Культурная революция

Очерк


  Голодные  двадцатые  годы после первой мировой и гражданской войны,  не хватает 
буквально всего, а  в холодной избе-читальне сидят  мужчины и женщины, старики и старухи и выводят на листках бумаги  заскорузлыми от работы пальцами:" МЫ НЕ РАБЫ. РАБЫ НЕ МЫ."   Это  потомки   крепостных крестьян, которых веками угнетали, продавали, а порой  меняли на борзых собак просвещенные  господа -дворяне.      
 
 Крепостничество в России принимало настолько уродливые формы, что диву даешься,  узнав  из  произведений  наших великих классиков  о тех   господских нравах и физических страданиях крестьян,  которые были   часто похуже,  чем страдания дяди Тома из романа Гарриет Бичер Стоу. Стоит только почитать  хотя бы  " Записки охотника"  Тургенева или "Пошехонскую старину"  Салтыкова -Щедрина,  рассказ "Тупейный художник"   Лескова или   повесть" Сорока-воровка"  Герцена.  Сколько там   русских крепостных крестьян, униженных и оскорбленных!
 
 Хороши рассказы  о  крестьянах  у  молодого Бунина,  написанные уже в пореформенную эпоху. В рассказе" Танька"  старый барин пожалел маленькую голодную, оборванную и озябшую  крестьянскую девочку,  подобрал  ее на дороге,  привез отогреться  в свой дом. Он глядел на задремывавшую Таньку и  размышлял  о ее судьбе:
- Что ждет её? Что выйдет из ребенка, повстречавшегося лицом к лицу с  голодной смертью? Вот теперь  мои племянницы во Флоренции...
Он вспомнил соседние деревушки, вспомнил их обитателей. Сколько их, таких деревушек, -везде они томятся от голода!
А Таньке снился сад, снился ей брат Васька, слышалось, как мать не то плачет, не то
поет в темной дымной избе старинные песни...
 Сколько было таких Танек тогда? Неграмотных, темных  крестьянских детей, которые увидели свет новой зари  только  после революции, когда  впервые взяли в руки книжку.
   
   В  двадцатые годы в только  что  образованном СССР начался самый масштабный социальный и образовательный проект в мире, который назвали   Культурная революция.   Надо было кончать с  почти поголовной безграмотностью народа.   В 1913 году число грамотных в царской России составляло 18 % и занимало последнее место в Европе.
  26 декабря  1919 года  Лениным  был подписан Декрет о ликвидации безграмотности,  по которому всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать и писать обязуется обучаться грамоте  на родном или русском языке.
И народ поверил новой  власти, пошел за большевиками, победил в гражданской войне и стал строить новую жизнь.
 
 Все имеющиеся  культурные силы страны были брошены на борьбу с безграмотностью, доставшейся от царизма. В каждом населенном пункте открылись литпункты или школы. Обучение в них шло 3-4 месяца по 6-8 часов в неделю с  1922 года. Позднее срок обучения увеличили до 7-8 месяцев. Обучавшимся  рабочий день сокращался на два часа, были и другие льготы.
 
 Для обучения использовались любые помещения. И многовековая пелена безграмотности упала с  глаз трудящихся!  Причем женщин,  окончивших курсы ликбеза,  было больше.  На старых  черно-белых фотографиях   сидят эти женщины  в белых платочках, никогда ранее не держали  они  ручку или карандаш, а теперь  старательно выводят в тетрадках заветные слова: " МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕ МЫ!"   Лица их серьезны, женщины  старательно  пишут,  перед ними молодая учительница  тоже  в белой кофточке,  с короткой стрижкой, умная, внимательная,  учит со всем жаром своего молодого сердца и обязательно научит!
     На другом снимке за столами сидят  человек  50.  Много молодежи, среди них на переднем плане дед  с  бородой -тоже пришел учиться и осваивать грамоту. Женщины в белых платках. Две  учительницы, одна из них с гладко зачесанными волосами. Два молодых человека пишут на доске  слова.   Все серьезны и сосредоточенны.  На уроке царит  рабочая обстановка.
   
