О христианском учении 13. О деньгах и пожертвовани

     Когда фарисеи обратились к Иисусу с вопросом,  считает ли Он позволительным платить налоги царю, Иисус  упрекнул их в лукавстве и  спросил их: «Чье изображение и надпись  на монете? Они ответили, что царя (кесаря). Тогда Иисус сказал им: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божье» (1).  Т.е.,  касательно налогов государству, ответ утвердительный.
      В другом эпизоде (2) повествуется о том, как  у Петра спросили собиратели другого налога, даст ли Учитель деньги. (Точно не указано, но, вероятнее всего, речь идет о налоге для содержания Иерусалимского храма. Этот налог был установлен Моисеем, был обязателен для мужчин-евреев, достигших двадцатилетнего возраста, платился раз в год и приравнивался двум средним зарплатам за 2 дня.  В любом случае, из контекста понятно, что речь идет о налоге, который собирался для платы Богу). Петр ответил утвердительно сборщикам налогов. Но тогда Иисус спросил Петра:  с кого цари, что правят на земле, берут подать? С посторонних или со своих сынов? Поскольку ответ ожидаемо был: «С посторонних», - Иисус сказал:  «Итак, сыны свободны». Тем не менее, Иисус велел Петру заплатить, «чтобы нам не соблазнять их». Вывод: что бы это ни был за налог, который собирался для платы Богу, дети  (принявшие Бога и Его учение) не должны платить Отцу (хоть им и не запрещено вносить деньги на нужды мирской церкви).
     Вместе с тем, отправляя Своих учеников проповедовать Евангелие, Он призывает их не брать с собой «ни  мешка, ни сумы, ни обуви» (3), «ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха ибо трудящийся достоин пропитания» (4). В доме, где примут ученика «… оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои…» (5). При этом Иисус призывает учеников не брать ни с кого  денег: «… больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром давайте» (6). Мы видим призыв к братским отношениям между верующими, как между членами одной духовной семьи. Так же и Иисус ни с кого не берет денег, но не отказывается от пищи, которую ему предлагают ближние (хоть и может чудесным образом Сам всех накормить и напоить).  Милосердие к ближнему и забота о ближнем приравнивается Иисусом к заботе о Нем Самом (7).
      
       Иисус придает большое значение степени любви верующего к Богу. Вот  еще эпизод, где Иисус, находясь в храме, наблюдает богатых, дающих щедрые пожертвования, и бедную вдову, положившую две лепты в сокровищницу храма. На две лепты в первом веке можно было купить небольшой кусок хлеба, ветку винограда  или несколько плодов инжира (смокв). Крепкий мужчина мог тогда заработать две лепты за один час.  Однако Иисус отмечает степень готовности жертвовать Богу со стороны именно этой женщины: эта бедная вдова больше всех положила в сокровищницу, потому что отдала не излишки, а всё своё пропитание (8).
       Любящих же приветствия в народных собраниях, председательствования в синагогах и «предвозлежания» на пиршествах  и «поедающих домы вдов» книжников Иисус призывает остерегаться любящих приветствия в народных собраниях, председательствования в синагогах и «предвозлежания» на пиршествах  и «поедающих домы вдов» книжников (9).
       В эпизоде с богатым человеком Захеем,  сборщиком податей, описывается, как Иисус пришел в  город Захея и собралось много народу. Захей,  будучи небольшого роста, залез на дерево, чтобы  увидеть Иисуса, когда Иисус должен был проходить мимо. А когда он, сидя на дереве,  узнал от Иисуса, что Иисус остановится в его доме, то принял это известие с большой радостью. Но народ начал роптать, что Захей - грешник.  Но тот  пообещал Иисусу раздать половину своего имущества нищим и вчетверо отблагодарить всех, кого обидел.  Иисус провозглашает спасение Захея: « …ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (10). Мы видим, что Захей, сборщик податей, богатый, грешник, рвался увидеть Иисуса, был обличен людьми, раскаялся в своей неправедности и от сердца принес Богу  дар в виде заботы о нищих,  примирился с теми, кого обидел, и был спасен.
          В другом случае к Иисусу подошел юноша и спросил, что ему нужно сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную. При этом он сказал Иисусу, что соблюдает все Божьи заповеди, которые перечислил Иисус: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не  лжесвидетельствуй, почитай отца своего и мать, и люби ближнего своего, как самого себя. На это Иисус ответил: если юноша хочет быть совершенным, пусть пойдет, продаст свое имение и раздаст деньги нищим, и будет иметь сокровище на небесах, и  пусть приходит и следует за Иисусом. Этот  ответ сильно огорчил юношу, потому что у него было большое имение (11). Тогда Иисус сказал ученикам: « … истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие» (Матфея глава 19 стихи 23-24).  Изумившиеся этому ответу ученики спросили Иисуса, кто ж тогда может спастись? На это Иисус ответил, что «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (12). Утверждение Иисуса о богатом, которому трудно войти в царство небесное, перекликается с другим, где Иисус призывает не собирать сокровищ на земле, «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», но собирать себе сокровища на небе, где никто не истребит, не подкопает и не украдет, «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше» (13).
     Пример  уклада  общины, основанной учениками Иисуса после Его смерти, описан так: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, кто в чем имел нужду» (Деяния глава 4 стихи 32-35). Тех же в общине, кто согрешал перед Богом, тут же ждала неминуемая кара от Бога. Так было с Ананией и его женой, решившими войти в общину, но при этом утаить  часть денег от продажи своего имущества и тем самым, по словам Петра, обманувшими не общину, а Бога (14). Хотелось бы также осветить немного жизнь этой общины извне. Через апостолов Бог совершал много знамений и чудес, никто из случайных людей не решался к ним присоединиться, несмотря на то, что апостолы пользовались большим уважением народа; зато количество верующих становилось больше и больше, и мужчин и женщин. Люди приезжали со всех городов вблизи Иерусалима, привозили одержимых нечистыми духами, выносили на носилках на улицы больных, чтобы, когда Петр будет проходить мимо, хотя бы  тень его упала на них - и Бог действительно очищал их всех и исцелял (15).


