Футуризм и революция

Футуризм — (futurum — англ. будущее) — течение авангардистского искусства 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи Италии и России.
Прежде, чем перейти к поэзии русского футуризма, необходимо немного поговорить об его истоках, берущих свое начало в Италии.
Италия в конце XIX, начала XX века переживала серьезный внутре-политический кризис.Экономическая отсталость ,голод,массовые забастовки делали Италию страной третьего мира. Убийство короля Италии Умберто I погрузило страну в хаос.К началу 1900 г,Италия значительно уступала в развитии другим странам Европы,таким,как:Великобритания,Франция,Германия.На фоне внутренних неурядиц,появляется такое течение,как футуризм.Создателем данного направления, ставшего одним из главных культурных течений 20-го века стал Филиппо Томазо Маринетти —  поэт и общественный деятель. В 1909г. Маринетти выпускает документ под названием «Манифест Футуризма», в котором он делает довольно резкие заявления, принятые общественностью весьма неоднозначно. В качестве примера самые острые тезисы:
«Смелость, отвага и бунт — вот что воспеваем мы в своих стихах».
«Старая литература воспевала леность мысли, восторги и бездействие. А вот мы воспеваем наглый напор, горячечный бред, строевой шаг, опасный прыжок, оплеуху и мордобой».
«Да здравствует война — только она может очистить мир. Да здравствует вооружение, любовь к Родине, разрушительная сила анархизма, высокие Идеалы уничтожения всего и вся! Долой женщин!»
«Мы вдребезги разнесем все музеи, библиотеки. Долой мораль, трусливых соглашателей и подлых обывателей!»
Поскольку Маринетти занимал довольно-таки активную политическую  позицию, его манифест надо трактовать не просто, как крик души поэта, но в том числе,как план политика  по выведению страны из кризиса. Особое внимание следует обратить на второй и третий пункты манифеста. Во втором пункте Филиппо указывает на то, что литература писателей прошлого устарела и в том числе из-за них  Италию поглотил кризис. «Старая литература воспевала леность мысли, восторги и бездействие» .Поэт недвусмысленно намекает на то,что итальянские творческие элиты вместо того, что бы действовать и двигаться на встречу прогрессу, стагнировали и бездействовали. Третий тезис ужасен по своей идеи, однако, не лишен логики.Безусловно, Маринетти призывал не только к войне с искусством прошлого, но в первую очередь к войне в самом ее физическом смысле. По мнению Маринетти война —  это та разрушительная сила, после которой мир очищается, запасается энергией и движется вперед,некий Ренессанс,который наступил после чумы, очищение от скверны ради прогресса и новых свершений. Кроме того, мы видим, что поэт призывает к патриотизму и анархизму.В творчестве Маринетти прослеживается идея некого сверхчеловека ,итальянца нового поколения,энергичного,смелого,действующего.Недаром поэт выступал против итальянской пасты и считал этот продукт вредным для здоровья, который делал итальянцев медлительными и ленивыми.Маринетти считал,что еда-это та вещь, которая должна повлиять не только на здоровье итальянцев,но и на их прогрессивную мысль.Маринетти проповедует полное очищение от всего, что мешало прогрессу, как социальному, так и творческому. Итальянский футуризм отрицает прошлое и желает искоренить наследие предков. Необходимо отметить то, что в отличии от русского футуризма, идеология итальянского футуризма должна распространяться на все сферы жизни. Маринетти видел футуризм, как инструмент для совершения духовной революции, вслед за которой последуют изменения в политической и социальной жизни общества.

