О христианском учении 14. О духовной церкви Иисуса
Как выше упоминалось, Иисус говорит, что пришло время поклоняться Богу в духе и истине, так будут делать истинные поклонники Бога, а Бог ищет Себе истинных поклонников. Поклонение в духе, как и дух, не привязано к материальным объектам, таким как гора, например, или Иерусалим (1).
Поскольку смысл поклонения Иисусу - в наполнении Святым Духом и устроение из себя обители Бога и Иисуса, то и церковь как собрание верующих имеет ту же цель.
Иисус призывает непрерывно напитываться Духом и душой Иисуса. Он называет Себя хлебом жизни, хлебом, сошедшим с небес - таковым, что тот, кто ест его, не умрет . Иисус подчеркивает, что Он отдает Свою плоть, чтобы верующие в него не умерли. "Иисус сказал им: — Говорю вам истину: если вы не будете есть тела Сына Человеческого и не будете пить Его крови, то в вас не будет и жизни»(2). При этом Он проводит параллель между Своими духом и Своей плотью, Своей душой и Своей кровью: "Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь"(3), т.е. плоть и кровь - это дух и душа. ( Как тут ни вспомнить знакомое нам Гиппократовское: мы есть то, что ты едим. Проектируя на дух: наш дух - то, чем (Кем) мы его питаем).
...О взаимоотношениях между членами собрания Иисус говорит, обращаясь к двенадцати ученикам, в Своей новой заповеди: «Дети! Недолго уже быть Мне с вами… Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг-друга. По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (4). Перед этим Иисус Сам моет ноги каждому ученику. Петр вначале пытается препятствовать тому, чтобы Иисус помыл ему ноги, но Господь отвечает ему, что, если Он не умоет ноги Петру, то Петр не будет иметь части с Иисусом. Тогда Петр с готовностью позволяет Иисусу обмыть ему ноги . После этого Иисус назидает: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». При этом Иисус поясняет, что сами ученики уже были Им очищены, осталось только ноги умыть(5).
Ежедневную грязь на ногах можно ассоциировать с ежедневными непроизвольными грехами, которые ученики должны помогать друг другу исправлять и позволять другому это делать по отношению к себе. Новая заповедь любви между учениками определяет характер отношений между ними и учит доброму доверительному и смиренному служению друг другу по образу умывания ног друг другу, с любовью и кротостью, которую проявил к ним Иисус.
Тему иерархии в Царстве Небесном Иисус затрагивает в разговоре с учениками, когда они спрашивают Его, кто из них должен почитаться большим в Царстве Небесном: "кто умалится и станет, как дитя, тот и больше в Царстве Небесном". Также Иисус учит не презирать ни одного из «малых сих», верующих в Иисуса, ибо ангелы их на небесах всегда видят лицо Бога (6). Цари господствуют над народами и называются благодетелями, а ученикам нужно по-другому: кто из них больший, пусть будет, как меньший, а начальствующий - как служащий, потому что Сам Иисус для них - как служащий им (7).
Иисус Сам выбрал Своим ученикам пастыря. Вот Иисус говорит Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (8). При этом Иисус знал, что Петр трижды отречется от Иисуса, но это не смутило Господа: Он знал также, что после Пётр «обратится». Петр действительно, не желая быть схваченным стражниками, следуя за ними, уводящими Иисуса, будучи узнанным помощниками стражников, формально трижды отрекся от Иисуса, после чего, вспомнив слова Иисуса, горько плакал. Конечно, он любил Иисуса всем сердцем и следовал за Ним, рискуя жизнью, единственный из двенадцати. Воскреснув, Иисус трижды спрашивает Петра, любит ли Петр Иисуса больше, чем другие, трижды слышит от Петра утвердительный ответ и трижды заповедает Петру пасти овец Его (9). (Мы упоминали об этом эпизоде выше в контексте прощения). Конечно, воскресение Иисуса обновило и подняло на новый уровень и веру Петра: Петр «обратился». Таким образом, пастыря назначает Сам Бог.
