Югорские газовики Ч3. Девятый вал - IX-X пятилетки

-1-
Темп строительства газовых магистралей в IX пятилетке (1971-1975 гг.) в Западной Сибири нарастал. Вводились в эксплуатацию газовые месторождения Пахромское с газопроводом «Пахрома - Казым» и «Казым – Пунга 1 нитка», Медвежье с газопроводами «Медвежье – Надым» и «Надым – Пунга». А вместе с ними и росли производственные мощности предприятия Тюменского УМГа, в 1974 году переименованном в производственное объединение «Тюментрансгаз». Строились компрессорные станции с жилыми поселками Пангоды, Лонг-Юган и в г. Надыме Ямало-Ненецкого автономного округа, Сорум, Белый Яр, Перегребное в Ханты-Мансийском автономном округе.

Начиная с 1972 года здесь вводилось по пять компрессорных станций. Этот «вал», как оказалось позднее, еще не «девятый», а только предшествующий ему. А взял ответственность за рождение газотранспортного предприятия Евгений Николаевич Яковлев, назначенный на должность генерального директора 17 марта 1972 года.

Его трудовая карьера началась в 1954 году после окончания Московского нефтяного института, когда стал главным инженером Карлинского нефтепромысла в г. Ишимбай в Башкирии. С 1960 по 1965 годы он – главный инженер Ишимбайского райуправления Уфимского УМГа, с 1965 по 1972 годы – начальник Магнитогорского РУУМГ «Бухара – Урал». Проявленный им талант организатора, стал свидетельством неоднократных побед возглавляемого им управления в социалистическом соревновании и за это в 1971 году он был награжден орденом «Знак Почета».

И вот он руководитель Тюменского УМГа. В том периоде к окончанию подходило строительство газопроводов «Медвежье – Надым» и «Надым – Казым», главных в Мингазпроме строек. На всем 500 километровом отрезке тундры и тайги работала одна небольшая бригада ремонтников Тюменского УМГа во главе с В.В. Леневым. Ранняя весна, отсутствие на этом участке связи и множество недоделок, оставленных при спешке строителей, находившихся под давлением погоды и начальства – увеличивали количество проблем.

«9 мая 1972 года в 5 часов утра я дал команду Валерию Викторовичу Леневу открыть кран на 377 км, - вспоминает Е.Н. Яковлев. – Этот день и можно считать началом рождения системы магистральных газопроводов с месторождений севера Тюменской области. Газопроводы называются по-разному, начинаются с месторождений Медвежьего, Уренгоя, Ямбурга, но этот был самым первым.

Мы начали приобретать опыт прокладки газопроводов большого диаметра в районах многолетнемерзлотных грунтах, в условиях бездорожья, сезонности строительства (территория была сильно заболочена) и высочайших объемов приема газа от промыслов и его транспорта в места потребления.

В 1974 году тюменский газ поступил в центр России, в Москву. И в начале этого пути стоял коллектив «Тюментрансгаза» (ООО «Газпром трансгаз Югорск»). Это он вдохнул жизнь в построенные газопроводы и компрессорные станции. Эти люди, не взирая на трудности, были поглощены работой…»

«Всякое бывало, - вспоминал Наиль Сахиевич Юнусов, начальник производственного отдела по эксплуатации магистральных газопроводов. - Это сейчас переход на вышестоящую должность воспринимается как карьерный рост с высокой зарплатой и многими другими желаемыми жизненными плюсами и почестями. А в то время, в газовой промышленности, это было далеко не так. Каждая ступенька наверх, это взятие на себя новых нагрузок и испытаний, которые становились намного тяжелее предыдущих».

