В Кремле по делам

          В Кремле я бывал неоднократно - и в Государственном Кремлевском дворце, и в Оружейной палате, и как экскурсант при осмотре Царя-пушки, Царя-колокола, кремлёвских соборов и на церемониальном выступлении Президентского полка.
          Но мне довелось бывать там и по служебным делам, о чём я и хочу поведать. Надеюсь, что это будет интересно.
          Впервые я там был в этом качестве где-то в сентябре 1987 года. Тогда я работал в Министерстве автомобильной промышленности СССР и занимался вопросами разработки и испытаний новых моделей легковых автомобилей и автобусов. В то время в СМИ появились сообщения о подготовке выпуска нового чехословацкого легкового автомобиля  “Шкода Фаворит”, который являлся аналогом (или конкурентом) нашего нового автомобиля ВАЗ-2110, находившегося тогда в стадии разработки.
          Заместитель Председателя Совета Министров СССР Иван Степанович Силаев, курировавший в правительстве Н.И.Рыжкова гражданское машиностроение, проявил интерес к новому чехословацкому автомобилю и обратился в Минавтопром СССР с просьбой дать ему справку об этом автомобиле.
          Это поручение снизошло до меня. Из имевшихся у меня источников я подготовил подробную справку, подписал её у вышестоящего начальника и по его заданию отправился в Кремль для передачи этой справки И.С.Силаеву.
         Бюро пропусков Кремля находится слева от Спасской башни. Получив там заказанный на меня пропуск, я вошел в Кремль через проход справа от Спасской башни.   
         Возле прохода у меня первый раз проверили пропуск. Войдя, я пошел сразу направо вдоль кремлёвской стены. Пройдя мимо снесённого ныне за ненадобностью 14-го корпуса (бывшего здания Президиума Верховного Совета СССР), я подошёл к зданию Сенатского дворца, где тогда размещалось Правительство СССР. Вошел в угловой подъезд и, пройдя несколько метров, оказался внутри ротонды, над куполом которой тогда и сейчас развевается государственный флаг.
          Раньше в этой ротонде был Свердловский зал, где проходили пленумы ЦК КПСС, заседания правительственных комитетов и комиссий и другие мероприятия.
         В настоящее время в ротонде вновь воссоздан Екатерининский зал таким, каким он был до Революции, естественно с некоторыми современными доработками (освещение, акустика и пр.)
         В двери, ведущей из ротонды дальше, стоявший офицер вторично проверил мой пропуск, паспорт и пропустил меня. Дальше я шел по длинному коридору. Справа от меня были окна, обращённые во внутренний двор. Слева - стена с тёмными дубовыми панелями и редко расположенными дубовыми дверями (такая отделка была выполнена в 1933 году по указанию И.В.Сталина). Что меня поразило, так это абсолютное безлюдье. Я прошел по коридору совершенно один, не встретив ни одного человека, хотя это был обычный рабочий день.
        Подойдя к указанной в пропуске двери и открыв её, я попал в довольно просторную приёмную, где сидела секретарша. Поздоровавшись, я представился и сказал о цели своего визита. Дверь с левой стороны приёмной была открыта. Взглянув туда, я увидел огромный кабинет, фактически зал. С левой стороны был большой стол для совещаний, покрытый зелёным сукном, и с аккуратно приставленными стульями. А далеко справа в углу находился письменный стол Силаева. Самого его в кабинете не было.
         Вообще-то очень интересно было бы знать, кто занимал этот кабинет с ленинско-сталинских времён. Некоторые из этих больших начальников были расстреляны (Чубарь В.Я., Косиор С.В., Рудзутак Я.Э., Межлаук В.И., Вознесенский Н.А., Берия Л.П.), кто-то изгнан с понижением в должности (Каганович Л.М., Первухин М.Г., Сабуров М.З., Шелепин А.Н., Полянский Д.С.), кто-то пошел на повышение (Булганин Н.А., Ворошилов К.Е., Маленков Г.М., Косыгин А.Н., Тихонов Н.А. и потом тот же Силаев И.С.) или на перемещение по горизонтали, кто-то преждевременно умер от болезни или слабости здоровья (Цюрупа А.Д., Куйбышев В.В., Ефремов А.И., Малышев В.А., Костандов Л.А.), а кто-то  доработал здесь до пенсии и был отправлен на заслуженный отдых. Конечно, не все они сидели в разное время именно в этом кабинете, но кто-то из них – несомненно.
         Секретарша попросила меня пройти в комнату с правой стороны приёмной, где сидел помощник Силаева по фамилии Стрельбицкий. Я отдал ему справку, которую он внимательно прочитал. Потом поблагодарил меня, отметил мой пропуск, после чего я ушёл. Выйдя в коридор, я решил ради интереса пройти по нему дальше. За поворотом коридор продолжался и упирался в дверь. Я хотел её открыть, но она была заперта.
