Евгений Онегин. Синопсис

1. Роман в романе
«Евгений Онегин» - это роман о Сочинителе, который может считаться ироническим автопортретом Пушкина. Но это не Пушкин, а вымышленный персонаж. Сочинитель  по ходу дела говорит о себе, сочиняет и повествует роман о Евгении Онегине, рассуждает о написании романа и высказывается о своих героях.

Основные герои романа в романе: Евгений Онегин, Татьяна и Ленский. Там еще много других интересных персонажей.

Каждый из этих героев Сочинителя - сам по себе творец своего собственного субъективного мира. Каждый из них обладает определенным стилем поведения и речи, особенностями мышления. Каждый из них видит себя и всех остальных по-своему. Рассказывая о каждом своем герое, Сочинитель подражает его речи, его взглядам на мир, его отношению к себе. Это подражание часто оказывается утрированным, выглядит как пародия.

2. Характеры героев
Онегин: Аристократ по его происхождению, воспитанию, бывшему столичному образу жизни, образу мышления и взглядам на жизнь. Склонен к парадоксальным, ироническим рассуждениям о себе, о других людях, о своем поведении. Избегает однозначных суждений, никого не осуждает, включая себя. Не проявляет эмоций, как правило.  Способен хорошо понимать других персонажей и сочувствовать им. Не служит никому и ничему.

Сочинитель принадлежит к тому же кругу людей, мыслит и говорит похоже. Они с Онегиным понимают мир похоже. Но Онегин склонен к внутренним диалогам с собой, а Сочинитель часто обращается к читателю, старается быть приятным и увлекательным.

Татьяна: бледная, подавленная  деревенская девушка, которая создает себе личину сентиментальной героини, как это было часто принято для девушек на выданье в ее обществе. Ей свойственно жалеть себя, умиляться и восхищаться собой. Ей не свойственно самонаблюдение или интерес к другим людям. Она экзальтированна, действует исключительно импульсивно.   

Ленский: Деревенский поэт, 18 лет, который учился  в Германии. Создает себе личину выдающегося поэта, не имея  поэтических заслуг. Считает, что  Онегин должен его высоко ценить и быть преданным другом.   Не способен к рефлексии, не понимает других людей и не интересуется ими. Обидчив, самовлюблен, действует импульсивно. Он тяготит Онегина, но Онегин терпит его.

3. Основной онегинский сюжет
Онегин приезжает в свое поместье из Петербурга, где он вырос: его привычный образ жизни вызывал «роптание души».  Поэтому он решил оставить его. Его конфликт с деревенским обществом начался с того, что он облегчил участь своих крестьян. Потом он стал избегать соседей, которые осуждали его за это. Его обозвали фармазоном.
Он «от делать нечего» подружился с Ленским. Ленский познакомил его со своей невестой Ольгой Лариной. При этом молчаливо на отдалении присутствовала ее сестра, Татьяна. Под влиянием  сплетни, что Онегин — подходящий жених для нее, Татьяна перевоплотилась в сентиментальную героиню и написала Онегину экзальтированное письмо, в котором уверяла его  в вечной любви с первого взгляда. Онегин встретился с ней и вежливо ей отказал. Ленский стал вести себя навязчиво, приезжая каждый день на обед к Онегину.  Развязка началась тогда, когда  Онегин был приглашен на именины Татьяны как ее потенциальный жених, несмотря на его отказ ей.  Вопреки ожиданиям всех, он демонстративно проявил интерес к Ольге,  и она с удовольствием танцевала с Онегиным, игнорируя своего скучного претенциозного жениха. Ленский обозвал Онегина соблазнителем и вызвал на дуэль. В результате Онегин убил Ленского на дуэли, уехал из деревни в неизвестном направлении. Ольга вышла замуж за улана. Татьяна осталась одна. Она была очень сердита на свою более удачливую сестру и на Онегина, которого ей не удалось женить на себе. Она обозвала Онегина пародией, москвичом в гарольдовом плаще. Татьяна пытается найти жениха в Москве. На этом собственно роман кончается.

