История Карело-Кошевской школы

История Карело-Кошевской школы

В ходе проведения крестьянской и земской реформ императора Александра II активно реформировалось народное образование. Наряду с действовавшими церковно-приходскими школами открывались земские народные начальные училища на основании «Положения о начальных народных земских училищах», утвержденного 14 июля 1864 года. Училища были на попечении земств, финансировались за счет сельских обществ и волостей.
 Они были как трехгодичными  однокомплектными, где все три класса обучал один учитель, так и четырехгодичными двухкомплектными с двумя учителями. Земства брали на себя снабжение училищ учебными пособиями, аренду помещений для них, организацию школьных библиотек. Предметами учебного курса начальных народных училищ были – закон божий, чтение, письмо и первые четыре действия в арифметике.

Кроме народных начальных земских училищ действовали церковно-приходские школы и одногодичные школы грамотности. Церковно-приходские школы получили своего рода второе дыхание после издания в 1884 году «Правил о церковно-приходской школе».  Они вновь стали открываться в приходах, как однокомплектные с 2-годичным сроком обучения, так и двухкомплектные с 4-летним сроком обучения. В них изучали те же предметы, что и в начальных народных училищах.
 
Церковно-приходские школы открывало православное духовенство, обучение в них проводили местные священники, иногда учителя или учительницы под наблюдением священника. Они открывались и действовали на местные средства жителей прихода.
В однокомплектной школе с одним учителем обычно обучалось до 50 учеников в одной классной комнате, курс обучения был трехгодичный.  Двухкомплектная школа с четырехгодичным курсом обучения имела две классные комнаты и двух учителей. Крестьянские дети были вынуждены с  малых лет помогать родителям по хозяйству, поэтому, чаще всего, они оканчивали 2 года обучения из трех или четырех, овладев письмом и счетом.

Корельско-Кошевское  земское  народное начальное училище  было основано в 1885 году, на 2129 жителей этого прихода имелось 112 мальчиков и 107 девочек школьного возраста. В 1885-1886 учебном году обучалось 56 мальчиков и 6 девочек, первой учительницей  стала работать  Надежда Петровна Ушакова, окончившая курсы в школе Максимовича, годовое жалованье  175 рублей. Законоучителем работал священник Константин Меглицкий, годовое жалованье 60 рублей. Школа находилась в церковном здании села Кошево Корельское, имела 3 классные комнаты. Книг сами учащиеся не имели, для внеклассного чтения в школе было 15 книг, имелось 350 учебников.

Учительница Надежда Петровна Ушакова была родом из Романово-Борисоглебского (с 1918 года Тутаевского – А.Г.) уезда Ярославской губернии. Отец Надежды Петровны подполковник Петр Степанович Ушаков был помещиком сельца Окулово и деревни Становой  в том же уезде, 10 июля 1841 года венчался с Александрой Остолоповой – дочерью помещика Лавра Владимировича Остолопова.
В числе других детей у них родились дочери Варвара Петровна (22.04. 1850-30.05.1896 г. г.), Надежда Петровна и Любовь Петровна. Надежда Петровна Ушакова окончила в 1882 году в Твери школу П.П. Максимовича, которая давала бесплатное обучение девушкам 13-17 лет всех сословий, в том числе, помещичьим и крестьянским детям. Там сначала курсы обучения были 3 года, позднее увеличены до 5 лет.

В своем заявлении от 22 декабря 1885 года в Бежецкий земский училищный совет учительница Надежда Ушакова писала: «Имея школу, разделенную на три отделения, и состоящую из 62 учеников, я успеваю в старшем отделении ежедневно давать по 2 урока, в среднем и младшем отделении только по одному уроку в день, чего, по моему мнению, слишком недостаточно. Поэтому покорнейше прошу Бежецкий земский училищный совет назначить мне помощницу. Мне со своей стороны желательно было бы иметь у себя помощницей мою сестру Любовь Ушакову, которая состоит помощницей Новского училища, (по документам Градницкого, а не Новского, село Новое находится в одном километре от Градниц – А.Г.) поэтому, если возможно, покорнейше прошу назначить ее».
Председатель Бежецкого уездного училищного совета, одновременно председатель земской управы Николай Алексеевич Чаплин наложил на заявлении резолюцию: «За недавним открытием училища и утвержденной суммой ассигнований, в назначении помощницы отказать».