         Позже я догадался, что скорей всего подошёл изнутри к самому главному, северо-западному подъезду Сенатского дворца (у Никольской башни). Тому, который Г.К.Жуков в своей книге “Воспоминания и размышления”, называл “Уголок”. Дверь из коридора 1-го этажа к этому подъезду, видимо, вообще никогда не открывалась для прохода людей с марта 1918 г., когда Совнарком переехал в Кремль, т.к. этим подъездом пользовались и сейчас пользуются первые лица страны и приглашенные ими высокие зарубежные гости – президенты и премьер-министры.
         Пришлось мне идти обратно. Людей по-прежнему никого не встретил.
         Предполагаю, что заместители Председателя Совета Министров, управляющий делами Совета Министров, союзные министры (по вызову) и другие высокие начальники, а также фельдкурьеры с секретной почтой пользовались для входа и выхода из Сенатского дворца южным подъездом, выходящим на Ивановскую площадь, напротив Царя-колокола и Царя-пушки, неподалёку от которого парковались их служебные ЗиСы, ЗиЛы, ЗиМы и "Чайки" официального черного цвета.
         Остальные работники Совета Министров (секретари, помощники, референты, советники, канцеляристы  и прочая обслуга) скорей всего пользовались подъездом, через который вошел я.
         Я вышел опять в помещение ротонды и увидел, что вдоль круглой стены идет широкая лестница наверх. В стене ротонды были ниши с какими-то старинными скульптурами греко-римского типа. Я решил подняться по этой лестнице на 2-й этаж, чтобы узнать, что находится там.
         Сокровенным моим желанием было дойти до бывшего кабинета И.В.Сталина, который как я знал из документальной литературы, находился на 2-м этаже Сенатского дворца со стороны Арсенала, и узнать, что же там находится сейчас. Но когда я поднялся по лестнице и открыл дверь 2-го этажа, ко мне подошёл офицер охраны. Посмотрев мой пропуск, он сказал, что пропуск только для входа на 1-й этаж. Пришлось мне спуститься обратно, так и не узнав тогда тайну бывшего кабинета Сталина.
         Позже из Интернета я узнал, что бывший кабинет Сталина (который после его смерти последовательно занимали председатели Совета Министров СССР - Маленков, Булганин, Косыгин, Тихонов, Рыжков, Павлов) сейчас частично встроен в зал заседаний Совета Безопасности, но с окнами, обращёнными уже во внутренний двор. На выходе из Кремля у Спасских ворот пропуск у меня отобрали. Так закончился мой первый служебный визит в Кремль.
         Следующий мой деловой визит туда состоялся в 1993 году. В это время наше Министерство готовило свои предложения к Государственному оборонному заказу. В частности, по просьбе АМО ЗИЛ, было решено предложить Правительству РФ профинансировать разработку и организацию производства нового семейства легковых автомобилей высшего класса для транспортного обслуживания высших руководителей страны и глав иностранных государств, прибывающих в РФ с официальными визитами.
         Выпускавшиеся на протяжении ряда лет мелкими сериями автомобили ЗиЛ-41052 и ЗиЛ-41047 к тому времени уже морально устарели по дизайну, некоторым параметрам, показателям, техническим решениям и возникла необходимость их замены на автомобили нового поколения.  На заводе уже был создан эскизный проект нового автомобиля.
         Когда соответствующие предложения в Гособоронзаказ со стороны нашего Министерства были подготовлены, то потребовалось с ними ознакомить и получить письменное согласование от Транспортной службы Главного управления охраны РФ (сейчас ФСО РФ), т.е. от Гаража особого назначения (ГОНа).
         И вот я опять иду в Кремль. Заказанный на меня и полученный пропуск я предъявил сначала офицеру в Кутафьей башне. Затем вошел в Кремль через Троицкие ворота и сразу, не доходя до Государственного Кремлевского дворца, повернул направо. Здесь на посту стоял солдат, который тоже попросил меня предъявить пропуск, что я и сделал.
         Сам ГОН и обслуживающие его подразделения, точнее основная их часть, находятся в южной пристройке к Потешному дворцу, построенному ещё в 1651 году и расположенному между Троицкими воротами и Алмазным фондом. В этом дворце с 1921 до 1932 года на третьем этаже находилась кремлевская квартира И.В.Сталина, из которой после самоубийства своей жены Надежды Аллилуевой он переселился в сначала в северную пристройку к Потешному дворцу, поменявшись квартирами с Н.И.Бухариным, затем в Сенатский дворец и, наконец, в 1934 г. в свою знаменитую Кунцевскую “ближнюю” дачу.