Ссылки:

1. (Мф 22):
15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо;
17 итак, скажи нам: как Тебе кажется, позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20 И говорит им: чьё это изображение и надпись?
21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Евангелие от Матфея 22 глава — Библия: https://bible.by/syn/40/22/

2. (Мф 17):
24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
25 Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны;
27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.


Евангелие от Матфея 17 глава — Библия: https://bible.by/syn/40/17/

3. (Лк 10):
3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви

Евангелие от Луки 10 глава — Библия: https://bible.by/syn/42/10/

4. (Мф 10):
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

Евангелие от Матфея 10 глава — Библия: https://bible.by/syn/40/10/

5.(Лк 10):
5 В какой дом войдёте, сперва говорите: «мир дому сему»;
6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

Евангелие от Луки 10 глава — Библия: https://bible.by/syn/42/10/

6.( Мф 10):
8 больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

Евангелие от Матфея 10 глава — Библия: https://bible.by/syn/40/10/

7. ( Мф 25):
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
40 И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»
45 Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Евангелие от Матфея 25 глава — Библия: https://bible.by/syn/40/25/

8. (Лк 21):
1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела.

Евангелие от Луки 21 глава — Библия: https://bible.by/syn/42/21/


9. (Лк 20):
45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Евангелие от Луки 20 глава — Библия: https://bible.by/syn/42/20/

10. (Лк 10):
1 Потом Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперёд, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо неё.
5 Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошёл и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашёл к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее.

Евангелие от Луки 19 глава — Библия: https://bible.by/syn/42/19/


11. (Мф.19):
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: «не убивай»; «не прелюбодействуй»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй»;
19 «почитай отца и мать»; и: «люби ближнего твоего, как самого себя».
20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение.

Евангелие от Матфея 19 глава — Библия: https://bible.by/syn/40/19/


12. (Мф 6):
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чист

Евангелие от Матфея 6 глава — Библия: https://bible.by/syn/40/6/


13. (Мф. 6):
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Евангелие от Матфея 6 глава — Библия: https://bible.by/syn/40/6/

14. (Деяния 5):
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принёс и положил к ногам Апостолов.
3 Но Пётр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу.

Деяния апостолов 5 глава — Библия: https://bible.by/syn/44/5/



15. (Деяния 5: 12-16)
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.


Деяния апостолов 5 глава — Библия: https://bible.by/syn/44/5/


Рецензии