Число учеников в Корельско-Кошевском народном начальном училище было:   1886 год – 46 мальчиков и 4 девочки, 1887-1888 учебный  год – 50 мальчиков и 6 девочек, учительница Надежда Ушакова, вторая учительница Капитолина Портнова из деревни Муравьево, окончила курсы в Краснохолмском женском приходском училище, ее годовое жалованье 120 рублей.
В 1887 году мальчики ходили в училище  из всех карельских  деревень, кроме Климантина, а также 3 мальчика из русской деревни Иван Милостивый (Барская Ворониха).  Две девочки учились из деревни Акиниха, что за 3 километра от школы. По одной девочке – из погоста Карело-Кошево,  Бережков. Душкова и Терехова.

Законоучителем был священник Константин Меглицкий, который в начале 1888 года написал заявление в Бежецкий уездный училищный совет: «Я со времени открытия Кошево-Корельского народного училища по назначению совета состоял законоучителем до настоящего времени. Но постигшая меня болезнь от ревматизма в ногах лишила меня возможности исполнять должным образом возложенные на меня обязанности. Вследствие чего я подвергся невинно различным нареканиям. В настоящее время при помощи медицинских пособий, я получил не только облегчение от ревматизма, но и почти совершенное выздоровление, что дает возможное продолжение преподавания Закона Божьего в училище. Поэтому прошу удовлетворить мое желание».
 
В  1888 году в Корельско-Кошевском народном начальном училище обучалось 52 мальчика и 6 девочек, 1889 год – 55 мальчиков и 6 девочек. Преподаватели: И.Н. Тамаров, окончил Тверскую духовную семинарию, в 1889 году работал первый год, жалованье  150 рублей;  Н. П. Ушакова окончила Тверскую учительскую школу П.П. Максимовича, в школе работала с 1885 года, стаж работы к 1889 году 7 лет, жалованье 175 рублей. С момента открытия училище располагалось в одном из церковных домов села Кошево Корельское, рядом со Сретенской церковью.
 
Нужно отметить, что занятия в начальных народных училищах и церковно-приходских школах начинались не 1 сентября учебного года, а после завершения уборочных полевых работ. Например, в 1889 году учеба в Корельско-Кошевском училище началась 28 сентября, а в Бокаревском училище с 10 октября.

 Летом 1888 года произошли какие-то недоразумения между сельским обществом и притчем, скорее всего, из-за занимаемого народным училищем  помещения рядом с церковью,  в связи с желанием церкви открыть в этом помещении церковно-приходскую школу. Помещение, ранее принадлежавшее сельскому обществу, пришло в полную негодность, но ко времени открытия земского народного училища в 1885 году оно было капитально отремонтировано за счет средств сельского общества.

 Корельско-Кошевское сельское общество, включающее в себя 645 ревизских душ и 275 домохозяев, имеющих право голоса, 2 августа 1888 года по требованию сельского старосты Алексея Сабурова из деревни Климантино собрались на сход. Заслушали предложение попечителя Корельско-Кошевского народного училища церковного старосты крестьянина деревни Гремячиха Михаила Алексеева о продолжении работы училища на будущее время.

«Сход вынес единогласный приговор:  просить Бежецкую земскую управу продолжить в нашем обществе на будущее время народное училище под владением земства. Помещение училища имеется в церковном общественном доме, который возобновили на свои общественные средства. А теперь обязуемся отапливать и освещать училище на свои средства через избранного попечителя Алексеева.
Просить земскую управу оставить учительницей в нашем училище Надежду Петровну Ушакову, так как занятиями ее и поведением мы вполне довольны и учащиеся к ней расположены любовно и с уважением.
В приговоре указано более 200 фамилий участников схода, от имени  которых приговор подписали грамотные крестьяне: Иван Яковлев из Климантина, Иван Федоров из Калинихи, Петр Моисеев из Горбовца, Яков Манилов и Кузьма Иванов из Муравьева, Иван Матвеев из Терехова, Филипп Яковлев из Поцепа, Иван Прохоров из Гремячихи, а также сельский староста Алексей Сабуров».
 
Попечитель Корельско-Кошевского народного училища крестьянин деревни Гремячиха Михаил Алексеев 16 августа 1888 года обратился с прошением в Бежецкую уездную земскую управу, в котором писал: «Услышав молву, будто бы наше Корельско-Кошевское училище, зависящее от земской управы, переводят в другое сельское общество, я посоветовал обществу крестьян, чтобы они помогли мне просить, кого следует, о продолжении у нас училища на будущее время. Вследствие чего общество на сельском сходе 2 августа составило приговор, которым изъявляют свое единодушное желание, чтобы училище существовало.
Приговор при этом прилагаю и покорнейше прошу земскую управу училище в нашем Корельско-Кошевском обществе оставить на будущее время по распоряжению управы.
Я со своей стороны обязуюсь искать для учащихся удобное помещение с отоплением, так как при нашей приходской церкви имеется два никем не занимаемых свободных дома. Находясь в должности церковного старосты, я могу поместить училище в любом доме. В случае же каких-либо могущих встретиться неприятностей со стороны притча, могу найти удобное помещение для училища в ближайшем к церкви и среди всего прихода селении.
Мое лично, и всего прихода, желание, дабы дети не оставались необученными грамоте. Поэтому имею надежду, что земская управа не оставит без внимания мою просьбу. Августа, 16-го дня, 1888 года, попечитель Корельско-Кошевского училища крестьянин Михаил Алексеев».

