Золотые законы творчества ч. 1

(теория литературного процесса)

        Уважаемый читатель!
Связь традиций и новаторства диалектична, на границе этих двух понятий рождалась и рождается новая поэзия .Критический , конструктивный взгляд на лирику прошлых лет позволяет, взять всё то лучшее, что было создано за советский период, творческие же находки авторов группы “ОРФЕЙ” позволяют говорить о новых подходах, иногда новаторских, в разработке новых лирических тем таких как философская, моринистическая , эротическая, тюремная , батальная лирика.
Поэзия имеет свойство концентрировать мысли и чувства, часто отображать в небольшой строфе позитивный опыт целого поколения, осмыслить и осознать те новые отношения , которые родило время, в этом ещё одно её свойство- утилитарность и, поэтому ПОЭЗИЯ была и будет интересна мыслящей части любого общества. Какое же новаторство сегодня приемлимом в литературе , чем определяется? Я думаю тем предложением , которое должно удовлетворять твой, всё время возрастающий, спрос, уважаемый читатель. В шестом номере журнала распечатаны два десятка авторов, надо сказать, что уровень мастерства разный, но поскольку это в основном молодые люди , то есть резервы творческого роста, гражданской и духовной зрелости и ты , читатель , великодушно, простишь те небольшие ошибки, которые неизбежно следуют при пробе собственного пера.
ИТАК, о приемлимом для творческой группы “ОРФЕЙ” новаторстве. Это прежде всего теоретическая концепция 17 золотых законов поэзии \что-то подобное теории 7 степеней любви, что тебе уже знакомо по второму номеру журнала “ОРФЕЙ” \ как то : закон единства формы и содержания, закон высшей степени, закон композиции, закон образности, закон завершенности, закон гармонии, ряд законов звуковой организации стиха, закон концентрации , закон психологизма, закон соответствия, закон созидательности, закон лиризма, закон востребованности, а также тех творческих принципов \ свод правил \ которые и делают нашу творческую группу - группой “ОРФЕЙ”.
А теперь более обстоятельно о каждом используемом законе. Закон единства формы и содержания. Содержание произведения - это монолит состоящий из осмысления, отображения, оценки автором действительности, изображаемых событий, поступков , переживаний героя, действующих лиц вылитый через слово в строчки т.е форму , которая представляет собой как бы технику подачи мыслей, чувств, т.е внутреннего мира действующих лиц. Но это единый процесс в результате которого появляется новое художественное произведение о силе, цене которого можно судить по удачливости формы и востребованности содержания. Особенностей и секретов применения этого
закона много, но писать хорошие стихи без диалектического понимания тонкостей этого закона, невозможно, только сумма тонкостей ведет к   . мастерству, которая и делает честь новой поэтической школе.Другой закон- закон высшей степени. Со словом должно работать как с алмазом, гранить его, чтобы слово могло передавать самые тонкие ощущения человека, всю палитру его психических переживаний и прежде всего высшие порывы души, тонкое и высокоорганизованное осознание окружающего   мира, работу мысли  т.е. то , что буквально создает человека, делает человека человеком. Соблюдение этого закона делает лирическое произведение афористичным, многосмысловым. Закон высшей степени требует использования человеческой мудрости выработанной человечеством   на долгом пути становления духовных ценностей. Следующий закон-закон композиции. Стихотворный жанр нельзя привести по форме к каким-либо раз навсегда очертанным рамкам, но тем не менее, лирика высокой пробы, как правило, имеет лирическую фабулу, где есть начало( важна первая строка стихотворения), необходимая и достаточная середина и концовка ( важна последняя строчка, где есть итог, умозаключение по описанной истории чувства, мысли), где, скажем, острота завершения философской ретроспекции составляет цену всему произведению. Насколько удачно подана идея видно, как правило , из последних строк. Примером может послужить небольшое философское стихотворение из восьми строчек “ОРФЕЙ”№ 5 стр.34

В сознании мир отображён
Прекрасным, если так хотите               
Или несносным адом нам вручён,
Когда настроены на зло и , извините,
Дано нам то , что заслужили мы.
Подобное к подобному стремиться.
Не стоит отрекаться от тюрьмы и от сумы,
Случается лишь то, что и должно случиться.

Удачная композиция позволяет в 8 строчках изложить практически любую мысль и зачастую раскрыть большинство из тем. Это получается легко и изящно если автор в равной степени владеет секретами 17 золотых законов и как результат появляется лирика высокой пробы, пользующаяся спросом прежде всего у тебя, уважаемый читатель. Надеюсь в следующем выпуске “ОРФЕЯ” мы продолжим разговор о 17 золотых законах поэзии.

А.В.Шамов


Рецензии