Как авианосцы таранили свои корабли

Авианосцы были одними из самых крупных кораблей периода Второй мировой войны и всегда ходили в окружении других кораблей, которые должны были оберегать от атак подводных лодок противника. За годы войны они заслуженно стали королями океанов, против многочисленных самолетов на их палубе не могли устоять ни линкоры, ни крейсера, ни эсминцы.

Обладая большим водоизмещением, авианосцы были не очень маневренными, и поэтому о своих намерениях должны были оповещать корабли охранения. Помню старый анекдот. В густом тумане сближаются два огонька.  От одного звучит усиленная мегафоном команда: «Смените курс, я авианосец «Саратога».  В ответ слышат такие слова: «Сами смените.  Я маяк на берегу». Но не всегда все заканчивается благополучно. Вот о таких случаях столкновений со кораблями своего охранения и пойдет речь ниже. Как ни странно, оба авианосца имели одно название.

Первым был USS Wasp ( CV-7). Вошедший в строй 25 апреля 1940 года, он прожил совсем недолго. Он был единственным кораблём своего проекта, величина его водоизмещения была ограничена, согласно существовавшему тогда международному Вашингтонскому соглашению

Он мог нести более 80 самолётов, экипаж мирного времени составлял 1800 человек. Конструкторы стремились втиснуть авиагруппу на корабль с почти на 25% меньшим водоизмещением, чем у авианосцев типа Yorktown более ранней постройки.

Вдобавок он был построен практически без брони, со скромной скоростью и, что более важно, без защиты от торпед. Отсутствие броневой защиты котлов и внутренних хранилищ авиатоплива обрекло его в итоге на "пламенную гибель". Это были врожденные конструктивные недостатки, которые не могли быть исправлены в пределах разрешенных размеров.

Wasp был первым авианосцем, оснащенным бортовым подъемником для самолетов. Подъемник состоял из платформы для передних колес самолета и выносной опоры для хвостового колеса. Два боковых рычага перемещали платформу по полукругу вверх между палубой ангара и полётной палубой.

После вступления США в войну ничего особенного авианосец не совершил, боевая учёба, патрулирование и т.п. Пока не наступило 17 марта 1942 года. Утром над морем стал подниматься сильный туман. Радиолокаторы ещё не отличались высоким качеством работы, особенно на малых дистанциях и в подобных погодных условиях, а операторы не обладали необходимым опытом.

Авианосцем на тот момент командовал опытнейший кэптен Джон У. «Блэк Джек» Ривз-младший. Эсминец USS Stack (DD-406) на тот момент радара вообще не имел. До появления тумана он находился на дистанции немного меньше двух миль. В 4 часа утра вахту на мостике эсминца принял энсин Джон Дж. Макмаллен. В 04:45 видимость снизилась до 1000 ярдов. В 05:10, когда видимость уменьшилась до 100 ярдов (90 метров), он потерял авианосец из виду и доложил командиру. Лейтенант-коммандер Исайя Олч прибыл на мостик и взял командование на себя.

Он связался по УКВ с авианосцем и уточнил взаимное местонахождение обоих кораблей. Казалось бы, всё было под контролем, но тем не менее в 05:43, вырвавшись из тумана на расстоянии 150 ярдов, показался край полетной палубы «Осы ».

Олч приказал уклониться, руль эсминца был переведен в крайнее левое положение, обоим двигателям дан самый полный ход и прозвучали сигналы об опасности столкновения. Однако ничто не помогло. Wasp врезался в Stack сразу за мостиком. Полетели искры, стоящих бросило на палубу, а тем, кто за что-то цеплялся, сильно выворачивало руки.

«Оса» раздавила моторный вельбот и пробила борт в районе носового котельного отделения, которое начало затапливать. Еще несколько дюймов, и эсминец потонул бы со всей командой.

