Интервью с масоном

Интервью журналу «Квадриум», № 14/2020

Сегодня у нас в гостях Артём Павлов

Уважаемые читатели, сегодня у нас в гостях Артём Павлов. Многие наверняка помнят, что Артём уже давал интервью нашему журналу. Было это в 2016-м году. Тогда он преподавал демонологию в колледже «Телема 93» и практиковал вызов демонов Гоэтии.

- Артём, что изменилось с тех пор?

- Изменения, на самом деле, очень серьёзные. Ещё в 2015 году я увидел масонский свет, а к настоящему моменту уже прошёл всю масонскую посвятительную лестницу. В 2016 году мне был выдан патент на учреждение в Санкт-Петербурге масонского треугольника (это первичная организация Вольных Каменщиков), а ещё через некоторое время, когда появилось достаточное количество мастеров-масонов, на Востоке Петербурга была инсталлирована Достопочтенная Ложа «Граф Феникс» № 2, главой которой – Досточтимым Мастером – я стал. В прошлом году я был единогласно переизбран на эту должность. И с тех пор масонство стало основным направлением моей деятельности. Я не только руковожу одной из Лож, но и являюсь членом Национального Святилища – высшего органа управления для нашей страны. Помимо масонских посвящений мне удалось получить инициации в высшие степени Ордена «Чёрная Змея», который практикует «гностическое вуду» Майкла Бертье, а также мартинистские посвящения и рукоположение в епископы в двух Гностических церквях. Свои посвящения я получал в Израиле и во Франции, кроме того, сюда, в Петербург, для проведения ритуалов приезжали аргентинский и бразильский Иерофанты. Так что я обладаю уже довольно приличной «коллекцией посвящений». За это время я познакомился с масонами разных послушаний и Лож, с некоторыми даже успел рассориться. В Санкт-Петербурге сейчас мы вправе проводить ритуалы до 18 градуса включительно. Как видите, проделан большой путь.

- Хотелось бы узнать про масонов более подробно. Все мои сведения ограничиваются информацией из романа Льва Толстого «Война и мир». Помните, там Пьер Безухов был принят в ложу, и даже описана церемония этого вступления. Но цели, задачи масонов и, вообще, зачем всё это надо - осталось, так сказать «за кадром». Можно об этом рассказывать широкой публике?

- О масонстве много информации. Это - всемирное посвятительное братство, члены которого стремятся к самосовершенствованию. Хотя организационно оформилось это движение в XVIII веке, оно уходит корнями к древним мистериям Египта и Эллады. За используемыми масонами символами и аллегориями скрываются метафизические истины и оккультные тайны. Ядром масонства является лестница ритуальных инициаций, по которой постепенно восходят братья и сёстры. Кроме того, в масонских Ложах большое значение имеет обмен информацией, общение. Можно сказать, что масонство совмещает в себе элементы мистического ордена, философского общества и социального клуба. Я принадлежу к одной из ветвей масонства – Египетскому масонству. В нём упор сделан на метафизику, эзотерику. Родоначальником этого направления был знаменитый Калиостро, но масонский устав (то есть сложившаяся система конкретных ритуалов), который мы практикуем, возник в 1889 году. Он называется «Древний и Изначальный Устав Мемфис-Мицраим». Мемфис – это название древнеегипетского города, центра почитания бога архитекторов Птаха. Мицраим – название Египта на иврите. Как видите, само название указывает на то, что этот устав претендует на преемственность от египетских жреческих посвящений. Почему название такое странное? Дело в том, что Устав Мемфис-Мицраим образован в результате объединения двух более ранних масонских систем – Устава Мемфиса и Устава Мицраима. В нём самое большое количество степеней посвящения – 99. Впрочем, далеко не все они передаются ритуально. Масонами Устава Мемфис-Мицраим были такие знаменитые оккультисты, как Джон Яркер, основатель О.Т.О. Теодор Ройсс, Папюс, Алистер Кроули, Рудольф Штайнер, Робер Амбелен. Среди ныне живущих можно назвать американского мага и писателя Майкла Бертье. Именно от него мы ведём свою посвятительную линию. Неразрывность инициатической цепи очень важна в масонстве.