 На третьем снимке  за длинным дощатым столом  сидит  молодежь.    В классе   ничего лишнего. На столе  ручки, чернильницы и листки бумаги  с записями.  Видимо, в помещении холодно. Девушки сидят в теплых платках и фуфайках. Все спокойно и старательно  пишут. Одна женщина у доски выводит слова корявыми неровными буквами.   Две молодые учительницы с гладкими прическами проверяют работы. 
  Еще фото. На нем девочки  в белых платках  и   женщины.  Молодой  учитель объясняет что-то. Все, как один,  внимательно слушают. На стене возле окна  висит плакат. На нем крупными буквами написаны слова: "Важнейшей задачей для нас является   учиться и учиться.  Ленин!"
 
Долго  с  большим интересом   рассматриваю  снимки столетней давности.  Они  беспристрастно отражают историю страны, показывая правду о том времени. А как стараются сейчас десоветизаторы  показать советский период истории в черном свете!
 И как нужна правда  о  том времени   сейчас.
  Снова фото,   школа, класс, парты, распахнутое настежь  большое  окно, мужчины в белых рубашках, несколько женщин в платках, белых кофточках и длинных юбках, классная доска, глобус,  рядом учитель.   Смотрю еще фото -   мужчина  с длинной  седой бородой, за длинным крашеным столом сидят люди  в верхней одежде, но без шапок. С каким тщание и прилежанием пишут они!
 
Вот  класс, где за грубо сколоченным столом   тесно,   рядышком сидят крестьяне -мужчины и женщины, мальчик, и все старательно пишут, а ноги под столом в лаптях и обмотках...
 Трудно тогда жила страна.
 А  это  уже, видимо,  рабфак, где много-много молодежи.   На небольшой сцене человек в военной форме. С каким вниманием слушают его! И какие у всех одухотворенные светлые лица!
 
 Тогда   ликвидация безграмотности  была важнейшей задачей культурной революции,  для координации действий создали добровольное общество "Долой безграмотность!" под руководством Калинина. В ноябре 1920 года в  сорок одной  губернии Советской России уже работало 12 тысяч  школ грамоты,  хотя не хватало учебников - старые азбуки  не годились для молодой советской страны. Начали создавать новые буквари.
 
 С конца двадцатых увеличивается размах этой кампании. Не хватало и учителей. Трудности обучения усугублялись тем, что специально построенных школ не было. Классы помещались в крестьянских избах   и приспособленных помещениях.  Учились в тесноте, но даже  в таких условиях делалось великое дело. Люди смогли читать , писать, общаться при помощи писем.
 
 В 1928 году по инициативе ВЛКСМ начат всесоюзный культпоход, когда грамотные обучали неграмотных. Их называли культ армейцами. Число культ армейцев достигло  одного  миллиона  человек, а число учащихся -10 миллионов.
Следующим этапом культурной революции было введение всеобщего начального обучения
 -  всеобуча.   И тогда уже актуальной задачей стала борьба с малограмотностью.
    К 1936 году  обучено уже 40 миллионов неграмотных. К 1939 году грамотными от 16 до 50 лет стали 87,4 % населения всей страны.    Грамотными стали  60 миллионов человек!  Это был  крайне важный шаг для развития страны. Повсюду  строились новые красивые  школы, в которых прилежно учились дети. Школы казались им настоящими храмами науки. А в 1937 году  в школах  стало обязательным семилетнее обучение.
 
  И   титанические усилия советской власти не прошли даром. Из лапотной и неграмотной крестьянской России страна Советов быстро стала страной почти поголовно грамотных людей.  Были открыты рабфаки для подготовки рабочей молодежи в вузы.  Тысячи  молодых людей учились в них, а потом поступали в институты.
  А сколько техникумов, училищ и вузов было открыто в те далекие годы!  Во  множестве  ремесленных училищ  учили основам рабочей профессии. Стране повсюду  нужны были квалифицированные рабочие кадры.  И неотъемлемой частью советской идеологии стала идея братства между народами СССР. Она начисто исключала русский национализм. Для этого  была создана  история народов СССР.
 