Олч немедленно приказал остановить все двигатели. Эсминец повис на носу авианосца, который потащил его через океан со скоростью 23 узла. На мостике Wasp в тот момент находились два офицера. Вахтенный начальник коммандер Дональд Ф. Смит, штурман авианосца, и вахтенный помощник (OOD) энсин Томас Р. Вешлер, который находился на борту корабля только два месяца, а его общий морской опыт составлял восемь месяцев.

Ривз требовал, чтобы OOD информировал его «в случае любых признаков плохой погоды или значительного ухудшения видимости». Поэтому в 04:45 при видимости до 1000 ярдов (900 м) вызвали командира. Ривз приказал выставить на носу туманных дозорных и ушёл. Однако, когда в 05:10 видимость сократилась до «100 ярдов или меньше», коммандер Смит отклонил предложение OOD Вешлера снова вызвать на мостик Ривза.

В 05:42 два передовых наблюдателя доложили на мостик «Осы », что авианосец столкнулся с «одним из наших эсминцев». Компетентный OOD немедленно остановился бы и сообщил об этом командиру. Вместо этого OOD снизил скорость Wasp до 15 узлов. Комиссия по расследованию установила, что «хотя о столкновении было должным образом доложено наблюдающему офицеру и вахтенному офицеру «Осы» , эти офицеры не смогли правильно понять ситуацию».
Удивительно, что эсминец не сломался пополам и не опрокинулся, когда авианосец ударил его в борт.

Вот что вспоминал один из офицеров эсминца, 24-летний энсин Лилли. Каюта Лилли была накренена под углом 60 градусов. С трудом он надел арктические бахилы, тёплую одежду, спасательный жилет и пробрался на главную палубу вместе с другими членами экипажа, которые выбегали из люков.

Свес полётной палубы «Осы » опрокинул фок-мачту и наклонился над дымовой трубой эсминца. Нос авианосца поднимался на волнах и с грохотом вновь и вновь обрушивался на несчастный эсминец. Его команда осыпала гиганта бессильными проклятиями. Дым из трубы валил на ангарную палубу авианосца. Там решили, что в носовой части начался пожар и сыграли пожарную тревогу.

В последующие безумные минуты экипаж «Стэка» действовал с хладнокровием и мужеством, благодаря которым он стал известен как «счастливый» корабль. Возникло несколько пожаров из-за коротких замыканий, но они были быстро потушены.

Торпедист первого класса Фрэнк Лерой Найт «пробивался вниз по безумно наклоняющимся палубам против сильных волн, обрушивавшихся на корабль, чтобы закрепить глубинные бомбы и предотвратить их детонацию под авианосцем». Готовые к применению против подводных лодок, 24 глубинные бомбы должны были взорваться, когда они достигнут определенной глубины. Найт сумел отключить взрыватели, тем самым спасая оба корабля от дальнейшей катастрофы. Он был награжден Военно-морским крестом.
В 06:10 « Оса» «уменьшила скорость, замедлилась и попятилась».

«Стэк » выпрямился, но остался мертвым в воде и «у нас почти захлестнуло корму», вспоминал Лилли. «У нас было всего несколько футов надводного борта на миделе и гораздо меньше на корме». Не было ни радио, ни света. Без электричества для работы водяных насосов экипаж построился в цепочки, чтобы переносить ведра с водой из отсеков на главную палубу.

Удивительно, что «многих людей смыло за борт», но «причудливое положение кораблей привело к тому, что их забросило обратно на палубу». В дневное время была проведена проверка, все оказались живы и ни один человек не пострадал.

Опасаясь подводных лодок, "Оса" и другой эсминец, "Стеретт", оставили выведенный из строя "Стэк" на произвол судьбы. Ривз отправил сообщение командующему флотом: "Попал в столкновение, предположительно со Стэком (DD-406). Приказал Стэку отправиться в Норфолк".

В 06:35 « Стэк» запустил котлы в котельном отделении номер два и двинулся на одной трети скорости своего левого двигателя. Десять минут спустя он уже шёл на обоих двигателях и делал 10 узлов. Он вошёл в сухой док № 1 военно-морской верфи Филадельфии на два месяца ремонта под покровом секретности. «Возможно, это было секретом, — вспоминал Лилли, — но вся верфь обедала, сидя вокруг сухого дока и глядя, как латают наш сломанный корабль».

