Одноклассники Точка Ру

                Глава V.




              Наша классная руководительница Светлана Александровна Беринашвили мать Лали Беринашвили всегда пыталась воспитывать нас моральными и чуткими подростками. Для нашего воспитания стенгазету она считала лучшим обличителем наших недостатков и поэтому однажды в пятом классе она пригласила меня, как хорошо рисующую ученицу и нашего одноклассника Олега Боброва, как хорошо пишущего сочинения к себе домой, где мы должны были нарисовать стенгазету. Рулон бумаги должна была принести я, что я и взяла в руки вместе с красками и пришла на улицу Эрцо.
             
              Олег уже стоял перед запертой дверью, а Светланы Александровны почему то не оказалась дома. Мы немного подождали с Олегом в их дворе, но так никто и не пришёл и мы медленно направились по домам. Мы шли с Олегом и о чём то говорили, светил ясный день и мы решили зайти к нашим одноклассникам во двор.
             
              Во дворе своего дома корпуса №10 Сан-Зоны Инга Мерабян играла в мяч и там же гуляла её маленькая японская собачка. Олег и Инга были очень спортивными ребятами, они оба ходили в секцию волейбола, в последствии Инга даже стала тренером волейбольной команды. Сейчас Инга живёт в Москве и тренирует юных волейболистов. В волейбол, баскетбол , в гандбол я научилась играть позже в пионерском лагере, тогда я играла плохо. Немного поиграв с Олегом и Ингой в мяч, я направилась домой, а Олег остался во дворе Инги. Многие мои одноклассники хотели бы дружить с Олегом, дружить с спортсменом, отличником, симпатичным, умным, талантливым Бобровым наверное интересно было бы многим, я же в шестом классе мечтала только о том, чтобы весь класс пришёл бы ко мне на день рождения и мы бы танцевали бы , игрались бы и слушали бы музыку. Но моё желание тогда мои родители не могли мне исполнить, так как мы жили в маленькой однокомнатной квартире и это было трудно исполнить. А хотелось как в кино "Когда я вырасту и стану великаном", где к Горошкиной приходит весь класс и её избранник танцует какой-то современный танец. Ах, детство, детство! Мечты, мечты! Мы стали всем классом входить в переходный возраст.
               
              Однажды в пятом классе мы должны были дома написать сочинение по заданию Тины Ивановны Лысенко о своих мечтах : кем мы хотим стать . Я плохо помню своё сочинение, но одно я знаю точно , что его я написала сама и мне никто не помогал , ни мать и не отец , ни сестра и никто не писал в нём ни одного слова, кроме меня. Мои мысли , мои чаяния может были и примитивны, смешны и не особенно талантливы и умны, но я была настолько искренней и настолько открытой в своих откровениях, настолько естественной в своих мечтах, насколько вообще подросток может быть искренним перед профессиональным учителем и перед всеми своими сверстниками . Однако Тина Ивановна всё же нашла над чем посмеяться в моём сочинении . Она усмехнулась, процитировав какой-то отрывок из моего сочинения и её сын подхватил усмешку своей матери, что несколько меня обескуражило . Я раз и навсегда была дискредитированная в их глазах, как ученица слабая , косноязычная и не способная к литературе и к сочинительству. Однако их усмешка и тройка меня не ввергли ни в какое отчаяние . Потому что я всё равно любила книги, любила творчество, любила писать, мне нравилось чистописание и моя судьба всё равно рано или поздно связалась с книжным издательством и с книжными иллюстрациями . Я стала профессиональным миниатюристом и книжным графиком и я счастлива, что владею техникой акварели и знаю иконографию , могу творить иконы и миниатюры даже Святого Писания.
         
                В шестом классе у Олега умер отец в городе Рыбинске и я помню, что в первый раз я пожалела своего одноклассника тогда в шестом классе. Наверное было очень горько остаться без отца, мой то дожил до 82-летия и умер в 2008 году, а сиротство нашего одноклассника вызвало у всего класса какую-то к нему жалость и нежность.
               
              Следующей идеей Светланы Александровны была такая. Мы должны были собраться все вместе и найти одиноких старушек в посёлке ТЭВЗ-е и помочь им в их  одинокой старости. Это было уже в шестом классе. Мы все собрались и зашли за Олегом  в районе посёлка ТЭВЗ. На балкон второго этажа вышла Тина Ивановна и поинтересовалась, куда на этот раз мы зовём Олега. Мы объяснили причину нашего прихода, но она для неё не оказалось веской, поэтому она с балкона нам бросила мяч и выпустила сына , сказав, чтобы мы поиграли бы в мяч во дворе, а к старушкам бы не шли. Мы стали играть в мяч и не выполнили поручение классной руководительницы.
               
