Питерский дядюшка

Я – дальний родственник знаменитого Г.А.Товстоногова.

Да, это правда и не розыгрыш. И не похвальба.
Ведь моей заслуги в этом нет.

Родственная связь выглядит так:

У моего пра-прадеда, где-то чуть позже середины XIX века, родились, как тогда  было заведено, несколько детей.

Один из них, Владимир Толстоногов это мой прадед, скончавшийся примерно в 1925 г. Позорное пятно дворянского происхождения постоянно тяготело и над моим дедом.
Впрочем, их жизнеописание моим читателям неинтересно.

А вот брат моего прадеда в свободное от службы время родил сына, назвав Александром.

Этот Александр сделал неплохую карьеру по железнодорожному ведомству, что потом сделало его биографию постоянной потенциальной угрозой для своего потомства.
Это вам не просто какое-то там дворянское происхождение, это уже прямое злодеяние в особокрупных размерах, потрясение основ.
Подумать только – чиновник царского МПС!
Есть ли большая угроза мировой революции и драгоценной жизни вождя народов?

Между тем, его сын, Георгий, Георгий Александрович, родившийся, по его утверждениям, в 1915 году, и приходящийся мне троюродным дядей, с юных лет заболел театром.

Немного терпения, дорогой читатель. Скоро уточним написание фамилии. Вы не в ЗАГСе, вас не обманут.

Итак, семья крупного чиновника МПС жила в Тифлисе, где юный Жора, сам наполовину грузин по матери, приобрёл не только трудноуловимый грузинский акцент, но и обрёл близких друзей, в частности, в лице актёра Евгения Лебедева, ставшего не только мужем его сестры Нателы, но и очень близким человеком, другом и верным сподвижником в служении Мельпомене.

Мать Георгия, Тамара Григорьевна Папиташвили, врач по образованию, посвятившая себя семье, называла себя грузинской княжной, что совсем неудивительно. Всем известно, что население Грузии целиком состоит из княжеских родов.

Так вот она, будучи девушкой амбициозной, как княжнам и положено, настояла на смене буквы Л в фамилии мужа на исконно-посконную В.

И в этом была своя стройная логика. Первоначально эта абсолютно породистая украинская фамилия (Товстоногий, Товстоног) писалась, как ТоВстоногов.
Эту фамилию получил наш с ним общий предок, ранее безродный терский казак, отличившийся в очередной турецкой кампании за то, что вечно ходил в широченных казачьих шароварах.

В те поры он обитал в Херсоне.

Этот казак имел какие-то серьёзные основания "не помнить" своего родства, хотя и был грамотным, подменял при необходимости полкового писаря, говорят, что знал иностранные языки и хаживал за линию фронта с переговорными заданиями, а иногда и в полевую разведку, представляясь бродячим торговцем горилкой.

Семейная легенда гласит, что фамилию ему дал сам прибывший в расположение части Николай I.
Раздражённый тем, что неясно было на кого выписывать наградные документы он, ничтоже сумняшеся, повелел считать широченные штаны характерным родовым признаком.

В нагрузку прилагалось ещё дворянское звание.

Впоследствии новоиспечённый дворянин ТоВстоногов, не снимая широких штанин, перекочевал в район Санкт-Петербурга, в поисках карьеры и лучшей доли, где он, как говорят, рослый и обаятельный, женился на одной из первых женщин-гинекологов столицы.
Эта женщина, моя пра-прабабушка, сама по себе была интересным кадром. Она была правнучкой Абрама Ганнибала, правда не по пушкинской ветви, а отец её был шотландский офицер на царской службе. Но это совсем другая история.

Стремясь быть максимально лояльным, перед венчанием пра-прадед поддался уговорам сменить шаровары на брюки, а украинскую букву В на политкорректную великоросскую Л.

Потомки их обретались то в Павловске, то в Царском Селе.

Моя ветвь, впоследствии украинизировать фамилию обратно не стала.

И уж, конечно, не стоит верить в другую семейную легенду, что, будто бы юный Георгий поменял Л на В, чтобы обмануть бдительные наши органы, потому, что он к тому моменту ехал поступать в ГИТИС и родство с врагом народа, его отцом, было ни к чему.