Были выдвинуты две причины того, почему «Стэк» оказался слева по носу «Осы», когда оба корабля шли с одинаковым курсом и скоростью. Во-первых, гирокомпас Осы, вероятно  был неисправным. Во-вторых, штурман «Осы» и OOD никогда не проверяли, держал ли их «рулевой, который был один в боевой рубке, правильный истинный курс». (!)
Хотя Лилли опасался, что Олч будет обвинен, никто на борту "Стэка" не был наказан. Равно как и OOD "Осы" Велшер из-за его «ограниченного опыта», к тому же «он продемонстрировал большее соответствие. . . ситуации, чем штурман Смит». Ну, предлагал же командира вызвать на мостик...

Министр военно-морского флота направил предостережение кэптену Ривзу и письмо с выговором коммандеру Смиту. Наказания, возможно, не были более суровыми потому, что «столкновение произошло во время ночных операций военного времени в водах, где, как было известно, действовали подводные лодки противника».

Повлияло ли это как-нибудь на карьеры участников столкновения? Не-а.
• Ривз стал контр-адмиралом в 1942 г., вице-адмиралом — 1 апреля 1949 г., а после выхода на пенсию в 1950 г. — четырехзвездным адмиралом.
• Олч стал коммандером 30 июня 1942 г. и кэптеном 1 апреля 1943 г. Во время войны он был награжден Бронзовой звездой.
• Энсин Вешлер сделал успешную карьеру на флоте во время Второй мировой войны, Корейской и Вьетнамской войн и дослужился до звания вице-адмирала.
• Коммандер Смит получил звание кэптена. Его последним назначением был командир военно-морской авиабазы Квонсет-Пойнт, Род-Айленд.
• Энсин Макмаллен покинул военно-морской флот в 1950 году в качестве командующего и сделал успешную карьеру в качестве президента и исполнительного директора компании United States Lines, а также в качестве владельца хоккейной команды New Jersey Devils и бейсбольной команды Houston Astros.
Не устали ещё? Поехали дальше, недолго осталось. Через 10 дней в составе оперативной группы 39 авианосец направился к берегам Британии. Командовал группой контр-адмирал Джон Уолтер Уилкокс-младший, находившийся на борту линкора "Вашингтон"

Утром 27 марта 1942 года, на второй день плавания, Уилкокс появился без сопровождения и без пальто на палубе линкора в штормовую зимнюю погоду в Северной Атлантике . Он провел несколько кратких бесед с некоторыми людьми на палубе, прежде чем они потеряли его из вида. В 10:31 член экипажа «Вашингтона» сообщил о человеке за бортом, а вскоре после этого крейсер "Таскалуса" заметил человека, барахтающегося в воде, и принял меры уклонения, чтобы не наехать на его. Большой сбор на "Вашингтоне" не обнаружил пропавших без вести ни из корабельной команды, ни из персонала Уилкокса , и постепенно стало очевидно, что сам Уилкокс оказался за бортом.

Примерно через 80 минут после того, как Уилкокс упал за борт, эсминец USS Livermore (DD-429) заметил его тело, плавающее лицом вниз в бурном море, но плохая погода помешала его подъёму, и его больше никто не видел.
Wasp поднял в воздух 4 пикирующих бомбардировщика SB2U Vindicator.

