Сгорела Гиро-сфера

Это был мой первый рейс после окончания Мореходного училища. Рейс был зимний.
Рейс был на Север Баренцева моря. Меня направили на СРТМ-к работать навигатором.
Ловили окуня, очень много окуня ловили. Каждый день подвахта была. Год был 1983.

Никогда не было паники в море. Нас и готовили не паниковать. А работать.
Капитан сказал, что мы утонем навсегда. Врёт гад. Не  утонем. Сгорела гиросфера.
Я поменял в море гиро-сферу на гирокомпасе "Амур". Первый раз в жизни. В моей
Мореходке такому не учили. Да и многому в Мореходках не учат. Сами постигали.
Мой начальник рации на стоянке забухал и забыл заказать замену гиро-сферы в
ЭРНК - Электро-Радио-Навигационной-Камеры. Ведь сфера уже давно отработала все
сроки, назначенные ей по техническим нормам. А я в первом рейсе. 

Пять секунд объясню, что это за чудо такое "Гиро-Сфера". Обхохочитесь.
Это шар.  Это шар с делениями курса цифрами. Типа детской "Юлы". Внутри шара
два мотора в диаметральных плоскостях. Моторы трёхфазные. Общий провод
приходит снизу, через лужицу ртути. А вот три фазы приходят через графитовые
дорожки на сфере и специальную жидкость в овальной ёмкости. Моторы
раскручиваются и стабилизируют сферу в теории и в пространстве. Сферу
разобрать нельзя, можно только распилить ножовкой, что я потом и сделал.
Хотелось узнать её устройство и что у неё там внутри сгорело.

Шаман наверное лучше объяснит положение тела в пространстве и времени, если это
тело сильно раскрутить до 18-ти тысяч оборотов. Замкнуло один двигатель гиро-
сферы. Токи выросли ну очень сильно, больше 3 ампер на фазу. Температура сферы
поднялась до 50*. Сфера стала зависать. Курс вставал на месте и застывал. Судно
поворачивает, а курс не изменяется. Нужно менять сферу.

Я подлил немного дистиллированной воды. Но это помогло только на сутки. И всё.
А тут ещё шторм взбесился. Капитан был в панике. Да ничего трудного, походите
на магнитном компасе. Вспомните склонения и поправки. Страшно первые 24 часа.
Потом привыкаешь бояться. Конечно страшно.
В тебя стреляют. Свои. От делать нечего. Капитан ещё рядом бегает,
причитает разные жалобные слова.
"Всё. Умрём
теперь. Утонем все нахрен". А сам нос свой мне через плечо засовывает. Интересно
ему, что я с гирокомпасом делаю. Не мешал бы лучше мне, ведь я и сам боялся.
Да и секстан достаньте капитаны.

Обесточил тумбу гирокомпаса. Подождал 4 часа. Остановились моторы. 
Там больше 15 тыщ оборотов.Открутил много-много болтов верхней призмы.
Отсоединил кучу проводов от призмы. Снял верхнюю крышку гирокомпаса, призму.
Достал сферу из недр гирокомпаса. Слил жидкость в ведро до нуля, до ртути.
Бинтиком-промокашкой всё обтёр от налёта графита. Смешал жидкость из дистиллята,
буры и формалина с небольшим спиртом. Литров 5 всего получилось жидкости.
Ерунда. Руки нужно мыть постоянно. Там ведь яд кругом.

Залил жидкость в гирокомпас, аккуратно опустил туда сферу. Прикрутил это
всё на место. Подключил провода сельсинов. Можно включать. Ждать долго.
Четыре часа, пока сфера в меридиан войдёт. В это время курс всё время крутится
по часовой стрелке вправо. Токи упадут с 3 ампер до 1.2 ампера. Значит можно
работать дальше. Обычно эту операцию делают высокие специалисты ЭРНК в порту.
Но и самому нет проблем такое сделать. Я делал. Несколько раз.

Если токи не упали, то нужно всё начинать с начала. На судне обычно есть две
запасные сферы. А если их вдруг нет. То пипец полный, приплыли. Сушите вёсла.
Диаметр сферы сантиметров тридцать. Вес около 10 кг. Ну как очень тяжёлый
арбуз. Обращаться нежно и ласково. 10 часов без "Гирокомпаса" показали
Ху ис Ху в Океане. Мне было комфортно. Я был Шаманом для всего судна.


Рецензии