1.2 Русский футуризм

Рассвет русского футуризма пришелся на 1914 год, начало внутренних волнений в стране. Футуризм можно сравнить с подростком, посмевшего дерзнуть старшему товарищу, и не просто дерзнуть, а скинуть с "парохода современности" (Манифест «Пощечина общественному вкусу»).
Поэзия русского футуризма преподносит себя как новое, независимое течение с одним лишь правилом - никаких правил. Футуризм не терпит догматов и прочих закостенелых установок. Кредо футуризма —  "сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого проч. и проч. с парохода современности".
Футуризм противоборствует с буржуазным течением того времени —  символизмом. Если символизм олицетворяет собой страх и неприятие любых изменений, то футуризм является воплощением слома, устаревших, по их мнению, форм выражения ради движения вперед, в будущее. Именно движение вперед являлось одной из главных целей футуризма. Поэты 1910-х — 1915гг. разрабатывали новые стихотворные формы. Футуристы считали, что подлинная поэзия выходит за рамки привычных рифм и обыденных слов. Так в декабре 1912г. был представлен поэтический сборник футуристов, который раз и навсегда перевернул представление о поэзии. В сборнике были опубликованы стихи ярчайших представителей течения в России: В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Крученых, В. Каменского, Д. Бурлюка, Б. Лившица и др.

1.3 Алексей Крученых

Поэзия вышла за рамки сложившихся представлений о стихосложении. Преобладание окказионализмов, стихи без знаков препинания, обратные рифмы, стихи на собственном языке — все это стало не реформацией, а самой настоящей революцией в поэзии. В 1912 г. появляется понятие "заумный язык" после публикации А.Е. Крученых стихотворения " Дыр бул щыл ", которое, по мнению самого автора, имело намного больше русского, чем вся поэзия Пушкина. "Дыр бул щыл" стал самым известным и скандальным стихотворением А.Е. Крученых, именно оно в большей степени раскрывает понятие "заумного языка" в частности, и футуризм в целом. " Дыр бул щыл " выходит за рамки обычного рифмования слов в нужной последовательности. В данном стихотворении на первый план выходит звучание самих слов, сочетание слогов, эстетика звучания.Поэзию Крученых можно сравнить с классической музыкой,безмолвной,рисующей в нашей голове лишь неопределенные образы и ассоциации состоящие из звуков, а точнее из их сочетаний. В частности, вот как о стихотворении отзывался П.А. Флоренский: "Мне лично, этот "Дыр бул щыл" нравится: что-то лесное, коричневое, корявое, всклокоченное, выскочило и скрипучим голосом "р л эз" выводит, как немазаная дверь. По - моему, это подлинное."
Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л зэ
Поэзия Крученых очень точно подчеркивает связь футуризма и революции, футуризм пытается свергнуть господство символизма, придумывая новые формы стихосложения, а революция ставит целью свергнуть существующий режим и миропорядок. Обоих объединяет одно - неприятия стагнации и жажда новой жизни, будь то настоящей или поэтической.

1.4 Владимир Маяковский

Если же говорить о, пожалуй, самом ярком представителе футуризма Владимире Маяковском, то как раз в его стихах намного меньше " заумного ". Заслуга Маяковского состоит не только в создании выдающихся поэм и стихов, но и в изобретении особой рифмовки, а также окказионализмов, некоторыми из которых мы пользуемся по сей день ("сердцелюдый", “сиюминутный", "прозасидаться", " толстокожий "). Также стоит сказать и о "неточных рифмах" Маяковского (диссонансных рифмах). Очень часто в его стихах встречаются такие рифмы как: "трезвость-врезываясь".
Маяковский вывел на новый уровень тоническую систему стихосложения, его поэзия строится на акцентных ударениях, интонациях.
Если ж с часами плохо,
Мала календарная мера,
Мы говорим-«эпоха»,
Мы говорим-«эра».
 Именно такой стиль стихосложения лучше всего раскрывается при написании стихов "лесенкой". Фундаментальная поэма Маяковского "Про это" была написана именно так.

