О символизме Четырех Стихий

Зодческая работа

   Во время ритуала инициации каждый Ученик-Вольный Каменщик совершил четыре символических путешествия, пройдя через Землю, Воду, Воздух и Огонь, после чего узрел Свет Гнозиса. Представление о четырех принципах мироздания мы находим еще в глубокой древности. Так, в 5 в. до н. э. философ Эмпедокл обнаружил четыре первоначала всех вещей. Египетский жрец Манефон в 3 в. до н. э. соотнес стихии с божествами, а греческий алхимик 3 в. н. э. Зосима Панополитанский – с четырьмя сторонами света. Ранние христианские богословы разработали учение, согласно которому все сущее состоит из четырех стихий, над которыми властвует пятая – эфир, или животворящая душа. В окончательном же виде оккультная концепция стихий была сформулирована Герметическим орденом Золотой Зари. С Землей в этой системе связаны качества сухости и холода, с Водой – холода и влажности, с Воздухом – влажности и тепла, а с Огнем – тепла и сухости. Земля и Вода – женские и пассивные стихии, Воздух и Огонь – мужские и активные стихии. Каждой стихии соответствует свое магическое орудие: Земле – пентакль, Воде – чаша, Воздуху – кинжал или меч, Огню – жезл. Также со стихиями (или элементами) соотносят магические добродетели: с Землей – Молчание (овладение этой добродетелью – задача Ученика), с Водой – Дерзновение, с Воздухом – Знание, с Огнем – Воля. В Каббале 4 стихии связаны с 4 буквами непроизносимого имени Бога Йуд-хей-вав-хей (Тетраграмматоном). Буква йуд – Огонь, буква хей – Вода, буква вав – Воздух, буква хей конечная – Земля. Со времен Парацельса четыре элемента считаются местом обитания четырех классов существ (элементалей): Земля – царство гномов во главе с Гобом, Вода – царство ундин во главе с Никсой, Воздух – царство сильфов во главе с Паральдой, Огонь – царство саламандр во главе с Джином. Считалось, что стихийные духи не имеют собственной души, но способны обрести ее, вступив в брак с человеком. Помогая человеку, они получают возможность развиваться и эволюционировать. Священные животные из видения пророка Иезикииля тоже связаны с элементами: ангел с головой Быка – с Землей, ангел с головой Орла – с Водой, ангел, подобный человеку, - с Воздухом, ангел с головой Льва – с Огнем. Кроме того, стихии сопряжены со сторонами света и высшими ангелами-управителями. Так, согласно учению Герметического ордена Золотой Зари, Восток связан с Воздухом и архангелом Рафаэлем, Юг – с Огнем и архангелом Михаэлем, Запад – с Водой и Габриэлем, а Север – с Землей и Уриэлем. Символами стихий являются треугольники, представляющие собой части гексаграммы, что подчеркивает значение стихий как «строительных кирпичиков» нашего мира. И Воздух, и Огонь обозначаются треугольником, обращенным вершиной вверх, что указывает на присущую им склонность к расширению (теплота). Однако на треугольнике Воздуха имеется поперечная черта, означающая, что Воздух более плотная стихия, чем Огонь. Вода и Земля обозначаются треугольником, обращенным вершиной вниз, что указывает на свойство сжатия (холод). На треугольнике Земли имеется поперечная черта, она означает, что Земля – более плотная стихия, чем Вода.
   Оккультные стихии действуют как в макрокосме, так и в микрокосме. Во внутреннем мире «земной» природой обладают ощущения, «водной» - интуиция и чувства, «воздушной» - мышление, а «огненной» - воля и сильные аффекты. Внутри профана элементы находятся в неуравновешенном, непросвещенном состоянии, из-за чего он часто становится игрушкой этих «слепых» сил. Чтобы обрести гармонию, четыре стихии необходимо поставить под управление пятого элемента, квинтэссенции, Эфира или Духа. Из-за нарушения природного равновесия происходят катаклизмы, а из-за внутренней дисгармонии, смешения, - жизненные кризисы. Под властью Духа проявляются лучшие свойства каждого элемента, если же стихии предоставлены сами себе они оборачиваются своей деструктивной стороной. Однако сами эти кризисы подталкивают человека к духовному поиску.
   При посвящении в Неофиты Герметического Ордена Золотой Зари давалось такое наставление: «Запомни, Дитя Земли, что неуравновешенная сила есть зло, неуравновешенное милосердие – всего лишь слабость, а неуравновешенная суровость – не что иное, как угнетение».