- Вы сказали «братья и сёстры». Разве женщина может вступить в масонскую Ложу?

 - Действительно, в так называемые «регулярные» масонские Ложи принимают только мужчин. Однако наш египетский орден не приемлет дискриминации по половому признаку. Наши Ложи могут быть мужскими, женскими или смешанными, это решается на этапе создания Ложи. В Санкт-Петербурге действует смешанная Ложа, в которой женщины с самого начала играют ключевую роль, пользуются равными с мужчинами правами, занимают офицерские должности. При этом мы соблюдаем масонские ландмарки (основные принципы), в том числе правило о приёме в Ложу только тех кандидатов, которые верят в Высшее Существо и в бессмертие человеческой души.

 - Высшее Существо - это Бог?

- Да, но мы не касаемся религиозных убеждений человека. Он должен подтвердить, что верит, но как он понимает Бога - это его личное дело. Для кого-то это Бог Авраама, Исаака и Израиля, для кого-то - Космический Разум. Или Абсолют. Или даже архетип Человека. Мы не примем только «вульгарного материалиста». И то исключительно потому, что ему нечего будет делать в нашей Ложе.

- Про бессмертие человеческой души можно более подробно? Разные религии по-разному понимают это. Реинкарнация. Рай и Ад.

 - То же самое. Во время опроса под повязкой (это обязательная процедура, через которую должен пройти кандидат) его могут спросить почти о чём угодно, чтобы понять, каков его интеллектуальный уровень, обладает ли он достаточной зрелостью. Но никто не будет оспаривать его представления о бессмертии или о душе. В Ложе состоят люди разных вероисповеданий. Есть христиане, иудеи, телемиты. В этом и сила масонства - оно предлагает универсальную основу, максимально широкую, позволяющую работать вместе носителям отличающихся, даже противоположных, взглядов и убеждений.

 - А как насчёт такой деликатной темы, как сексуальная ориентация? - Такие вопросы не задаются. Это никого не касается. Главное, чтобы кандидат был человеком «свободным и добрых нравов». Его поведение не должно бросать тень на нашу организацию. Вы должны понимать, что решение о допуске к посвящению принимается общим голосованием. Оно может быть и тайным. Поэтому итог может оказаться непредсказуемым. Но в нашей Ложе состоят современные и молодые люди, у них нет предубеждений, для них гомосексуальная ориентация сама по себе не является препятствием к приёму.

- Как это всё согласуется с гностическим вуду?

 - Не следует смешивать масонство и имеющиеся у нас магические линии. На масонских работах мы занимаемся исключительно масонством. Вуду, мартинизм, гностическая Церковь - это отдельные темы. Если мы занимаемся магией, то в другие дни. Одни и те же люди инициированы в несколько традиций. Но мы не делаем из них винегрет. В этом плане мы консерваторы - бережём чистоту ритуала. А в голове совмещается всё это прекрасно, ведь базовые идеи и ценности везде одни и те же. Иногда возникает ошибочное представление, что, если масон занимается вуду, так он прямо на масонском собрании пляшет с духами и втыкает иглы в кукол. Это чушь. За пределами Ложи можно заниматься чем угодно - хоть вуду, хоть теософией, хоть шаманскими камланиями. Мы уважаем границы частной жизни. Вуду, между прочим, государственная религия ряда стран. И быть вудуистом не более постыдно, чем быть католиком или баптистом. Нужно избавляться от предрассудков и понимать, что духовная жизнь может выражаться не только в привычных для России формах.

 - Масонская работа, масонские ритуалы выполняются с какой-нибудь практической целью или их назначение чисто эстетическое?