Для обучения карельских детей русскому языку являлось очень важным и положительным то обстоятельство, что вторая учительница Капитолина Портнова из Муравьева  была карелкой, хорошо знающей карельский язык и выучившая  русский язык, на котором могла преподавать, а также помогать русской учительнице Надежде Петровне Ушаковой. Они умели помогать  карельским детям, преодолевать трудности при изучении ими русского языка и правописания при путанице родов, которых в карельском языке нет, и других языковых проблем.

В 1893-1894 учебном году в Корельско-Кошевском народном училище обучалось 62 мальчика и 18 девочек, второй учительницей работала А. Воинова. Кроме 13 карельских деревень, в училище обучались дети из русских деревень:  Рыльково Бокаревской волости, Ворониха и Слепнево Новской волости.

Корельско-Кошевская церковно-приходская школа была открыта в 1897 году, учителем состоял дьякон Алексей Васильевич Троицкий, законоучителем – священник Алексей Корнилович Феопемптов.  К 1915 году учителем церковно-приходской школы стал дьякон Василий Тихомиров, 1851 года рождения, заменивший А.В. Троицкого. Его три  дочери также стали учителями Карело-Кошевской школы и учили детей при советской власти. Александра Васильевна и Ольга Васильевна замуж не выходили, оставались Тихомировыми, работали учителями в Безумовской семилетней школе. Анна Васильевна Тихомирова до войны вышла замуж за поволжского немца Иосифа Марковича Тененгольц.

В 1897 году в связи с открытием церковно-приходской школы, земское училище перевели из церковного дома села Кошево Корельское в деревню Бережки, что в полукилометре от села, училище стало называться Бережковским. Оно размещалось в двухэтажном доме крестьянина Василия Михайлова.
 
 28 сентября 1900 года Бежецкая уездная земская управа направила письмо земскому начальнику 7-го участка князю А.И. Хилкову. Сообщалось, что крестьяне деревни Бережки Бокаревской волости в своем приговоре от 31 августа заявили о положении Бережковской школы и ходатайствовали  о воспрещении в их селении открытия винной торговли. Земский начальник Хилков пригласил в свою канцелярию на 3 октября жителей деревни Бережки: Василия Михайлова, Михаила Иванова, 2-3 крестьян, подписавших приговор от 31 августа, и старосту Сабурова.

После беседы с крестьянами земский начальник князь А.И. Хилков написал письмо акцизному управляющему Тверской губернии, в которой заявлял, что в деревне Бережки предписывается с 1 июня 1901 года открыть казенную винную лавку в доме Василия Михайлова. В настоящее время, писал Хилков, в том доме находится земское начальное училище. Предлагается перенести школу в дом Михаила Иванова, который находится рядом с домом Василия Михайлова. Таким образом, школа окажется рядом с винной лавкой, что является невозможным.
Предлагается перенести винную лавку в деревню Терехово, что в 1,5 верстах от Бережков. В Терехове для винной лавки имеется совершенно отдельное помещение крестьянина Ивана Матвеева, который согласен отдать его под казенную винную лавку.

В ответе на это письмо управляющий  акцизными сборами Тверской губернии сообщал князю Хилкову, что помещение Михайлова в деревне Бережки нанято для казенной винной лавки. Михайлов категорически не желает отдавать свой дом для сельской школы, а в этой деревне невозможно найти иное помещение для винной лавки. Предложение о переносе винной лавки в деревню Терехово не может быть выполнено, потому что крестьянин Иван Матвеев ставит условие быть непременным сидельцем в этой лавке. Кроме того, акцизное управление вынуждено считаться с заключенными и утвержденными договорами.

14 февраля 1901 года земский начальник 7-го участка князь Александр Иванович Хилков предписал Бокаревскому волостному старшине Никите Сладкову объявить обществу деревни Бережки, что их ходатайство акцизным управлением отклонено. Поэтому он вошел в Бежецкую земскую управу с прошением о незакрытии в текущем году земского начального училища в деревне Бережки и об оставлении училища с 1 июня 1901 года в доме крестьянина Ивана Михайлова. Однако, земское начальное училище располагалось в доме Михайлова до революции 1917 года.
 