Иисус прежде говорил Своим двенадцати ученикам, что Он завещает им Царство Небесное и что они сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых (10). (Под двенадцатью коленами Израилевыми принято подразумевать потомков двенадцати сыновей Иакова (11) ). Один из учеников Иисуса Иуда предал Его стражникам и Иисус был схвачен ими и казнен. После того, как предателя Иуду постигла смерть, Петр стал инициатором избрания нового свидетеля воскресения Иисуса к тем одиннадцати, которых раньше выбрал Иисус, чтобы таковых снова было, как раньше, двенадцать (теперь уже без Иуды). Предложили двух кандидатов из числа тех, кто находился постоянно с двенадцатью учениками и Иисусом от момента крещения Иисуса Иоанном до дня вознесения Иисуса. Помолившись, обратились к Господу с просьбой определить, кому из двоих быть двенадцатым, и бросили о нём жребий.
Итак, церковь совещалась и молилась, окончательный выбор предоставив Господу, подразумевая начальником собрания присутствующего Бога и полагаясь на Его выбор (12).
Очевидно, что и сам Петр, будучи исполнен Святого Духа, и назначенный Иисусом пастырем, не говорит от имени Бога и не принимает вместо Бога решений и не считает себя самым старшим в собрании верующих.
Когда на пятидесятый день после ухода Иисуса на его учеников и на собрание еще около ста двадцати человек Его последователей сошел Святой Дух в виде языков пламени, Петр, проповедуя Евангелие, объясняет свидетелям этого события, что сбылось то, о чем говорил Иисус: воскреснув Он излил Святого Духа, который сейчас все видят и слышат (13). И призывал всех покаяться, креститься во имя Иисуса Христа и принять Святого Духа. (Призыв креститься именно во имя Иисуса, а не просто в покаяние, перекликается с призывом признать грехом их прежнее неверие в Иисуса (14), принять Господом Иисуса, а также с обетованием: и о чем ни попросите во имя Моё, будет вам (15). Далее Петр говорит: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь, Бог наш» (Деяния глава 2 стих 39). В тот день покаялось и приняло Святого Духа около трёх тысяч человек.
Как жили и что чувствовали люди, обретшие Господа, видно из отрывка (16): они постоянно пребывали в общении, апостолы (слово «апостол» в переводе с греческого означает «посланник», так тут называют учеников Иисуса) передавали им учение Иисуса, молились, единодушно пребывали в храме, и «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Действительно, Иисус прежде разламывал и давал Своим ученикам хлеб со словами: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (17). Так, видим, христиане охотно приняли за правило отламывать и есть хлеб, как заповедал Господь, каждодневную еду - у себя дома, в напоминание себе и членам своей семьи о том, что истинный хлеб жизни - Иисус, та духовная пища, которую Он дает верующим.
Главную свою задачу ученики Иисуса как последователи учения Иисуса видели в содействии Богу в привлечении к духовной церкви Иисуса как можно большего числа людей. И Бог ярко проявлял Свою силу через служение Его учеников. Уверовавших в Иисуса по проповеди Петра были тысячи и тысячи, и число их продолжало расти каждый день, и вера в Бога и в благословение Им Петра были настолько сильными, что они приносили больных и укладывали на улице на пути следования Петра, подразумевая, что даже тень Петра наполнена Святым Духом и, упав на больного, принесет исцеление (18). А ученики продолжали укреплять разум, душу и волю верующих словом Божьим.
О главенствующей роли Господа во спасении говорил Иисус, объясняя, что спастись (прийти к Богу) можно только через принятие жертвы Иисуса (19), но привлечь к этому принятию может только Господь (20). Вот Иисус незадолго до Его казни просит Бога «освятить истиной» других Его учеников, помимо двенадцати - а именно тех, кто уверовал в Него «по слову их» (21). Это равносильно просьбе о спасении тех, кто уже принял решение, но еще недостаточно наполнен верой эмоционально и духовно: излить на них Святого Духа в полной мере.
Таким образом, во спасении участвуют Бог и Иисус. Слово Божье, данное через Иисуса, молитва и пост и укрепление в Святом Духе - путь и средство спасения. Несущий слово Божье людям и внимающие этому слову - прямые или опосредованные, образно говоря, структурные элементы единой с Богом и Иисусом духовной церкви.
О том, что духовная церковь строится исключительно по признаку личных отношений каждого верующего с Богом и не зависит от места и количества людей, представляющих в данный момент в данном месте эту духовную церковь, говорит следующий эпизод. Как-то ученики обратились к Иисусу с рассказом о человеке, который именем Иисуса исцеляет и изгоняет бесов, и о том, что они запретили ему это делать по причине, что тот не ходит с ними. На это Иисус ответил: «Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (22). Т. е. вот тут есть Иисус с учениками и где-то там есть человек, по сути ученик Иисуса, самостоятельно, без собрания с другими учениками, именем Иисуса творящий чудеса - это все одна духовная церковь, образованная общим духом верующих последователей Иисуса, Духом Иисуса ( а значит, Святым Духом) (23).
