Лекция 4

Книга – лучший друг человека, если, конечно, не считать собак, но если считать собак, то невозможно сосредоточиться на чтении. - Зал одобрительно загудел. Я позволил себе улыбнуться и продолжил: - Полагаю, вы не забыли, что тема нашей лекции - «Молот ведьм» – роковая книга средневековья?

В местечке Монт-Эм, близ Шалона на Марне в 1239 году в один день были преданы огню 182 еретика-катара[1]. Вместе с альбигойцами сожгли женщину, признавшуюся, что она совершила полёт из Шампани в Милан, где присутствовала на торжественной трапезе местных катаров. Чтобы не вызывать подозрений, в кровати, вместо себя, женщина оставила демона, принявшего её образ. Правдивость показаний, определяли собственные признания несчастной. Успешное дознание провёл известный Инквизитор Робер ле Бург[2], который в течение 20 лет сам был катаром, и прекрасно знал нравы и верования этой секты.

«Случай» в Монт-Эме послужил первым камнем, увлёкшим за собой лавину слухов об, открыто слетающихся на шабаши, стаях ведьм, для отлова коих было решено раскинуть «сеть» инквизиционных трибуналов по всей Европе.

Ведьмы проводили свои сборища на старых кладбищах, вокруг виселиц, развалин замков или монастырей. Чтобы туда попасть, использовалась специальная мазь. Достаточно было намазать этой мазью всё тело, произнести магические слова и обратившись в животное или верхом на нём полететь на место сборища. Ветер, буря, дождь, время, расстояние, тьма и прочие помехи отступали перед магическими словами, вылетавшей из трубы, ведьмы. Прибыв на место сбора, ведьма подвергалась тщательному личному досмотру, дабы присутствующие могли убедиться, что на её теле имеются «печать или метки сатаны» (нечувствительные места, к которым прикасался сам дьявол).

После завершения шабаша, начиналось поклонение сидевшему на троне дьяволу с козлиными ногами, длинным хвостом и крыльями как у летучей мыши. Поклонницы и поклонники, повернувшись спиной к дьяволу, отвешивали ему низкие поклоны, отрекаясь от Бога, Богородицы и всех святых.

В полночь приглашенные падали ниц и начиналось пиршество. В изобилии пожирались жабы, трупы и сердца детей, умерших некрещёными. Пиршество сопровождалось циничными танцами и мерзкими оргиями, за которыми следовала «чёрная обедня». Первые лучи света разгоняли ведьм, они разлетались по домам, разбрасывая по дороге мази и яды, которые, что падая на жнива, губили будущий урожай, что называется, прямо «на корню».

Но ведьмы причиняло зло не только в дни своих нечестивых празднеств. Они систематически разбрасывали щепотки особого порошка, изготовленного из толчёных костей мертвецов и пены жаб, и поля покрывались червями, жабами, сусликами и змеями, злодейки колотили магическими палочками по лужам, вызывая проливные дожди и град, переносили плодородие с поля одного крестьянина на поле его соседа и т.д.

Однако ведьмы не были счастливы от союза с дьяволом. Демоны - его представители, не исполняли обещаний, даваемые при заключении договора. Полученные деньги и драгоценности превращались в мусор, жаб и кротов.

Надо признать, что дьявол, как правило, обманывает тех, кто вступает с ним в договорные отношения…

С папского престола о союзе между людьми и Люцифером, как о свершившемся факте первым заговорил Иоанн XXII[3], который впоследствии и сам был заподозрен в связях с нечистой силой. Никому не доверяющий Иоанн искал змееобразный рог, с помощью которого можно было найти яд в любом предмете. Когда Папа, наконец, нашёл обладательницу такого рога, то предложил за него всё своё движимое имущество. Сделка свершилась, и Иоанн немедленно издал грозное распоряжение, в котором говорилось о разных карах в отношении того, кто вознамерится беззаконным образом похитить у него этот рог. В 1326 или 27 году всё тот же Иоанн опубликовал буллу «Super illius specula» (лат. «Под Его взглядом»), направленную против ложных христиан, которые «приносят жертвы демонам, почитают их, изготавливают или добывают изображения, кольца, стеклянные сосуды, зеркала и другие предметы, в которые они заключают демонов с помощью своего магического искусства, заставляя их давать ответы, требуя от них помощи для осуществления своих злодеяний, поступая в самое постыдное рабство за самое позорное дело»...

Кстати! Самый знаменитый лекарь той эпохи Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм[4], более известный как Парацельс, носил персонального демона по имени «Азот» в эфесе своей шпаги.

