А не вернуть ли вышку?
Депутаты фракции КПРФ внесли в Госдуму законопроект о необходимости отмены моратория на смертную казнь. Честно говоря, даже не удивился. Высшая мера социальной защиты – вещь для «товарищей» и их наследников традиционно понятная и насущно необходимая. А если учесть реакцию общества на последнее зверское убийство пятилетней девочки в Костроме (тамошние жители требовали выдать убийц для самосуда) и схожие эпизоды, то можно подозревать, что у законопроекта возникла серьёзная поддержка в обществе. Да и исчезала ли ранее?
Вначале проанализируем отношение к проблеме «простого народа», глас которого, как известно, глас Божий. Официальный паблик Госдумы в социальной сети «ВКонтакте» провёл голосование на эту тему. 78% опрошенных поддержало возвращение «высшей меры». У «Левада-центра» цифры летом прошлого года результат был поскромнее – 57%. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) привёл результаты собственного опроса населения: 52% опрошенных оказались недовольны тем, что в РФ в 1997 году вообще приостановили смертные приговоры.
После резонансных, гремящих на всю страну преступлений (о которых СМИ спешат рассказать в начале блока новостей), график высказываний «за» смертную казнь растёт, как «свеча» у гипертоника. Если верить «ФОМнибусу», россияне считают, что можно казнить за раскрытие гостайны, осквернение религиозных святынь, распространение наркотиков и неуплату налогов. Недопустимой высшую меру счёл 21% опрошенных фондом. 45% сочли неправильным само введение моратория на смертную казнь. Вернуться к ней захотели 52% россиян, а 10% пока не определились с ответом.
И это надо учесть, что, по данным социолога «Левада-центра», доктора философских наук Л. Гудкова, репрессивные настроения в народе снизились за 30 лет примерно в полтора раза. А как работают на гуманизацию общества наши народные депутаты? После стрельбы в казанской школе справедливороссы во главе с Сергеем Мироновым обсуждали не меры усовершенствования системы безопасности учебных заведений и не работу правоохранителей, а предлагали вернуть смертную казнь. Хотя маньяки с деструктивной психикой и серийные убийцы и так не боятся смерти, даже мечтают о ней. Они просто хотят забрать с собой как можно больше людей. Об исламистских «шахидах» я уж из принципа не говорю. Как их смертью напугаешь? Там гурии, они к ним и рвутся.
Двумя годами ранее детоубийства в Костроме произошёл схожий случай в Саратове. Госдума провела опрос в соцсетях, и, как я упомянул выше, около 80% участников выступили за смертную казнь для педофилов и детоубийц, а, по результатам опроса ФОМ – 68%. Нам, людям книжным, интеллигентным, трудно даже осознать, какая архаика подчас всплывает в народе в кризисной ситуации, после подобных оглушительных событий. Какая там Конституция, какие права человека, какой ещё мораторий? В куль да в воду! На костёр! На кол! Согласно «левадовскому» опросу мая 2021 года, самой выдающейся личностью в нашей истории большинство россиян (39%) считает Иосифа Сталина – он удерживает это лидерство с 2012 года. И лишь 7% - Андрея Сахарова.
Это и формирует общественное мнение. Смотришь опросы на Ютубе: обязательно казнить! И следствия никакого не надо! Будто и не было 30 лет после распада Союза…
И никак не получается отметить, что эта психология забывается новыми, не видавшими «вышек» поколениями. Года три назад, по сообщению News.ru в Железнодорожном районе Екатеринбурга школьников учили стрельбе из пневматической винтовки. «На стадионе было около сотни подростков от 13 до 18 лет. После официальной части мы повесили фотографии американского генерала-русофоба Скейлза, и все желающие могли пострелять в него… Иногда мы стреляем в Гитлера, но до Порошенко ещё не добрались. Дети – наше будущее, и они должны знать врагов народа в лицо» - заявил порталу «Ведомости-Урал» зампред общественной наблюдательной комиссии Свердловской области, Ашурбек Манасов.
Традиционно самая нетерпимая реакция – к педофилам, насилующим детей и подростков. Согласно «Леваде», за казнь таких субъектов выступают 73% россиян. Здесь нужно учитывать отношение народа к детям: демография в послевоенной России – очень больная тема. Здесь народ практически не переубедить: убить выродка – и снять проблему! (Проблема-то, кстати, ни в какие годы упрямо не снималась и острее всего стоит, разумеется, в местах лишения свободы – там жизнь зэка, посягнувшего на ребёнка, традиционно становится адом. Но разве у нас не приговаривают невиновных?).
С ненасильственными преступлениями ситуация в обществе благополучнее не вырисовывается. В начале августа прошлого года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что выступает за смертную казнь для коррупционеров в оборонно-промышленном комплексе, (то-есть он пошёл гораздо дальше думских депутатов, призывавших вернуть «вышку» только для убийц-рецидивистов и педофилов). Многие пользователи сети «ВКонтакте», где разместилась позиция Рогозина, оказались солидарны и с этим. По их мнению, только расстрел остановит казнокрадов.
«Мы тоже не против таких мер,-пишет на том форуме некая Настя Щ.-Особенно за политические преступления». Уже не об убийствах и изнасилованиях детей речь идёт – о политике. Другие спорщики вспомнили, что в Роскосмосе, согласно недавним публикациям, украли более миллиарда рублей, отмыв их через Гонконг и Арабские Эмираты, и, следовательно, беда всегда может приключиться и с теми, кто к «вышке» призывает. А число тех, кто призывает расстреливать взяточников, как в Китае, за последние годы выросло процентов на девять. Лидер КПРФ также считает, что мораторий на смертную казнь был введён… преждевременно. По его мнению, Россия не созрела для отмены высшей меры наказания.
Но надо же знать историю нашей страны… Сегодня начнём казнить насильников, завтра – казнокрадов, а где гарантия, что послезавтра не пойдут расстрелы за организацию незаконных митингов? Произойдёт где-нибудь на площади вспышка насилия (не факт, что не спровоцированная нарочно), приравняют к экстремизму, к организации теракта, и… Вы не слышали о судебных ошибках после некачественного следствия, после выбитых показаний?
В нашем обществе возвращение смертной казни – политический популизм. Я бы отменил и пожизненное заключение. Судите сами, какому злодею не хватит 20-25 лет «строгача»? Да в наших сибирских условиях? Да с химкастрацией для педофилов? Это норвежский ирод Брейвик, расстрелявший и взорвавший восемь десятков человек, сидит в камере, больше похожей на трёхзвёздочный отель, и в этом году ополовинит срок. Пытается судиться с норвежским государством, его «чрезмерно изолировавшим».
Наш путь – это совершенствование системы исправления и социализации преступивших закон, системы их лечения, учёта и трудоустройства. Кому-то необходимо воцерковление, кому-то – просто понимание окружающих. И этих окружающих надо воспитывать… Это путь нудный, тяжкий и долгий.
Но это путь развитого государства. А стенка, к которой так многие призывают ставить новых «врагов народа» – она же и тупик всегда.
Свидетельство о публикации №222110400992