Эпоха Возрождения с Русским силуэтом

                ЕЛЕНА ВАГНЕР ФЕДОСЕЕВА

ДЛЯ ЖУРНАЛА « Меха мира»

26 04 2001

           Эпоха Возрождения с «Русским силуэтом»

В Москве завершился III международный конкурс молодых дизайнеров, организуемый благотворительным фондом «Русский силуэт». Масштабы конкурса впечатляют не только привыкших к родным просторам россиян, но и признанных модным мировым сообществом космополитов типа титулованного и восторженного Мэтра Высокой Моды маркиза де Кастельбажака. Возглавляя жюри конкурса «Новая Россия – XXI век» в 2000 году, он заметил, что «такого размаха нет даже в Америке и во Франции:
 беспрецедентный по масштабам и составу участников конкурс». А  председатель жюри нынешнего состязания молодых дизайнеров – Станисласия Кляйн, директор Дома Моды «Стелла Каденте» заявила, что «ничего подобного в своей жизни» она не видела и обязательно расскажет «об увиденном в России своим коллегам  в Париже».
Действительно, размах конкурса  и глобальность, в применении этого термина к бескрайнему пространству Росси и СНГ, неоспоримы. Конкурс объединил 3000 дизайнеров из 150 городов Украины, Беларуси, Грузии, Армении, Казахстана, Киргизии и стран Балтии. Тема третьего международного конкурса молодых дизайнеров «Новая Россия – эпоха Возрождения». Татьяна Михалкова – президент благотворительного фонда «Русский силуэт», обосновывая название конкурса сказала: « Эпоха Возрождения подарила человечеству не только шедевры мирового искусства, но и изменила отношение к жизни. Люди научились видеть и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться его гармонией и совершенством.  Нам есть что возрождать – это славные традиции предпринимательства, текстильной промышленности, дизайнерской мысли…Мода – это часть культуры, развитие которой необходимо для духовного возрождения нации».

Коллекции, показанные конкурсантами в финале, весьма разнообразны по стилю, жанру, используемым материалам. Чрезвычайный интерес вызывает тематика, волнующая воображение молодых дизайнеров, которым предстоит жить, творить и одевать людей  в начале III-го тысячелетия. В большинстве своем участники продемонстрировали философично-свежий взгляд на мир. Не повторяя эстетику прошлого, они отталкиваются от нее, как от стартовой площадки. Темы, волнующие умы и сердца молодых художников, достаточно интеллектуальны и выходят за рамки прошлогодних «Проталинок», надуманных «Технодив», простолюдинских  «Вива валенок»,  или  шокирующих «Дада», «Каза в день» или «Благодаря вопреки». Год спустя, пытаясь соответствовать поставленной задаче и возродить «прекрасное далеко», молодые дизайнеры фантазировали на темы «Теплая вода под летним мостом», «Бабушкин подарок», «Айседора», «Раритеты», «Кукольный гардероб», «Стерегущие золото грифы», «Птичья гавань», «Белая магия», «Покинутый дом», «Золотой Китеж-град», «Игра на тему «Фру-Фру».. Конечно, были и такие, которые, возможно зачитываясь Нострадамусом, пророчествовали на тему «Паранойя», « Репатриация», «Аутсайдер», «Северный ветер», «Царство экзотики».

Некоторые дизайнеры, воспитанные на исторических традициях, не желали расставаться с темой рабочего класса в искусстве одеваться: «НГДУ» (Нефтегазодобывающее управление – прим. авт.) и ее продолжением в коллекции с названием «Тоже люди». Некоторые темы звучали весьма романтично, навевая приятные мечты: «Немного розового», «Радужный альянс», «Пробуждение», «Яркая жизнь». Например, в коллекции «Женщина, которая согреет тебя» ясно прозвучали мечты о ласке и тепле. Дизайнер использовал нежнейший трикотаж из пуха кролика для изготовления уютных брюк, капюшонов и варежек. Попасть в такие пушистые и нежные женские «лапки», вероятно, мечта любого мужчины. Но вот Елена Веникова из Омска честно предупреждает, что женщина в ее одежде «Вооружена и очень опасна».

 Действительно, ее Женщина находится во всеоружии своей всепобеждающей красоты. Дизайнер  продемонстрировала совершенно необычное авторское использование меха в сочетании с фантастически сложной и великолепной вышивкой. В коллекции «Сплетение» серебристый блеск уникально сплетенных нитей бисера и образующих совершенно удивительный эффект, завораживает зрителя.
 
Женщина –цветок, обитательница райского сада Эдем, на полотнах Пикассо – незабываема. Возможно, эти тонкие эманации картин Пикассо или цветущий весенний Баку вдохновил Лейлу Ахмедову на создание коллекции под названием «Цветы». Единственная коллекция, в которой шляпа явилась органичным продолжением женского костюма. Более того, шляпа в коллекции прозвучала как вершина довольно сложного искусства гармоничного декорирования женского тела. А Женщина от Ахмедовой – волнующе прекрасна и непостижимо торжественна.

Коллекция молодого дизайнера Марины Гринюк «Наследие султана», представлявшей Стамбул,  весьма зрелищна. Восточная роскошь, особая смелость и волшебная гармония Женщины из султанского гарема в интерпретации автора впечатляет и покорит сердце самого сурового и избалованного вседозволенностью мужчины. Недаром в украшенных дорогими браслетами и кольцами руках Женщина от Гринюк держит самый настоящий лук, а за спиной у нее - колчан с золотыми стрелами. Ангел или Амазонка с ангельским лицом и божественной фигурой Дианы-охотницы?  Дизайнер использовала длинношерстный белый мех, традиционные для Востока сочетание бирюзово-голубых тонов и золота.