  Советский Союз  к  концу  30- х годов вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Тяга к знаниям тогда была поразительная!  Народ научили читать, и он потянулся к книге. Рост грамотности вызвал большой спрос на книги. Они выходили в Союзе на 110 языках!  Широкое развитие  получили массовые библиотеки. В каждом селе  открывали избы-читальни. Книги напрямую доставляли к читателю книгоноши. Была и  такая профессия.
 
  В Горно-Алтайске в 2022 году исполнилось  100 лет национальной библиотеке имени Чевалкова, которая ранее называлась имени Калинина.  Эта библиотека -  настоящий очаг культуры в нашем городе. А до  революции  в  Горном  Алтае  коренной народ   вёл  в основном кочевой образ жизни. Грамотных людей были единицы,   свирепствовали болезни, трахомой болело значительное количество людей.  В советские годы произошли здесь огромные перемены  к  лучшему.  Хорошо написал об этом периоде региона  Афанасий Коптелов в романе  "Великое кочевье".

  Всего за 20-е и начало тридцатых годов   В Горном Алтае  было обучено  более 25 тысяч неграмотных, в том числе более  двенадцати тысяч алтайцев -людей коренной национальности и повсюду строились школы.
В 1936 -1937 годах за парты  в Горном Алтае   сели  97, 8 % всех детей, подлежащих обучению. А ведь совсем недавно по всей стране скитались тысячи  беспризорников. В одном только Горном Алтае  в 1924 году их  насчитывалось 2116.
 
 В тридцатые годы в Советском Союзе  значительно повысился образовательный уровень народа, люди приобщились к достижениям культуры и науки.  Сейчас, когда мифология современных десоветизаторов достигла предела, об  этом надо знать и помнить.
 
 Большое значение в  те годы придавалось физической культуре. Парады физкультурников  тех лет поражают до сих пор. В стране выросла красивая, здоровая, патриотически настроенная, спортивная молодежь, готовая защитить родину.  Значок "ГТО"  носили на груди  многие   молодые люди, их  исподволь готовили  к  новой большой войне, учитывая международную обстановку.
 
   Люди стали жить лучше и веселее. Постепенно налаживался советский быт. В домах простых людей  зазвучала музыка,  появилось   радио  в  каждом доме  и патефоны.   Грампластинки  выпускались огромными тиражами. В городах патефоны выносили на улицу во двор,  и любимую музыку слушали все. В парках звучали духовые оркестры. В На прудах на лодках каталась молодежь  -девушки в светлых платьях и юноши в белых рубашках с воротниками апаш,  на эстраде выступали  артисты.

 Самым массовым видом искусства стал кинематограф. События тех лет  отражали  любимые кинокартины.   Такие фильмы,  как   "Чапаев"  братьев Васильевых,      "Путевка в жизнь"   смотрела вся страна.
Советские люди строили новую жизнь. Требовались для этого и новые песни. И эти песни создавали композиторы  Блантер,  братья  Покрасс,  Хренников, Мокроусов и другие.  Простые, легко запоминающиеся мелодии были у всех на слуху. Их пели дома и на улице, они лились с   экранов  кинотеатров  и из репродукторов.    Песни эти прославляли труд,  Родину, новую жизнь.  Вот одна из них, написанная на стихи Василия  Лебедева-Кумача. 
     Вдоль деревни от избы  и  до избы зашагали   торопливые  столбы ;
     Загудели, заиграли провода,  мы такого не видали никогда;
     Нам такое  не встречалось и во сне, чтобы солнце загоралось на сосне,
     Чтобы радость подружилась с мужиком, чтоб у каждого  звезда под потолком,
     А  в  деревне и веселье и краса, и завидуют деревне небеса.
     Вдоль деревни  от избы и до избы зашагали торопливые столбы;
     Загудели, заиграли провода,- мы такого не видали никогда!
Эту песню исполнял знаменитый крестьянский хор имени Пятницкого.
       Электричество пришло в дома крестьян. Зажглась наконец в домах лампочка Ильича!  В песнях отражалось время.
 