Первая командировка Юнусова, как только он в 1972 году возглавил производственный отдел, была не в Москву или в какой-нибудь другой город, а на заболоченный участок 332 км в Лявдинку, на котором шло подключение 25-ти километрового участка только построенного газопровода к крановому узлу.
«1972 год был знаковым не только для «Тюментрансгаза», а и для всей страны, - говорит Н.С. Юнусов. – В мае был введен газопровод, транспортирующий газ из месторождения Медвежье. Его еще называли «большим тюменским газом», который вначале поступил на Урал. Этот газопровод диаметром 1420 мм с давление 75 атмосфер требовал к себе особого внимания. Строители должны были соблюдать все технические требования. Я понимал, какая ответственность как будущего эго эксплуатационника ложится на мои плечи. И поэтому старался очень жестко подходить к приему каждого объекта.

В этом же году в Игримском регионе вводится в эксплуатацию Пахромское месторождение, газ которого по ниткам «Пахрома – Казым» и «Казым – Пунга» вливается в газопровод «Игрим – Серов – Нижний Тагил». На участке Пунга – Комсомольский заканчивается строительство нового лупинга.

Командировка сменялась командировкой, перерывы между ними были очень короткими, - продолжает вспоминать Наиль Сахиевич. - К примеру, подключение лупинга монтажными бригадами шло в одиннадцати местах в начале весны, и нам нужно было успеть побывать на всех этих участках. В производственном отделе в моем подчинении работало всего четыре человека. Это старшие инженеры Александр Александрович Петренко, он отвечал за электрохимзащиту магистрального газопровода (МГ), Анатолий Александрович Маковский и Анатолий Александрович Свиридов – за линейную часть МГ, Василий Ильич Зарубин - за транспорт.

Плюс мы подключали начальников линейно-эксплуатационных служб (ЛЭС) линейных производственных управлений (ЛПУ). На северном участке нам помогал Валерий Викторович Ленев, начальник ЛЭС Казымского ЛПУ. Он работал не только в Белоярском регионе, а и в Надымском, в Березовском, в Октябрьском, там только начинали строиться компрессорные цеха. А помощником у него был Юрий Михайлович Коган. Об этих людях можно рассказывать и рассказывать. Это были ПАТРИОТЫ своего дела.

Без передышки они со своими бригадами курсировали от Белого Яра до Надыма, до Приобья, ремонтировали запорную арматуру, если образовывался свищ, то зачеканивали его под высоким давлением в работающем газопроводе. Этим опасным делом занимался брат Когана. А другого выхода у нас не было, за остановку газопровода отвечало министерство, каждый кубометр газа был на счету».

«Строительство газопроводов велось монтажными трестами, находившимися под эгидой Миннефтегазстроя, - продолжает рассказывать Н.С. Юнусов. - У нас в «Тюментрансгазе» не было своих сварочно-монтажных бригад, которые могли бы заниматься устранением недоделок, оставленных строителями. Да и в то время был другой уровень понимания по сдаче и приему объектов линейной части по сравнению с сегодняшним.

Центральный комитет коммунистической партии Советского Союза поставил перед нашими министерствами задачу в короткие сроки построить газопроводы, компрессорные станции и дать стране газ - дешевое топливо. И они, приложив все усилия справлялись с этой задачей. На местах, где шло строительство магистральных газопроводов, управлял этим процессом штаб. То есть он располагался не в Москве, не в Тюмени или в Свердловске, а на трассе, то в Лонг-Югане, то в Надыме, то в Белом Яре. И все проблемные вопросы решались им в самом оперативном порядке.

От руководства строителей в штабе присутствовали заместитель министра Миннефтегазстроя - начальник Главвостоктрубопроводстроя Евгений Васильевич Щепкин, секретарь Тюменского обкома партии Геннадий Иосифович Шмаль, с управляющими трестами, работавшими там на уровне начальников участков.
Мы, тюментрансгазовцы, всеми силами содействовали им. Организовывали связь во время продувки строящегося трубопровода, своими силами готовили к подключению запорную арматуру и следили за ее работой. Это позволяло значительно сокращать время к подготовке пуска газопровода. А непредвиденных ситуаций на газотрассе возникало множество, и только благодаря оперативной работе штаба они решались в короткие сроки. Правда не все.