          Кстати в киноэпопее “Освобождение” в начале 1-й серии Сталин въезжает в Кремль и выходит из машины у Потешного дворца, а затем проводит там совещание с военачальниками. Это конечно не соответствует исторической действительности. В Потешном дворце Сталину уже нечего было делать. Видимо провести съёмку этого эпизода у северо-западного подъезда Сенатского дворца, куда действительно входил Сталин и проводил там совещания в своём кабинете на втором этаже, по каким-то причинам киношникам тогда не разрешили. Видимо опасались недовольства Леонида Ильича.
          В Потешном дворце по соседству с бывшей квартирой И.В.Сталина до 1962 года проживал К.Е.Ворошилов, пока его не переселили в элитный дом на ул. Грановского (ныне Романов переулок).
         Пройдя сотню метров вдоль Потешного дворца мимо бывшего сталинско-ворошиловского подъезда, я вошел в арку ворот, ведущих непосредственно в ГОН. Здесь тоже находился солдат-охранник, которому я уже в третий раз предъявил свой пропуск и вошел во двор.
          Слева и справа от себя я увидел несколько черных лимузинов – ЗиЛов и “Волг” (“Мерседесов” тогда ещё в ГОНе не было). Некоторые машины стояли под открытым небом, другие в боксах, двери большинства которых были открыты. Я заметил, что для каждого автомобиля в гараже имеется отдельный бокс со смотровой ямой, контрольно-диагностическим и ремонтным оборудованием. Войдя в подъезд внутри двора, я поднялся на 2-й этаж, где представился начальнику Транспортной службы ГУО, начальнику ГОНа Ю.Кружилину – мужчине лет 45, спортивного вида. Но он был должен куда-то срочно отлучиться и попросил меня подождать в коридоре. Ожидая, я стал ходить по внутренним помещениям Потешного дворца.
         Сводчатые потолки, сводчатые арки дверей и окон -  всё это отдавало стариной.   Многие двери были открыты и мне удалось кое-что посмотреть. В одной комнате находилась спальня на несколько кроватей, в другой комнате был “красный уголок” с телевизором и шахматами, в третьей – буфет. Одна комната была закрыта и на ней была табличка “Диспетчерская”. Всё это, как я понял, предназначено для круглосуточно, посменно дежурящих диспетчеров, водителей, механиков и выездных охранников.         
         На стенах помещения увидел несколько фотографий и документов из истории ГОН, где узнал, что ГОН был организован в январе 1920 года по специальному постановлению Совнаркома.
         Многие годы ГОН размещался в нынешнем Манеже и лишь после войны, когда из ГОНа были выделены автобазы ЦК КПСС и Совета Министров СССР, ГОН обосновался во дворе Потешного дворца Кремля.
         Вскоре пришел Кружилин и стал изучать принесенный мной документ. Затем к нему пришел какой-то сотрудник и Кружилин опять попросил меня подождать в коридоре. Но дверь была не совсем прикрыта и мне удалось услышать их разговор. Они обсуждали вопрос погрузки автомобилей в самолет для отправки куда-то за рубеж, куда с визитом должен был отправиться кто-то из наших высших руководителей. После этого Кружилин опять пригласил меня, взялся за принесённый мной документ, внимательно его читал, размышлял и, наконец, подписал. Я, забрав документ и отметив у него свой пропуск, попрощался с ним и ушел.
         Легковые ЗиЛы есть не только в ГОНе. Три кабриолета, предназначенные для обслуживания парадов на Красной площади, принадлежат автобазе Генерального штаба. (Два автомобиля с военачальниками объезжают для приветствий войска и открывают парад, а один, запасной, стоит в Кремлёвском проезде). Эти автомобили каждый год в апреле, в преддверии парада Победы приезжали в сопровождении машин ГИБДД на родной завод, где в 6-м механосборочном корпусе проводилась их углублённая диагностика и профилактический ремонт. Через несколько дней опять же в сопровождении машин ГИБДД они возвращались на свою автобазу. Это я неоднократно видел сам, когда потом  работал на ЗИЛе.
         Что касается моего последнего визита в Кремль, то он оказался безрезультатным.
         Правительство всё же не включило тогда разработку новых автомобилей ЗиЛ в Гособоронзаказ, а для транспортного обслуживания высших руководителей стали закупать “Мерседесы”.         
         Однако несколько лет спустя институтом НАМИ был разработан проект семейства автомобилей "Кортеж", в составе которого имеется президентский лимузин “Aurus-41231SB”.
        Но автомобиль выпускается не ЗиЛом, которого уже нет, а компанией "Соллерс".
        Президент уже несколько лет ездит на новом автомобиле, в т.ч. во время зарубежных визитов. На таком же лимузине, только белого цвета, ездит президент Туркмении Г.Бердымухамедов.
        Не так давно Президент В.В.Путин подарил автомобиль Aurus-41231SB Президенту КНДР Ким Чен Ыну.


Рецензии