Правила оценки ХЦП, ч. 1

          Необходимость создания теории, которая бы помогала редактору любого издания, да и самому автору правильно определить художественную ценность созданного произведения, витала в воздухе давно.  Практически такая система сложилась в редакции журнала «ОРФЕЙ» за более чем трехгодичный период его существования и в самой орфеевской творческой школе. В зачетной книжке тех орфеевцев, которые решили получить диплом нашей школы (а школа готовит литературных критиков, редакторов, руководителей литературных студий и клубов) по шестой позиции  значится зачет: «Правила оценки художественной ценности произведения». Зачет, а не экзамен,  потому что не собраны вместе те теоретические  изыскания, которые позволяли бы любому редактору любого журнала, газеты  быстро и объективно сделать оценку художественной ценности любого художественного материала,  будь то стихотворение, рассказ и т.д., при этом  не рискуя быть обвиненным в субъективизме.
         По сложившейся практике  ценность художественного произведения определяется по двенадцати балльной системе или двоичной, где единицей измерения выступает закон, закономерность или устоявшийся принцип в литературе.  При этом каждый балл (соблюдение определенного закона, закономерности…)  увеличивает художественную ценность  представленного на суд художественного произведения.
Итак, разберем  правила,  по которым оценивается художественное произведение.

        1.Художественное произведение должно быть актуальным, отвечать закону востребованности, удовлетворять духовные запросы и потребности какой-то части общества. Скажем, автором разрабатывается одна из  вечных тем: поиск  лирическим  героем смысла жизни. Тема разработана тогда  актуально, когда помогает потенциальному читателю правильно сориентироваться на жизненном пути, выбрать правильное, ведущее к успеху направление, с пользой для себя найти выход из типичной ситуации. На практике это означает, что условный герой даже по кругу описанных негативных обстоятельств находит смысл своей жизни в  одном из открывшихся позитивов (скажем,  в любви и служении  более обделенному, но достойному  человеку; творческом  служении искусству и т.д., примеров можно привести много).

           2.Художественное произведение должно нести позитивный заряд, отвечать закону созидательности, иметь позитивную энергетику, опираться на  лучшее в самом человеке. Выбор героя должен быть жизнеутверждающим в образе мыслей и чувств, по всему кругу описанных негативных обстоятельств; будить ту силу, которая позволяет человеческому утверждаться на нашей грешной Земле. Автор  в предлагаемом читателю произведении должен помочь последнему в сокращении  духовных, психологических опытов  быстротекущей жизни. Автор, реалистически и сюрреалистически отображая сложность жизни и отношений,  должен показать духовный поиск своего героя и его нравственный позитивный выбор.

           3.Художественное произведение должно отвечать запросам и  нести идеи пассионарности. А пассионарность - это прежде всего новые технологии, инвестиции, новые формы жизни, позволяющие человеку полнее реализовать себя в этой жизни. Задача автора сводится к  оказанию помощи читателю в выборе методов, жизненной ориентации, так как часто под  идеи пассионарности пакуется  всё,  что хочешь, только не оправдавшие себя системы духовных ценностей.

              Член РСП                А.В.Шамов


Рецензии