О христианском учении 13. О духовной церкви Иисуса

          Как выше упоминалось, Иисус говорит,  что пришло время поклоняться Богу в духе и истине, так будут делать истинные поклонники Бога, а Бог ищет Себе истинных поклонников (Иоанна 4:23-24).  Поклонение в духе,  как и дух, не привязано к материальным объектам, таким как гора, например, или Иерусалим (Иоанна 4:21).
          Поскольку смысл поклонения Иисусу  - в наполнении Святым Духом и  устроение из себя обители Бога и Иисуса, то и церковь как собрание верующих имеет ту же цель.
          Иисус призывает  непрерывно напитываться Духом и душой Иисуса. Он называет Себя хлебом жизни, хлебом,  сошедшим с небес -  таковым, что тот, кто ест его, не умрет .  Иисус подчеркивает, что Он отдает Свою плоть, чтобы верующие в него не умерли (Иоанна 6: 48-51,53). "Иисус сказал им: — Говорю вам истину: если вы не будете есть тела Сына Человеческого и не будете пить Его крови, то в вас не будет и жизни". При этом Он проводит параллель между  Своими духом и Своей плотью, Своей душой и Своей кровью(Иоанна 6:53): "Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь"(Иоанна 6:63), т.е. плоть и кровь - это дух и душа. (Как ни вспомнить знакомое нам Гиппократовское: мы есть то, что ты едим).
 
       ...О взаимоотношениях между членами собрания Иисус говорит, обращаясь к двенадцати ученикам,  в Своей новой заповеди: «Дети! Недолго уже быть Мне с вами… Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг-друга. По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13: 34-35). Перед этим Иисус Сам моет ноги каждому ученику. Петр вначале пытается  препятствовать тому, чтобы Иисус помыл ему ноги, но Господь  отвечает ему, что, если Он не умоет ноги Петру, то Петр не будет иметь части с Иисусом. Тогда Петр с готовностью позволяет Иисусу обмыть ему ноги  (Иоанна 13: 3-9). После этого Иисус назидает: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу»  (Иоанна 13: 14-15). При этом Иисус поясняет, что сами ученики уже были Им очищены,  осталось только ноги умыть (Иоанна 13:10).
        Ежедневную грязь на ногах можно ассоциировать с ежедневными непроизвольными грехами, которые ученики должны помогать друг другу исправлять и позволять другому это делать по отношению к себе. Новая заповедь любви между учениками определяет характер отношений между  ними и учит  доброму доверительному и  смиренному служению  друг другу по образу умывания ног друг другу, с любовью и кротостью, которую проявил к ним Иисус.
               
        Тему иерархии  в Царстве Небесном Иисус затрагивает в разговоре с учениками, где  ( Матфея 18: 1-6): "кто умалится и  станет,  как дитя, тот и больше в Царстве Небесном". Также Иисус учит не презирать ни одного из «малых сих»,  верующих в Иисуса, ибо ангелы их на небесах всегда видят лицо Бога (Матфея 18:10).  На вопрос учеников, кто из них должен почитаться большим, Иисус ответил, что цари господствуют над народами и называются благодетелями, а ученикам нужно по-другому: кто из них больший, пусть будет,  как меньший, а начальствующий - как служащий, потому что  Сам Иисус для них - как служащий им (Луки, 22: 24- 27).
       Иисус Сам выбрал Своим ученикам пастыря. Вот Иисус говорит Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Луки 22:32). Воскреснув, Иисус трижды спрашивает Петра, любит ли Петр Иисуса больше, чем другие, трижды слышит утвердительный  ответ и трижды заповедает Петру пасти овец Его(Иоанна 21, 15-17). Таким образом, пастыря назначает Сам Бог. 

        Иисус прежде говорил Своим двенадцати ученикам, что Он завещает им Царство Небесное и что они сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Луки, 12: 29-30). (Под двенадцатью коленами Израилевыми принято подразумевать  потомков двенадцати сыновей Иакова (персонажа Ветхого Завета, Бытие, 49:28) ). Один из учеников Иисуса Иуда предал Его стражникам и Иисус был схвачен ими и казнен.  После того, как предателя Иуду постигла смерть,  Петр стал инициатором избрания нового свидетеля воскресения Иисуса к одиннадцати, которых раньше выбрал Иисус, чтобы таковых было, как раньше, двенадцать (теперь уже без Иуды). Предложили двух кандидатов из числа тех, кто находился постоянно с двенадцатью учениками и Иисусом от момента крещения Иисуса Иоанном до дня вознесения Иисуса. Помолившись, обратились к Господу с просьбой определить, кому из двоих быть двенадцатым, и бросили о них жребий.
        Итак, церковь совещалась и молилась, окончательный выбор предоставив Господу,  подразумевая  начальником собрания присутствующего  Бога. (Деяния, 1: 15-26). 
       Очевидно, что и сам Петр, будучи исполнен Святого Духа, и назначенный Иисусом пастырем,  не говорит от имени Бога и не принимает вместо Бога решений и не считает себя старшим в собрании.