На том же принципе отношений с Богом строились и отношения между членами собрания. Немного повторимся: когда Алания обманул собрание Петр прямо говорит ему: «…Ты солгал не человекам, а Святому Духу» (24).
Принципу приоритетного служения Богу следовали Петр и апостолы в отношении начальствующих, не принимавших их веру. После ухода Иисуса: «Петр же и апостолы в ответ /первосвященнику/ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (25). Также в противостоянии с начальниками, старейшинами и книжниками Петр и Иоанн: «…справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога?» (26).
Подытоживая, можем сказать, что духовная церковь в собрании верующих жива их силой, волей и любовью реализовывать Божьи заповеди и учение Иисуса под водительством Бога.
Ссылки:
1. (Ин 4):
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
—
23 Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Евангелие от Иоанна 4 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/4/
2. (Ин 6):
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Евангелие от Иоанна 6 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/6/О христианском учении 14. О собрании верующих
3. (Ин 6):
63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
Евангелие от Иоанна 6 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/6/
4. (Ин 13):
33 Дети! недолго уже быть Мне с вами…
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Евангелие от Иоанна 13 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/13/
5.(Ин 13):
3 Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Пётр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлёгши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Евангелие от Иоанна 13 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/13/
6.(Мф 18):
1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5 и кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает;
—
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного.
Евангелие от Матфея 18 глава — Библия: https://bible.by/syn/40/18/
7. (Лк 22):
24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
Евангелие от Луки 22 глава — Библия: https://bible.by/syn/42/22/
8. (Лк.22):
32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
34 Но Он сказал: говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня.
Евангелие от Луки 22 глава — Библия: https://bible.by/syn/42/22/
9. (Ин 21):
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Евангелие от Иоанна 21 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/21/
10. (Лк 22):
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моём, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Евангелие от Луки 22 глава — Библия: https://bible.by/syn/42/22/
11. (Бытие 49): 28 Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому своё.
Бытие глава 49 стих 28 — Быт 49:28: https://bible.by/verse/1/49/28/
12. (Деяния 1):
15 И в те дни Пётр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
18 но приобрёл землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть «земля крови».
20 В книге же Псалмов написано: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нём»; и: «достоинство его да приимет другой».
21 Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в своё место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Деяния апостолов 1 глава — Библия: https://bible.by/syn/44/1/
13. (Деяния 2):
33 Итак, Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
Деяния апостолов 2 глава — Библия: https://bible.by/syn/44/2/
14. (Ин 16):
7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
9 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11 о суде же, что князь мира сего осуждён.
Евангелие от Иоанна 16 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/16/
15. (Ин 16):
22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чём. Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам.
24 Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
Евангелие от Иоанна 16 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/16/
16. (Деяния 2):
41 Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44 Все же верующие были вместе и имели всё общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Деяния апостолов 2 глава — Библия: https://bible.by/syn/44/2/
17. (Лк 22):
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание.
Евангелие от Луки 22 глава — Библия: https://bible.by/syn/42/22/
18. (Деяния 5):
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
Деяния апостолов 5 глава — Библия: https://bible.by/syn/44/5/
19. (Ин 14):
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Евангелие от Иоанна 14 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/14/
20. (Ин. 6:44):
44 Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
Евангелие от Иоанна 6 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/6/
21. (Ин.17):
20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
Евангелие от Иоанна 17 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/17/
22. (Мк 9):
38 При сём Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40 Ибо кто не против вас, тот за вас.
41 И кто напоит вас чашею воды во имя Моё, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Евангелие от Марка 9 глава — Библия: https://bible.by/syn/41/9/
23. (Ин 17):
20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
26 И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
Евангелие от Иоанна 17 глава — Библия: https://bible.by/syn/43/17/
24. (Деяния 5 ):
4 Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу.
Деяния апостолов 5 глава — Библия: https://bible.by/syn/44/5/
25. (Деяния 5):
29 Пётр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
Деяния апостолов 5 глава — Библия: https://bible.by/syn/44/5/
26. (Деяния 4):
19 Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
Деяния апостолов 4 глава — Библия: https://bible.by/syn/44/4/
Свидетельство о публикации №223110801644