Замечания касались брака, оставленного на стыках газопровода, в изолировании трубы, в отсутствии катодной защиты. Здесь же в полевых условиях, как говорится на коленке, составлялась дефектная ведомость, указывался срок исполнения, ответственные. То есть, это все принималось на уровне министерств, и ответственным лицом за выполнение этих работ назначался заместитель министра Миннефтегазстроя. И поэтому принимался не ввод цельного газопровода, а лупинги.
В семидесятых и восьмидесятых годах было принято много таких участков, с последующим устранением этих замечаний, к сожалению, не полным. Подготовка газа в то время проходила тоже не на должном уровне. В газопроводе было много воды, конденсата. Гидратные пробки, возникаемые из-за них в газопроводе, устранялись с помощью метанола.

У нас, к сожалению, в то время не было своих аварийно-восстановительных бригад, филиалов, как это сейчас присутствует в «Газпром трансгаз Югорске». Своих сварщиков, монтажников можно было пересчитать на пальцах. Если происходил разрыв газопровода и строители, в крайнем случае, не могли нам помочь в его ремонте (а не стоило забывать, что их силами строились около двух с половиной тысяч и более километров газопроводов в год), то мы специалистов набирали из подразделений «Тюментрансгаза». В Ивдельском ЛПУМГ, к примеру, было 3 высококвалифицированных сварщика, в Краснотурьинском ЛПУМГ - 3, в Нижнетуринском ЛПУМГ - 2, в Комсомольском и Казымском ЛПУМГ - по 3. Технику, трубы на место аварии доставляли с помощью вездеходной техники, какую-то часть вертолетами.

Как это делалось можно рассказывать и рассказывать без перерыва. К примеру, запомнился такой случай. В январе 1973 года между рекой Лыхма и Перегребненским опорным пунктом ЛЭС произошел разрыв газопровода. Вышло из строя 18 метров трубы. И как назло температура воздуха в тот день с минус двадцати градусов опустилась до 56 градусов мороза. Трубоукладчики и другая техника при такой температуре работали с большим трудом. Даже пропан в баллонах - это газообразное вещество текло по шлангам как вода. Чтобы шланги не разрывались, их обматывали тряпками. Для согревания баллонов с пропаном их ставили в передвижные будочки с печками, а вокруг разводили костры, чтобы на месте работ создать более подходящий микроклимат.

Шесть суток продолжалась эта борьба. Вместе с нами на этом участке работали и генеральный директор Евгений Николаевич Яковлев, и главный инженер Владимир Федорович Усенко. Руководил ремонтом этого участка заместитель министра Евгений Васильевич Щепкин. Если сварщики, механизаторы, монтажники работали по сменам, то руководители на отдых просто не имели права. На них лежала вся ответственность оперативного проведения ремонта.

На пятый день монтаж аварийного участка был закончен. Но в этот день произошла новая авария в районе Лонг-Югана и мы отправились туда. И только закончили там работы по монтажу, то чуть не потеряли Валерия Викторовича Ленева, начальника ЛЭС Казымского ЛПУМГ. Он с механиком-водителем вездехода выехал на 225 км, чтобы открыть кран. Сделав свою работу, они с водителем уснули в кабине вездехода, и если бы их не спас Николай Федорович Федоров, вовремя прибывший к ним (они не отвечали по рации), то они бы замерзли.

Ночью на вертолетах мы прилетели в Комсомольский, а утром, как положено вышли на работу. Физическая усталость организма тогда в учет не бралась, на первом месте была работа».