        Когда на пятидесятый день после ухода Иисуса на его учеников и на собрание еще около ста двадцати человек Его последователей сошел Святой Дух в виде языков пламени, Петр, проповедуя Евангелие, объясняет свидетелям этого события, что сбылось то, о чем говорил Иисус: воскреснув Он излил Святого Духа, который  сейчас все  видят и слышат (Деяния 2:33). И призывал всех покаяться, креститься во имя Иисуса Христа и принять Святого Духа.  (Призыв креститься именно во имя Иисуса, а не просто в покаяние, перекликается с призывом признать грехом их прежнее неверие в Иисуса (Иоанна 16: 9), принять  Господом Иисуса, а также с обетованием: и о чем ни попросите во имя Моё, будет вам (Иоанна 16: 23)). «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь, Бог наш» (Деяния 2: 39) - говорит Петр. В тот день покаялось и приняло Святого Духа около трёх тысяч человек.
         
               Как жили и что чувствовали люди, обретшие Господа, видно из отрывка (Деяния: 2: 42-43, 46-47): они постоянно пребывали в общении, апостолы (слово «апостол» в переводе с греческого означает «посланник», так тут называют учеников Иисуса) передавали им учение Иисуса, молились, единодушно пребывали в храме, и «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Действительно, Иисус разламывал и давал Своим ученикам хлеб со словами: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Луки, 22:19). Так, видим, христиане охотно приняли за правило отламывать и есть хлеб, как заповедал Господь, каждодневную еду - у себя дома (!), в напоминание себе и членам своей семьи  о том, что истинный хлеб жизни - Иисус, Его духовная пища.
 
             Главную свою задачу  ученики Иисуса как последователи учения Иисуса видели в содействии Богу в привлечении к духовной церкви Иисуса как можно большего числа людей. И Бог ярко проявлял  Свою силу через служение Его учеников (например, Деяния глава 5:18-20). Уверовавших в Иисуса по проповеди Петра были тысячи и тысячи, и число их продолжало расти каждый день, и вера в Бога и в благословение Им Петра  были настолько сильными, что они приносили больных и укладывали на улице на пути следования Петра, подразумевая, что даже тень Петра наполнена Святым Духом и, упав на больного, принесет исцеление (Деяния 5:15). А ученики продолжали укреплять разум, душу и волю верующих словом Божьим.

             О  главенствующей роли Господа во спасении говорил Иисус, объясняя, что спастись (прийти к Богу) можно только через принятие жертвы Иисуса (Иоанна 14:6), но привлечь  к этому принятию может только Господь (Иоанна, 6:44).  Вот Иисус незадолго до Его казни просит Бога «освятить истиной»  других Его учеников, помимо двенадцати -  а именно тех, кто уверовал в Него «по слову их» (Иоанна 17:20). Это равносильно просьбе о спасении тех, кто уже принял решение, но еще недостаточно наполнен верой эмоционально и духовно: излить на них Святого Духа в полной мере.       
              Таким образом, во спасении участвуют Бог и Иисус.  Слово Божье, данное через Иисуса, молитва и пост и укрепление в Святом Духе - путь и средство спасения. Несущий слово Божье людям и внимающие этому слову - прямые или опосредованные структурные элементы единой с Богом и Иисусом духовной церкви.
 
              О том, что духовная церковь строится исключительно по признаку личных отношений каждого верующего с Богом и не зависит от места и количества людей, представляющих в данный момент в данном месте эту духовную церковь, говорит следующий эпизод. Как-то ученики обратились к Иисусу с рассказом о человеке, который именем Иисуса исцеляет и изгоняет бесов, и  о том, что они запретили ему это  делать по причине, что тот не ходит с ними. На это Иисус ответил: «Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Марка, 9: 38-40). Т. е. вот тут есть Иисус с учениками и где-то там есть человек, по сути ученик Иисуса, самостоятельно, без собрания с другими, именем Иисуса творящий чудеса -  это все одна духовная церковь. 
              На том же принципе отношений с Богом  строились и отношения между членами собрания. Немного повторимся: когда Алания обманул собрание Петр прямо говорит ему: «…Ты солгал не человекам, а Святому Духу» (Деяния 5:4).
              Принципу приоритетного служения Богу следовали Петр и апостолы в отношении начальствующих,  не принимавших их веру. После ухода Иисуса: «Петр же и апостолы в ответ /первосвященнику/ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния, 5:29). Также в противостоянии с начальниками, старейшинами и книжниками Петр и Иоанн: «…справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деяния, 4:19).

              Подытоживая, можем сказать, что духовная церковь  в собрании верующих жива их силой, волей и любовью реализовывать Божьи заповеди и учение Иисуса под водительством Бога.


Рецензии