Виртуозы Москвы - военный оркестр

Виртуозы Москвы - военный оркестр

Буквально четыре дня назад я решила попытать счастье найти в интернете запись вальса «Амурские волны» в исполнении духового оркестра министерства обороны, и, к своему огромнейшему удивлению нашла!

 По качеству исполнения я сразу узнала  запись советских времен. Конечно, уже не стоит обсуждать, что в лихие девяностые ГДРЗ (государственный дом радио и звукозаписи с оборудованной студией для записи оркестра, где с потолка свисали микрофоны) был изгнан из своего помещения на улице Качалова, и в интернете висела подробная  информация, как уникальные студии звукозаписи были ликвидированы, что фонд звукозаписей уничтожен и кто это сделал. Ан нет!

 Не знаю, кто из врагов решил, что записи делают только в одном экземпляре. Ну, поиграли немного на наших нервах, делая вид, что уничтожают нашу культуру. Нервы у нас оказались крепкие. Конечно, без любимых мелодий и красивых голосов певцов было тяжко. (Артистичная и женственная Анна Герман, драматичный до трагизма Йак Йолла с крепким вокалом. Любимейший мудрый, остроумный и лиричный Окуджава пропал надолго .) Хоть сама себе сочиняй и пой!

 Наш народ перешёл на самообслуживание, и полезли из щелей песни, написанные в период культурного голода, которые оказались очень резкими по содержанию и такими же замечательными и красивыми, с высокохудожественной поэтикой плюс привычный уровень вокала - так же поднимают дух и дают понять, что разногласий в обществе по поводу происходящего сейчас в нашей стране нет.

 Новое поколение достойно подхватило русские культурные традиции. Посмотрим, как у  ликвидаторов теперь выстоит психика, что все их потуги оказались тщетными, да и «палочка о двух концах» будет теперь стучать русской музыкой, которую они ненавидят всей душой, по их безнадёжно тупым головам.

Много лет я пыталась в интернете найти песни «Соловьи» и «Эх, дороги» в исполнении хора именно под руководством самого Александрова, но тщетно. А в советские годы мы наслаждались крепким и непревзойденно гибким и драматичным тенором-солистом Алексанровского хора и до виртуозности «спетого» хора с чёткой дикцией – примерно 40 человек одновременно и коротко произносят согласные  как один– это надо быть дерижером-хоровиком высшего класса, каким Александров и был.

 Лет десять назад все-таки выскочила песня «Эх, дороги» в исполнении военного хора имени Александрова, соответственно уже современная видеозапись – ни в какие ворота не лезло! Да ещё и мордашки были у многих испитые, хотя была одна молодежь.

Интернет тем не менее продолжал развиваться, наращивая свои возможности и права. А сегодня на меня свалилось целое счастье: «Песенка про жирафа» и «В траве сидел кузнечик» в неподражаемом  исполнении детского хора Гостелерадио. Исполненные юмора оркестровка песен и подголоски вернули мне душевную стабильность.

 А голос малыша-солиста доставил большую человеческую радость, которую я давно не испытывала. Оказалось дело времени. Каждый процесс в обществе неизбежно имеет свои определенные временнЫе рамки.

Производить впечатление бурной деятельности и при это делать все наоборот, а при запросе «где же результат?» отбиваться вескими аргументами и неоспоримыми доказательствами – старая песня. Вопрос только стоит в том: будем решать проблему или нет?

 Я уже три года слышу от зам.начальника управы, что он занимается усердно моей проблемой и при каждой встрече со мной уверяет, что проблема будет решена – перестроить пандус для инвалидной коляски перед подъездом. Я убедилась, что пандуса не будет, а обращаться больше некуда.

 Хотя это вопрос максимум недели: составить грамотный чертеж по моему эскизу и залить бетоном по опалубке. И неужели у вас не вызовет недоумение, что проблема, решение которой от силы займет не больше двух недель, продолжает «решаться» два года?

С музыкой, значит, невозможно было проблему решить раньше, значит были какие-то «подводные» причины.  Появилась возможность – вернулась и наша музыка на свое место, где ей и полагается быть.

Композитор, когда сочиняет мелодию, уже сразу представляет себе, как эта мелодия будет звучать в оркестровом исполнении. Каждый инструмент оркестра имеет свой тембр и тембровая окраска инструмента является определенной краской в палитре звучания оркестра.

Для меня музыка с плохой оркестровкой вообще не музыка. «Амурские волны» -  это долгожданное утешение! Оркестровщик пишет партию для каждого инструмента отдельно, представляя в голове, как будет это всё одновременно звучать; распределяет музыкальные фразы по группам инструментов: когда «ведут» мелодию  трубы, валторны, контрабасы, даёт флейтами подголоски.

  Виртуозная игра военного оркестра министерства обороны вызывает восхищение: легчайшее и непринуждённое «стокатто», мягкое, певучее звучание духовых инструментов, ювелирный переход от «форте» к «пиано» (уход в диминуэндо) и осмысленное проведение музыкальных фраз полностью передают замысел композитора.  ( О слаженности оркестра вопрос вообще не должен стоять).

 Чтобы военные владели музыкальными инструментами – идея, видимо, древняя. Войны не постоянны, армия всегда должна быть наготове. А чем военным заниматься в мирное время? – музыкой! И, как военные имеют обыкновение исполнять свой воинский долг безукоризненно и виртуозно, такое же отношение у них и к музыке – всегда быть на высшем уровне. Это доставляет нам большую радость!
24.02.24, Москва


Рецензии