  Расцвело творчество   Михаила Исаковского  -  поэта, выросшего в сельской глубинке  в бедной семье.  Он   так сказал  о своем происхождении  в  известном стихотворении :
   В  Смоленской губернии, в хате холодной зимою крестьянка меня родила.
   И,  как это  в песне  поётся народной, ни счастья ни доли мне дать не могла.
  Одна была доля  -бесплодное  поле,  бесплодное  поле да тощая рожь.
  Одно было счастье  -  по  будням ненастье, по будням  ненастье,  а в праздники
  дождь.
  Голодный ли вовсе, не очень ли сытый,  я всё- таки рос  и  годов  с  десяти.
  Постиг, что одна мне дорога открыта - как лапти плести да скотину пасти.  И  только при  советской власти будущий поэт смог выучиться и заняться творчеством.
Он создал большое количество  песенных стихов,  которые популярны до нашего времени . Он автор  и  знаменитой " Катюши",   и  " Подмосковных вечеров",  и других замечательных песен, которые мы знаем  и любим.
 
 Не только Исаковский, но много других талантливейших людей смогли найти свою большую дорогу в жизни  в советское время. Для молодежи были открыты все пути -социальные лифты  поднимали их наверх, как говорят теперь. Приведу несколько таких примеров.
    Знаменитый певец   Сергей Лемешев   происходил   из очень бедной семьи - не было даже коровы и лошади. Он  родился   в  селе  Большое Князево Тверской губернии.  Юношей ушел в Красную армию воевать за советскую власть и за красивый голос  стал в строю запевалой Первой Конной армии Буденного. Командиру  настолько нравился его  голос, что  он дал рекомендацию  одаренному    юноше  в консерваторию. Закончив её,  Лемешев  пел  в Большом театре  непревзойденно многие годы.    Он был  кумиром миллионов людей. Особенно любимым стало его исполнение арии Ленского из оперы  "Евгений Онегин".
 
  Интересна судьба  Ивана Александровича Пырьева   - известного   советского  режиссера.  Родился он в Сибири в Камне-на -Оби в крестьянской семье в 1901 году.    Когда ему было  три  года,  отца убили в драке, мать   вскоре вышла замуж за другого.   Пьяный отчим бил мальчика кулаками.  В  8 лет  Ваня  стал пастухом, а потом ушел  из дома  в  люди.   В  пятнадцать лет  в 1916 году  Пырьев  уехал на фронт, храбро воевал и был даже награжден двумя Георгиевскими крестами.
    В 1918 году  Иван  Пырьев записался в Красную армию, а после учился в  Москве в  театральной студии вместе с  Григорием Александровым.  Пырьев  стал знаменитым режиссером. Его фильмы "Трактористы", "Свинарка и пастух"," Богатая невеста,"  " Кубанские казаки" и  другие смотрела вся страна!
 
 В этих фильмах главные  женские  роли играла  Марина Ладынина. Она   тоже была из бедной семьи,  выросла в селе Назарово Енисейской губернии. Мать Ладыниной была неграмотной, а отец закончил три класса церковно-приходской школы.    В 1929 году Ладынина приехала в Москву и поступила в только что образованный ГИТИС.  Спустя годы  всенародно любимая артистка стала лауреатом пяти Сталинских премий в 1941, 1942, 1946, 1948 и 1951 годах.

  Николай Крючков   - народный артист,  кинофильмы с   его  участием любимы до сих пор. Сам человек из простого народа, он играл свои роли так, что они  навсегда запоминались зрителю.   Его голос  с   характерной хрипотцой   доходил до каждого сердца. А как он  пел и  плясал! В пляске  ему не было равных.
     Николай Крючков,  Марина Ладынина , Сергей Лемешев, Иван Пырьев  -все они   были талантливые самородки  из народа.  Им помогла  народная власть  получить образование  и  прославиться  на всю огромную страну!   И таких талантов было много.

  И всем была работа в СССР.   Зашкаливал тогда трудовой энтузиазм.     Сколько было великих строек в те годы! Страна преображалась.   В  Москве было построено самое красивое в мире метро. По всей стране создавались театры и кинотеатры, дворцы культуры, сельские клубы, новые  красивые  школы.