В этой теме,
                и личной
                и мелкой,
перепетой не раз
                и не пять.
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.
Эта тема
             сейчас
                и молитвой у Будды
и у негра вострит на хозяев нож.
Если Марс,
                и на нем хоть один сердцелюдый,
то и он
           сейчас
                скрипит
                про то ж.
Как у всякого человека, а в особенности поэта того времени, у Маяковского имелись собственные взгляды на революционные события. Он считал революцию благим делом, всячески ее поддерживал и был уверен в том, что революция нуждается в поэзии футуризма и его поэзии, в частности. Именно поэтому в творчестве Маяковского так много посвящено революции. В своих поэмах «Владимир Ленин» и «Хорошо» Маяковский восхищается революцией, лидерами и славит большевизм. Для него, как для истинного футуриста, революция – это, пожалуй, одно из самых захватывающих событий в жизни, ведь то, что Маяковский делал на поэтическом поле, разрушая до основания и придавая забвению старые нормы и создавая новые, воплощалось в реальной социальной жизни.
Безусловно, Маяковский в полной мере не осознавал масштаб трагедии, которую несёт в себе революция. Для него 1917 год – это год новых открытий, надежд и развития. Поэт полон энтузиазма действовать и строить страну с новыми порядками.
В какой момент может даже показаться, что Маяковский не просто отвергает Россию до революции, а всячески делает вид, что ее и вовсе не было.

«Другим
             странам
                по сто-
 История пастью гроба,
А моя
           страна
                подросток-
Твори,
          выдумывай,
                пробуй,
Радость прет!
                (поэма «Хорошо» фрагмент 1927г.)
 Применительно к России словосочетание «страна подросток» выглядит абсурдным. Перечеркивая историю тысячелетней государственности и ценность культурного наследия великой державы, Маяковский преподносит революцию, как творца истории русского народа. Для Маяковского револция-это не просто разрушение старого и возведение нового, революция для него-это создание новой страны, причем не в конституциональном плане, а физическом. Для Маяковского революция-это начало создание новой страны со своей историей и культурой, без оглядки на события прошлого. Данная установка,очень сильно перекликается с самой идеологией футуризма. 
Стоит отметить, что несмотря на общее воодушевление и поддержку революционных процессов, в первый год революции у Маяковского все же прослеживается некоторое опасение относительно последствий текущих событий.

Каким названьем тебя еще звали?
Как обернешься еще, двуликая?
Стройной постройкой,
грудой развалин?
Машинисту,
пылью угля овеянному,
шахтеру, пробивающему толщи руд,
кадишь,
кадишь благоговейно,
славишь человеческий труд.
Эти строки свидетельствуют о том, что поэт хоть и надеется на лучший исход, но допускает и трагический сценарий развития событий, предвидя бессмысленность разрушения ради нового устроения.
Еще один пример:
Тебе обывательское
о, будь ты проклята трижды!
и мое,
поэтово
о, четырежды славься, благословенная!
Маяковский понимает, что обычным людям революция принесет много бед и горя, однако сам признает, что уповает на революцию и желает ее сверешения. Тут возникает вопрос, почему Маяковский желал свершения революционных процессов. На первый взгляд, безусловно для Маяковского революция, как уже писалось выше-это время больших надежд на создание нового мира ,свобод, политических преобразований, но с другой стороны, для Маяковского, как для творца крайне важна революция духовных процессов общества, именно поэтому основной упор в последних строчках стихотворения сделан на «поэтово о четырежды славься, благословенная». Для Маяковского революция 1917 г-это не просто время кардинальных социальных изменений, но и духовных. Победу революции Маяковский характеризует с победой футуризма над символизмом. Для него, как для одного из главных идеологов течения крайне важно, что бы именно футуризм стал главным культурным течением XX века, а революция физическая-это лишь инструмент для революции в духовной жизни общества .Победа пролетариата давала футуризму в целом и Маяковскому в частности  простор для  творчества и законное право на актуальность, в  то время, как поражение революции могло стать началом конца футуризма и новым дыханием символизма. Отдельно стоило бы сказать об образе Ленина в поэме «Владимир Ленин». Для Маяковского Ленин-это такой же человек, как и все, со своими физическими недостатками. Тут важно, что физическими, ибо по мнению Маяковского с точки зрения морали и нравственности Ленин -это образец для подражания, даже более, для Маяковского Ленин сравним с Иисусом Христом ,который пришел проповедовать свою веру-веру коммунизма. »Что он сделал, кто он и откуда-этот самый человечный человек?»(поэма «Владимир Ленин»). Недаром дело Владимира Ильича от него самого не отделимо и в деле своем Ленин бессмертен. »Мы говорим Ленин, подразумеваем-партия, мы говорим партия, подразумеваем-Ленин.»(поэма «Владимир Ленин»).Или «Ленин
жил,
Ленин –
жив,
Ленин-
будет жить.»(Комсомольская).
Обобщая, образ Ленина в поэме Маяковского «Владимир Ленин»-это образ воплощения Бога, несмотря на то, что сам Маяковский это отрицает и не принимает «вождь милостью божьей? Если б был он царствен и божествен, я б от ярости себя не поберег я бы стал бы в перекоре шествий, поклонениям и толпам поперек.»На протяжении всей поэмы Маяковский рисует образ святого человека, без нравственных недостатков, Ленин самый гуманный, отзывчивый, кроме того, Ленин некая мессия, присланная Богом. Наконец, выясняется, что Ленин бессмертен и в сущности он не может умереть, потому как дело его жило, живо и будет жить.