               Когда нас посылали собирать металлолом , мы вели себя очень смешно . Сначала мы так старались притащить , как можно больше всякого железа , но вдруг , рыская по холмам , по долам , мы набрели на какую-то гигантскую стройку с какими-то гигантскими железными трубами и достаточно с далёкого расстояния с грохотом прикатили одну такую махину во двор школы . Кажется сторож школы или пионервожатая нам объяснила , что мы просто напросто ограбили стройку на строй  материал и нам был дан Пионерский Приказ №2 "оттаранить" обратно и оставить на том месте , откуда это произведение  Соцреализма с грохотом целый день каталось туда и обратно по удивлённой Сан-Зоне и по улицам  Тианетской , Чаргальской и Гудамакарской . Приказ был выполнен и нам больше не поручали собирать металлолом . Никто не захотел больше связываться с придурковато-старательным дружным и весёлым Пятым Пятым , которым куда-то деть энергию было раз плюнуть . Мозгов у нас было мало , задора и сил хоть отбавляй , весь район был наш , хотели  мы что-то прикатить , прикатывали , хотели откатить , откатывали , нам было всё равно , выполним мы план по сбору металлолома , не выполним , не довыполним или перевыполним . Видно нам был важен не результат , а сам процесс , а то что нас не поняли , нас это не обидело и вообще какие-то  причуды и претензии взрослых мы встречали очень весело и бесшабашно. Весёлое было время !
               
              Это было беззаботное время созерцания красоты природы и красоты нашего города . Тогда я ходила и рисовала Старый Тбилиси и восхищалась всеми этими балкончиками , лесенками , крышами , улочками и итальянскими дворами , В Сан-Зоне же мы с Машей Джугели играли в теннис у стенки, весной собирали подснежники на горе и обе были освобождены от физкультуры , Маша из-за сильных нагрузок по спорту , а я из-за здоровья , вернее его отсутствия в какой-то маленькой степени. Зимой меня восхищали какие-то снежные сугробы с каими-то сосульками, похожими на сказочные старинные замки и я водила одноклассницу Ингу Мерабян созерцать эту красоту вместе со мной . Или вдруг мне весной хотелось копать землю на чьём-нибудь  незнакомом участке , я доставала лопатку из сарая , звала Ингу, мы шли в чей-то сад без изгороди и старательно окапывали чьи.то деревья . Потом мне тащить лопату домой было лень и я оставляла лопату под кустиком и когда приходила к этому кусту и не находила лопату , почему-то удивлялась , что её там не находила . Нашим фантазиям и нашей свободе не было предела . Много можно вспомнить , но обо всё писать , не хватит времени .
             
             Самая моя большая страсть было чистописание . Я часами высматривала тетради , бумагу , перья , чернила , пасты в канцелярских магазинах и мне никогда не хватало листов в тетради , так как , ошибившись , я вырывала листы , затем , чтобы не получить за каждый лист скандал от мамы , шла по очереди к одноклассникам , выклянчивала у них тетрадь по математике или в линейку , приходила домой , отгибала скрепки , нанизывала нужное количество листов и готовилась показать свою тетрадь моей бдительной мамочке . Поэтому я знала в каком доме жили мои одноклассницы , я знала у кого какие тетради , глянцевые или простые , я вычисляла , к кому идти на сей день и шла , как на казнь просить новую тетрадку . Я по другому не могла . Это была моя деятельность без которой я не могла учиться , писать  уроки , получать оценки и это страшно выводило из равновесия мою бедную родительницу , но я до конца учёбы в школе ничего с собой не могла поделать. Мать с видом матёрого опера каждый день под лупу смотрела на мои тетради, скрепки и провести бдительность моей дражайшей Ларисы Константиновны было моей задачей №1. И так почти каждый день. Что-то чарующее было для меня во всех новых блокнотах и если они красиво заполнялись , я испытывало не описуемое никому не понятное эстетическое наслаждение. В принципе оформление книг стало моей профессией и видно мне от Бога был дан именно этот талант, раз я до сих пор не могу представить жизнь без письменного стола , чистого листа бумаги , хороших писчих инструментов, перьев , фломастеров, кистей , чернил и акварельных красок. Все свои чувства тайные или явные я записывала , зарисовывала и для моей семьи ничего тайного , что не становилось явным никогда не существовало . Единственное что знали все члены моей семьи  это было то , что мне никто никогда не мешал во время творческого процесса . Видно тогда я начинала испытывать настоящее вдохновение и это самый приятный момент моей жизни возможно запечатлён в моих работах. Музыка мне всегда только помогала в работе, а также уединение и молчание . Я просто замирала и творила тихо и ритмично в принципе , как многие творческие личности, с которыми в изрядном количестве я была знакома в нашем городе.
    
               Тогда же в шестом классе мы пошли всем классом в Глданский Лес и там мотались по опушкам и по лесам, по горам, спускаясь к горной речке, разбиваясь на группы, играя в какие-то игры, мальчишки мотались до седьмого пота по лесу, девочки возились у костра, помогая родителям готовить шампуры для шашлыков, а я удалилась с Лаурой Шаинян высоко в горы, где стали друг другу открывать свои детские, девичьи секреты и мечты. Потом я на каком-то камне при ней написала несколько слов и мы покинули это уединённое место на солнечной стороне лона природы.
             