Тело не обнаружили, а при возвращении один из них потерпел аварию и упал за кормой авианосца. Оба лётчика погибли. Возможно, в результате всех этих происшествий Wasp получил прозвище "Snafu Maru". Ну, "мару" - это составная часть названия всех японских судов, а "snafu" имеет одним из значений "неразбериха", а если по нашему, морскому, то "бардак".
Уилкокс оказался первым из всего двух адмиралов, потерянных флотом США в море.
Погиб Wasp в том же году на Тихом океане. Примерно в 14:44 15 сентября 1942 года японская подлодка I-19 выпустила по авианосцу залп из шести торпед. Далее опять начинаются чудеса. Попали в корабль вроде бы три, но взорвались только две, но этого хватило за глаза, вспыхнули жуткие пожары авиационного топлива и началась массовая детонация боезапасов

Командир авианосца Шерман приказал покинуть корабль в 15:20. Единственные задержки произошли, когда многие моряки не хотели уходить, пока не будут вывезены все раненые. Оставление заняло почти 40 минут, и в 16:00 Шерман покинул корабль, убедившись, что на борту не осталось выживших.

1946 человек были приняты на другие корабли, 193 человека погибли и 366 были ранены во время атаки. Все, кроме одного, из его 26 бортовых самолетов совершили благополучный перелет на ближайший авианосец Hornet , прежде чем Wasp затонул, но 45 самолетов ушли на дно вместе с ним.

Добивал его эсминец "Лэнсдаун", из пяти торпед две попали, но не взорвались. Несмотря на опасность от японских подлодок, эсминцу было приказано наблюдать до полного погружения авианосца.

Ну и как не сказать ещё пару слов о японской подлодке? Как выше сказано, она выпустила 6 торпед. 3 достались "Осе", а что с тремя другими? Так вот считается, что одна из них поразила эсминец «О’Брайен», а другая попала в борт линкора "Северная Каролина". Линкор отделался ремонтом, а эсминец до берега не дотянул. 19 сентября он стал буквально разваливаться на куски. Сначала стали отваливаться листы обшивки в районе носового машинного отделения. В корпусе появились продольные трещины, киль изогнулся. Эсминец просто рассыпался, как старая корзина. К счастью, весь экипаж удалось спасти.  Однако имеется достаточное количество историков, которые считают, что линкор и эсминец пострадали от торпед I-15. Но это не точно. Если же все торпеды принадлежали I-19, то это весьма результативный залп.

Командовал ею в тот момент коммандер Кинаши Такаказу. Позднее на I-29 он добрался до Лориана, базы немецких подводников во Франции.  Японцев возили в Париж, а Такаказу побывал в Берлине, где Гитлер лично вручил ему Железный крест 2-й степени за потопление Wasp.

I-29 погибла на обратном пути, торпедированная в проливе Лусон британской подлодкой SAWFISH. Погибло 105 человек, находившихся на I-29, трое оказались за бортом, выжил один. Кинаши Такаказу удостоен редкого повышения на два ранга до контр-адмирала посмертно.

А что же «Стэк»? Пройдя славный боевой путь, он был использован как одна из мишеней во время испытания атомной бомбы на Бикини 29 августа 1946 года, но остался на плаву. Потоплен артиллерийским огнём недалеко от атолла Кваджалейн 24 апреля 1948 года.

Ну вот, а сейчас история второго Wasp, тоже таранившего свой эсминец, но с более печальными последствиями...

USS Wasp (CV-18) был вторым авианосцем под этим именем. Первоначально назывался "Орискани", но через 11 дней после гибели в бою первого Wasp был переименован в его честь.
Заложен 18 марта 1942 г., и строился уже без оглядок на Вашингтонский договор, ограничивавший размеры этого типа кораблей. Вошёл в строй 24 ноября 1943 года, оцените скорость постройки.

Участвовал во всех основных морских операциях и боях на Тихом океане, в конце войны его авиация производила налёты на Японию. Нанося удары по противнику, и сам получал кое-что в ответ, но прямо скажем, ничего сверхординарного с ним не произошло. Ну, разве что 19 марта 1945 года в «Осу» попала 200-килограммовая бронебойная бомба. Бомба пробила полётную и бронированную ангарную палубу и взорвалась в столовой экипажа. В этот момент там завтракала часть команды. Погибло около 102 человек. Несмотря на потери, Wasp продолжил действовать в составе оперативной группы, а его самолёты выполняли полеты уже через 27 минут после повреждения.