4. Фантастическая концовка.  После этого есть еще целая глава, восьмая, где говорится о Татьяниных «успехах в вихре света». Сочинитель говорит, что его муза приобрела облик Татьяны. Другими словами, эта глава внушена Сочинителю Татьяной, как музой, мечтающей о мести Онегину.
Татьяна воображает себя женой петербургского князя-генерала, хозяйкой модного светского салона. Повторяются те же события (влюбленность, письма, отказ), что и в основном романе, но Татьяна и Онегин меняются ролями. В альтернативном романе Онегин домогается Татьяны. В конце Онегин волшебным образом оказывается в ее доме и в ее комнате, на коленях перед ней. Татьяна ругает его, что он пытается ее опозорить и тем прославится. А она сама как раз очень благородная, будет верна своему мужу. Она выходит из комнаты, затем слышны шаги приближающегося мужа Татьяны. Понятно, что ситуация должна разрешиться физическим оскорблением или уничтожением Онегина.
Эта глава показывает, как Татьяна зло мстит Онегину в своем воображении. 

5. Основной конфликт. 
Онегин проходит через три конфликта:  конфликт с собирательным персонажем «все», конфликт с Ленским, конфликт с Татьяной. Все конфликты разворачиваются по одному и тому же сценарию:
    • Сначала оппонент пытается навязать Онегину определенную роль,
    • Онегин  пытается увернуться и от роли, и от конфронтации
    • Оппонент выражает свое неприятие Онегина как личности, его права на существование.

Конфликт с собирательным персонажем «все» не замечен критикой, насколько мне известно. Но он является фундаментальным, определяет течение двух остальных конфликтов. И Ленский, и  Татьяна  были так агрессивны и навязчивы потому, что они чувствовали за собой поддержку общества, которое не одобряло Онегина.

6. Антропологический конфликт.
Бросается в глаза, что основные персонажи романа распадаются на два принципиально различных типа: Онегин и Сочинитель - с одной стороны, а Татьяна,   Ленский и собирательный персонаж "все" - с другой.

Онегин и Сочинитель отличаются от всех остальных:
    • своим рефлексивным мышлением, гораздо более высоким уровнем интеллекта
    • способностью понимать людей
    • терпимостью к чуждым взглядам и отличному поведению
    • способностью сочувствовать другим, а не только себе
    • отказом от осуждения кого-нибудь
    • иронично-разговорным стилем речи.
      

Мышление Онегина и Сочинителя рефлексивно: они рассуждают и о себе, своем мышлении, поведении, и о мышлении и поведении других. Эти два персонажа отличаются самосознанием, которого Татьяна и Ленский лишены. И Ленский, и Татьяна обидчивы, неспособны критически относиться к себе; действуют импульсивно, под влиянием эмоций;  оказываются нетерпимыми к инакомыслию и необычному поведению. Им обоим свойственно стремление говорить красиво, подражая шаблонным образцам. В этом конфликте Пушкин на стороне Онегина и Сочинителя, против "всех", Ленского и Татьяны.

Критика обычно прямо не говорит об этом конфликте, но со времен появления «Онегина» она всегда принимает сторону «благородных» Татьяны и Ленского против «шалопая» Онегина. Осуждение Сочинителя и Пушкина или подразумевается, или явно высказывается. Осуждение рефлексивного мышления как препятствия к непосредственности реакций и деятельности человека стало одним из основных мотивов русской культуры девятнадцатого века.

7. Значение «Евгения Онегина» в наше время.
И Онегин, и Сочинитель оказываются чужды обществу и своему времени. Они пришли  из другого мира. В этом мире  ценится и уважается индивидуальность, достоинство личности, приветствуется  свобода мышления, свобода от навязанных стереотипов. Несмотря на враждебность окружающих, они отстаивают свое право жить по-своему. Героям можно подражать, а этот мир  - тот идеал, к которому стоит стремиться.
 


Рецензии
Понравилось !!!

Григорий Аванесов   02.08.2023 20:57     Заявить о нарушении
Очень рада!

Марина Сапир   02.08.2023 21:24   Заявить о нарушении