Донбасс глазами писателей, публицистов и политиков

   Моё активное общение с  писателями Донбасса началось  с переломного 2014-го года,  когда провозглашённые  Донецкая и Луганская народные республики на весь мир заявили о своём категорическом нежелании  жить по законам киевской хунты, управляемой США, и в  боях  отстояли свою независимость. С тех пор пролетело девять тяжелейших лет: постоянные обстрелы вдоль линий  соприкосновения,  бесчисленные вражеские провокации, подлые убийства  героев народного ополчения  Алексея Мозгового, Арсена Павлова  (Моторолы),  Михаила Толстых (Гиви), Александра Захарченко, гибель многих сотен защитников шахтёрского края.
   
    Однако, все эти годы  Донбасс стремился поведать миру правду о себе, и в обеих республиках  возник мощный пласт литературы о подвигах ополченцев и  тружениках тыла.  Названия альманахов говорили сами за себя: «Я дрался за Новороссию», «Время Донбасса»,  «Выбор Донбасса», «Воля Донбасса».  После моих поездок в Донбасс и личным  знакомством с его писателями я стала постоянным рецензентом их книг, а наша переписка и общение крепли год от года. Конечно, я страстно желала скорейшего вхождения Донбасса в Россию и молила об этом Бога, но долгожданное обретение «родной гавани» повлекло за собой новые проблемы.  Чего греха таить, многие жители России и по сей день имеют самые слабые представления о жизни новых регионов. О их литературе и культуре.  В этом направлении серьёзная просветительская работа только началась.
   
     Вот какое письмо получила я от своего друга Андрея Чернова, только что вернувшегося в Луганск из Рязани, где прошло выездное заседание Изборского клуба, посвящённое Донбассу: «В Рязани всё прошло нормально. Надеюсь, конечно, что эта встреча положит начало сотрудничеству. Рассказал и о культуре Донбасса. Мою тему выступления организаторы заявили как «Донбасский код» — созвучно названию моей книги. Но, конечно же, я ещё рассказал о Союзе писателей ЛНР, о наших книгах. Передал Рязанской областной библиотеке и Рязанскому университету книги, изданные нашим СП ЛНР: «Всходы», «Крылья», книгу воспоминаний Натальи Милоновой, свою книгу «Донбасский код». Надеюсь, встреча –  не только слова, но и дела. Главное – чтобы началось сотрудничество.

    Вернулся,  а пора уже готовиться к новой поездке. На этот раз в Иркутск – там, в Иркутске, совместно с иркутскими писателями мы издали новую книгу «Вектор Донбасса». Это та книга, которая у нас лежала с прошлого года неизданной. Вот, наконец-таки, смогли издать. А ведь ещё и «Крылья» новые мне готовить. Но уповаю на Бога, что сил даст со всем справиться». Поясняю читателям, что Андрей – главный редактор ежегодного альманаха «Крылья», и ныне к выпуску готовится уже семнадцатый по счёту его взмах.
   
    Книга Ивана Донецкого «Мама, если не я, то кто», вышедшая в 2019-м году, сразу стала своего рода бестселлером, разошлась по всем библиотекам шахтёрского края, а её автор, врач-психиатр по профессии, стал членом Союза писателей России.
   И вот недавно прочла я его горькую и ироничную миниатюру под названием «Жизнь донецкая, врачебная, гибридная…». Необходимо процитировать важнейшие и сокровенные мысли автора:
– Всё смешалось в Донецке: зарплаты и требования – мирные,  условия и нагрузки – военные.
 С сентября 2022 года ДНР – субъект РФ. И стайками, наискосок, полетели к нам интеграторы. Коней на переправе не меняют, но сбрую, думают они, менять надо. И под обстрелами, на скаку, меняют кони сбрую привычную, на новую…в порядке само- и взаимопомощи…
      
       В ДНР кадровый голод. Отделение на 50 коек; штат: заведующий и три врача. А работает один. Обследует, лечит, пишет истории болезни и тянет – четыре ставки с оплатой «на полторы».
Укомплектованность врачами в ДНР была 50%, с началом СВО уменьшилась, а нагрузка возросла.
        Ум донецкого врача – мускулистый, поджарый, без единой мирной жиринки. Он едет на работу, зная, что никого не интересует: спал или просидел в подвале. Лечит, когда нет света, воды, интернета, с выбитыми стёклами в больнице; и даёт результат, который проверяли по мирным требованиям Украины, потом ДНР, а теперь России.  Нет благополучия в ДНР с медикаментами, с аппаратурой, в социальной сфере. Врач наш постоянно учится, адаптируется к быстро изменяющимся условиям. Иначе не выжить.
      
      Если мы интегрируемся в Россию, то и она должна адаптироваться к нам. Советская мама при разводе сдала нас в детдом, а потом, переобувшись и сбросив лишние территории, забрала. В новый дом сироты, хлебнувшие лиха, вносят обострённую любовь к нему, затаённую обиду и желание доказать, что они не хуже. Славой России гордятся и, как личное оскорбление, воспринимают очернение её.
     Иван-царевич говорил Бабе-яге: «Ты меня сначала напои, накорми, в баньке помой да спать уложи, а потом уж вопросы задавай».   Наш Иван, донецко-горловский, говорит: «Вы обстрелы уберите, водой напоите, хоть глоток мирной жизни дайте, а потом уж мы – в себя придя – российские законы выучим, и вам, своим усердием и трудом, награды и карьерный рост обеспечим…».
   
     А вот как выглядит Донбасс глазами политиков.  Первый народный губернатор Донбасса» Павел Губарев прямо говорил, что из-за СВО мужского населения на Донбассе почти не осталось. Еще один блогер – Максим Калашников съездил туда, сделав прямо-таки шокирующие заявления, что все там разрушено и ничего не добились. Что на «освобождённых» территориях процветает мародерство, нищета и разруха. Мол такую «войну» и такое «освобождение» надо заканчивать, а «война» нужна «умная». «Люди здесь говорят: «Вот вы нас освободили, от чего вы нас освободили? От наших домов? От наших зарплат? От нашей жизни?».  Член КРП Виктор Алкснис уже сказал, что считает действия силовиков против  Игоря Стрелкова «попыткой заткнуть рот патриотической оппозиции» в условиях, «когда страна идёт к военной катастрофе».
   
   Страшно смотреть на телесюжеты ежедневно разрушаемого  Донецка,  красивейшего и ухоженного города в былые мирные дни. До сих пор в моей памяти сохранились его парки и скверы, его бульвары с огромными клумбами роз, но люди в нём продолжают жить и работать под непрерывными обстрелами. Оптимальным выходом из постигшей Донбасс трагедии является мирный переход к обновлённому социализму, восстановление всей его промышленности и богатой культуры, способное стать добрым примером и для украинской трагедии.
               


Рецензии