От Ягини к Бабе Яге

Здравствуйте, скорее всего, мы с вами даже не знакомы, но вы меня прекрасно знаете. Вы много слышали обо мне от других людей, читали в книгах, видели в фильмах, но знаете ли вы о том, что они говорят обо мне не все. Я никогда не была такой, как обо мне рассказывают. Моя история не ограничивается поеданием детишек, проклятьями и обманом русских богатырей. Думаю, что вы уже поняли, кто я. Приятно познакомиться, Баба Яга.
Мне очень хотелось бы внести ясность в наши отношения. Я другая. Возможно, услышав мою настоящую историю, вы поменяете мнение обо мне. Я очень на это надеюсь.
Познакомимся заново?
Здравствуйте, меня зовут Ягиня. Мои родители: Вий и Макошь. Я сторожу вход в царство мертвых и, иногда, подрабатываю проводником душ. Если вы представляете меня старой и страшной бабкой, то подождите, на этом отрезке рассказа я молодая и красивая девушка. Говорят, настолько красива, что могу конкурировать с Ладой и Деваной по своей красоте. Золотые длинные косы, украшенные лентами и бусами, румяные щеки, красивые, томные глаза, шикарная фигура. Одевалась я тоже красиво. Всегда в чистой и белой одежде, в доспехах. Были у меня и золотые сапожки…
 Мой отец часто водил меня в верхнее подземное царство, где я училась. Я знаю практически все языки мироздания: живые и мертвые. Столько мудрости и знаний я получила в этих путешествиях. Но вы  не думайте, что я заучка какая-то, нет, еще я сильный и искусный воин. Ни один смертный, да и не каждый бессмертный, не мог победить меня. Из-за этого у нас с папой возникали разногласия: он очень хотел меня выдать замуж, а я поклялась, что выйду замуж только за того, кто меня одолеет в честном бою. Думаете, что я осталась одинокой на всю свою жизнь? Нет, выдыхаем.
Мы встретились, когда оба бродили по верхнему подземному царству. Он всегда был разным, но мне представился, как озорной, невероятно красивый и молодой гусляр. Знаете, это был завидный «жених». Один из сильнейших богов славянского пантеона, проводник между богами и людьми, хранитель трех миров, самый уважаемый среди богов. Его слово было нерушимо, а законы и правила строго выполнялись людьми. Он принес мир между мирами и богами. Он средоточие света и тьмы, мощи и силы Рода. Он – великий. Звали его Велес. Возможно, вы знаете его как седобородого старца, или огромного медведя – это все он. Велес мог менять свои облики по несколько раз на дню. Для каждого мира – свое одеяние. Велес был миролюбивым, но, признаться, очень вспыльчивым. Когда он гневался и выходил из себя – спорить с ним было очень опасно. Вы не переживайте, он с возрастом обуздал свой нрав, научился себя контролировать. Вернемся к нам.
Мы оба воспитывались и жили на перекрестке трех миров: Нави, Яви и Прави. Мы хорошо понимали друг друга, поэтому не удивительно, что между нами пробежала искра. Мы искренне любили нас, вскоре поженились. Как жену Велеса меня все оберегали и почитали. Вместе мы правили Верхним подземным царством, но счастье наше было недолгим. Знаете, существует много версий, как я стала такой, какой вы меня все знаете. Впрочем, в каждой истории есть доля правды. Воспитательница Велеса меня не любила. Она была недовольна тем, что Велес взял меня в жены без ее благословения. Поэтому она дождалась, когда я останусь дома одна, заманила меня в баню, околдовала и бросила в реку. Я умирала? Я бессмертна, но я потеряла свой якорь. Я не могла долго оставаться в одном мире. Но мы с Велесом встречались часто в других мирах.
