Проушина

Ветер гнал по улице сухие лепестки цветков черемухи, а в синем небе ярко сияло Солнце, когда Ученика привели к Учителю.

-Что Ты умеешь делать, юноша? -спросил Учитель.

-Я десять лет прилежно обучался школьным наукам, о Учитель, -ответил Ученик.

-Значит, ты ничего не умеешь делать... Можешь ли Ты понять, что это? -спросил Учитель, коротко кивнув на листок рисовой бумаги, косо висящий на стене над верстаком.

-Это чертёж проушины, о Учитель! Там так написано..., -ответил Ученик присмотревшись.

-Сможешь ли Ты сделать этот предмет своими руками? -спросил Учитель.

-Только если ты меня научишь, Учитель..., -ответил ученик.

-У меня нет времени учить тебя, юноша. У меня есть производственный план. И ещё надо изготовить дюжину проушин сверх плана. Для участия в соцсоревновании..., -ответил Учитель и надолго замолчал, глядя на захватанный грязными пальцами листок рисовой бумаги на стене.

Помолчав, Учитель тихо произнёс: -Мой учитель был Мастером, но меня он ничему не учил. Я всё постиг сам, наблюдая за его работой. Наблюдай и ты за мной. Может быть, когда-нибудь, ты тоже станешь Мастером.

Прошли многие годы.

Жаркое лето сменяло весну, ветренная осень приходила вслед за летом, холодный снег укрывал поля, чтобы стать водой и облаками весной и замкнуть круг Времён.

Ученик научился многому.

Он познал, как и почему жизнь человеческая делится на отрезки времени от аванса и до получки.

Он понял смысл поговорки: "Пошли дурака за водкой..."

Он на себе испытал, почему люди говорят, что утро добрым не бывает.

Он научился размечать по размерам чертежа контуры для проушины; вырубать молотком и зубилом из стального листа заготовку; обрабатывать её края разными напильниками; сверлить и зенковать отверстия; шлифовать металл наждачной бумагой.

Пальцы его покрылись роговыми мозолями, а ладони стали твёрдыми, как полотно совковой лопаты.

Однажды он показал свою самую лучшую проушину Учителю.

Тот оглядел её со всех сторон и небрежно бросил в ящик для готовых изделий.

-Ну как, Учитель? -робко спросил Ученик.

Учитель ему не ответил, лишь сплюнул себе под ноги на замасленный бетонный пол.

Прошли ещё многие годы.

Виски Ученика посеребрила седина, а лицо избороздили глубокие морщины.

Ученик научился всему.

Он научился: узнавать "на зуб" марку стали; на вкус различать присадки в металле; на глаз определять класс обработки изделия и номер напильника; на ощупь узнавать диаметр сверла и угол заточки зубила.

Он узнал: как пахнут металлические опилки из-под ножовки и чем пахнет стружка из-под резца токарного станка.

Он выучил все рабочие присказки Учителя:

-Хочешь жни, а хочешь куй, всё равно получишь буй!
-Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт!
-Ветер дует прямо в спину! Не пора ли к магазину?
-Зае...ь картошка с мясом! Она и без мяса зае..ь!
-Царь - дурак, Аляску продал, а Чукотку - нет!

Однажды поздней осенью, когда красные кленовые листья липли к мокрому серому асфальту под холодным дождём льющим из чёрных туч, Ученик почтительно дотронулся до рукава спецовки Учителя и произнёс: -Учитель! Я постиг все секреты твоего мастерства. Вчера я остался после смены и до полуночи сравнивал проушины которые делаешь ты, с теми, которые сделал я сам. Я положил их рядом и не смог найти отличия. Скажи же, почему ты говоришь, что ты - Мастер, а я - лишь головка от болта?

-Э! -сказал Учитель.

Он вытер ветошью грязные руки, достал из нагрудного карман комбинезона мятую пачку "Примы" и прикурил от горящей спички, поднесённой Учеником.

-Все эти годы ты видел только одну сторону этого листка рисовой бумаги..., -вместе с дымом выдохнул слова Учитель.

Затем он отлепил от стены чертёж проушины и протянул Ученику.

На оборотной стороне листа рисовой бумаги чёрными корявыми хвостатыми значками, похожими на раздавленных комаров, было что-то написано.

-Я не могу этого прочитать, о Учитель! -в отчаянии воскликнул Ученик.

-Э! Мой учитель говорил, что здесь написано: "Наника о манабу ни ва, риппана хитобито но кои о кансатсу ши, джибун но фукандзэн-са о сиру дакеде дзюбундэсу.", -ответил Учитель.

-Это что-то должно означать..., -растерянно произнёс Ученик.

-Слово в слово, ты повторил слова моего Учителя... Он прошептал их перед своей смертью здесь, в цехе у верстака. С тех пор, как и он, я продолжаю делать проушины и размышлять над смыслом таинственной надписи. Делай это и ты, -ответил учитель, прикрепляя листок рисовой бумаги над верстаком.

В эту смену они размышляли вместе и сделали две дюжины проушин сверх плана.


Рецензии