Да, люди тогда жили намного сложней, но они были фанаты своего дела. Работали день и ночь. Зарплата у эксплуатационников была в 5-10 раз ниже, чем у строителей. И если фанатизм строителей удерживался на высокой зарплате, то у эксплуатационников на чистом патриотизме. Что говорить, они участвовали в крупномасштабной стройке страны, в освоении новейших технологий по транспорту газа. Здесь впервые устанавливались газопроводы крупного диаметра – 1420 мм с давлением транспортируемого по ним газа 75 атмосфер. На ранее построенных магистральных газопроводах «Бухара-Урал» и «Средняя Азия-Центр» диаметр трубы составлял 1020-1220 мм с давлением в 55 атмосфер.

В том периоде, как мы видим, весь упор делался на специалистов, за счет которых и удавалось не только в оперативном порядке решать «больные» вопросы, но и кадровые на местах. И далеко за примерами ходить не нужно.

В 1972 году начальником Лонг-Юганского ЛПУМГ был назначен Борис Иванович Климов. До этого с 1959 года прошедший становление с машиниста технологических компрессоров, до начальника компрессорного цеха Индеборского райуправления ГП «Саратовтрансгаз». Когда ему предложили возглавить строившуюся Лонг-Юганскую компрессорную станцию в ГП «Тюментрансгаз», он согласился.  Он прекрасно знал газоперекачивающие агрегаты, их историю болезни, считая, что у каждого ГПА свой характер. К этому приучал и молодых специалистов, пришедших в его подчинение на компрессорную станцию.

«Бориса Ивановича Климова мы, молодежь, называли своим отцом, - вспоминает Наталия Александровна Павличенко, более 20 лет проработавшая в Лонг-Юганском ЛПУМГ от сменного инженера до начальника ГКС. – И не только потому, что он был руководителем и по возрасту намного старше нас, но и умел в трудную минуту поддержать, в чем-то помочь и подсказать, чего нам так не хватало, когда казалось, что силы из-за разных неувязок на производстве уже находятся на исходе.

Да что и говорить, первые годы на рождающейся компрессорной станции работать было очень трудно из-за множества возникающих проблем. Одна из них - частое исчезновение напряжения на дизельной электростанции, из-за чего в месяц происходило до 17 аварийных остановов ГПА. Вторая электростанция еще строилась, ЛЭП «Тюменьэнерго» и аварийных электростанций в Лонг-Югане не было. После останова цеха начинался самый сложный процесс - запуск в работу газотурбинных агрегатов.

На пуск каждого ГПА ГТК-10-4затрачивался минимум час. Шесть машин - шесть часов, что отрицательно сказывалось на транспорте газа. Чтобы изменить эту ситуацию, попробовали запускать сразу две машины. Но даже опытный и грамотный машинист не мог эту работу выполнить без ошибок. Это прекрасно понимал и начальник ЛПУМГ Борис Иванович Климов. Он постоянно контролировал этот процесс, помогая нам.
А другого выхода не было, компрессорные цеха вводились ежегодно, а специалистов, чтобы управлять ими, не хватало, вот сами таким способом и растили молодежь. Среди них были Александр Иванович Угрюмов, Борис Геннадьевич Николаев, Владимир Викторович Евтихов, Петр Петрович Шатунов (позже ставшие начальниками ЛПУМГ), Леонид Францевич Крушельницкий (стал начальником производственного отдела по автоматизации и метрологии), Олег Евгеньевич Васин (главный инженер ГП «Тюментрансгаз»).

В первый год строительства Лонг-Юганской компрессорной станции от идеи эксплуатировать ее вахтовым методом отказались, понимая, что в скором времени здесь будут вводиться новые газопроводы и цеха, которые должны обслуживаться не временщиками, а постоянным персоналом».

«В 1975 году, – вспоминает бывший главный инженер ГП «Тюментрансгаз» Владимир Федорович Усенко, – мы впервые в мире в декабре при сорокаградусном морозе провели испытание водой второго цеха на Пунгинской компрессорной станции. Строительство этого цеха было уникальным.