    Это положение развивается Алистером Кроули в Книге Весов под номером 30 следующим образом: «Знай же, что Человек, рождаясь в мире сем, попадает во Тьму Материи и в гущу враждующих стихий, а потому первейшим его устремлением должны стать поиски Света через их примирение… А посему… утвердись в равновесии сил, в центре Креста Стихий — того Креста, из центра которого родилось Творящее Слово на заре Вселенной. Будь же проворен и деятелен, как Сильфы, но остерегайся легкомыслия и непостоянства; будь  энергичен и силен, как Саламандры, но остерегайся раздражительности и жестокости; будь гибок и восприимчив к образам, как Ундины, но остерегайся праздности и переменчивости; будь трудолюбив и терпелив, как Гномы, но избегай грубости и скаредности. Так постепенно разовьешь ты силы своей души и станешь достоин повелевать Духами Стихий. Ибо если ты призовешь Гномов, чтобы потворствовать алчности своей, то не ты будешь повелевать ими, а они — тобою. Совершишь ли ты насилие над чистыми порождениям лесов и гор, чтобы наполнить свои сундуки и утолить жажду золота? Осквернишь ли ты Духов Живого Огня, заставив их служить твоему гневу и ненависти? Надругаешься ли ты над Душами Воды, понуждая их потворствовать твоей похоти и разврату? Станешь ли ты неволить Духов Вечерней Прохлады, чтобы поставить их на службу своим прихотям и капризам? Знай, что с такими желаниями ты привлечешь не Сильных, а только Слабых, и Слабые возобладают над тобой».
    В Каббале четыре стихии относятся к самой нижней сфире Древа Жизни – Малхут, Царству. Это последняя стадия эманации Божества, результат Творения, наш физический мир. Она одновременно является и Вратами Смерти и Слез, и Вратами Эдемского сада. В западном эзотеризме одним из символов Малхут является равноконечный крест, символизирующий равновесие четырех стихий. На схеме Древа Жизни окружность, обозначающую сфиру Малхут, часто разбивают на четыре сектора, окрашенные в четыре разных цвета, что указывает на пребывание в ней четырех элементов. В идеале изначальный Божественный Замысел должен в полной мере воплотиться в Малхут, и она, как результат, должна отражать Волю Бога (Кетер), но этот процесс еще не завершен. Как и у любой сфиры, у Малхут имеется клипа («скорлупа», темный, демонический двойник).
    Клипа Малхут названа по имени демоницы Лилит. По-шумерски «лиль» означает «призрак», по-аккадски «лилу» — это «ночь», в иврите так называют разновидность сов. Лилит – это первая жена Адама, которая, как и он сам, была сотворена из земли, но плохой земли. Она отказалась подчиняться Адаму и во время полового сношения с ним быть снизу. Зная имя Бога Шем-ха-Мефораш, Лилит бежала на берег Красного моря, где обитали похотливые духи. Там она зачинала от демонов и рожала больше ста демонов ежедневно. Посланные Богом ангелы Снуй, Сансануй и Санглаф потребовали от нее возвратиться к Адаму, но она отказалась. Когда ангелы пригрозили утопить Лилит в море, она ответила, что была создана для того, чтобы отбирать силы у младенцев: в ее власти находятся мальчики до 8 дня после рождения (до обрезания) и девочки до 20 дня. Под давлением ангелов Лилит поклялась, что если увидит изображения, имена или амулеты этих ангелов, то не причинит вреда ребенку. Также она согласилась на смерть ста ее детей-демонов ежедневно. Впоследствии Лилит продолжала вступать в связь с Адамом против его воли. После грехопадения Адам каялся 130 лет, не приближался к Еве, голодал и носил пояс из колючек. Когда Адам каялся, к нему приходили Лилит и другая демоница Наама, и в результате их связи родились духи, поджидающие мужчин под порогом, в колодцах и в уборных. Инкубы же совокуплялись с Евой, от этого и произошли демоны. Согласно рабби Алкабецу (16 в.) после разрушения Иерусалимского Храма Шхина удалилась в изгнание, а Бог сблизился с «рабыней, занимавшейся пряжей», Лилит. Так будет до прихода Мессии, когда Бог убьет ее, а Израиль победит Эдом. На перекрестке Лилит в алом платье соблазняет одиноких мужчин, опаивает их вином из желчи демона, а после секса предстает перед ними в виде огненного демона и убивает. Подбирает она и капли семени, пролитого при супружеском сексе.
