Об инструментах создания произведений. Итоги 6 мес

Приветствую, дорогой Читатель. Эта статейка не займёт у вас много времени. Она продолжает тему, начатую в этой статье http://proza.ru/2023/02/28/1242. В течении шести месяцев я вёл написание текста HEAL на GitHub.com с использованием средств разработки программ VisualStudio, VSCode, а также веб-интерфейса GitHub.com.

Ещё раз для тех, кто считает, что важно содержание, а не инструмент: вы бесконечно правы. Моей задачей был эксперимент по созданию романа с проектным размером в 200 глав, где уже сейчас прорабатывается около тридцати персонажей. Тот, кто пытался сделать что-то подобное, наверняка понимали, что одним winword-файлом эта вся затея не обойдётся: придётся создавать кучу папок с подпапками, куда сливать тексты из текстовых редакторов, фото, иные документы, рефераты и т.д. В общем, артефакты, связанные с произведением. Я это уже проходил, и неудобство такой организации цифрового рабочего процесса меня и натолкнуло на идею использования проверенных инструментов программиста, позволяющих создавать код в миллионы строк, работающий согласованно и правильно. Конечно, литература - это не программный код, но, тем не менее, согласитесь: всем приятно читать согласованный, грамотный текст, хорошо продуманный сюжет, не линейный, но замкнутый, без сюжетных дыр или недосказанности. Утопия - скажете вы? Возможно. Инструменты не сделают из вас великих писателей, также как и не сделают из вас великих программистов. Инструмент может лишь облегчить процесс, а значит - подарить драгоценное время, которое можно потратить на что-то действительно стоящее.

Время - для меня это ресурс, которого практически нет. Я пишу везде: на работе, в перерывах, когда устаю. Или когда заканчиваются задачи, а это бывает редко. Когда уложу детей спать и сижу в мобильнике, я читаю и редактирую текст. На ПК в своей квартире, на ноутбуке. Плюс ко всему я работаю над иллюстрациями, учусь рисовать в цифре, и иллюстрации мне тоже надо где-то хранить и привязывать к тексту. В общем, требования к непрерывному созданию текста, как минимум, два:

1. Хранение текста в "облаке"
2. Наличие приемлемых онлайн-редакторов (веб, приложения на смартфонах) для набора текста.

Сегодня много чего умеет хранить текст в облаке. Но не всё имеет инструменты редактирования текста. Например, набор главы 2 (https://chebura.github.io/fiction/heal/TIM_BRC_002.html) требует использования языка разметки Markdown (утилита mkdocs автоматически генерирует сайт для глав каждый раз, когда текст сохраняется).

Если взглянуть на картинку, то можно увидеть файловую структуру - директории, файлы, в общем-то это и есть обычная файловая структура. Изменение каждого файла отслеживается утилитой Git. Можно увидеть превью (как это будет выглядеть в вёрстке), можно посмотреть историю изменений, сравнить. Откатить изменения, если надо. Всегда есть возможность отредактировать текст или статью в вебе. Всегда есть локальные репозитории, поэтому если друг облако сломается - это не страшно, при работе с файлами сохраняется локальная копия всего проекта. В общем, я не буду рассказывать о возможностях Git, это всё можно прочитать или послушать видео. Я здесь описываю субъективные ощущения от такого эксперимента, пока писал несколько глав.

Сюжет растянут по времени и в пространстве. Причём уже сейчас в голове есть текст, который раскидан по самым разным точкам развития сюжета. Есть рефераты по изучению тем, которые предстоит описать, есть описания локаций, карты, наброски, ссылки, и это всё не связано, но не должно растеряться. Хранить в виде синхронизированной файловой структуры такие данные очень удобно, однако требует серьёзной дисциплины в работе с репозиторием.

Большим плюсом стало то, что git хорошо интегрируется с Visual Studio, который я прекрасно знаю. Установив дополнительные анализаторы текста, такие как спелл-чекер, я получаю встроенную проверку орфографии. Тут же есть возможность просмотреть результаты своей работы и одним нажатием кнопки залить изменения на сервер, и через несколько минут страницы сайта будут опубликованы. В качестве бонуса у меня ещё есть идея автоматизировать процесс публикации текстов на прозе.ру, но тут вопрос, как к такому отнесётся администрация. Я не хакер и не хочу портить отношения ни с кем.

В общем, моё субъективное решение таково: работать с этим можно, и пока я вижу это единственным инструментом, позволяющим реализовать мой замысел - создание непрерывно обновляющегося большого произведения. Я уже отказался от winword и
confluence.

Ещё одна проблема, которая появилась в процессе - необходимость постоянного сброса мыслей в какое-то хранилище типа "дневника". Рождающиеся на ходу цитаты или сцены, например. Для этого я стал использовать telegram с каналом "Избранное", который доступен только мне. И блокнот в мобиле. Пока так. Но можно и автоматизировать, читать статьи из канала и скидывать в репозиторий произведения.

Хотел бы я рекомендовать это другим? Осваивать такие вещи с нуля, не будучи программистом, сложно. Поэтому, переходить к использованию git и редакторов кода для литературы я бы советовал только тем, кому не удобно и тесно внутри существующих решений - облачных хранилищ с редакторами. И кто готов немного заморочиться. Или много. В любом случае, это всего лишь эксперимент.


Рецензии