Евгений Онегин. Синопсис

1. Миры
«Евгений Онегин» - это роман о Сочинителе, который может считаться ироническим автопортретом Пушкина. Но это не Пушкин, а вымышленный персонаж. Сочинитель  по ходу дела говорит о себе, сочиняет и повествует роман о Евгении Онегине, рассуждает о написании романа и высказывается о своих героях.

Сочинитель создает свой вымышленный мир. Но сам Сочинитель — тоже вымышлен.  В промежуточном вымышленном мире, где существует Сочинитель, есть также многочисленные читатели его романа и предыдущих произведений. К этим читателям Сочинитель обращается, и, в одном случае, он с таким читателем ругается. 

Основные герои романа в романе: Евгений Онегин, Татьяна и Ленский. Там еще много других интересных персонажей.

Каждый из этих героев Сочинителя - сам по себе творец своего собственного субъективного мира. Каждый из них обладает определенным стилем поведения и речи, особенностями мышления. Каждый из них видит себя и всех остальных по-своему.

Кроме того, Сочинитель обладает своим собственным стилем и образом мышления и четко выраженными взглядами на жизнь и на своих персонажей.

2. Характеры героев
Онегин: Аристократ по его бывшему столичному образу жизни, образу мышления и взглядам на жизнь. Склонен к парадоксальным, ироническим рассуждениям о себе, о других людях, о своем поведении. Не проявляет эмоций, как правило.  Способен хорошо понимать других персонажей и сочувствовать им. Не служит никому и ничему.

Сочинитель принадлежит к тому же кругу людей, мыслит и говорит похоже. Они с Онегиным понимают мир похоже. Но Сочинитель - поэт, сочиняет роман, чрезвычайно эмоционален, переживает за каждого придуманного им персонажа  и его ирония кажется менее вызывающей.

Татьяна: бледная, подавленная  деревенская девушка, которая черпает  свои представления о благородном поведении  из французских сентиментальных романов, а свои понятия о смысле жизни и своих интересах от своей практичной, властной  матери. Ей не свойственно самонаблюдение или интерес к другим людям. Она экзальтированна, действует исключительно импульсивно.   

Ленский: Деревенский поэт, 18 лет, который учился  в Германии. Верит в величие своей возвышенной поэзии. Считает, что он благодетельствует Онегина своей дружбой. Уверен, что Онегин очень высоко ценит его. На самом деле, его поэзия — набор велеречивых штампов, образец массовой культуры. Он тяготит Онегина. Не способен к рефлексии, не понимает других людей и не интересуется ими. Обидчив, самовлюблен, действует импульсивно.

3. Основной онегинский сюжет
Онегин приезжает в свое поместье из Петербурга, где он вырос: его привычный образ жизни вызывал «роптание души».  Поэтому он решил оставить его. Его конфликт с деревенским обществом начался с того, что он облегчил участь своих крестьян. Потом он стал избегать соседей, которые осуждали его за это. Его обозвали фармазоном.
Он «от делать нечего» подружился с Ленским. Ленский познакомил его со своей невестой Ольгой Лариной. При этом присутствовала ее сестра, Татьяна. Под влиянием  прочитанных романов и сплетни, что Онегин — подходящий жених для нее, Татьяна написала Онегину экзальтированное письмо, в котором уверяла его  в вечной любви с первого взгляда. Онегин встретился с ней и вежливо ей отказал. Ленский стал вести себя навязчиво, приезжая каждый день на обед к Онегину.  Развязка началась тогда, когда  Онегин был приглашен на именины Татьяны как ее потенциальный жених, несмотря на его отказ ей.  Вопреки ожиданиям всех, он демонстративно проявил интерес к Ольге,  и она с удовольствием танцевала с ловким танцором Онегиным, игнорируя своего скучного жениха. Ленский обозвал Онегина соблазнителем и вызвал на дуэль. В результате Онегин убил Ленского на дуэли, уехал из деревни в неизвестном направлении. Ольга вышла замуж за улана. Татьяна была очень сердита и на Ольгу, за неверность памяти Ленского, и на Онегина. Она обозвала Онегина пародией, москвичом в гарольдовом плаще.