1.5 Велимир Хлебников

Говоря о связи футуризма и революции, мы не можем обойти вниманием и творчество поэта футуриста Велимира Хлебникова, создавшего поэмы «Ледамир», «Ночь перед советами», «Настоящее», «Прачка», написанные в годы гражданской войны.
В своих произведениях Хлебников прямо не высказывает своей позиции относительно революционных движений, но выразительно описывает происходящие в стране события.  Мастерское использование символизмов позволяет читателю читать «между строк».

Сумрак серый, сумрак серый,
Образ — дедушки подарок.
Огарок скатерть серую закапал.
Кто-то мешком упал на кровать,
Усталый до смерти, без меры,
В белых волосах, дико всклокоченных,
Видна на подушке большая седая голова.
В белых волосах дико всклокоченных

              *      *      *
«Барыня, а барыня!»
—«Ну что тебе?»
 —«Вас завтра повесят!
Повисишь ты, белая!»

              *      *      *

Шепот зловещий
Стоит над кроватью
Птицею мести далеких полей.
Вся темнота, крови засохшей цвета.
Белый цвет, как символ аристократии, вызывающий ассоциации со служебной формой белой гвардии. Красные цвета, символизирующие пролетариат.
В поэме «Ночь перед советами», Хлебников рассказывает о тяжелой жизни рабочего класса через повествование служанки о судьбе своей бабушки по прозвищу «Собакеевна», которая была вынуждена кормить своим молоком хозяйского щенка. В итоге, детям «Собакеевны» все время не хватало еды. Тогда ее сын повесил хозяйскую собачонку, за что хозяин собаки, забил крестьянина до смерти.
Хлебников не осуждает ни крестьянина повесившего собачонку, ни хозяина, забившего до смерти мужика. Однако, Хлебников очень точно передает отношение классов друг к другу. К примеру, служанка, на протяжении всей поэмы шепчет на ушко своей хозяйке о том, что на следующее утро аристократку повесят, при этих словах, служанка недобро улыбается.» Эти строчки очень точно отражают эмоциональное состояние всего пролетарского общества. Века унижений, мучений и эксплуатации не прошли бесследно. Теперь благодаря революции, служанка сможет отомстить своей хозяйке за все обиды.
В поэме «Настоящее» поэт так же не раскрывает своего личного отношения к революции, а занимает позицию наблюдателя, как бы находясь поодаль от гущи событий. Хлебников рассматривает роль революционных событий в судьбе отдельного человека. Поэт восхищается стойкостью героя своей поэмы - аристократа, разделяет его либеральную позицию. Однако, подчеркивает, что для «красных» не имеет никакого значения то, каких взглядов придерживается каждый конкретный представитель высшего сословия в отдельности. Цель пролетариата - уничтожение аристократии, как класса, никому пощады не будет.   

Песня сумрака
Видит Господь,
Нет житья от господ.
– Одолели – одолели!
Нас заели.
Знатных старух,
Стариков со звездой,
Нагишом бы погнать,
Ясноликую знать.

Поэма «Прачка» идентична поэме «Ночь перед советами», в ней поэт так же подчеркивает вражду классов и неизбежность революции.

Во дворцах мы не жили.
Нас никто не нежил.
Росли, как щенята, <и ползали ужом>.
А теперь я потчую вас ножом.

