Сталинградский котёл

   
 В директиве  фюрера  № 41 от 5 апреля 1942 года целью летней кампании предусматривалось  уничтожение Сталинграда, прорыв   через Кавказский хребет к советским нефтяным источникам. Затем на очереди были Ленинград и Москва,  но план этот  провалился.  Хотя немцы любой ценой стремились дойти до Волги. Большие надежды Гитлер возлагал на 6-ю армию фельдмаршала Паулюса, но фюрер переоценил его возможности.

 330 тысячная группировка врага прорвалась к Волге в районе Сталинграда.
23 ноября   1942  года войска Юго-Западного  и Сталинградского фронтов сомкнули клещи в районе города Калач и завершили окружение сталинградской группировки врага. В кольце оказалось 330 000 окруженных немецких солдат и офицеров. В тот же день было взято в плен 27 000 солдат и офицеров. Позднее на среднем Дону было взято в плен в течение недели 60 тысяч немцев.

  Пытаясь выйти из окружения,  немцы стремились  к Дону и Волге во что бы то ни стало! Только вперёд к Дону! Тысячи немецких солдат/ офицеров, автомашин и повозок. На реке была паника. Дантов ад.  Полностью окруженная вся армия Паулюса находилась в гигантском кольце. Над этим скоплением войск пролетали советские снаряды, на юго-западе непрерывно шли бои.
 
  Мощная артиллерийская подготовка длилась 1 час 20 минут.    3500 орудий  и миномётов обрушили  на врага мощнейшую лавину огня. Котел расчленили на две части:  северную и южную. Немцы испытывали мучительную безысходность в котле, где было столько раненых, голодающих и умирающих. Они ожидали приказа Гитлера, а  он запретил прорыв. Командование вермахта вручало рыцарские кресты   "за образцовую самоотверженность". Многие командиры покинули котел на самолете.
Вокруг них были теперь руины Сталинграда и дымящиеся развалины, а за ними текла Волга.

  Немцев обстреливали со всех сторон. За танками Т-34 шла пехота, слышалась страшная  музыка  "сталинских органов" - так немцы называли наши  "катюши", против которых у немцев не было защиты. Продовольствия в войсках не было   - теперь немцы ели даже мясо убитых лошадей.
 А советские войска наступали безостановочно, продвигаясь из одного квартала города в другой, захватывая позицию за позицией. Шла ожесточенная борьба.   С одной  стороны  она поддерживалась  высокой    советской моралью  защиты от агрессора, который установил небывалый террористический режим на захваченных территориях. А на другой - отчаяние и страх возмездия.
 
  Немцы уже предельно устали, фронт разваливался у них на глазах,   но они продолжали сражаться, поддерживая  себя верой  в  " железные законы"  Гитлера.  Обер   - лейтенанты  хозяйственной службы  распределяли  оставшиеся еще пайки, скрупулезно  по-немецки подсчитывая. Офицеры   делали  вид,  что ничего особенного не случилось.  О раненых никто не заботился, тут  же лежали  умершие,  их никто не выносил. 
На улицах Сталинграда тысячи немецких солдат. Они переходили  из одного переполненного окопа в другой, из одной развалины  в другую, а в штабах делали  вид, что ничего особенного не происходит...

 С Волги тянулся туман, сверху падала  снежная крупа, холод пронизывал  до костей. Слышалась  стрельба артиллерии, взрывы и пулеметные очереди.
Немецкие солдаты-завоеватели стали похожи на живые скелеты. Они теперь хотели  лишь одного:  спать и ничего не видеть!  У многих простуженных высокая температура, они страдали  от голода, а некоторые сходили  с ума  и падали  от изнеможения.  Теперь здесь агонизировала целая армия, царила полная дезорганизация, теперь они бросали  в огонь самое дорогое. Офицеры в своих походных чемоданах возили как святыню книгу Гитлера  "Майн кампф" и награбленные в русских церквях иконы. Теперь они бросали  их в огонь.
 