 - Масонский ритуал – вещь очень серьёзная. Он содержит в себе магию, и посвящения в магических орденах построены по модели масонских. Магические ордена и вышли из масонства. Инициация призвана трансформировать сознание неофита. Она почти всегда оказывает влияние на его личность и жизнь. Причём последствия могут быть непредсказуемыми, иногда это каскад событий, радикально меняющих привычное существование. И, хотя в конечном счёте всё заканчивается хорошо, сам процесс бывает болезненным. Принятие степени связано с определённым испытанием, через которое приходится пройти Вольному Каменщику, уроком, который он должен усвоить. Я же говорил, что эти ритуалы произрастают из мистерий древности. А что такое, например, Элевсинские мистерии? Это опыт, который навсегда изменял их участников. Масонский обряд не так впечатляет, но он, поверьте, действует. Однако есть важный момент – ритуал сработает в полной мере только при погружении в масонство. Нужно по-настоящему стать частью масонского братства, принимать активное участие в жизни Ложи. Масонство – это коллективный путь - «Масона без Ложи не бывает». Я часто объясняю, что мы строим Храм из живых камней. Камни – это члены Ложи. Вначале это «грубые, дикие камни», их не поставишь в кладку, не подгонишь друг к другу. Через совместную работу мы эти камни «обрабатываем». Это значит, что люди пообтесались, приспособились друг к другу, и это произошло не сразу и непросто. Бушевали страсти, выползали любимые «тараканы», изнанка обнажалась. Но они смогли пройти через это, в результате стали правильными «кирпичиками», из которых можно построить Дом Божий. Каждый нашёл своё естественное место в обществе, позволяющее максимально реализовать свой потенциал. Поэтому бесполезно прийти разок, быстро посвятиться и ждать чуда. Это постепенный рост в группе соратников.

- Вы можете рассказать о своём личном опыте? Какие необычные ощущения Вы испытали? Может быть, что-то мистическое?

- Посвящения в магические и масонские ордена — это путь постепенных изменений. Иногда ты сам и не отслеживаешь их, но проходит время, и ты вдруг переходишь в новое качество. Это лучше видно со стороны, надо задать этот вопрос моим братьям и сёстрам. Если даже не брать субъективную сферу, различные сны-видения-переживания, то, как минимум, можно сказать, что я стал более зрелым и уверенным в себе. Человек, который когда-то вступал в О.Т.О, и человек, которым я являюсь сейчас, сильно отличаются. О свершившейся инициации можно судить только по изменениям в личности и в жизни инициированного. А различные ощущения и смутные «прозрения» не стоит переоценивать.

- Сейчас я хочу немного поговорить про вуду. Вы совершенно правильно сказали, что это религия. Как проходит посвящение в неё? Получили ли Вы право проводить религиозные церемонии, обряды?

 - Гностическое вуду - специфическое учение, изложенное в фундаментальном труде Майкла Бертье. Это синтез гаитянского вуду и западного эзотеризма. Подходит эта система далеко не каждому, она не предназначена для массовой аудитории. Работают по ней в основном индивидуально или в небольших группах, разбросанных по миру. В посвящении призываются гаитянские лоа (духи, больше похожие на богов) и происходит активация «горячих точек» в тонком теле кандидата, это нечто вроде чакр, всего их 16. Мы перевели на русский язык учебные материалы 4 степеней ордена «Чёрная Змея» и вправе проводить посвящения в эти степени на основании полученной от аргентинского Мастера хартии. В гностическом вуду есть свои системы соответствий, веве (печати) разных лоа, медитации, короткие ритуалы (иногда рассчитанные на работу в паре). Во время моего визита во Францию Жоэль Дуэз посвятил меня ещё и в африканское вуду, поскольку сам был инициирован не только на Гаити, но и в Африке. Впрочем, чтобы получить полноценное посвящение в традиционное вуду, нужно самому ехать к признанным жрецам.

- Я всегда думала, что вуду - это смесь африканских верований и католицизма. Видимо, западные эзотерики добавили к этому что-то своё. О чём чернокожие, гаитяне и знать не знают.

- Так и есть. Это авторская система Майкла Бертье. Ещё раз подчеркиваю - это не аутентичное гаитянское вуду. А его модернизация. Но магия есть магия. Обращаетесь вы всё равно к духам вуду. Бертье предпочитает работать с семейством геде, духами мёртвых. При посвящении часто жрец определяет, какой дух покровительствует человеку. Но только со временем посвящённый достоверно узнаёт своего «духа головы», мет тет. Это что-то вроде Святого Ангела-Хранителя.

