Кульминация романа. Месть Онегина

(Полная и измененная версия этого текста здесь https://pushkin.sapir.us/culmination/)

Онегин "отомстил" Ленскому, и за это Ленский вызвал его на дуэль. По сути дела, это самые важные, ключевые  "события" в романе. Но за что "мстил" Онегин, в чем состояла его месть, и почему Ленский был оскорблен? В "Евгении Онегине" поступки героев часто иррациональны,  причины не всегда ясны им самим. Но читателям было бы полезно все-таки понимать поведение героев.

Сначала немного  предыстории отношений Онегина и Ленского.

Онегин и Ленский были «друзьями». Но они  понимали эти отношения по-разному.

Ленский верил, «что друзья готовы за честь его принять оковы», и он считал Онегина одним из  таких преданных друзей. Кроме того, он считал, что Онегин «мог оценить его дары», в отличие от других. Для Ленского Онегин был только второстепенным персонажем в его романе.  А Онегин видел Ленского без прикрас (глава 2, строфа 15)

Поэта пылкий разговор,
И ум еще в сужденьях зыбкий,
И вечно вдохновенный взор, -
Онегину все было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар, и юный бред.


Онегин думал, что блаженные представления Ленского о мире в целом и его месте в мире, сложности с логическим мышлением — свойства его юного возраста. Он предпочитал не спорить с Ленским. (Спорить было бы  бессмысленно, учитывая «в сужденьях зыбкий» ум Ленского). Для этого Онегину приходилось сдерживать себя. Поначалу,  Ленский казался ему новым, необычным. В деревне ни у того, ни у другого не было большого выбора для общения.

Но новизна не вечна, и эта «дружба» должна была со временем потерять смысл для Онегина.

Можно понять так (строфа 44 четвертой главы), что зимой Ленский приезжал к Онегину обедать каждый день или очень часто:

Прямым Онегин Чильд-Гарольдом
Вдался в задумчивую лень:
...
Настанет вечер деревенский:
Бильярд оставлен, кий забыт,
Перед камином стол накрыт,
Евгений ждет: вот едет Ленский
На тройке чалых лошадей;
Давай обедать поскорей!

Онегин не садился обедать без Ленского. Я думаю, и для того времени это было также необычно, как и для нашего.

Строфа 48 четвертой главы описывает диалог приятелей после обеда.

«Ну, что соседки? Что Татьяна?
Что Ольга резвая твоя?»
— Налей еще мне полстакана...
Довольно, милый... Вся семья
Здорова; кланяться велели.
Ах, милый, как похорошели
У Ольги плечи, что за грудь!
Что за душа!... Когда-нибудь
Заедем к ним; ты их обяжешь;
А то, мой друг, суди ты сам:
Два раза заглянул, а там
Уж к ним и носу не покажешь.
Да вот... какой же я болван!
Ты к ним на той неделе зван.
Следующая строфа показывает реакцию Онегина:

XLIX

«Я?» — «Да, Татьяны именины
В субботу. Оленька и мать
Велели звать, и нет причины
Тебе на зов не приезжать». —
«Но куча будет там народу
И всякого такого сброду…» —
«И, никого, уверен я!
Кто будет там? своя семья.
Поедем, сделай одолженье!
Ну, что ж?» — «Согласен». — «Как ты мил!»
При сих словах он осушил
Стакан, соседке приношенье,
Потом разговорился вновь
Про Ольгу: такова любовь!

Надо еще заметить, что, скорее всего, это были не просто именины. Когда девушке исполнялось 18, ее семья сзывала на ее именины всех потенциальных женихов для того, чтобы объявить о ее брачном возрасте. Онегин мог рассматривать приглашение как намек.

Онегин удивился и не был обрадован приглашением. К тому моменту, когда его пригласили на Татьянины именины,
    • у Онегина были разорваны отношения с деревенским обществом, с которым он должен был там встретиться;  «все» назвали его «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним»;
    • он получил письмо от Татьяны, которое он понял как банальную попытку манипуляции; он вежливо отказал Татьяне;  приглашение на именины  должно было быть воспринято как продолжение усилий женить его на ней;
    • Скорее всего, дружба с Ленским была уже обременительной, но Онегин не знал как ее закончить вежливо.
      
 На этих именинах Онегин неизбежно должен был оказаться один против всех. Возможно, он принял приглашение как вражеский вызов, подобный вызову на дуэль.

Как можно было ожидать, Онегина посадили напротив Татьяны, и она, при виде его,  почти упала в обморок от избытка чувств. Конечно, он увидел в полу-обмороке Татьяны продолжение ее «военных действий» против него.  И вот как чувствовал себя Онегин:

Глава 5, строфа 31

Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слез
Давно терпеть не мог Евгений:
Довольно их он перенес.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но, девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей.


Несмотря на обоснованные подозрения, ему все-таки жалко Татьяну:

Ее смущение, усталость
В его душе родили жалость

Гости, карикатурно изображенные Пушкиным и Онегиным,  и Ленский вызывали у Онегина злость. Но мы уже понимаем, что и они не испытывали к нему добрых чувств.  Его месть направлена против собирательного персонажа «все», Ленского, да и против бедной, неловкой охотницы Татьяны.

А вот и «мщенье» (строфа 41):

К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей.
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.

Собственно, в этом и было мщенье. В быстром, кружащем, увлекающем движении танца Онегин выразил свой особенный интерес к Ольге.  Этот интерес  был напускным, но Ольга не знала этого. Онегинское внимание ей было приятно, она с готовностью подчинялась своему партнеру.  В то же время, нельзя было указать на что-то, что нарушало бы приличия, было оскорбительным для Ленского. 

За танцем следовала мазурка (строфа с двойным номером, 43, 44):
...
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И наклонясь ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет — и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче.

Этот балет и пантомима произвели сильное впечатление на Ленского, который собирался жениться на Ольге через неделю:

                Ленский мой
Все видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.

В Строфе 45 Ольга помогает Онегину в его замысле:

Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла …


Какого результата ожидал Онегин? Наверное, он рассчитывал, что ежедневные рассказы  за обедом о том, "Как Ольги плечи похорошели, Что за грудь. Что за душа..." прекратятся. Он не ожидал вызова на дуэль от своего навязчивого "друга".

Но Ленский, чувствуя себя публично униженным, решил, что этого он "другу" не простит. Хотя он так никогда и не смог точно сформулировать, чего именно он не прощает Онегину.

Выводы. Месть была бы успешной, даже если бы Ольга не отказала Ленскому в котильоне. Онегин просто "перетанцевал" Ленского и всех остальных на этом балу. Этот онегинский балет однозначно показал "всем", Ленскому и Татьяне, что Онегин не считает нужным играть ту роль, которые они ему навязывают.

(Полная и измененная версия этого текста здесь https://pushkin.sapir.us/culmination/)


Рецензии