В апреле эти повреждения были устранены, параллельно корабль подвергался модернизации.  А ведь ещё три года назад первый Wasp не смог определить в тумане местоположение эсминца Stack, на которого успешно и наехал. Кстати, эти антенны своё последнее слова сказали, когда врезались в железнодорожный подъёмный мост в Нью-Арке, когда в 1973 году авианосец тащили на разделку. Эту мачту, что наверху, срезало под корень.

Но был в его истории и чёрный день.
26 апреля 1952 года USS Wasp (CV 18) в районе Гибралтара запустил группу самолетов для отработки удара по направлению к Средиземному морю. Два эсминца, USS Rodman (DMS 21) и USS Hobson (DMS 26), действовали в охранении, а также в роли спасателей на случай аварийных ситуаций. Все три корабля были затемнены и работали без ходовых огней, кроме красных сигнальных на вершине мачты каждого корабля. Эсминец Hobson  был заслуженный корабль, участвовавший во множестве боёв в период войны. Ещё тогда его немного модернизировали, убрав одно орудие на корме и разместив тральное оборудование, он стал называться быстроходным тральщиком.

Вскоре после 22:00 Wasp сообщил эсминцам, что авиагруппа возвращается, и он меняет курс и скорость, чтобы принять самолёты. Лейтенант-коммандер Уильям Дж. Тирни командовал эсминцем-тральщиком всего в течение 5 недель. Старший офицер лейтенант Уильям А. Хофер, который находился на "Хобсоне" уже 16 месяцев, не был на вахте, но находился на мостике. Когда он понял, как собирается маневрировать Тирни, он выразил несогласие, но его мнение не было принято во внимание.

У эсминца было два варианта: замедлиться и развернуться обычным способом или же пересечь курс авианосца. Последовал жаркий спор, который Хофер проиграл, и он отошёл к внешнему крылу мостика, чтобы остыть.

Как всегда в таких случаях, радар авианосца, контролирующий надводную обстановку, отказал. Командир Wasp, кэптен Бернхэм К. МакКэфри, находился на мостике, но подтверждения, что на эсминце принято сообщение о перемене курса, получено не было.

Тирни внезапно приказал "Лево на борт!", а через 30 секунд "Право на борт!" Хофер бросился обратно на мостик "Хобсона", когда понял, что делает Тирни, и закричал: «Приготовьтесь к столкновению! Приготовьтесь к столкновению!» В этот момент Тирни снова приказал полностью повернуть руль влево, намереваясь промчаться перед авианосцем, который приближался к эсминцу. На мостике Wasp лейтенант Хербст сказал кэптену МакКэфри: «У нас проблемы», но тот и сам уже видел, что творит эсминец и скомандовал: "Полный назад!", однако было поздно.

Авианосец водоизмещением 37 000 тонн налетел на эсминец в 2400 тонн. "Хобсон" был разрублен пополам, кормовая часть затонула первой, а носовая ещё около пяти минут тащилась форштевнем авианосца. Одному счастливчику-старшине удалось даже перепрыгнуть в образовавшийся в носу Wasp пролом, но большинство оставшихся в живых барахтались в мазуте, покрывшем воду.
Погибли 176 человек, в том числе и Тирни, 61 был спасён.

Следственная комиссия так и не установила, почему Тирни совершил столь необъяснимые манёвры, приведшие к самой массовой гибели личного состава за семь лет после войны.

Авианосец получил серьёзные повреждения, ремонт обошёлся в 9,63 миллиона долларов по сегодняшнему курсу. На заставке: так выглядел нос авианосца, когда он притащился на ремонт.

Формально МакКэфри не был ни в чём обвинён, но его карьера была загублена. В августе 1953 года он принял командование военно-морской авиабазой Джексонвилл, а два года спустя служил заместителем коменданта Промышленного колледжа вооруженных сил, прежде чем уйти в отставку в 1956 году всё в том же звании кэптена...


Рецензии