 - Вот так, если подумать, вуду - это религия. Значит, в ней должно быть жречество. И жрец должен периодически проводить службы своему божеству. За это божество наделяет его определёнными силами, и он может совершать обряды для других, работать по заказу. Конечно, про вуду сложилось мнение, что там чаще всего наводят порчу. Артём, к Вам уже можно обращаться по этим вопросам?

- Вы правы, при нашей инициации и Эдуардо Местре, и Дуэз предупреждали, что если посвятиться и дальше не работать с духами вуду, через какое-то время они уйдут. И насовсем. А могут ещё и отомстить за пренебрежение. Вот поэтому ради любопытства в эту область не стоит влезать. Это опасные сущности, может быть, самые опасные, какие есть в магии. Просто так не нужно ворошить этот муравейник. Должно быть притяжение к вуду, «зов». Для меня обращение к этому направлению естественно, ведь наша линия египетского масонства проходит через Бертье. Логично было заинтересоваться и другими его орденами - магическими. Тем более, Бертье претендует на то, что имеет ещё и преемственность от О.Т.О. Ройсса. А это, как вы понимаете, тоже для меня важно, так как я довольно долго занимался О.Т.О. Что касается порч и приворотов, за этим ко мне обращаться не нужно. Я никогда не оказываю эзотерические услуги. Я посвящённый, а не бизнесмен. Духам служат, совершая подношения, а не зарабатывая деньги на чужих бедах или маниях. Гностическое вуду предназначено для меня и узкого круга друзей. Оно не будет продаваться, рекламироваться и профанироваться. Это только для опытных практиков, и желательно масонов. Поэтому незнакомый нам человек, в котором мы не уверены, к этим вещам допущен не будет.

- То есть, в колледже вуду преподаваться не будет?

 - В Колледже Телемы я давно не преподаю, активной деятельностью в О.Т.О. не занимаюсь. К подобным колледжам сейчас у меня отношение двоякое. С одной стороны, они имеют просветительскую функцию, наряду с коммерческой. Хотя даваемую там информацию можно и из книг почерпнуть, если активно читать. С другой стороны, эта деятельность ориентирована, давайте называть вещи своими именами, на профанов, на «людей с улицы». Тогда как очевидно, что инициатическая организация должна заниматься в первую очередь своими членами. Сперва человек вступает в организацию, потом его обучают. А не наоборот. Здесь же получается, что орден заменяется колледжем - человек проходит обучение, причём, посещая все курсы, можно узнать почти всё, что может дать орден, затем он, допустим, получает посвящение и дальше сам работает в том же колледже. Некий замкнутый цикл: колледж - посвящение - колледж. Поэтому при нашей Ложе колледжа не будет. Мы ориентированы на масонов, а не на профанов. И вообще, от всяких лекций-курсов-семинаров уже подташнивает, не находите? Их существует ненормально большое количество, учитывая, что тематика эта в принципе не рассчитана на обывателей и зевак.

 - Ещё такой вопрос. Вы сказали, что духам служат, совершая подношения. А служат ли духи? Ради чего делать подношения, если взамен ничего не получаешь? Например, на Руси традиционно считается, что наши бесы или «нечистики» постоянно требуют от колдуна работу, а если он работу не придумает, то начинают его самого мучить и доводить. На эту тему записано множество быличек и рассказов очевидцев.