Как же! Обманешь их!
Это Николая I можно обмануть, а НКВД – хрен!

При появлении Георгия в приёмной комиссии случился анекдот.
В.И. Немирович-Данченко, большой педант, увидев заявление, заорал: "Нет такой фамилии!! Должно быть Толстоногов!!"
Но вскоре, оценив задатки юного провинциального актёра, сообразил, что это не от безграмотности и сменил гнев на милость.

Вот так и отправились в автономные плавания две ветви широкоштанного казачества – театральная ветвь "В" и технарская ветвь "Л", к которой принадлежу  и я, ваш покорный слуга.

Далее, по мере роста Георгия Александровича, его биография становится всё более известной широкой общественности, что облегчает мою задачу – писать больше не надо.

Полагаю, что сам Георгий Александрович, будучи обитателем высших богемных миров, к тому же обременённый театральными заботами, вряд ли вспоминал о существовании нашей Л-ветви.

Но вот, когда примерно в 60х Г.А. сделался всесоюзно знаменит, мой дед увидел в телевизоре своего двоюродного племянника и очень за него обрадовался. Так мы узнали о том, что с В-родственниками всё нормально и даже лучше.

Конечно, боже упаси, ни мой дед, ни отец и не помышляли о том, чтобы напомнить о себе. Как можно беспокоить столь занятого человека! Ещё, пожалуй, подумает, что бедные родственники хотят что-то у него просить!

А воссоединение ветвей В и Л всё-таки состоялось, хотя и заочно и постфактум.

В начале десятых, когда моей актуальной задачей стало развлекать овдовевшего отца, я начал раскапывать нашу родовую историю.

Конечно, никаких телефонов и координат у нас не было, но порывшись в интернете я понял, что недавно овдовевшая сестра знаменитого ражиссёра, Натела Александровна ещё вполне жива и даже, как положено светской львице, частенько блистает в петербургском свете нарядами от кутюр, навещая разные торжественные мероприятия в БДТ, где её боготворят.

Я расхрабрился и написал электронное письмо прямо в дирекцию БДТ, объяснив кто я такой, заверив, что я хочу лишь восстановить родственные связи ради своих потомков, и оставив все свои координаты.

И что же вы думаете? Через пару недель моему отцу позвонила сама Натела Александровна! Так состоялась телефонная встреча никогда не знавших друг друга троюродного брата и сестры.

Преклонный возраст обоих не давал шансов на личную встречу, но долгими вечерами они много разговаривали по телефону. Строили шуточные планы совместного отдыха на тропических островах.
Натела Александровна, кавказская женщина, знала всю родню от Адама и Евы, знала она и о нашей Л-ветви. Вот только сетовала, что документов не сохранилось.

Потом она перестала звонить и отвечать на звонки.
Всё вскоре объяснилось, когда в википедии появилась дата её смерти.
Это стало последней печалью моего отца.

Так на сцене остался только я, человек циничный и практичный. Жаль, думаю, не попользовался протекцией богатенького питерского дядюшки, пока он был при делах.
Но неожиданно такой случай представился.

Продлевал я как-то в ГАИ водительские права.
И вот наши родные советские милиционеры, лексикон которых обычно не превышает "Лежать!" и "Лицом к стене!"  вдруг поинтересовались не родственник ли я "тому самому Товстоногову".
Мне пришлось во всём признаться.
Они заулыбались, запереглядывались и оформили всё тут же, без лишней очереди и тягомотины.
Завзятые театралы.

Видите? Во всём главное – блат. Даже в искусстве.

P.S. И ещё.
Было сочинение одного писаки о Г.А., заканчивавшееся словами "был бездетен". Это приводило Нателу Александровну просто в бешенство. А как же его сын Сандро? Как же второй сын? Она много рассказывала о том, как убаюкивала обоих, когда за стенкой, в смежной квартире Товстоногов и Лебедев до рассвета планировали будущие спектакли.
Неплохо бы оторвать тому борзописцу лучшие места, чтобы он сам стал бездетен!
Ребят, следите за языком. Отвечайте за базар.
Исследуйте информацию, может где и родню найдёте приличную.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.