1 сентября меня назначили председателем госкомиссии по его пуску и вводу в эксплуатацию. На месте цеха в тот момент были забиты только сваи, часть оборудования еще не была доставлена в Пунгу. А станцию нужно было сдать и пустить уже через три месяца, к новому году. Со мной руководили этими работами главный технолог производственного отдела по компрессорным станциям Карл Фридрихович Отт, по КИПиА – начальник отдела Шаукат Хуснуллич Сальманов. Мы работали со строителями круглосуточно, буквально на износ. Люди не выдерживали таких изнурительных испытаний. Помню, как после запуска турбин Отт вышел из цеха и просто упал без сознания...

И все-таки 25 декабря мы подошли к испытаниям технологии цеха. Вначале подали газ с давлением до 10 атмосфер и проверили технологическую обвязку КС на плотность. Выявленные утечки устранили после стравливания газа. Потом закачали воду и начали подъем давления опрессовочным агрегатом. И произошла парадоксальная ситуация: под давлением воды газ, оставшийся в трубах после стравливания, начал выходить через неплотности свечей, и они загорелись. Было впечатление, что горит вся станция. У людей испуг, они начинают метаться. Но через пять-десять минут все успокоилось, вода затушила огонь.

Испытание цеха прошло без задоринки. 29 декабря его подключили к магистральному газопроводу и начали осуществлять пуск турбин в трассу».

«Пуск цехов - это большая эпопея. В «Тюментрансгазе» была самая распространенная машина ГТК-10-4 и проблемная, вспоминает бывший заместитель генерального директора Анатолий Николаевич Штро, который за период своей деятельности – 41 год, не просто прошел ступени машиниста ТК и инженера ЭОГО, начальника производственного отдела по эксплуатации компрессорных станций и заместителя генерального директора поэтому же направлению, но и добившегося огромных результатов за период работы в этих должностях. - Многие вопросы приходилось решать на уровне шефперсонала, с заводами-изготовителями, и своими силами – на базе производственно-технического предприятия (ПТП). Конструкция агрегата была недоработанной. Часто выходил из строя компрессор четвертой ступени. На нагнетателях, спроектированных на 75 атмосфер, слабым оказался узел упорного подшипника. На половине ГТК-10-4 с 370-и нагнетателями нужно было менять валы по увеличению гребня, а их не было.

В Краснотурьинском ПТП была освоена уникальная технология по увеличению диаметра гребня – его стали наплавлять. Это адский труд. Для этого техотделом ПТП, который возглавлял Иван Абрамович Гепнер, была разработана специальная технология, по наплавлению этих гребней...

Шло интенсивное строительство. Ввод в строй любого объекта предполагает доработку и отладку оборудования, которое создается достаточно долго проектными институтами, конструкторскими бюро на заводах-изготовителях и после этого проходит длительный этап испытания. Как бы то ни было, на заводских стендах невозможно создать все условия, с которыми оборудование «встретится» в эксплуатации. Поэтому всегда нужно учитывать не менее трех лет для его доработки, - вспоминал Анатолий Николаевич. - С этим мы столкнулись практически на всех типах, эксплуатируемых ГПА.

С ГТ-6-750 Уральского завода мы вместе с заводом эксперементным путем отрабатывали конструкции камер сгорания. Позже оказалось, это одна из самых надежных машин. То же самое было с ГТК-16. Их всего 9 штук: три в Краснотурьинском ЛПУМГ было и 6 - в Пангодинском ЛПУМГ. К тому моменту, когда станция пускалась, эта машина была снята с серийного производства. Но благодаря грамотному подходу наших инженеров и работе с заводом-изготовителем они отработали свой ресурс и к концу эксплуатации стали одними из самых надежных.
То же самое и с агрегатами ГТН-16. Модель к нам поступила сырая и благодаря специалистам «Тюментрансгаза» она была доведена до кондиции. Здесь пришлось менять многое - и обоймы, и роторы. И мы с помощью академической науки проводили ее исследования и заводу аргументировано доказали необходимость изменить ее конструкцию».

