Фабрика Иллюзий. Пролог

ПРОЛОГ

У каждого была своя война
Эта - из далекого-далекого прошлого. Нам, господа, рождённые в прошлом тысячелетии, выпал редчайший расклад на стеблях тысячелистника.

И-ЦЗЫН благославил нас своим волшебным проклятием - родиться в интересные времена.

 Времена перемен.

 Времена потоков.

 Текучесть форм, неуспевающих застыть, рассеянный взгляд, неспособный наблюдать, рассмотреть, видеолента мимолетящих событий, всегда из других жизней, всегда из других мест..
 Что может помочь тебе выжить, пересечь стремнину?

   Ритм.

   Пульс.

   Структура.

   Смешно. В непостоянной, непрерывно модулирующей системе координат искать точку опоры остается только в нулевом меридиане,меридиане небытия.

 Неожиданно. В мертвой неподвижности нерожденного обнаружить глухое остинато то ли прообразов, то ли отголосков. Но оно отчетливо проходит сквозь тебя, облекая в форму прошлого все возможные вероятности.

   Это про контекст, про данность обстоятельств, про катастрофу. А теперь о герое в контексте - о Тебе.

    Наше неизбежное и спасительное амплуа в разлетающемся механизме новейшей реальности - Профессия. Не ремесло, как на заре минувшей эры, не вдохновенный труд во имя всеобщего блага, не "дело" аккумулирующее весь возможный ресурс.

     Профессия - функция, которой ты либо соответствуешь - либо...

Свихнувшаяся функция - в свихнувшейся системе координат, переменчивее флюгера в бурю, примитивнее палки-копалки наших общих предков.

 Ее предназначение сомнительно, абрис смутно читается словно выполненный вручную чертеж никогда не построенного здания. Но она имеет Название. И в это название верит большинство. Каждый - в свое Название, своей профессии.

 Никто не помнит зачем она, почти никто не спрашивает почему именно так, мало кто задумывается, подходит ли это лично мне и что я буду этим делать с собой.

А теперь о Герое, о вечном тебе. Без контекста. Я приведу пример из личной жизни. Очень личной, ибо откуда еще я могла бы его привести. Моя профессия называлась Проститутка - название, причудливо совместившее на двух языках вполне пристойный призыв - "Прости tutto!",(всё ит.).

На итальянском это звучало как "consumo" ,(потребляемый), консумация - нечто среднее между "эксгумацией" и "проституцией".

 Да, пост-пост-модерн, и свихнувшаяся функция не предполагает исполнения. И я не должна была спать с клиентами, ни при каких обстоятельствах. Я должна была с ними говорить. Говорить так, чтобы они всякий раз возвращались.
 Это было в Италии, в Безвременьи, в борделе. Между столиками, оккупированными сербами, пытающимися дозвониться до своих жен в вот сейчас подвергающемся бомбардировке Белграде и столиками с красавцами- пилотами, накокаиненными выданной полчаса назад дозой в один грамм на базе Авиано. Они только что вернулись с боевых вылетов. И те и другие пришли, чтобы сбежать. От себя, от безумия, от игры, от своего бессилия. Сбежать и забыть про смерч за неоновой дверью клуба. Они выполняют свою функцию, там, за этой дверью. И те, и другие. А сюда они пришли, чтобы свою функцию выполнила я. Это мой танец сейчас. Мой стриптиз. Глаза в глаза. Двадцать минут за одним столиком. Алле! Двадцать минут за другим. Они
невменяемы. И сербы, и итальянцы. Они в двух метрах друг от друга и не подозревают о своём столь близком сосуществовании здесь. Они жаждут. Зрелища! Сопоставимого с масштабом их личной катастрофы. Способного ее поглотить. Да, пусть на время, но поглотить полностью! Сейчас!

 И в этот момент на меня снисходит озарение! Озарение профессионала. Это навык, наработанный спинным мозгом.

 Я ЗНАЮ, что нужно сделать сейчас.

 Я ЗНАЮ, что нужно говорить каждому из них.

 Я ЗНАЮ как смотреть каждому из них в глаза, чтобы создать эту Иллюзию, которой они так жаждут. Чтобы выжить.

 Мне было страшно. Не от того, что могло произойти со мной в тот вечер - от того, что со мной уже случилось. Я поняла, что стала Профессионалом, черт побери.. я действовала по технологии. Безупречно. Абсолютно. Понимая головой весь ужас происходящего. Головой, способной отключить сердце. И я поняла, что уже мертва.

Это первая часть китайского проклятия. Вторая же состоит в пожелании найти то, что ищешь.

Мой труп сбежал вскоре после этих событий. Сбежал из Италии, из Голландии, из Германии, из Франции, сбежал из Европы. Он все бежал и бежал, панически выскакивая из мест, малейшим намеком напоминавших бильярдные лузы.