 Советская литература отражала  великие стройки века.  Владимир Маяковский  так  писал в  стихотворении о Кузнецкстрое и предисловии к нему:
К этому месту будет подвезено в пятилетку 1 000 000 вагонов строительных материалов. Здесь будет гигант металлургии, угольный гигант и город в сотни тысяч людей.
    По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат,
    Под старою телегою рабочие лежат.
    И слышит шепот гордый вода и под и над:
    "Через четыре года здесь будет город-сад!"
    Темно свинцовоночие, и дождик толст, как жгут.
    Сидят в грязи рабочие, сидят лучину жгут.
    Сливеют губы с холода,
   Но губы шепчут в лад:
  " Через четыре года здесь будет город-сад!"
  Я знаю -город будет.
  Я знаю- саду цвесть, когда такие люди
  В стране советской есть!
 
 Стихотворение написано в 1929 году, когда  великое преображение страны было в разгаре. Город -сад был построен и дымил мартеновскими трубами. Кому достались плоды этого титанического труда спустя шесть десятилетий?   Статистика вещь упрямая. По ней  одному проценту населения России принадлежит 70% национального богатства страны...
 
А тогда в 30-е  в  советских театрах играли корифеи сцены  -  Качалов, Москвин Книппер-Чехова,  Пашенная, Яншин, Грибов.   В Большом театре блистала в танце балерина   Галина  Уланова.  Было построено за короткое время огромное количестве  школ, в которых и сейчас продолжают учиться дети.   В каждое село приезжали кинопередвижки.
 
 Культура в стране достигла колоссального успеха,  и самым главным итогом явилось то, что удалось вырастить  замечательную молодежь  -поколение победителей фашизма. Героями в нашей стране были Чкалов, Папанин, челюскинцы, метростроевцы и  любимые актеры  Орлова,  Алейников, Черкасов, Николай Крючков, Ладынина,  за которыми  все подпевали  любимые песни, готовясь к войне.
   
  А война была уже близко. Об этом предупреждали советские песни о войне. Они стояли на страже Родины. Они говорили о возможности вражеского нашествия.
 Вот одна из них на музыку композиторов братьев Покрасс и стихи Лебедева -Кумача -одного из создателей советской массовой песни:
 
   Если завтра война, если враг нападет, если темная сила нагрянет, -
   Как один человек весь советский народ за любимую родину встанет.
   Если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов!
    В стране  у молодежи воспитывали  советский патриотизм - этот идеологический
 феномен, который вмещал в себе идеи  марксизма и традиционного русского патриотизма. Это было необходимо в связи с угрозой войны. Это понимал Сталин. И он справился с этой задачей укрепления устоев советского общества, необходимого для выживания и развития страны. Под его руководством всего за 10 лет была создана новая материально-техническая база, ликвидирована экономическая и финансовая зависимость от Запада.

  Советская Конституция реально обеспечила права на труд,  бесплатное медицинское обслуживание и образование, ликвидировала безработицу и поголовную безграмотность, повысила рост жизненного уровня. А время было сжато до минимума...

 И кто знает каких бы высот достигли советские люди еще.  Этот полет их души прервала война.  Морально  народ  был готов к ней, недаром тысячи добровольцев в первый же день войны пошли в военкоматы, чтобы защищать  свою  советскую Родину. И они доблестно защитили ее.


Рецензии
Хорошая публикация, посвящённая культурной революции в России. А Вам не кажется, что эти завоевания стали разрушаться? Этому разрушению способствуют смартфоны, интернет и безнравственные СМИ. Вспомните, раньше в трамваях люди читали книги и газеты, а теперь в метро Вы чаще увидите смартфоны с игровыми приставками. Раньше хорошо учиться было престижно. а теперь в школах серьёзно учиться хотят только те, кто собирается продолжить обучение в ВУЗе. Раньше учителей беспрекословно уважали, а что теперь? В школе явный упадок. И это будет продолжаться до тех пор, пока государство не начнёт о школах больше беспокоиться, чем о строительстве церквей.
С уважением

Юрий Матусов   15.04.2024 02:06     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше мнение, Юрий. Время другое теперь. Но ребят много хороших, учатся, грызут гранит науки. Есть у нас хорошая молодежь. Ее надо поддерживать.
Всего доброго Вам!
С уважением.

Татьяна Шмидт   15.04.2024 19:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.