Маргарет Тэтчер о распаде СССР
Ма;ргарет Хи;льда Тэ;тчер, бароне;сса Тэ;тчер 13 октября 1925, Грантем — 8 апреля 2013, Лондон) — британский государственный и политический деятель. Премьер-министр Великобритании (Консервативная партия Великобритании) в 1979—1990 годах, лидер Консервативной партии в 1975—1990 годах, баронесса с 1992 года. Первая женщина, занявшая этот пост, а также первая женщина, ставшая премьер-министром европейского государства. Премьерство Тэтчер стало самым продолжительным в XX веке. Получив прозвище «железная леди» за резкую критику советского руководства, она воплотила в жизнь ряд консервативных мер, ставших частью политики так называемого «тэтчеризма».
Будучи главой правительства, провела политические и экономические реформы для преодоления того, что она считала упадком страны. Её политическая философия и экономическая политика основывались на дерегуляции, в особенности финансовой системы, обеспечении гибкого рынка труда, приватизации государственных компаний и уменьшении влияния профсоюзов. Высокая популярность Тэтчер во время первых лет её правления уменьшилась из-за рецессии и высокого уровня безработицы, но снова увеличилась во время Фолклендской войны 1982 года и экономического роста, что привело к её переизбранию в 1983 году.
Тэтчер была переизбрана в третий раз в 1987 году, но предложенный закон о подушном налоге и взгляды на роль Британии в Европейском союзе были непопулярны среди членов её правительства. После того, как Майкл Хезелтайн оспорил её лидерство в партии, Тэтчер была вынуждена подать в отставку с поста главы партии и премьер-министра.
Как известно из истории, Маргарет Тэтчер близко познакомилась в тогда еще Генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым во время его визита в Англию. Позже она публично, но для узкого круга людей, рассказала о том, почему Британия вела борьбу с Советским Союзом, как нашла в Горбачеве нужного для развала страны человека.
Вот речь Маргарет Тэтчер на заседании Американского нефтяного института в ноябре 1991 года. В это время она была уже частным лицом, покинув пост премьер-министра годом раньше.
"Советский Союз – это страна, представлявшая серьезную угрозу для западного мира. Я говорю не о военной угрозе. Ее, в сущности, не было. Наши страны достаточно хорошо вооружены, в том числе ядерным оружием. Я имею в виду угрозу экономическую.
Благодаря плановой политике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов Советскому Союзу удалось достигнуть высоких экономических показателей. Процент прироста валового национального продукта у него был примерно в два раза выше, чем в наших странах. Если при этом учесть огромные природные ресурсы СССР, то при рациональном ведении хозяйства у Советского Союза были вполне реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков.
Поэтому мы всегда предпринимали действия, направленные на ослабление экономики Советского Союза и создание у него внутренних трудностей. Основным было навязывание гонки вооружений. Мы знали, что советское правительство придерживалось доктрины равенства вооружений СССР и его оппонентов по НАТО. В результате этого СССР тратил на вооружение около 15% бюджета, в то время как наши страны – около 5%. Безусловно, это негативно сказывалось на экономике Советского Союза.
Советскому Союзу приходилось экономить на вложениях в сферу производства так называемых товаров народного потребления. Мы рассчитывали вызвать в СССР массовое недовольство населения. Одним из наших приемов была якобы «утечка» информации о количестве вооружения у нас гораздо большем, чем в действительности, с целью вызвать дополнительные вложения СССР в эту экономически невыгодную сферу.
Важное место в нашей политике занимал учет несовершенства конституции СССР. Формально она допускала немедленный выход из СССР любой пожелавшей этого союзной республики (причем практически путем решения простым большинством ее Верховного Совета). Правда, реализация этого права была в то время практически невозможна из-за цементирующей роли Компартии и силовых структур. И все-таки в этой конституционной особенности были потенциальные возможности для нашей политики.
