О христианском учении 17. Роль и место Ветхого Зав

Роль и место Ветхого Завета как идеологии в Новом Завете
 
         Перед нами два Завета: Ветхий и Новый. Ветхий Завет - первоначальный договор между евреями и Богом (до прихода Иисуса). Бог дает целый свод законов, десять из них основополагающих, в случае выполнения которых Бог обещает им новые земли и победу над врагами, возвышение над остальными народами  «в чести, славе и великолепии»(Второзаконие 34:1-4; 26:19, 28:1).  В случае же невыполнения этих законов  Бог проклянет избранный Им народ и рассеет его по земле (Второзаконие 15-68). Так Бог говорит евреям: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзаконие 30:19).
         На момент прихода Иисуса история еврейского народа демонстрирует то обретение евреями вожделенных ими земель, то потерю ими же власти вплоть до полного исчезновения отдельных родовых колен, что по сути отражает их отношение к выбору, предоставленному им Богом.

         В Новом Завете пославший Мессию Бог дает через  Спасителя несколько законов и правил, универсальных для всех народов. Особое значение приобретают понятия «ближний» и «любовь к ближнему», братские  отношения между верующими — независимо от их национальности. В случае выполнения этих законов человек как Божье дитя обретает  духовную победу над миром и переходит в безграничное во времени Царство Небесное, вечную жизнь. Т.е. посланный Богом Спаситель освобождает все народы от любого гнета любых темных сил. Очевидно, что вносить изменения в Божий Закон мог только Бог, и делал Он это через единого с Ним Сына Бога, потому что Сам Господь учил евреев (Второзаконие, 5:32): «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево».

         Как восприняли евреи приход Иисуса Христа - известно. Часть народа поверила Ему (Луки 7:16-17): «...И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности». Сравним (Ветхий Завет, Второзаконие 18:22): «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его». На глазах у сотен и тысяч Иисус оживлял и исцелял людей именем Бога, и ни у кого не должно было остаться сомнений, что он послан Богом. Тем не менее книжники и фарисеи не приняли Иисуса, как мы знаем,  и научили  народ требовать казни Иисуса.
         Также книжники и фарисеи намеренно скрыли от народа факт воскресения Иисуса, тем самым оставив в заблуждении всех, кто поверил им, а не Иисусу. Последователи тех самых  книжников и фарисеев стали носителями, а где-то и  соавторами иудаизма,  где иудейское священное писание Танах по содержанию совпадает с Ветхим Заветом (изменен только порядок глав и в Танах не включены неканонические книги), Тора - с Пятикнижием Моисея( составная часть Ветхого Завета), Талмуд же (II - XVIIIвв.) образован многочисленными толкованиями и комментариями к Танаху и Торе.  Таким образом сторонники  иудаизма как самостоятельного  учения -  те, кто не приняли Иисуса, не родились свыше (подробнее о рождении свыше в следующей главе), а остались в состоянии ожидания Спасителя, который, по их представлениям, по приходе реализует  по существу  те же их цели, что в Ветхом Завете (обретение земель, подчинение других народов, спасение как установление господства евреев и обретение исключительно ими всевозможных  благ и преференций от Бога).
         О таких, как они, Иисус говорит:   
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется дом ваш пуст. Ибо сказываю вам, что не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во имя Господне!» (Матфея 23:37-39). 
         Заметим, что по форме десять основных заповедей Ветхого Завета содержат значительную часть заповедей Нового Завета (не убий, не кради, не прелюбодействуй и другие). Но то обстоятельство, что в Ветхом Завете эти законы определяют отношения между евреями, используется многими книжниками (раввинами) как повод поставить под сомнение применимость этих законов в отношениях между евреями и другими народами в принципе, а не в историческом контексте Ветхого Завета, и обозначить весь внешний мир враждебным евреям. Отметим также, что об иных народах Бог говорит в Ветхом Завете как о таковых, что не являются братьями евреям (и поэтому не могут быть выбраны евреями в качестве царей над евреями) (Второзаконие 17:14-15). Либо, еще более наглядно (Ветхий Завет, Второзаконие, 15:2-3): «Прощение же состоит в том, что всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего… с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости».
 
         В Евангелиях Иисус говорит на упреки фарисеев по нарушению Им правил Ветхого Завета (Матфея 9:16-17): «…И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». По существу,  так  и соотносятся Ветхий и Новый Завет - как ветхая и новая одежда, как ветхие и новые мехи. На вопросы: для чего мы живем, как нам жить и  что с нами будет - Ветхий и Новый Заветы дают существенно различающиеся ответы, хоть в обоих  речь идет об одном Боге.
         «… И во всём, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым /Ветхий Завет/, оправдывается Им /Иисусом/ всякий верующий» (Деяния, 13: 38-39, Новый Завет).  Также: «…ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоанна 1:17).

         Иисус Христос же является  тем самым Мессией, приход которого предсказан Ветхим Заветом. Это следует, в частности, из соответствия нарративов Ветхого Завета касательно Спасителя фактам  жизни и деятельности Иисуса, от Его рождения до ухода к Отцу, и по настоящее время, а именно:
         Сын Божий родится в Вифлееме ( Мих. 5:2;Пс. 2:7), Его не примут   иудейские священники (Пс. 117:22), Его предаст за тридцать сребренников один из учеников (Зах. 11:12;Пс. 40:10), Он добровольно пойдёт на смерть (Ис. 53:7). Его распнут в Иерусалиме вместе с разбойниками ( Ис. 53:12, Зах. 12:10). Воскреснет (Ос. 6:2), создаст Новый Завет (Ис. 42:6), создаст церковь, которая распространится по всей Земле (Быт. 49:10)и многие другие.

   
   


Рецензии