  10 января 1943 года в 8 часов 5 минут  советские войска начинают  сильный артобстрел. 55 минут воют   "сталинские органы"  и гремят тяжелые орудия.  Ураганным огнем перепахивается земля.  Так начался  последний штурм котла. Затем приближаются выкрашенные в белое танки, а за ними автоматчики в маскировочных халатах.  Котёл постепенно сжимается.  Немцы сдают одно за другим окрестные сёла и хутора. Исчезает последняя возможность вывозить раненых и получать боеприпасы. Дивизия за дивизией немцев перестает существовать.

  Остатки разбитых немецких  частей пытаются прорваться. Внезапные ночные атаки советской армии нарушают круговую оборону немцев. У солдат теперь рацион:  2-3 куска хлеба  в день. И день за днем  вырастают кладбища - нескончаемые ряды крестов и могил, а потом мёртвых хоронят прямо в окопах.
Смерть теперь всегда рядом с завоевателями -целые снежные поля мертвых, усеянные телами в разных позах.  С убитых немцев  по ночам крадучись свои же
стаскивают сапоги,  снимают  теплые шарфы и ватники, чтобы защитить себя от холода.

После упорных боев за Казачий Курган погибли три немецкие дивизии.    Фельдмаршалу Манштейну Гитлер поручил прорвать окружение. Манштейн посылает командованию 6 армии Паулюса радиограммы: " Держитесь, я пробьюсь к вам! Держитесь, мы наступаем!" Но прорваться из окружения  немцам не было суждено. Тысячи солдат погибли в донских и волжских степях, другие попали в плен.
   
  Теперь они медленно тащились, держась друг за друга, толкаясь и спотыкаясь брели по размерзшей, разъезженной дороге. Другие пекли на тлеющих углях выкопанную из мёрзлой земли картошку. Саперы спиливали электрические столбы и телефонной сети для строительства блиндажей. Столбы падали один за другим  на сады и огороды, ломая плодовые деревья. Вслед за ними дымились пожарища -горели избы колхозников. Немцы шли по Донской степи грязные и голодные и уже никак не напоминали тех, которые  вторглись  в первые дни войны и мечтали о блицкриге.

  Операции "Зимняя гроза" и "Удар грома" провалились,  и Паулюс остался в "крепости Сталинград", а Гитлер до последнего приказывал обороняться.
А через три дня  началось решающее наступление Красной Армии. Превосходство наших войск было явным.   И  шестая  армия Паулюса капитулировала.

  В России пленные немцы проходили мимо маленьких русских домов типичной постройки, немногие из которых уцелели.  Они шли мимо бесконечных руин, у которых еще глядели в небо крепко сложенные русские печи и валялись остатки искореженных железных кроватей - немые свидетели варварского нашествия, а люди в черном в глубоком отчаянии пытались спасти что-то свое.
И всюду на пленных немцев смотрели с ненавистью мрачные глаза людей, безмолвно посылавших  вслед проклятия.

 После капитуляции  одни пленные  умирали от сыпного тифа, дизентерии или полного истощения физических и психических сил, или неожиданно переставало работать сердце, хотя советские врачи и санитарки помогали пленным. Другие работали  на  восстановлении разрушенного, потом вернулись на родину.  Кто-то остался жить в  ГДР.  Сталинград опустошил их морально и физически и навсегда запомнился ужасами минувшего поражения.
 
 Для СССР со Сталинграда началась непрерывная цепь побед  Советской Армии вплоть до взятия Берлина. Фашистский вермахт  после Сталинграда провёл лишь одну  крупную наступательную операцию " Цитадель"  на Курской дуге, но и она быстро провалилась.

 Сражение под Сталинградом было для всего мира символом победы над фашизмом.
Этот город является символом того, что попытки порабощения наций и захватнические войны кончаются поражением агрессора и победой народа.
Невозможно выиграть войну, которая ведется  ради порабощения и эксплуатации другого народа. Таков главный урок Сталинграда.


Рецензии
Оценил. Хорошо написано. Эмоционально и зрелищно.

Только добавлю, что первые большие сдачи в плен были не у немцев, а у румын.

С уважением
Александр

Александр Сергеевич Трофимов   05.04.2024 08:52     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше мнение.

Татьяна Шмидт   05.04.2024 19:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.