Первая учительница карельских детей Надежда Петровна Ушакова была и последней учительницей земского начального народного училища, где она  отработала  до революции 1917 года, проживая  в селе Карело-Кошево. После революции продолжала работать учительницей начальных классов Бережковской  школы. Перед уходом из школы пригласила работать на свое  место племянницу Софью Николаевну Ушакову, которая жила вместе с ней.
 
В 1927 году Бережковскую и Карело-Кошевскую начальные школы объединили в семилетнюю школу.  Начальные классы Карело-Кошевской школы  обучались в здании бывшего земского народного училища в деревне Бережки, а старшие класс –  в здании бывшей церковно-приходской школы. Директором школы был назначен Иосиф Маркович Тененгольц, до этого бывший заведующим Карело-Кошевской начальной школой.

С 1937 года директором Карело-Кошевской семилетней школы работал Арсений Васильевич Румянцев, карел из деревни Акиниха, до этого руководивший Акинихинской начальной школой, перебравшийся жить с семьей в дом священника. Учителем русского языка и литературы была дочь священника Вера Алексеевна Лебедева, одновременно тогда она работала завучем школы. В 1937-1938 учебном году с 1 по 7 класс  школы обучалось 263 ученика.

Учителями начальных классов работали:  Александра Васильевна Тененгольц,  Анна  Петровна Старостина, Софья Ивановна Ушакова и А.Т. Васильева.  Во всех отчетах об успеваемости с 1937 по 1943 год красной нитью проходят ссылки на национальные особенности населения. В своих отчетах о своей работе учитель русского языка В.А. Лебедева тогда писала: «По школе главным затруднением является русский язык, так как ребята – кареляки. Родным разговорным языком для ребят является карельский, поэтому они обладают плохой культурой речи: путают рода, неправильно употребляют предлоги и ставят ударение, многие слова выговаривают плохо».

В 5-7 классах в 1937 году работали пять учителей: учитель математики Е.И. Гордеева, учитель русского языка и литературы В.А. Лебедева, учитель физики и математики М.И. Тюрин. О.И. Зызыкина преподавала естествознание, химию, немецкий язык и рисование, директор школы А.В. Румянцев преподавал географию, историю и конституцию.
 
К весне 1940 года в школе осталось 250 учеников, 11 человек выбыли по разным причинам. 1940 года был очередное переселение тверских карел в Карело-Финскую ССР, туда вместе с родителями уехали 17 учеников школы. С началом Великой Отечественной войны в сентябре 1941 года в Карело-Кошевскую школу прибыли и начали учиться 22 ученика из города Ленинграда, 7 учеников из города Калинина и 8 учеников из Карело-Финской ССР. На начало 1941-1942 учебного года в школе учились 242 человека. За зиму прекратили учиться из-за отсутствия одежды и обуви 32 ученика, в том числе 12 учеников 4-го класса. За 1942-1943 учебный год из-за полного отсутствия обуви и одежды вынуждены были оставить школу еще 34 ученика.

В 1951 году двухэтажное здание начальной школы в деревне Бережки разобрали, перевезли и установили в селе Карело-Кошево. На партийном собрании  коммунистов колхоза «Новая деревня» (Акиниха, Заболотье, Терехово) 1 ноября 1951 года рассматривали персональное дело бригадира бригады № 3 (Заболотье) И. М. Кириллова. Он ехал на подводе из Сонкова до Карело-Кошево вместе с директором школы А.В. Румянцевым. В пути он украл у Румянцева деньги в сумме 5 тысяч рублей, полученных им из госбанка для расчета рабочих, занятых на капитальном ремонте школы.
До этого случая Кириллов украл со школьного лесоучастка 13 елей, отпущенных для капитального ремонта Карело-Кошевской школы. На партсобрании Кириллов был исключен из членов ВКП (б).

Арсений Васильевич Румянцев отработал директором Карело-Кошевской школы с 1937 по 1963 годы, с перерывом на годы Великой Отечественной войны, когда он воевал. С 1963 по 1973 годы директором была его дочь Нина Арсеньевна Румянцева. С 1973 по 1976 годы – Зинаида Ивановна Головкина, с 1977 по 1980 года – Нина Васильевна Винокурова.

Карело-Кошевская школа в разных статусах действовала 107 лет – с 1885 по 1992 годы. В 1992 году построили и открыли новую кирпичную школу в 300-х метров от бывшей, но, назвав ее уже не Карело-Кошевской, а просто Кошевской. Новая школа проработала 10 лет и была закрыта из-за отсутствия учеников.


Рецензии