Нате!
Наш нож,
Гож нож!
Он красавец, длинный нож,
В сердце барина хорош.
Я простая девка,
Прачка чернорабочая,
Ножом вас потчую.
Ай хорош, ай хорош
Нож.

Жили в поту
И бар целовали пяту
По-муж<ицки> и по-бабски,
По-рабски.
Чтоб царей на обух,
Господ на обух <…>
Несите секачи!

1.6 Василий Каменский

Василий Каменский — один из самых талантливых представителей русского футуризма и активный участник революционных действий. А.В. Луначарский отзывался о поэте так: «при всяком взлете революции и в 1905 и в 1917 гг. Каменский был с ней. Он был из тех, которые сразу перешли на сторону Октября и сразу поступили к нему на службу.» И в самом деле, В. Каменский занимал активную политическую позицию, он участвовал в революции на Урале (1905г), состоял в партии социалистов-революционеров.
Однако, помимо революционных идей на политическом фронте, Каменский придерживался революционных взглядов и в искусстве. Основной идеей Каменского стала революция духа. Уже в 1918 г. Каменский, совместно с В. Маяковским и Д. Бурлюком подписывают «Манифест летучей федерации футуристов», в котором выдвигает следующие требования: «Отделение искусства от государства. Уничтожение покровительства привилегий и контроля в области искусства. Долой дипломы, звания, официальные посты.» Как мы видим, тезисы, приведенные в данном манифесте, довольно сильно перекликаются с документом, выпущенным Маринетти в 1909 г, однако ключевое отличие манифеста Каменского от манифеста Маринетти заключается в том, что Каменский призывая к революции духа, считает революцию 1917г. неким триггером для начала революции духовной, в то время, как итальянский поэт призывает к революции физической и считает духовную революцию триггером для ее реализации. Данный манифест еще одно подтверждение того, что революция и футуризм взаимообусловленные исторические явления.
Особенное место в творчестве В.Каменского занимает поэма «Степан Разин», написанная в 1918 г. Поэма об небезызвестном предводителе восстания 1670-1671 г, самом масштабном в Допетровскую эпоху.
Надо сказать, что история восстания и личность донского казака приковывали особое внимание публики 20-го века. Во многом из-за этого, поэты-современники Каменского и поэты 60-х написали так много произведений посвященных Степану Разину. В.Хлебников написал одноименную поэму, Шостакович написал вокально-симфоническую поэму на слова Евтушенко,Цветаевой принадлежит стихотворение «Стенька Разин». И еще множество поэтов писали произведения, посвященные донскому казаку.
Пьеса была поставлена в честь годовщины Октябрьской революции. Поэма «Степан Разин» необыкновенно удачно влилась в культурную жизнь общества во многом из-за того, что она соответствовала запросу самого общества. Опять-таки отмечаем параллельность революционных процессов.
Главный герой — бунтарь, народный освободитель, харизматичный и уверенный в себе лидер. Степан Разин был примером для подражания для большинства представителей пролетариата того времени.
Поэма написана с большим количеством вульгаризмов, диалектизмов, жаргонизмов, таких, как: «по зубам сыпь дубинушшом», «раслобысть.» Б. Попов отмечает обилие провинциализмов, к примеру: «дожжом», «пушший». Текст произведения выдержан в нарочито грубом стиле, с поправкой в том числе на публику.
Еще одним произведением В. Каменского по мотивам исторических событий стала поэма «Емельян Пугачев». И эта поэма пришлась по душе пролетарскому обществу. Пропаганда свободы от крепостничества, раскулачивание господ и провозглашение диктатуры пролетариата. В.Каменский не стесняется в выражениях и становится и «голосом» и подстрекателем  простого народа. «Ну и вздернем в храп напропалую, злой держись лихая голова. Господа помещики нас ведь не балуют, и мы их не станем баловать!» Или: «Ну, крепостные, если вы босы, берите-ка вилы да косы. Сила крестьянская, нам помоги пойдем добывать сапоги.»
В поэме задействован знакомый мотив.Казак, уставший от крепостного гнета, решивший освободить крестьян и поднявший восстание.