Поговорим теперь и о моем старении. В молодости мы все совершаем ошибки, но, к сожалению, не все последствия наших выборов мы принимаем и можем изменить. Науськивала я Велеса украсть небесных коров из мира Прави, он сделал это. Боги прогневались на меня, прокляли. Я в один миг потеряла свою молодость и красоту – превратилась в ужасную старуху с костяной ногой. Я очень старалась вернуть себя прежнюю, но все тщетно, у меня не было такой силы, которая могла противостоять силе богов. Да, иногда, благодаря душам смертных мне удавалось, хоть и ненадолго, вернуть свой прежний облик. Так я стала Бабой Ягой. Моя костяная нога – это символ того, что я являюсь проводником между мирами живых и мертвых. Одной ногой в Нави, другой в Яви.
Став старухой, одевалась я соответствующе. Не хотела, чтобы смотрели на меня. Седые всколоченные волосы, нос крючком, морщины, железные, страшные зубы. Нацепила лапти на себя, балахон серо-зеленый и рогатую шапку, чтобы боялись.
Я не стала злобной старухой, даже, несмотря на то, что некоторые люди сторонились меня, боялись, обманывали, поступали жестоко. Я осталась воином, доброй женщиной, целительницей. Они пугали мной детей, но я никогда никого не ела. Я была покровительницей детей, воинов, колдунов. Я помогала, оберегала, защищала.
С атрибутами моими вы знакомы: избушка на курьих ножках (всегда она повернута к миру мертвых, поэтому все просили ее повернуться к «лесу задом, ко мне передом» - миру живых), меч-кладенец, ступа с помелом (а вы сами попробуйте одновременно идти по двум мирам сразу, да еще и костяной ногой), котик, филин, волшебное блюдце (для предсказания будущего), волшебный клубок (чтобы всегда находить дорогу во тьме), метла (чтобы выметать зло), кости и черепа (а что вы хотели, я на границе миров, проводник в мир мертвых).
Я была хозяйкой леса. Юноши и девушки приходили ко мне за советом, я всем помогала. Детишек воровала, каюсь, но, во-первых, сирот, а во-вторых, я их не ела, а воспитывала и делилась с ними своей мудростью. Я готова была помочь каждому, но только достойные помощь мою получали. Большие знания в руках глупцов могут привести к уничтожению.
Я – целитель, врачеватель, знахарь. Поэтому многие лечились у меня, доверяли мне своих детей. Да и насаживание ребенка на лопату (между прочим, его закутывали в тесто), с последующим его помещением в печь – было одним их способов лечения хвори кожной. Заметьте, многим от меня сбежать удавалось, только глупые не могли найти выход (особо надоедливым приходилось указывать на дверь).
Я – проводник. Знаете, что такое Тридевятое царство? Это Верхний подземный мир. Все, кто приходил ко мне – был на грани перехода в мир Нави. Они проходили определенный обряд: запугивания (проверяла их выдержку, достойны ли они дальнейшего пути), мытья в бане (ритуал омовения), обед (покойницкий). Можете считать, что после встречи со мной умерший человек оказывался в состоянии «ни жив, ни мертв». После моих ритуалов и обрядов они всегда добирались до Тридевятого царства.
Часто ко мне женихов будущих (не моих) приводили в лес на испытания, чтобы проверить, смогут ли юноши стать настоящими хозяевами и добытчиками своей семьи.
У славян, в язычестве, меня почитали и уважали, обращались ко мне за советом. Но потом изменилось мировоззрение, сами знаете почему….
На этом я прерываю свое повествование об истории моей яркой и, в какой-то степени, трагичной жизни. Надеюсь, что вы поняли меня и хотя бы чуть-чуть изменили свое мнение обо мне в лучшую сторону. Спасибо за внимание, господа, была рада с вами познакомиться.


Рецензии
Здравствуйте, с интересом прочитал, узнал новую для меня информацию... Новых Вам творческих удач!

Анатолий Обросков   26.04.2024 21:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте, благодарю!

Ульяна Копорова 2   26.04.2024 21:43   Заявить о нарушении