 Было много профессий освоено по пути. И всякий раз я чувствовала эту застывшую маску автоматического профессионализма, когда ты не задумываясь знаешь Как Надо и просто Выполняешь Функцию. Это всегда был сигнал - пора сваливать. Спроси меня - что с тобой стало? Ты знаешь,(дорогая Доротка), все хорошо. Я больше не имею дел со взрослыми людьми. Теперь я стала Ребенком. И я общаюсь только с детьми, даже если они выглядят как взрослые. Они понимают меня. И я говорю на одном с ними языке. Мы еще ничего не нашли. Мы ищем. И мы находим друг друга, по глазам, по словам стихов и прозы. И этот мир наш. Мы строим его - Новый, Иной, и Я Иная теперь и иначе всё, чем прежде.

С благодарностью к прошлому, настоящему и будущему.

С праздником Великой Победы, над собой.


Illusions Factory

PROLOGUE

Everyone had been fighting their own battle. This one is from a long, long time ago. We, the people who were born in the last millennium, had a rare layout on the stalks of yarrow.

Y; J;ng has blessed us with his magical curse - to be born in interesting times.

Times of change.

Times of streams.



What can help you to survive, to cross the rapids?

Rhythm.

Pulse.

Structure.

Funny. In a non-constant, continuously modulating coordinate system, it remains only to look for a fulcrum in the Zero meridian, the Meridian of non-existence.

Suddenly. In the dead immobility of the unborn, to discover a deaf ostinato of either prototypes or echoes. But it clearly passes through you, dressing all possible probabilities in the form of the past.

This is about the context, about the given circumstances, about the Catastrophe. And now about the hero in the context - about You.

Our inevitable and saving role in the collapsing mechanism of the newest reality is the Profession. Not a Craft, as at the dawn of a bygone era, not an Inspired labor for the sake of the common good, not a "Deed" that accumulates all possible resources.

A Profession is a function that you either correspond to - or ...

A function that went deranged - in a deranged coordinate system, more changeable than a weather vane in a storm, more primitive than a digging stick of our common ancestors.

Its purpose is doubtful, its outline is vaguely readable, like a hand-drawn blueprint of a building never built. But it has a Name. And the majority believes in this Name. Everyone - in his Name, his Profession.

No one remembers why it is, almost no one asks why exactly this, few people think whether it suits them personally and what they will do with it to themselves.

And now about the Hero, about the Eternal You. No context. I will give an example from my personal life. Very personal, for where else could I bring it from. My profession was called the Prostitute - a name that bizarrely combined in two languages quite a decent call – "Prosti","Прости" - "Forgive me" (Rus.) and " Tutto" - "All" (It.).

In Italian, it sounded like “consumo” (a consumed one), the consummation being something between the “exhumation” and the “prostitution”.

Yes, post-post-modern, and a deranged function does not imply its exact performance. And I wasn't supposed to sleep with clients, under any circumstances. I had to talk to them. I had to talk in such a way that they come back – again and again. I t was in Italy, in Timelessness, in a brothel. Between tables occupied by Serbs trying to get through to their wives in Belgrade being right now under bombardment and tables of handsome pilots drugged with on a one-gram dose half an hour ago at Aviano base. They have just returned from combat missions. Both of them came to escape. From themselves, from the madness, from the game, from their inability to do something. Escape and forget about the storm behind the neon door of the club. They perform their function, there, behind this door. Those, and others. And they came here so that I could fulfill my function. This is my dance now. My striptease. Eyes to eyes. Twenty minutes at one table. Hello! Twenty minutes at another. They are all insane. Both Serbs and Italians. They are two meters apart and are unaware of their close coexistence here. They are thirsty. Give them a Show! Comparable to the scale of their personal catastrophe. Capable of absorbing it. Yes, let it be for a while, but consume it completely! Now!

And at that moment, an insight dawns on me! The insight of a professional. This is a skill developed by the spinal cord.

I KNOW what needs to be done now.

I KNOW what to say to each of them.

I KNOW how to look into the eyes of each of them to create that Illusion they crave. To survive.

I was scared. Not by what could have happened to me that night - but from what had already happened to me. I realized that I became a Professional, damn it ... I acted according to technology. Impeccable. Absolutely. Understanding the whole horror of what was happening. A head that can turn off the heart. And I realized that I was already dead.

This is the first part of the Chinese curse. The second is the wish to find what you are looking for.

My dead body ran away shortly after these events. It ran away from Italy, from Holland, from Germany, from France, ran away from Europe. It ran and ran, jumping in panic from places that looked like billiard pockets with the slightest hint.

Many professions were mastered along the way. And every time I felt this frozen mask of automatic professionalism, when you, without hesitation, know How It Should be Done and simply Perform the Function. It was always a signal - it's time to escape. Ask me - what happened to you? You know (dear Dorothy), everything is fine. I don't deal with adults anymore. Now I have become a child. And I only interact with children, even if they look like adults. They understand me. And I speak the same language as them. We haven't found anything yet. We are looking. And we find each other by the eyes, by the words of poetry and prose. And this world is ours. We are building it - New, Different, and I am Different now, and everything is different than before.

With gratitude for the past, present and future.

With the day of the Great Victory, a Victory over yourself.

Перевод пролога выполнен Дмитрием Аверенковым.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.