    Лилит представляет опасность для женщин в моменты дефлорации, мастурбации, рождения ребенка. Она ненавидит детей и особенно опасна для  тех, кто зачат при свете свечи, если жена обнажена или в запретные дни. Лилит сидит у вращающегося меча Эдема и ждет фазы наказания, когда можно убивать детей. После смерти ребенка проникает в его душу, но три ангела могут спасти ребенка, поэтому у колыбели вывешивают амулет с их именами. Поскольку Малхут – это результат реализации Божественной Воли, который символически можно представить «ребенком», Лилит, убивающая «ребенка», представляет собой силу, направленную против воплощения Божественного Замысла.
   Убежав от Адама, Лилит стала одной из четырех жен Самаэля, или Сатана. В 13 веке каббалисты открыли, что есть две Лилит. Одна – Лилит Старшая, или Северная, жена Самаэля, а вторая, более злая, - Лилит Младшая, или Жестокая, жена демона Ашмедая. Последняя до пупка подобна женщине, а ниже пупка – пламени. Иногда ее отождествляют с Наамой («прелестницей»). Согласно Талмуду, изначально Наама была смертной женщиной, женой Тувал-Каина. Она очаровывала мужчин игрой на музыкальных инструментах и склоняла их к поклонению идолам. Именно она ответственна за падение части ангелов, которые соблазнились смертными женщинами. Как и Лилит, Наама посещает спящих мужчин как суккуб и является матерью демонов. В Зоар сказано, что «от ее стороны исходят все те демоны, которые разгорячаются от людей, и получают дух и стремление от них, забавляются с ними, добиваясь излияния семени». Наама (Нахема) считается демоном-управителем клипы Лилит. С точки зрения Каббалы она представляет собой «искушение» материальным миром, погружение в него, потерю духовной силы.
   Таким образом, клипа Лилит – это материализм, неукротимая жажда грубых чувственных наслаждений, страх перед неведомым, который делает человека неспособным выйти за пределы «мировой иллюзии», отказ от развития.
   Если Малхут вмещает в себя четыре стихии, то клипа Лилит – это место, где пребывают низшие, наиболее грубые и нечистые аспекты стихий. В своей книге «Наука о духах» Элифас Леви пишет: «Духи Малхут - Ишим, или мужи, это души святых, глава которых - Моисей. Они имеют своими противниками людей нечестивых, которые подчиняются Нахеме, демону нечистоты. Нечестивые изображаются пятью проклятыми народами, которых надлежало уничтожить Иисусу Навину».
    Пять проклятых народов это Нефилим (низвергнутые; исполины, которые родились от ангелов и смертных женщин и опустошали землю, пока не были уничтожены Потопом; сладострастные) – клипа Воды; Гебурим (могучие; участвовали в строительстве Вавилонской Башни; насильники) – клипа Огня; Рэфаим (призраки; лентяи) – клипа Воздуха; Анаким (великаны; восставшие) – клипа Земли. Кетером клипы Лилит и искажением «пятого элемента» - Духа – являются Амалеким (амалекитяне – «народ со скрученной шеей»). Это народ, который напал на евреев при выходе из Египта, с ним боролись Моисей, Саул и Давид, а истреблен он был при Иезекии. Амалеким символизируют осознанное и горделивое творение зла. Хотя эти проклятые племена и были уничтожены, их души продолжили воплощаться на Земле. Когда Моисей вывел евреев из Египта, с ним вместе вышел «великий сброд» (эрев рав). Примкнув к Израилю, этот сброд стал своего рода «пятой колонной» внутри еврейского народа, ответственной за многие беды. Так, души Нефилим портят семьи, Гебурим одержимы гордыней и если и занимаются Торой, то только во имя свое, а не ради Всевышнего, Рэфаим оставляют Израиль в беде в тяжелые времена и гонятся лишь за собственной выгодой, а Анаким привели к разрушению Храма и не чтят еврейских учителей. Амалеким стремятся к господству в Израиле и порождают насилие и раздор среди евреев. Подрывную деятельность проклятых душ можно распознать и в человечестве в целом. Как пишет Р. Амбелен, «воплощаясь здесь, они оживляют тела тех, кто облегчает задачу злых сил, вдохновляя и ведя материальную деятельность, необходимую для выполнения их тайных замыслов. Проклятые души обозначают тех, кто одержим интеллектуально, извращен или отклоняет вертикальное существо от нормального курса». В совокупности они образуют Бегемота, Зверя, противостоящего Ишим, святым, избранным душам.
    Задача посвященного – очистить и освятить четыре Стихии, поместив их под управление Духа. Тогда он достигнет Равновесия, образовав в самом себе священную Пентаграмму. Тогда и препятствующая его Великому Деланию клипа Лилит будет преодолена и растворится в Свете.


Рецензии