Проушина
-Что Ты умеешь делать, юноша? -спросил Учитель.
-Я десять лет прилежно обучался школьным наукам, о Учитель, -ответил Ученик.
-Значит, ты ничего не умеешь делать... Можешь ли Ты понять, что это? -спросил Учитель, коротко кивнув на листок рисовой бумаги, косо висящий на стене над верстаком.
-Это чертёж проушины, о Учитель! Там так написано..., -ответил Ученик присмотревшись.
-Сможешь ли Ты сделать этот предмет своими руками? -спросил Учитель.
-Только если ты меня научишь, Учитель..., -ответил ученик.
-У меня нет времени учить тебя, юноша. У меня есть производственный план. И ещё надо изготовить дюжину проушин сверх плана. Для участия в соцсоревновании..., -ответил Учитель и надолго замолчал, глядя на захватанный грязными пальцами листок рисовой бумаги на стене.
Помолчав, Учитель тихо произнёс: -Мой учитель был Мастером, но меня он ничему не учил. Я всё постиг сам, наблюдая за его работой. Наблюдай и ты за мной. Может быть, когда-нибудь, ты тоже станешь Мастером.
Прошли многие годы.
Жаркое лето сменяло весну, ветренная осень приходила вслед за летом, холодный снег укрывал поля, чтобы стать водой и облаками весной и замкнуть круг Времён.
Ученик научился многому.
Он познал, как и почему жизнь человеческая делится на отрезки времени от аванса и до получки.
Он понял смысл поговорки: "Пошли дурака за водкой..."
Он на себе испытал, почему люди говорят, что утро добрым не бывает.
Он научился размечать по размерам чертежа контуры для проушины; вырубать молотком и зубилом из стального листа заготовку; обрабатывать её края разными напильниками; сверлить и зенковать отверстия; шлифовать металл наждачной бумагой.
Пальцы его покрылись роговыми мозолями, а ладони стали твёрдыми, как полотно совковой лопаты.
Однажды он показал свою самую лучшую проушину Учителю.
Тот оглядел её со всех сторон и небрежно бросил в ящик для готовых изделий.
-Ну как, Учитель? -робко спросил Ученик.
Учитель ему не ответил, лишь сплюнул себе под ноги на замасленный бетонный пол.
Прошли ещё многие годы.
Виски Ученика посеребрила седина, а лицо избороздили глубокие морщины.
Ученик научился всему.
Он научился: узнавать "на зуб" марку стали; на вкус различать присадки в металле; на глаз определять класс обработки изделия и номер напильника; на ощупь узнавать диаметр сверла и угол заточки зубила.
Он узнал: как пахнут металлические опилки из-под ножовки и чем пахнет стружка из-под резца токарного станка.
Он выучил все рабочие присказки Учителя:
-Хочешь жни, а хочешь куй, всё равно получишь буй!
-Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт!
-Ветер дует прямо в спину! Не пора ли к магазину?
-Зае...ь картошка с мясом! Она и без мяса зае..ь!
-Царь - дурак, Аляску продал, а Чукотку - нет!
Однажды поздней осенью, когда красные кленовые листья липли к мокрому серому асфальту под холодным дождём льющим из чёрных туч, Ученик почтительно дотронулся до рукава спецовки Учителя и произнёс: -Учитель! Я постиг все секреты твоего мастерства. Вчера я остался после смены и до полуночи сравнивал проушины которые делаешь ты, с теми, которые сделал я сам. Я положил их рядом и не смог найти отличия. Скажи же, почему ты говоришь, что ты - Мастер, а я - лишь головка от болта?
-Э! -сказал Учитель.
Он вытер ветошью грязные руки, достал из нагрудного карман комбинезона мятую пачку "Примы" и прикурил от горящей спички, поднесённой Учеником.
-Все эти годы ты видел только одну сторону этого листка рисовой бумаги..., -вместе с дымом выдохнул слова Учитель.
Затем он отлепил от стены чертёж проушины и протянул Ученику.
На оборотной стороне листа рисовой бумаги чёрными корявыми хвостатыми значками, похожими на раздавленных комаров, было что-то написано.
-Я не могу этого прочитать, о Учитель! -в отчаянии воскликнул Ученик.
-Э! Мой учитель говорил, что здесь написано: "Наника о манабу ни ва, риппана хитобито но кои о кансатсу ши, джибун но фукандзэн-са о сиру дакеде дзюбундэсу.", -ответил Учитель.
-Это что-то должно означать..., -растерянно произнёс Ученик.
-Слово в слово, ты повторил слова моего Учителя... Он прошептал их перед своей смертью здесь, в цехе у верстака. С тех пор, как и он, я продолжаю делать проушины и размышлять над смыслом таинственной надписи. Делай это и ты, -ответил учитель, прикрепляя листок рисовой бумаги над верстаком.
В эту смену они размышляли вместе и сделали две дюжины проушин сверх плана.
Свидетельство о публикации №224021500572