К сожалению, несмотря на наши усилия, политическая обстановка в СССР долгое время оставалась весьма стабильной. Серьезное место в формировании нашей политики (в основном, политики США) занимал вопрос о создании системы противоракетной защиты (СОИ). Должна признаться, что большинство экспертов было против создания СОИ, т.к. считали, что эта система будет чрезвычайно дорогой и недостаточно надежной, а именно, щит СОИ может быть пробит при дополнительном вложении Советским Союзом гораздо меньших (в 5–10 раз) средств в «наступательные» вооружения. Тем не менее решение о развитии СОИ было принято в надежде, что СССР займется созданием аналогичной дорогостоящей системы.
К нашему большому сожалению, советское правительство такого решения не приняло, а ограничилось политическими декларациями протеста. Сложилась весьма трудная для нас ситуация. Однако вскоре поступила информация о ближайшей смерти советского лидера и возможности прихода к власти с нашей помощью человека, благодаря которому мы сможем реализовать наши намерения.
Это была оценка моих экспертов (а я всегда формировала очень квалифицированную группу экспертов по Советскому Союзу и по мере необходимости способствовала дополнительной эмиграции из СССР нужных специалистов).
Этим человеком был М. Горбачев, который характеризовался экспертами как человек неосторожный, внушаемый и весьма честолюбивый. Он имел хорошие взаимоотношения с большинством советской политической элиты и поэтому приход его к власти с нашей помощью был возможен, достаточно тонко.
Деятельность «Народного фронта» не потребовала больших средств: в основном это были расходы на множительную технику и финансовую поддержку функционеров. Однако весьма значительных средств потребовала поддержка длительных забастовок шахтеров.
Большие споры среди экспертов вызвал вопрос о выдвижении Б. Ельцина в качестве лидера «Народного фронта» с перспективой последующего избрания его в Верховный Совет Российской Республики и далее руководителем Российской Республики (в противовес лидеру СССР М. Горбачеву). Большинство экспертов были против кандидатуры Б. Ельцина, учитывая его прошлое и особенности личности. Однако состоялись соответствующие контакты и договоренности, и решение о «проталкивании» Б. Ельцина было принято. С большим трудом Ельцин был избран председателем Верховного Совета России и сразу же была принята Декларация о суверенитете России.
Вопрос от кого, если Советский Союз был в свое время сформирован вокруг России? Это было действительно началом распада СССР. Б. Ельцину была оказана существенная помощь и во время событий августа 1991 года, когда руководящая верхушка СССР, блокировав Горбачева, попыталась восстановить систему, обеспечивающую целостность СССР. Сторонники Ельцина удержались, причем он обрел значительную (хотя и неполную) реальную власть над силовыми структурами.
Все союзные республики, воспользовавшись ситуацией, объявили о своем суверенитете (правда, многие сделали это в своеобразной форме, не исключавшей их членства в Союзе). Таким образом, сейчас де-факто произошел распад Советского Союза, однако де-юре Советский Союз существует.
Я уверяю вас, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении распада Советского Союза."
В этой речи Тэтчер я хочу обратить ваше внимание на два момента. Первый – это свидетельство того, что в советское время наше государство развивалось в экономическом плане двое быстрее, чем ведущие капиталистические государства, так что говорить об упадке социализма нельзя, он доказал свою эффективность. Второй момент – роль так называемых Народных фронтов в некоторых республиках СССР. Мы уже знаем, где они были наиболее одиозными – в Прибалтике, Закавказье, на Украине. Поддержал Запад Ельцина в противостоянии с союзной властью и тем самым подал пример другим республикам на выход из СССР. И совершенно была права Маргарет Тэтчер, когда говорила, что де-факт Советский Союз уже развалился, а де-юре это произойдет очень скоро – будут «Беловежские соглашения» между Ельциным, Кравчуков и Шушкевичем, т.е. РСФСР, УССР и БССР, создание СНГ, заявление Горбачева о ухода с поста Президента СССР.
Свидетельство о публикации №222110200422