К истории места. Макарьевская женская гимназия

ОТ ЖЕНСКОЙ ПРОГИМНАЗИИ В ГОРОДЕ МАКАРЬЕВ НА УНЖЕ
ДО ШКОЛЫ ВТОРОЙ СТУПЕНИ 

ФОТО-СЕРИЯ. «Макарьевская женская гимназия».   Фонд Макарьевского краеведческого музея: 1) Здание, арендованное Макарьевской женской гимназией; 2) Последний выпуск гимназии (съёмка: май 1918 г., Макарьев, в гимназии).
Сверху. Слева вторая Серафима Александровна Парфёнова. В центре учитель пения Сергей Алексеевич Жаров.
СКАН. Свидетельство № 3 об окончании дополнительного VIII класса в Макарьевской женской гимназии на имя Серафима Александровна Парфенова от 1918 г. Документ Из домашнего архива М. Вит. Маркова.
ФОТО-ФОН. Панорама г. Макарьев Костромской области.


1. К БИОГРАФИИ БОТАНИКА ИЗ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРАФИМЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ МАРКОВОЙ

В 1913 г. в Макарьевскую женскую гимназию на обучение по вступительному экзамену в IV-й класс была принята девочка Серафима Александровна Парфёнова. В 1918 г. она окончила VIII дополнительный класс обучения в гимназии. В 1920 году она поступила на обучение в Казанский политехнический институт на сельскохозяйственный факультет. Одновременно туда же поступил Михаил Васильевич Марков. 19 апреля 1925 г. в городе Макарьев на Унже они заключили брак.


ПЕРЕВОД В СОВРЕМЕННУЮ ОРФОГРАФИЮ текста из "Аттестат № 127 об окончании VII класса Макарьевской женской гимна-зии на имя Серафима Александровна Парфенова от 1 мая 1917 г. Документ из домашнего архива М. Вит. Маркова".

Министерство народного просвещения.

Предъявительница сего, ученица VII-го класса Макарьевской женской гимназии, Костромской губернии Парфёнова Серафима Александровна.

Как видно из документа дочь мещанина, православного исповедания, родившаяся 24 июня 1899-го года поступила по экзамену в IV-ый класс Макарьевской женской гимназии в 1913 году и, находясь в ней до окончания полного курса учения, в продолжении всего этого времени вела себя отлично и была переводима в высшие классы, а именно:  в 1914 году в V-ый, в 1915 в VI-ой, в  1916 в  VII-ой.

В настоящем году оказала в предметах гимназического курса нижеследующие познания: 1) в Законе Божьем отличные (5);
2) в русском языке с церковно-славянским и словесности (5);
3) в математике хорошие (4);
4) в географии всеобщей и русской (5);
5) в иностранной истории (5);
6) в истории всеобщей и русской (5);
7) в физике (5);
8) в математической географии (5);
9)в чистописании (5);
10) в рисовании (4);
11) во французском языке (–);
12) в немецком языке (–);
13) в рукоделии (5).

Почему на основании установленных правил Парфёнова Серафима удостоена звания окончившей полный курс учения в женской гимназии, с распространением на неё прав и преимуществ, предоставляемых ст. 396 прим…. На основании ст. ХХХ Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Награждается золотой медалью. В удостоверение чего и дан ей Парфёновой Серафиме сей аттестат по определению Педагогического совета Макарьевской женской гимназии, состоявшегося апреля 29–го дня 1917 года. Макарьев, Костромская губерния, мая 1-го дня 1917 года. Подписан: Председатель Педагогического совета… За начальницу…, Члены Педагогического совета…., Секретарь Совета».


ПЕРЕВОД В СОВРЕМЕННУЮ ОРФОГРАФИЮ текста из "Свидетельство № 3 об окончании дополнительного VIII класса в Макарьевской женской гимназии на имя Серафима Александровна Парфенова от 1918 г. Документ из домашнего архива М. Вит. Маркова".

Министерство народного просвещения.

Предъявительница сего, ученица высшего дополнительного общеобразовательного класса Макарьевской, Костромской губернии, женской гимназии Серафима Александровна Парфёнова.
 
Как видно из документов, дочь гражданина православного вероисповедания, родившаяся 24 июня 1899 года, по окончании общего курса наук в Макарьевской женской гимназии в 1917 году, поступила в VIII дополнительный общеобразовательный класс в 1917 г. и находясь в нём один год, оказала следующие познания в предметах:

Закон Божий (5),
Русский язык (5),
Математика (5),
Физика (5),
Латинский язык (4).

Посему на основании правил, она Серафима Парфёнова, как удовлетворившая требования ст. 9 … приобретает права одинаковые с окончившими мужскую гимназию.


2. ИЗ МАКАРЬЕВСКОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОГИМНАЗИИ В МАКАРЬЕВСКУЮ ЖЕНСКУЮ ГИМНАЗИЮ

В декабре 1905 г. в небольшом городке Макарьев на правом берегу реки Унжа была открыта женская прогимназия. В неё принимались на обучение девочки из разных сословий по вступительному экзамену и курс обучения длился менее 7 лет. В 1906 г. прогимназия была преобразована в гимназию, в 1909 г. при ней была создана образцовая школа с 4-годичным курсом, где ученицы восьмого, педагогического класса проходили педагогическую практику.

Полный курс обучения в женской гимназии составлял с I по VII классы, по окончании выдавался  "Аттестат". Если девушка училась ещё год в VIII классе, она получала "Свидетельство" об окончании дополнительного педагогического класса.

В Макарьевской женской гимназии по данным на 1913 г. в штате было 17 персон. Гимназия не имела своего здания и арендовала деревянный двухэтажный дом, который после 1918 года сгорел на пожаре. Осталось только старинное фотография этого здания, которую я с трудом, но всё-таки отыскала.

Кто же работал в гимназии, когда там училась Серафима Парфёнова? Где учителя получили право преподавания в гимназии? Ответы на эти вопросы я нашла в Центральном государственном архиве Москвы в документе "Макарьевская гимназия // Центральный государственный архив Москвы, фонд 459, опись-5, дело-54, лист 44-45 (1913 год)".

Ниже в порядке перечисления: должность, ФИО, организация, по окончании которой было дано право преподавания в гимназии, преподаваемая учебная дисциплина, дата начала трудовой деятельности в данной гимназии:

1) Начальница Гимназии. Надежда Николаевна Кириленко. Санкт-Петербургские высшие женские курсы по физико-математическому отделению. Математика. 31 декабря 1911 г.;
2) Законоучитель. Священник Отец Александр Аполлов. Костромская духовная семинария. Закон божий. 29 октября 1908 г.;
3) Учительница. Евгения Никаноровна Чесалина. Московские высшие женские курсы по историко-философскому факультету. История, педагогика. 15 сентября 1912 г.;
4) Учительница.  Мария Николаевна Дотцауэр. Санкт-Петербургские высшие женские курсы по физико-математическому отделению. География, физика. 7 ноября 1911 г.;
5) Учительница. Елизавета Ивановна Глатт. Рижская женская гимназия госпожи Садовской. Немецкий язык. 4 Сентября 1910 г.;
6) Учительница.  Елена Ипполитовна Малыгина. Курс в Московском Александровском училище. Французский язык. 5 августа 1909 г.;
7) Учительница. Елена Николаевна Толченова. 8-летний курс обучения в Костромской Григоровской женской гимназии и VIII специальный класс французского языка в Женской гимназии Лохвицкой-Скалон в г. Санкт-Петербург. Французский язык. 1 августа 1911 г.;
8) Учительница София Феодоровна Ильинская. Женская рукодельная школа императрицы Марии Александровны в г. Санкт-Петербург. Рукоделие. 15 сентября 1912 г.;
9) Учитель. Александр Сергеевич Погодин. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Рисование. 28 сентября 1909 г.;
10) Учитель. Владимир Петрович Васильев. Московское Синодальное училище. Пение. 30 ноября 1911 г.;
11) Учитель.  Владимир Васильевич Беляев. Костромская духовная семинария. Русский язык. 3 ноября 1912 г.;
12) Учитель. Павел Васильевич Тимофеев. Костромская духовная семинария. Русский язык. 3 ноября 1912 г.;
13) Учитель. Феодор Карлович Дотцауэр. Императорский Московский университет по медицинскому факультету. Гигиена. 29 июня 1908 г.;
14) Классная надзирательница.  Надежда Андреевна Сперанская. 8-летний курс обучения в Костромской Григоровской женской гимназии. Арифметика. 29 июня 1908 г.;
15) Классная надзирательница Елизавета Александровна Ершова. 7-летний курс обучения в Юрьевецкой женской гимназии и VIII класс Костромской частной женской гимназии Ю. В. Смольяниновой. 23 января 1913 г.;
16) Учительница Лидия Николаевна Зверева. Московские высшие женские курсы по историко-философскому факультету и Одногодичные курсы Московского учебного округа для подготовки учителей. 1 Сентября 1913 г..
17) Председатель Педагогического совета М. А. Синозерский.

В марте 1918 г. учителем пения был принят Сергей Алексеевич Жаров. Выпускник Московского синодального училища и Александровского военного училища в г. Москва. Он организовал в гимназии хор девочек.

СПРАВКА. С. А. Жаров после расформирования Макарьевской женской гимназии работал в Первой школе второй ступени в этом же городе. Позднее эмигрировал.  Организатор и хормейстер легендарного коллектива"Хор Донских казаков Сергея Жарова", который в 20-30 гг. ХХ века прославился на весь мир. Макарьев – его родной город. 5 октября 1985 г., проживая в США  он скончался в Лейквуде (штат Нью-Джерси). Биография персоны подробна изложена на страницах книги.