Да, они врываются в скучную повседневную обыденность, заставляя яркостью используемых красок широко раскрывать глаза и душу навстречу празднику, который живет в их сердцах. Людмила Гурченко как-то сформулировала мысль, что «…мода возбуждает к жизни…». Глядя на творения молодых художников с этим высказыванием можно согласиться. За их относительно детской игрой в  куклы, бантики и подвязки угадывается настоящий талант, безудержная фантазия, внутренние неограниченные резервы и колоссальный запас творческих сил. Во всяком случае, представленные в Гостином Дворе  коллекции не вызывают явного отторжения, хотя исполнительский уровень чрезвычайно различен и иногда возникает ощущение чрезмерного примитивизма и конструкции, и идеи. Но… Это лишь начало творческого пути, когда вырисовывается лишь общая парадигма творчества. Можно уверенно заявить, что «проба пера» для большинства участников прошла весьма успешно.

Перед членами жюри, в состав которого вошли известные российские дизайнеры Александр Игмант, Ирина Крутикова, Владимир Зубец, Виктория Андриянова, Андрей Шаров, Игорь Чапурин, члены попечительского совета фонда, эксперты моды, почетный член союза дизайнеров, профессор из Франции – Станисласия Кляйн ( председатель жюри), стояла довольно сложная задача – из 72 представленных в финале коллекций выбрать лучшую.

Главный приз золотую статуэтку, символизирующую «Русский Силуэт (автор – заслуженный художник России Правоторов Г.И.) и стажировку в Доме Моды Кензо завоевали дизайнеры из Москвы Илья Костромин и Камилла Авдеева за коллекцию «Нашествие, Эпизод 2-ой». Стажировку в Дом Моды «Стелла Каденте» получили дизайнеры из Минска Татьяна Котис и Ольга Самощенко за коллекцию «Новенькие». Двухнедельная стажировка в школе моды «Academia Koefia di Romma», приз, учрежденный компанией «Nilstar», достался Татьяне Хрустовой из Омска за коллекцию «Красная скрипка».

Известный меховой концерн Saga Furs  предоставили возможность трем финалистам стажироваться в известных зарубежных Домах моды:  Лейла Ахмедова (Баку) с коллекцией «Цветы» и Влада Вишневицкая с коллекцией «Радужный альянс» отправятся в Японию, а Маргарита Житникова и Ольга Салтанова (Благовещенск) с коллекцией «Окинава» посетят Копенгаген. Лейла Ахмедова удостоилась также приза от компании «Космос-золото», представляющего ювелирную компанию «Каррера и Каррера». Она получила золотую статуэтку в традиционном дизайнерском стиле испанского ювелирного Дома.

У ведущих российских дизайнеров талантливая молодежь  вызвала особую симпатию. Они обещали с радостью поделиться с ними секретами  своего мастерства. Виктория Андреянова примет в своей мастерской Ольгу Амарцеву из Омска, показавшую коллекцию «Служебный роман». Игоря Чапурина очаровали талантливые Татьяна Котис и Ольга Самощенко. В старейшем Доме Моды Кузнецкий Мост будут стажироваться дизайнеры, получившие Гран При.

Московский дизайнер Валерия Жаворонкова, представившая весьма оригинальную коллекцию с ностальгическим для советских людей названием «Мао или  советско-китайские отношения», получила сразу три приза – стажировку у Владимира Зубца, приглашение в студию Андрея Шарова, и годовой контракт с компанией «Аристер» на разработку детской одежды.

Татьяна Михалкова призналась, что на финальном показе ей «довольно сложно было выбрать лучших дизайнеров и отдать кому-либо предпочтение» . По ее словам, за  время работы ей удалось сродниться со всеми художниками, все ей дороги: «…и каждый город, и каждый дизайнер. Все они найдут признание в этой жизни. Мнение жюри в отношении победителя совпало, и я очень этому рада».

Оценивая результаты конкурса, известный историк моды и театральный художник Александр Васильев констатировал, что для него главными критериями при выборе лучшего модельера были: талант, вкус, пропорции, видение цвета, умение работать с материалом, крой, конструирование. И добавил, что мода должна быть коммерческой,  направленной в модное русло, не только в национальный фольклор или историческую традицию. «Мода это деньги. Нам надо торговать ею»,- сказал историк моды.  А как же искусство? « Искусство мы увидим в музее. Искусство и мода, - считает А. Васильев, - разные вещи. Искусство – это живопись, скульптура. Искусство в текстиле на человеке не существует. Это неправильное направление русской моды. Мода - это  торговля».

На наш взгляд, в Гостином Дворе нашлось место и для коммерции, и для искусства. Многие идеи, представленные на подиуме Гостиного вполне продаваемы. А искусство, которое без сомнения продемонстрировали молодые дизайнеры, будет способствовать желанному Возрождению не только «традиций предпринимательства или текстильной промышленности», но и духовного потенциала нации. «Сочетать несочетаемое» (вполне в духе кастельбажаковского подхода) – это тот самый ключик к секретам начала эпохи Возрождения.

С уважением, Галина Федосеева.


Рецензии