В начальный период строительства магистральных газопроводов из-за слабой технической оснащенности, недостаточной укомплектованности ЛПУМГ кадрами аварии на действующих газопроводах приходилось ликвидировать силами и средствами подразделений Миннефтегазстроя. Однако в конце 70-х годов они были переброшены на строительство газопровода «Уренгой – Сургут – Челябинск». Это и стало причиной необходимости создания на предприятии собственной мобильной структуры для ликвидации аварий на магистральных газопроводах и компрессорных станциях. Что и было сделано в кратчайшие сроки при непосредственном участии генерального директора объединения Е.Н. Яковлева, главного инженера В.Ф. Усенко и начальника отдела по эксплуатации газопроводов Н.С. Юнусова.

12 сентября 1975 года на основании приказа Мингазпрома был организован аварийно-восстановительный железнодорожный поезд с дислокацией в поселке Комсомольском. Начальником АВП был назначен Н.П. Коровин (позже главный инженер, начальник Надымского, а потом - Таежного ЛПУМГ). В 1977 году начальником АВП стал Владимир Георгиевич Фролов, до этого возглавлявший монтажный участок на КС «Приполярная».
Он и его заместитель Александр Юрьевич Голензовский сыграли немаловажную роль в становлении Комсомольского АВП, в оснащении его вездеходной, грузоподъемной и землеройной техникой, в формировании коллектива высококвалифицированных монтажников, сварщиков и инженерно-технических работников (ИТР).

Поскольку Комсомольский АВП в производственном объединении «Тюментрансгаз» был организован первым, то на начальном этапе границы его деятельности совпадали с границами деятельности всего предприятия. И это понятно, на ежегодно вводимых магистральных газопроводах, выявлялись дефекты, недоделки и проектные недоработки. Это был очень большой объем работы.

Помимо него специалисты АВП занимались и пусконаладочными работами совместно со службами ЛЭС всех ЛПУМГ. Бывали даже ситуации, когда на эти работы снимали всех монтажников и механизаторов, потому что требовалось пускать газопровод, а запорная арматура не смонтирована. Линейных кранов устанавливали не единицы, а тысячи, существовала даже специальная группа, которая занималась наладкой запорной арматуры. И здесь нельзя не вспомнить мастера на все руки Николая Николаевича Казакова. Он и слесарь–монтажник, и механизатор, и специалист по запорной арматуре. И если работа поручалась ему, то качество было гарантировано.
При комплектовании коллектива упор был сделан на тех, кто участвовал в монтаже компрессорных станций. Первыми бригадирами стали Василий Алексеевич Воробьев, Владимир Ефремович Комаревцев, Владимир Васильевич Палеев. Цель стояла одна – чтобы каждый работник имел высокую квалификацию, а монтажники и сварщики были не ниже шестого разряда.

Несмотря на то, что из года в год объемы ремонтных работ на линейной части и планово-предупредительные работы (ППР) компрессорных станций только возрастали, на каждом объекте, где были задействованы специалисты Комсомольского АВП, работу всегда выполняли в срок и с высоким качеством, не допуская случаев брака.

С 1972 по 1980 год в районе ответственности "Тюментрансгаза" было построено и введено семь ниток газопроводов, 10 линейно-производственных управлений от 3-х до 7-ми компрессорных цехов в каждом.

И в скором времени этот газовый коридор стали называть «старым». Ввод нового «русла» газопроводов из Уренгойского и Ямбурского месторождений «лег» рядом.


Рецензии
Вот где настоящая борьба и истинные герои труда:—))Приятно о таких читать:—)) с уважением:—)) удачи в творчестве

Александр Михельман   14.09.2022 18:56     Заявить о нарушении
Да, да, Сашенька, после Афгана, где были такие же прекрасные ребята, я попал в такой прекрасный производственный коллектив. Повезло. Взяли меня с группой по инвалидности...
Иван

Иван Цуприков   14.09.2022 19:11   Заявить о нарушении