             Мы постоянно ходили в детский театр, в Грибоедовский театр и даже в Государственный Оперный театр на детские спектакли. Помню почему то, во что я была одета, когда весь наш класс пошёл в оперу. Мне тогда мой дядя портной Грибоедовского театра Михаил Михайлович Зулиашвили сшил из тёмно синего диагоналевого шерстяного материала сверху расклешенные женские брючки и мне купили жёлтую сорочку с воротником апаш. Видно в отрочестве детям очень важно, как они одеты. Нельзя сказать, что мои родители не тратились на наши с сестрой детские наряды, но почему то всегда хотелось то , что носят подруги или то что одевают дети в чёрно-белых детских фильмах, Эта страсть к одежде у меня пропала сама собой гораздо в позднем возрасте, когда к одежде стало у меня мало претензий. Сейчас в моём возрасте   мне достаточно, чтобы она была свежевыстиранной, желательно из немнущейся ткани, а вот наличие пуговиц и отсутствие дырок мне желательно иметь только на выходной одежде, дома я уже хожу в чём попало.
               
              Я не помню во что был одет мой одноклассник Олег Бобров , но я как сейчас вижу его лицо и его взгляд, устремлённый с верхних рядов  оперных балконов, где у всего нашего класса были куплены билеты. Эти места можно назвать "Райком" . Да , мы с райка должны были просмотреть и прослушать оперный спектакль. Облокотившись  на бархатные перила, Олег положил голову на руки и так смотрел на Бархатный занавес до начала спектакля, лицо у него было серьёзным и  сосредоточенным, глаза внимательные и большие рассматривали всё там, в низу, освещённое большой хрустальной люстрой и маленькими хрустальными бра по всем этажам балконов. Пока горел свет в зале, я смотрела на его лицо. Но как только заиграла музыка , всё моё внимание стало устремляться на сцену и медленно поднимающийся занавес. В течении спектакля , я изредка поворачивалась в сторону Олега , он всё время о чём то думал , Его лицо всегда  было мыслящим и поэтому очень одухотворённым. Его лицо было лишено лукавства в раннем нашем детстве и я  помню это его лицо. Может я одна единственная его одноклассница, которая пишет о его лице, которое до определённой поры было просто идеально чистое. 
            
              Наш класс всякие пропуски всевозможных уроков заканчивали посещением кинотеатров. На следующий день после просмотра нового фильма, в школе шло активного обсуждения всего увиденного, всего услышанного и это была наша настоящая, интересная, общительная  жизнь. Всем было весело, обид было мало, мы умели прощать и забывать всякие неприятности.
             
              В конце пятого класса я наконец распрощалась с музыкальной школой и в шестом классе пришла учиться в Художественную Экспериментальную Школу на улице Атонели, для чего я каждый Божий день после обеда приезжала через весь город в Мтацминдский район даже в воскресенье на большом автобусе марки "Икарус" . У меня появился новый художественный класс, в который пришла учиться Леночка Георгадзе из Дома Пионеров. В Дом Пионеров с Олегом Бобровым ходила половина нашего класса в Кружок Русского Языка и Литературы . Это был какой-то Бум Русского Языка и Литературы.
             
             Я же нет ! Я ходила с четвёртого класса кроме музыки в Дом Пионеров на рисование. Точила свои таланты, точила свои перья, макала их в тушь , кисточки в акварельные краски, точила карандаши, училась обращаться с точилкой и с разными другими предметами для рисования , мольбертами, досками, тумбочками, со всеми атрибутами художественной мастерской . В позднем классе мы стали овладевать офортами и печатным станком , печатающего с линогравюры, цинка, дерева, камня.
             
              В художественной школе на курсе книжной графики с нами учились грузины из грузинских школ, армяне из армянских школ и русские из русских школ . Дети были очень талантливые, очень воспитанные, культурные и общительные. Параллельно с общеобразовательной школой я стала изучать Историю Искусства, Этику и Эстетику, Рисование под Музыку, вязание гобеленов, чеканку, рисование, композицию и живопись. Всё было очень интересно.
             
              Моими новыми одноклассниками стали Леночка Георгадзе, Марина Вадбольская , Лейла Изабакаров из Дагестана, Василий Мачавариани, Нико Хвичия , Ашот Мирзоян, Артуш Мхитарян, Арчил Хантадзе, Лена Одесская, Арина, Амиран, в параллельном классе на живописи учился Зура Сирадзе и Дима Мосулишвили, на скульптуре Паата Гонгадзе. Это было очень интересно учиться там, где твой талант шлифуется настоящими художниками. Музей Искусств Грузии стал наш Родным Домом.
             
              А жизнь в Сан-Зоне в общеобразовательной средней школе №15 шла своим чередом. Прошло время, три года нам в классе преподавала Русский Язык и Литературу Тина Ивановна Лысенко, но потом что-то произошло между ней и директором школы №15  Амираном Ивановичем М., какая-то ссора на какой-то почве и Тина Ивановна Лысенко написала заявление об уходе из нашей школы. Это было в конце 6-го класса в мае 1975 года. Но узнали мы об этом только 1-го сентября нового учебного года в седьмом классе. Олег Бобров в седьмом классе тогда ещё учился в нашем классе.


Рецензии