Пугачев-вот и что!
Зовут его Емелькой.
Торгует он земелькой, для помещиков-изъян.
Получает, отбирает землю для крестьян.

Как мы видим, образ освободителя характерен для русской поэзии 20 века, и дело не только в образе освободителя от крепостного гнета, как Стенька Разин или Емельян Пугачев, но и в образе освободителя искусства от оков произведений прошлого, стремление к творческому прогрессу. Каменский очень хорошо прочувствовал дух времени и потребности публики XX века. Можно сказать, что ему повезло, поскольку он изначально был глубоко советским человеком ,а значит, печатая откровенно пропагандистские тексты не изменил своим принципам.

1.7 Бенедикт Лившиц
Бенедикт Лившиц стал одним из самых противоречивых поэтов-футуристов. Его принадлежность к кубофутуризму вызывала немало споров. Все дело в абсолютно нефутуристичной манере стихосложения. В его творчестве мы не встретим обилия окказионализмов, замудренных слов или странных рифм. Вот что писал о Лившице К.Чуковский: «Напрасно насилует себя эстет и тайный парнасец г-н Бенедикт Лившиц, совершенно случайно примкнувший к этой группе. Шел бы к г-ну Гумилеву! На что же ему, трудолюбцу, «принцип разрушенной конституции»! Опьянение отличная вещь, но трезвый, притворившийся пьяным, оскорбляет и Аполона и Бахуса!» Однако, несмотря на критику в свой адрес, Лившиц считал себя футуристом и подчеркивал свою принадлежность к этому движению. О себе Лившиц писал следующее: «Во всех многочисленных, шумных, а зачастую скандальных выступлениях «Гилеи» я принимал неизменное участие, так как, несмотря на все, что меня отделяло, например, от Крученых и Маяковского, мне с будетлянами было все-таки по пути.» Что бы убедиться в том, что Лившиц не обладал футуристической манерой стихосложения, достаточно почитать его первый сборник стихов, выпущенный в 1911 году «Флейта Марсия».

Да будет так. В залитых солнцем странах
Ты победил фригийца, Кифаред.
Но злейшая из всех твоих побед –
Неверная. О Марсиевых ранах
Нельзя забыть. Его кровавый след
Прошел века. Встают, встают в туманах
Его сыны. Ты слышишь в их пэанах
Фригийский звон, не умерщвлённый бред?
Еще далек полет холодных ламий,
И высь – твоя. Но меркнет, меркнет пламя,
И над землей, закованною в лед,
В твой смертный час, осуществляя чей-то
Ночной закон, зловеще запоет
Отверженная Марсиева флейта. «Флейта Марсия» 1911г.

Надо сказать, что несмотря на то, что Лившиц всячески отрицал свое неприятие футуризма, настоящим футуристом ему стать так и не удалось. Сама концепция разрушения старого с целью создания нового была ему неприятна, его поэзия строится на сложных символизмах, красивых рифмах и оборотах. Но дело даже не в том, что Ливщиц не смог принять концепцию футуризма, как таковую, дело в том, что у Бенедикта были довольно-таки сложные отношения с Советской властью, которую футуристы всячески возвеличивали. В революции Лившиц не видел будущего и не возлагал на нее больших надежд. Можно сказать, что Лившиц был «белой вороной» среди футуристов, даже несмотря на то, что именно он совместно с А.Е Крученых, В.Каменском, Д.Бурлюком и В.Маяковском стоял у истоков «Гилеи», выпускал манифесты «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей».
 25 октября 1937 года был арестован по делу об «участие в антисоветской правотроцкистской террористической и диверсионно-вредительской организации». 21 сентября 1938 года был расстрелян.


Заключение

История свидетельствует, творческая жизнь неразрывно связана с социально-политическими процессами. Именно поэтому, начало 20-го века стало временем глобальных реформаций и рождения новых поэтических течений.
 Конечно же, тезис о том, что культура движет массовым сознанием, или массовое сознание движет культурой, в отношении русской революции прозвучал бы некорректно. Однако, можно сделать однозначный вывод о взаимовлиянии, взаимонаполнении этих параллельных процессов символами и смыслами, взаимоподпитовании идеями и силами.


Рецензии