович, 1906 года рождения, счетовод лесобиржи № 02, проживавший в городе Архангельске,  арестован 25 сентября 1936 года, обвинен по статье 58-10 ч.1 УК РСФСР, приговорен к лишению свободы сроком на 3 года с поражением в правах на 1 год.
      Вероятно, Максим погиб в лагере. Недаром оплакивала его родная мать, Федосья Сергеевна Третьякова, по-уличному Федосья Сырая, чуяло беду материнское сердце.
      После войны и смерти отца взбалмошная старая дева, известная в окрестных деревнях как Санка Любимовская, продаст отцов дом за бесценок и уйдет в няньки в Кунгур проедать последние деньги на пряниках. Так исчезла навсегда фамилия Третьяковых из деревни Любимово и из нашей семьи.
 


Рецензии
Добрый день,Алина. Широк охват Ваших исследований. Вот и поэтов наших упомянули. А в Молёбке и мне доводилось бывать. И по Сылве сплавлялся в тех краях раз десять. Но скажу честно, никаких чудес там не наблюдал. Разве что одно, о котором у меня здесь есть рассказ "Прикосновение".
То, насколько подробно Вы описываете жизнь своих предков, вызывает глубокое уважение. Как писал Сергей Есенин:"Большое видится на расстоянье"...
Спасибо за огромную интересную работу, которую Вы проделали.

Андрей Баженов   12.09.2022 10:51     Заявить о нарушении
Вам, Андрей, спасибо за внимательное прочтение и доброжелательные комментарии.
Генеалогия в удовольствие мне, вот только еще не всё оцифровано в Пермском архиве, к сожалению. Буду ждать, чтобы продолжить родословное дерево. Уже и то чудо, что удалось найти через интернет. А история каждой семьи в нашей стране - уникальна, за простой семейной историей - судьба Родины, жизнь и быт малой родины, корни рода, наша нравственность. У Вас в родословии - 7 поколений, у моего мужа - 16, а у меня пока - только 5, так что буду искать дальше. А сейчас я дописываю автобиографические записки, седьмую часть - дошла до 2013 года, когда-то думала, что мой инфаркт делает этот год самым тяжелым, ан нет, ныне наступили времена потяжелее - потеря близких. Дай Бог нам всем силы и защиты.

Алина Дием   12.09.2022 21:45   Заявить о нарушении