НА СТРАНИЦАХ КНИГИ. Кузнецов Д. И., Дьяконов А. Г. Сергей Жаров. Москва: Молодая гвардия, 2020.  319 с.

20 марта 1896 г. в маленьком провинциальном городке Макарьеве на реке Унже, в семье купца Алексея Жарова, родился первенец, названный в честь преподобного Сергия Радонежского…

Созданный в 1920 году Донской казачий хор под управлением С. А. Жарова был уникальным явлением русской культуры. Его популярность в межвоенной и послевоенной Европе была огромной, поистине оглушительный успех сопровождал гастроли прославленного коллектива в США и Японии. Количество пластинок с записями хора перевалило за 12 миллионов экземпляров. И при всем этом история, репертуар и даже название самого коллектива, созданного и долгие десятилетия выступавшего только за границами России…

Солист Хора донских казаков Иван Ассур через много лет вспоминал: «Сергей Алексеевич в Макарьеве работал регентом в Тихвинском соборе, а параллельно преподавал пение в женской гимназии. Именно в Макарьеве в феврале 1919 года Жарова и его братьев призвали в Красную армию. Но воевал он за красных недолго. Отряд красноармейцев порубили казаки. Жаров чудом остался жив. Спас его от смерти очень маленький рост и хрупкое телосложение. Белые решили, что перед ними мальчишка, и взяли к себе пулемётчиком. Жаров позднее хвастался, что он из своего пулемёта «даже аэроплан сбил»…

Владислав Александрович Чернушенко ректор и профессор Ленинградской (Санкт-Петербургской консерватории) народный артист СССР так описал воздействие хорового пения на поющих и слушателей.

«Опыт сотен лет показал: самый близкий путь в многообразный мир культуры и искусства — хоровое пение. Спетое слово есть глагол души, открывающий сокровенную суть этого слова, направленного к сердцу слушающего. В песне с нами говорит история Отечества. Песня будит воображение и погружает нас в сказочный мир. Песенная прививка наполняет наше сознание любовью к родной природе, к отчему дому, к отцу-матери, развивает творческую фантазию, что благотворно сказывается на любом роде деятельности. Складное коллективное пение рождает особый звуковой сплав, ни с чем не сравнимый и ничем не заменяемый. То процесс совместного творческого действия, когда не может быть несогласия, не может проявляться желание противопоставить свой тон общему созвучию. Мы ведь не задумываемся, в чем кроется причина почти непрерывного звучания хора во время русской православной службы. Почему все возглашения и чтения священных текстов исполняются священнослужителями нараспев? Не потому ли, что, по словам Василия Великого, во славу Господа петь надобно не только голосом, но и сердцем. И потому мы бываем нередко потрясены пронзительным по силе воображения звучанием самого дивного музыкального инструмента, созданного природой и Богом, — человеческим голосом, очищающим от скверны наши души чувством сопереживания».


3. ИЗ МАКАРЬЕВСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ В ПЕРВУЮ ШКОЛУ ВТОРОЙ СТУПЕНИ

Летом 1918 года Макарьевская женская гимназия была расформирована, как и все прочие гимназии на территории РСФСР. Выпускницы и в их числе Серафима Александровна Парфёнова (с 1925 г. Маркова) отправились работать учительницами в сельские и городские школы, ученицы гимназии продолжили обучение в Первой школе второй ступени, которая была открыта в другом здании и вскоре переехала в бывшее здание Макарьевского ремесленного училища. Обучение в школах было совместное, но мальчики и девочки были расформированы по разным классам.

Атмосферу жизни в Макарьеве описывает Сергей Николаевич Толстой в мемуарах, которому в 1922 г. довелось проживать там у подруги его сестры и окончить школу второй ступени. Я составила текст из цитат на книжных страницах.


НА СТРАНИЦАХ КНИГИ. Толстой С. Н. Глава XIII // Осуждённый жить: автобиографическая повесть.  Москва: Алгоритм-Книга, 1998.   С. 495–529.

Когда делается уже совсем темно, в стороне, за бесконечными полями, вижу в небе светло-розовое сияние. Оно движется, то приподнимаясь выше, то опускаясь к самому горизонту, будто зарево далёкого пожара. «Это Макарьев», – объясняет Санечка. Скудный электрический свет крохотного городка в этой безлюдной пустыне кичливо полыхает в небе, теша запоздалых путников иллюзией приближения к какому-то крупному современному городу. Не для того ли и дорога прихотливо огибает город как-то стороной, чтобы продлить действие этого наивного эффекта, делая вид, что он заметен ещё за много вёрст, хотя, если бы не ночь, мы убедились бы, что он вовсе не так уж далёк. Но на самом деле проходит ещё добрых часа полтора, прежде чем булыжная мостовая главной улицы, изредка освещённая тусклыми фонариками, начинает греметь под нашими колёсами.

