Вечный спор про Беломорск
ни пешеходных переходов. А зачем ? Ведь все и так знают,
где можно ходить, а где нельзя. В этом городке есть только
направления. Остальное не важно. Совсем недавно и этого
асфальта не было. А было обычное болото. Там жабы квакали.
Сам я бывал в Беломорске многократно, начиная с 1978 года
и по 1988, почти каждый год. Потом ещё ездил в архив Беломорска
за документами для пенсии в 2014 году. Оказалось, что весь
архив моей организации почему-то из Мурманска отправили в этот
страшный и нищий Беломорск. Мне есть что и с чем сравнивать.
В моей морской рыболовной части жизни при СССР очень
часто случались рейсы на судах, в командах которых
попадались жители порта Беломорск. Хотя весь наш
флот и был приписан к порту Мурманск, но главные
директора и головное предприятие находились в Карелии.
В Мурманске была "Оперативная группа судов Беломорской
базы государственного океанического лова рыбы", с мощным
морским флотом, большой ремонтной базой "Фреза" состоящей
из двух плавмастерских, своих причалов и кучи складов на
Западном берегу Кольского залива, напротив рыбного порта
Мурманск.
В Беломорске находилась главная контора, которая занималась
планированием деятельности всей ББГЛ, сбытом готовой рыбной
продукции, снабжением и ещё чем-то, типа Беломорский морской
рыбный порт, Беломорский рыбокомбинат. Все деньги ББГЛ шли
через Беломорск. Деньги очень не маленькие, включая большие
суммы в валюте.
Ещё в Карелии было головное предприятие "Карелрыбпром" в
столице Карелии Петрозаводске. Там было само управление,
большая судоверфь и местный рыбокомбинат. Чем занимался этот
огромный "Карелрыбром" ведал только Господь Бог. Скорее всего
ничем не занимался, обычная прокладка по перекладыванию бумаг.
Но вернёмся к моим Беломорским Карелам на судах базы.
Часто с карелами возникали яростные споры, кто кого кормит.
Это в глобальном масштабе. Кормит Мурманский флот этот Карельский
Беломорск, или наоборот.
Навигатор Коля был из Беломорска. Он доказывал, что Карелия и без
Мурманского флота проживёт неплохо. Мои доводы, что лес может и
закончиться, или Финляндия вдруг откажется его закупать, не работали.
"Лес не закончится никогда и Финляндия будет всегда, скорее рыба в
море закончится". Это Коля так говорил. Но это были 1980-е годы, ещё
был процветающий СССР. В Беломорске тогда начали строить жилые
пятиэтажки для работников ББГЛ. Построили коптильный цех и огромный
холодильник для рыбокомбината. У базы был новейший мощный радиоцентр
в Беломорске, была своя автобаза. Покрыли асфальтом несколько улиц.
Город Беломорск быстро развивался. Всего-то пять лет между прошлым и
счастливым безоблачным будущим.
Но вдруг всё закончилось. Пришли дурные 1990-тые, годы правления
нехристя Ельцина. Сначала Карелия распродала по дешёвке весь флот
из Беломорска и Мурманска. Из-за этого "умерли" Беломорский морской
рыбный порт и рыбокомбинат. Исчезла из Беломорска и сама ББГЛ. Счета
базы закрылись. Объявили банкротство и продали всё на утилизацию.
Город без рыбы из Мурманска голодает вплоть до наших дней. Работа
осталась на ЖД дороге. Ещё была бандитская лесопилка, которая работала
в чёрную. Да так было по всей Карелии, кроме столицы в Петрозаводске.
Теперь вот и Финляндия отгородилась НАТО-вским забором. В Беломорске
наступила полная нищета. Люди разбегаются в разные стороны. Остались
одни магазины. Где работают оставшиеся жители Беломорска неизвестно.
Ещё в Беломорске заканчивался ББК т.н. 19-ый шлюз, знаменитый Беломоро
-Балтийский канал (папиросы были такие с картой).
По каналу ходили суда Беломоро-Онежского пароходства. В Беломорске был
какой-то грузовой порт этого пароходства. Так вот теперь почти ничего
этого не осталось. ББК еле работает, БОП разорился. Грузы не возятся.
Возить нечего. Иногда по ББК проходят круизные суда на Соловецкие
острова.
На этом и закончился мой многолетний заочный спор с навигатором Колей.
Конечно я против этой Карельской нищеты. Но что-то не сходится. А вот
что. Нельзя бестолково проедать деньги от природных ресурсов. Лес весь
спилили. Рыбу почти всю выловили. Суда все продали. Деньги все съели.
Легли и умерли.
Свидетельство о публикации №224030600908