Во время понтификата следующего Папы Бенедикта XII[5] в Тулузе состоялся первый известный нам процесс против колдовства, а в 1437 в трактате «Formicarium» (лат. «Муравейник»), написанном доминиканским монахом Иоганном Нидером, появилось первое подробное описание ведьм, их злодеяний, и указаны основные способы их распознания.

Беспримерная погоня за дьяволом принимала тем более странные формы, что сама Церковь изобретала новые, а порой и весьма неожиданные, места, где сатана мог бы находиться. Так, в одной из генуэзских церквей был погребён некто Валентин. В полночь в храме поднялся страшный шум, сбежавшиеся сторожа увидели двух демонов, тащивших покойника со связанными ногами. Стража в испуге бежала, а на следующее утро труп Валентина был обнаружен за церковной оградой.

Учёный характер литературы о дьяволе исключал появление даже тени сомнений в реальности его существования. Необразованные массы всё сильнее охватывало смятение перед столь грозной и таинственной силой. Паника приводила к тяжелым формам психических заболеваний, люди начинали верить, что они действительно околдованы. Общество уверенно шло навстречу психической катастрофе. Страх нарастал, стали раздаваться кощунственные заявления, что могущество дьявола угрожает самому Богу. Верующих явно пугала возможность подобного столкновения, с трудностью предвидения, на чьей стороне окажется победа. Борьба предполагалась почти равной, ведь с одной стороны - ангелы, херувимы, серафимы и иная небесная рать, а с другой – аггелы, демоны, бесы, черти. А ведь имя им - «легион»[6]…

Феномен дьявола приобретал всеобъемлющий характер, и для борьбы с ним требовалась напрячь все духовные и физические силы.

***

необязательный фрагмент. «С-ТЕСТ. Расшифровка результатов
Прочтите ниже характеристику, соответствующую вашему общему С-показателю. Но не ограничивайтесь только ей, прочтите и другие. Не исключено, что определенная вами характеристика окажется не похожей на вас, тогда вы сможете подобрать себе другую, более подходящую… В любом случае результат теста не приговор, а всего лишь показатель (и только!) на текущий момент.

(121-220) Гамма Колеблющийся. Наверное, вы производите впечатление человека достаточно уверенного. Но внутри – это вовсе не так. Уровень тревожности, в общем, в норме, но в некоторых сферах и\или в некие времена выходит за её пределы. Бывают состояния мнительности и тревоги, не вполне оправданные обстоятельствами. Своё беспокойство вы можете искусно скрывать напускной беспечностью или бравадой. Иногда становитесь чересчур суетливы, а, когда хотите скрыть страх от самого себя, проявляете агрессивность. Подсознательные страхи ограничивают ваши достижения в тех областях, где у вас хорошие способности. Вам стоило бы поработать над своим чувством страха. Хотя таких как вы – большинство…».



[1] Ката;ры (греч. «чистые») - христианское религиозное движение, сочетавшее элементы дуализма и гностицизма. Возникло в Лангедоке в XI веке и просуществовало вплоть до XIV века. Особенное распространение катаризм получил на юге Франции (Альбигойцы), в северной Италии, на северо-востоке Испании и в некоторых землях Германии, в XII - XIII века.

[2] Робер (Роберт) ле Бург (в Инете встречается не правильно – «ле Бугр») (1194 - 1242), родом из Безансона. Карьера французского Инквизитора началась в 1228 году отречением от ереси катаров и принятием монашества. Энергичный монах столь преуспел на церковном поприще, что в 1233 году был облечён специальными полномочиями и направлен расследовать ересь в городок Шаритэ. На счету ле Бурга более трёхсот жертв.

[3] В миру - Жак д’Юэз (Euse) из Кагора (1244 или 1249 - 1334) - папа римский с 7 августа 1316 по 4 декабря 1334. Избранный в Лионе, после продолжительных раздоров между французскими и итальянскими кардиналами, Иоанн прочно утвердил папский престол в Авиньоне, отличался крайним суеверием, жестокостью, нетерпимостью и больше всего боялся колдовства.

[4] Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim, родился в конце 1493 г. в городе Эйнзидельн, кантон Швиц, Швейцария, умер 24 сентября 1541 г. в Зальцбурге - знаменитый алхимик, врач и оккультист.

[5] В миру - Жак Фурнье (1285? - 1342), папа римский с 20 декабря 1334 по 25 апреля 1342.

[6] «Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал – легион, - потому что много бесов вошло в него». Лука ст.30 гл.8.

10. ЧЕЛОВЕК БЕЗ КОМПЛЕКСОВ - ЭТО ПАЦИЕНТ СУМАСШЕДШЕГО ДОМА


Рецензии