4. Сюжет сочинителя. Сочинитель признается  в любви к своей героине, Татьяне. По ходу дела вмешивается читатель, который полностью поддерживает Татьяну, осуждая "притворщика" Онегина. Под влиянием печальной Татьяны, а также критики читателя, Сочинитель сочиняет  новый конец, где Татьяна может отомстить Онегину.

5. Фантастическая концовка.  Татьяна вдруг оказывается женой петербургского князя-генерала, хозяйкой модного светского салона. Онегин приезжает в Петербург, влюбляется в Татьяну, пишет ей влюбленные письма. Потом он волшебным образом оказывается в ее доме и в ее комнате, на коленях перед ней. Татьяна ругает его, что он пытается ее опозорить и тем прославится. Она выходит из комнаты, затем входит ее муж и застает Онегина. Понятно, что ситуация должна разрешиться физическим оскорблением или уничтожением Онегина. Это еще один роман в том же романе, но в этом случае музой - вдохновительницей Сочинителя выступает Татьяна.

6. Основной конфликт.  Онегин проходит через три конфликта:  конфликт с собирательным персонажем «все», конфликт с Ленским, конфликт с Татьяной. Все конфликты разворачиваются по одному и тому же сценарию:
    • Сначала оппонент пытается навязать Онегину определенную роль,
    • Онегин  пытается увернуться и от роли, и от конфронтации
    • Оппонент выражает свое неприятие Онегина как личности, его права на существование.

Конфликт с собирательным персонажем «все» не замечен критикой, насколько мне известно. Но он является фундаментальным, определяет течение двух остальных конфликтов. И Ленский, и  Татьяна  были так агрессивны и навязчивы потому, что они чувствовали за собой поддержку общества, которое не одобряло Онегина.

7. Антропологический конфликт. Бросается в глаза, что основные персонажи романа распадаются на два принципиально различных типа: Онегин и Сочинитель - с одной стороны, а Татьяна,   Ленский и собирательный персонаж "все" - с другой.

Онегин и Сочинитель отличаются от всех остальных:
    • своим рефлексивным мышлением, гораздо более высоким уровнем интеллекта
    • способностью понимать людей
    • терпимостью к чуждым взглядам и отличному поведению
    • способностью сочувствовать другим, а не только себе
    • отказом от осуждения кого-нибудь
    • иронично-разговорным стилем речи.
      

Мышление Онегина и Сочинителя рефлексивно: они рассуждают и о себе, своем мышлении, поведении, и о мышлении и поведении других. Эти два персонажа отличаются самосознанием, которого Татьяна и Ленский лишены. И Ленский, и Татьяна обидчивы, неспособны критически относиться к себе; действуют импульсивно, под влиянием эмоций;  оказываются нетерпимыми к инакомыслию и необычному поведению. Им обоим свойственно стремление говорить красиво, подражая шаблонным образцам. В этом конфликте Пушкин на стороне Онегина и Сочинителя, против "всех", Ленского и Татьяны. В то же время гуманист Пушкин уважает уникальную личность в каждом своем герое.

Критика обычно прямо не говорит об этом конфликте, но со времен появления «Онегина» она всегда принимает сторону «благородных» Татьяны и Ленского против «шалопая» Онегина. Осуждение Сочинителя и Пушкина или подразумевается, или явно высказывается. Осуждение рефлексивного мышления как препятствия к непосредственности реакций и деятельности человека стало одним из основных мотивов русской культуры девятнадцатого века.

8. Значение «Евгения Онегина» в наше время.
И Онегин, и Сочинитель оказываются чужды обществу и своему времени. Они пришли  из другого мира. В этом мире  ценится и уважается индивидуальность, достоинство личности, приветствуется  свобода мышления, свобода от навязанных стереотипов. Несмотря на враждебность окружающих, они отстаивают свое право жить по-своему. Героям можно подражать, а этот мир  - тот идеал, к которому стоит стремиться.


Рецензии
Понравилось !!!

Григорий Аванесов   02.08.2023 20:57     Заявить о нарушении
Очень рада!

Марина Сапир   02.08.2023 21:24   Заявить о нарушении