Акармара часть1 найдёныш, 1. 8
Но и дядя Саша был человеком целеустремлённым. В свободное от закупочного турне время он составил некий план, подобрал литературу и, дав всем передохнуть пару дней, приступил к тестированию.
Бывший лётчик Сердобинцев представлял собой ходячую энциклопедию, но, что самое ценное, умел все знания применить в практической плоскости, отчего его так хорошо знали и любили в городе. Если возникала какая-нибудь проблема, особенно технического характера, от починки телевизора до создания новаторской системы механизмов для передвижения сцены, просители искали и ждали только дядю Сашу.
На протяжении всей Лялиной жизни в Волгограде многие взрослые дяденьки, завидев Сердобинцева, оставляли дела или меняли направление движения. Бежали здороваться. Потому что Александр Васильевич учил их летать, учил их в техникуме, они занимались у него в авиа- и автокружках, мастерили модели самолётов, он учил их водить мотоцикл (свой собственный, заметьте!), брал с собой в походы по Волге и на острова, учил плавать, водить моторку, правильно закидывать спиннинг, разжигать костёр и варить уху, помогал строить дом, баню, водопровод, печку-каменку....список можно было продолжать до бесконечности.
Не менее трети из них передавали поклоны тёте Шуре. Она помогала встать с больничной койки им самим или кому-нибудь из родственников, лечила их в походах, переданный ею травяной сбор помог в одночасье, жена теперь засаливает рыбу только по её рецепту, а шерстяные носки не знают сносу...Этот список тоже можно было продолжать до бесконечности.
Непростые девяностые годы они прожили под девизом «Дядя Саша, если надо что, ты только скажи». Но Ляля не помнила ни одного момента, чтобы лётчик Сердобинцев или медсестра Сердобская, кроме её, Лялиного, случая, конечно, кому-то докучали просьбами...
А что творилось на 9 мая, когда они одевали свои награды! У тёти Шура для этого был специально сшитый красный пиджак, покрой которого делал её фигуру строгой. Дядя Саша одевал китель. Они шли по городу к Мамаеву кургану. В этот день только пешком. Их награды сияли на солнце и горделивее Ляли, шедшей между ними, не было девочки на свете...
Дяди Сашино тестирование Ляля провалила почти по всем направлениям, за исключением литературы и истории. Читать и довольно грамотно писать она умела. Умножение и деление трёхзначных чисел вызывали лёгкое замешательство. С некоторым трудом и благодаря подсказкам самого «экзаменатора» удалось извлечь корень. На этом всё.
Также проблематично обстояло дело с геометрией. Фигуры различала, но ни назвать, ни тем более доказать ни одну теорему, увы!, не могла. Принесённые на время из школьной библиотеки учебники физики и химии оставили её совершенно равнодушной. С географией и биологией было интересней, в учебниках картинки, но и по этим предметам были огромные пробелы.
Зато в диктанте из учебника седьмого класса Ляля показала, по выражению дяди Саши, высший пилотаж. Он взял с тумбочки жены томик Флобера и довольно торопливо надиктовал аж три страницы. Забрал у неё тетрадь и сел сравнивать. Девочка же стала разминать уставшие пальцы, приговаривая «мы писали, мы писали, наши пальчики устали, раз, два, три, четыре, пять, будем мы опять писать». Дядя Саша сопоставил написанный текст с напечатанным и нашёл всего две неправильно проставленные запятые. В её писанине даже прямая речь обозначалась так, как принято в книгах.
; Дела, ; проговорил он задумчиво.
И вдруг азартно взглянув на Лялю, подскочил к полкам и стал вытаскивать книги наобум.
Вернувшаяся часа через три тётя Шура застала их совершенно измождёнными. Один охрип, другая тёрла распухшие пальцы. Они играли в новую игру. Это уже не походило на тест ; дядя Саша брал в руки томик стихов одного из классиков и зачитывал вслух строфу, Ляля подхватывала, проговаривая одну-две фразы и продолжали они вместе, страшно довольные друг другом.
Ни о каком приготовленном обеде речи, конечно же, не шло.
; Не понимаю, почему ты удивляешься, Саша? У Ляли ярко выраженные гуманитарные наклонности,;утверждала тётя Шура, пока они дружно чистили и жарили картошку. Ни на что другое времени не хватало, все трое очень уж хотели есть.
; Нет, Шурочка, мне кажется, что это не столько наклонности, сколько какое-то странное, совершенно не системное, однобокое какое-то образование. С этим надо разбираться...
После новогодних каникул Ляля была зачислена в пятый класс.
До этого времени дядя Саша попытался поднатаскать её по математике. Занимались три часа в день. Дольше детский мозг отказывался воспринимать цифры и значки. Ляля противилась этим занятиям как могла и даже поспорила со своим домашним «репетитором». Попыталась убедить, что простейшие арифметические действия и знание цифр нужны в повседневной жизни, а всё остальное ; совершенно бесполезная трата времени и сил, которые можно было бы употребить на более интересные или полезные дела. «Зачем мне высчитывать площадь круга, если я не собираюсь ничего строить?»
; Как же ты не понимаешь, Ляля, ; горячился дядя Саша. ; Это образование. Оно должно быть полноценным и всесторонним. Иначе сознание человека станет убогим и совсем скоро, всего через пару поколений, наступит деградация умов у всего общества.
; Всё равно, ; возражала Ляля с детским упрямством. ; Тётя Шура, когда готовит травяной сбор, не вычисляет квадратный корень. Людям, которым она помогает, неважно, умеет она это делать или нет. Вот вам надо, вы все время считаете, а ей нет!
;Деточка, ; тётя Шура решила сгладить остроту спора ласковым тоном. ; Представь себе, что каждый человек ; это сосуд, в котором в разной последовательности укладываются все знания. Одни поближе, другие подальше, в зависимости от того, чем он собирается заниматься в жизни. Но знания должны быть все и по максимуму. Иначе в минуту нужды он не сможет ими воспользоваться. А вдруг от этого будет зависеть чья-то жизнь? И если человек знает только что-то одно, то он станет невозможно пресным. Вот, посмотри, наша банка с гречкой. Ты возьмёшь её в руки только тогда, когда хочешь сварить кашу и не будешь держать в руке ни минутой дольше, тебе будет не нужно и неинтересно.
; Развитие цивилизации остановится, ; подхватил дядя Саша. ; Узкий специалист безумно скучен. Ты книжки старые читаешь с удовольствием, потому что они написаны всесторонне образованными людьми. Они помимо ваших, знаешь ещё сколько предметов изучали? Ого-го! Пальцев на руках не хватит сосчитать!
Ляля насупилась. Двое взрослых против одного ребёнка. Обычно кто-то один из них был на её стороне, а тут ополчились...
; Ладно, ; тусклым голосом произнесла она, понимая, что не отвертеться. ; Делайте из меня нескучного человека.
Мои Александры, как довольно скоро Ляля стала их именовать про себя, захохотали и кинулись тормошить.
; Поехали-ка на дачу, девчонки! ; предложил дядя Саша, отсмеявшись. ; Возьмём с собой вот этот учебник, будем формулы на песке чертить! Шура, что у нас там в холодильнике? Выгребай!
Свидетельство о публикации №224061500052