- Тут то же самое, прямая аналогия. Им служат в обмен на что-то. Если дух ничего не делает, его перестают кормить и поить, пока он не одумается. Каких-то низших духов можно и более сурово наказать. Но в данном случае с ними взаимодействует посвящённый жрец, поэтому и уровень задач, которые он ставит, иной. Это не привороты и порчи, а помощь в продвижении на духовном пути, устранение астральных препятствий, получение информации и тому подобное. Цели благороднее. Таким образом, отношения с лоа строятся по принципу «ты - мне, я – тебе». И в этом есть отличие от Гоэтии, в которой плохих духов нужно принуждать к хорошим вещам для их собственного блага - искупления и исправления. Дело в том, что изначально демоны должны были подчиняться Адаму, выполняя полезную работу, каждый в своей области. Они проявили непокорность, поэтому Божественный Лик от них отвернулся, и они впали в глубокое помрачение и страдание эгоизма. Гоэт совершает над демонами операцию - он разворачивает их, обычно против их воли, к добру. Выполняя «из-под палки» задания гоэта, демоны шаг за шагом возвращают себе ангельское достоинство. Поэтому работа гоэта очень важна, он стоит в центре всемирного процесса Тикуна - исправления. И делает самую тяжёлую работу - трансформирует наиболее тяжёлые тёмные силы. Он бросает вызов гнуснейшим страстям, самым подавленным желаниям. И заставляет высвободиться энергию, связанную в этом «шлаке». Лоа же ближе к ангелам стихий, к святым, к богам древности. Они партнёры, здесь услуги взаимные. Им нравится, что о них помнят, оказывают им знаки внимания. Это отношения дружбы и даже любви (есть браки с лоа). Поэтому, когда я говорю про служение лоа, я имею в виду не унижение, не раболепие. Это услуги.

- Вы сказали, что Майкл Бертье работает с духами мёртвых и при посвящении определяет, какой дух покровительствует человеку. Откуда берётся этот дух-покровитель? Обязательно ли это дух умершего родича? Я спрашиваю, потому что сейчас пошла мода на так называемую «работу с Родом», всяческие «открытия родовых каналов» и тому подобное.

- Это не только Бертье, а вообще любой жрец определяет, обычно через прорицание. Используются, например, маятник, доска Ифа, раковины. Дух может появиться во сне. Обычно это один из известных лоа, а не предок конкретного кандидата. Но в широком смысле, да, это предки, ведь многие духи афрокарибских традиций когда-то были людьми, у них есть жизненные истории и яркая индивидуальность. Свой излюбленный образ, свои предпочтения. Некоторых из них отождествляют с христианскими святыми. Допустим, Папа Легба - это святой Пётр. Мама Бриджит - Мария Магдалина. Эрзули Дантор связана с Ченстоховской иконой Божьей Матери, это одна из «чёрных мадонн». Эта икона, кстати, почиталась в мессианской секте Якоба Франка. А «чёрных мадонн» мы можем связать с Царицей Савской. Быть может, ребёнок на её руках - это и есть Сын Вдовы, плод любви царицы и Хирама. Такое нанизывание символов позволяет лучше понять эти духовные силы и даже прийти к неким мистическим озарениям. У Дуэза на его вудуистском алтаре в Мюлузе как раз стоит икона «чёрной мадонны». Он обязательно совершает короткие ежедневные службы своим лоа.

- Артём, что вы можете посоветовать человеку, который хочет вступить в масонскую ложу или решит изучать вуду? С чего начинать? К кому обращаться?

- Порядок вступления в масонскую ложу везде одинаковый - нужно найти сайт ложи, заполнить форму заявки на вступление, и через какое-то время с вами свяжутся и назначат встречу, первое собеседование. Обычно оно проходит в каком-нибудь кафе. Затем, если вы не отпадёте после первой встречи, будет ещё две, с другими братьями. После этого вас пригласят на «опрос под повязкой» в масонскую ложу. Вам завяжут глаза, чтобы вы не видели храм и присутствующих, и будут задавать вопросы, чтобы понять, что вы за человек и достойны ли вы присоединиться к братству. После опроса ложа голосует. Если результат голосования положительный, вас пригласят на посвящение. В том случае, если вы знакомы с одним из масонов, например, со мной, ситуация несколько упрощается. На сайт писать не нужно, можно обратиться непосредственно к своему знакомому, который расскажет о вашем намерении братьям и сёстрам. Что же касается вуду, то обучение традиционному вуду возможно только в странах, где оно практикуется. А российские «жрецы» вызывают сомнения, быть может, они ни разу и не были в Африке или на Гаити. Или только поучаствовали в постановочной церемонии для туристов. К системе гностического вуду Бертье мы можем допустить только мастеров-масонов, имеющих магический и мистический опыт, которые смогут обосновать, что это действительно им нужно.

- Артём, спасибо за интересную беседу. Надеюсь, Ваше сотрудничество с журналом будет продолжаться и дальше.

Беседовала Jaine Magpie Артём Павлов


Рецензии