Городок был настолько мал, что в сравнении с ним Торжок мог показаться огромным и оживлённым центром. Мужской монастырь на холме, над речной долиной, и рядом с ним невысокое кирпичное здание школы второй ступени находились минутах в пятнадцати ходьбы от дома, при этом немного в стороне оставалась базарная площадь с торговыми рядами и большим, унылой архитектуры, собором. Яблоневые сады и огороды были почти при каждом доме. Необыкновенно пышные капустные гряды разрастались почти до пояса, воздух был наполнен запахом зреющих, но не дозревающих помидоров, которые желтели на своих прядях, прильнув к воткнутым в землю хворостинкам. Подсолнечники доминировали над этим огородным изобилием, то там, то здесь задумчиво клоня свои яркие экзотические шляпы…

День был ясный и солнечный. В овраге возле монастыря золотилась листва берёз, освещённая солнцем, а ниже, в тени, ещё зеленели какие-то кусты, не тронутые увяданьем осени. Предстояли лёгкие уроки – ботаника, рисование…  Официально приняты три оценки: слабо, или плохо, удовлетворительно и весьма удовлетворительно, или отлично. Некоторые добавляют к двум последним определениям плюсы и минусы… 

В школе девочки, сгрудившись у раскрытого настежь окна, поют заунывную и длинную песню о «Красотке-пряхе». «Молодая прялка под окном сидит», – тянут они. Внизу, далеко под откосом, на лужайке, уходящей к песчаному берегу Унжи, группа ребят играет в футбол. Видно, как мяч «свечкой» взлетает к небу, и только, когда он уже высоко в воздухе, доносится чёткий звук удара ногой, в котором каким-то образом отражены и слиты и ясность безоблачного неба, и пустота туго надутого мяча под его кожаной оболочкой, и то, что сегодня у нас два пустых урока, – «ботаничка» заболела.

…Он красотку-прялку 
В Петербург свезёт…

–  с чувством вытягивают девичьи голоса….  Старшим ещё два предмета прибавили, – сообщает мне Мясников, с которым мы прогуливаемся вдвоём, описывая неполные круги между школой и оградой монастыря.

– Какие же?
– Логику и психологию… сам Суворов читает.
– Вот, наверно, у кого тишина на уроках…
– Этот – хоть кого уймёт. У него, небось, и ты бы сидел смирненько…
– Ну да, ещё бы… – Такое подозрение кажется мне оскорбительным, но всё-таки хорошо, что заведующий школой читает не у нас и мне не придётся опровергать это на деле.
–  И не «ещё бы», а верно: сидел бы…

…Для красотки-прялки
Бельэтаж наймёт…

В прозрачное голубое небо высоко над белой стеной впаяны тёмно-синие купола монастырского собора, с золотыми звёздами и крестами. Через стену перехлестнулись ветви берёз и рябин с бронзовыми и алыми, уже редеющими листьями. Листва шуршит под ногами, набегающий ветер сметает её с откоса и уносит вниз к реке. Вдали на реке виден белый пароход, заворачивающий к пристани, над ним показывается белое облачко пара, и через несколько мгновений долетает резкий гудок.

Воды-то в реке как прибыло, «Мантурово» опять пришло, – говорит Мясников. Из школы доносится звонок на перемену и вслед за ним нарастающий шум множества голосов. Входные двери распахиваются рывком, и на пустовавшую площадку перед подъездом высыпает толпа мальчишек из младших классов. Кто-то там падает, другие перескакивают через него, толкаются, торопятся, бегут, как будто боятся потерять хотя бы одно мгновение из десяти свободных минут. Вслед за самыми буйными и нетерпеливыми показываются стайки девочек. Эти всегда держатся вместе – по двое, по трое, и так и не расстаются. Кто с кем сидит, тот с тем не разлучается: и приходят, и уходят вместе. Перекинув косы на грудь, чтобы не оставлять их без присмотра за спиной, где они у каждого мальчишки вызывают непреодолимое желание энергично за них дёрнуть, и взявшись за руки, они прогуливаются перед школой, на ходу повторяя уроки.

Позже других появляются старшеклассники – потому ли, что учатся они наверху, в самом конце коридора, потому ли, что степенность, определяемая ощущением своей взрослости, не допускает такой стремительности, какую могут себе позволить малыши. Наш класс представляет как раз середину между теми и другими. Мы с покровительственным презрением относимся к первому и приготовительному классам и наталкиваемся на такую же покровительственную презрительность при соприкосновениях со старшими.

            Светлана Федорова, Казань, 30 сентября 2023 г.


Рецензии