День памяти ушедших поколений. Рассказ
Праздник начался с панихиды по всем, некогда усопшими татьяновцам. Деревни через два года будет сто тридцать лет. На двух кладбищах уже лежат пять поколений бывших переселенцев из Малороссии и Тульской губернии. Это тысячи и тысячи людей. Хотя сколько на берегу речки Рыбной живут люди - не знает никто. В свое время, лет пятьдесят назад, мы с отцом копали погреб и на глубине полутора – двух метров нашли хороша нагоревшее кострище, горизонтально она лежало почти на четырех квадратных метрах. Глубина древесной золы больше, чем на штык лопаты. Рядом лежали многочисленные кости крупных животных и голова буйвола с огромными рогами. А односельчанин Андрей Викторович Заковряшин на берегу речки Рыбной нашел нож из метеорита, которому не менее двух с половиной – трех тысяч лет. Нож выполнен в «зверином» стиле скифов. Его рукоять представляет из себя голову лося. Современная лаборатория в Зеленогорске сделала заключение, что на 99 процентов нож состоит из железа, остальное иридий и, вроде, ниобий». Редкоземельные металлы..
Далеко не все наши предки упокоены в родной земле. Примерно с десяток человек лежит в Польше, Румынии, они погибли или пропали без вести в первую Мировую войну. С сотню татьяновцев захоронены в братских могилах Польши, Германии, Румынии, Болгарии, Молдавии, по западной части России во время боев Великой Отечественной войны. Некоторые татьяновцы умерли в трудовых армиях. Батя мой, Петр Васильевич, служил в такой армии в Ирше, бойцам выдавали по шестьсот граммов хлеба и в обед какой-то суп из свеклы и брюквы. В 1939 году партия и правительство официально объявили об окончании войны с кулачеством. Двадцать лет эти крестьяне жили хуже рабов. Никто из татьяновцев из ссылок в Магадан, на золотые прииски в Северо - Енисейск, в Богучаны на лесоразработки, так и не вернулся. Особенно пострадали Глущенковы, Скляровы.
Сейчас у села второе кладбище. Оно тоже уже переполнено. Но в последнее время практически не расширяется. В деревне живет с сотню человек. В 1928 году по переписи, которую специально проводили перед предстоящей коллективизацией, в деревне жило девятьсот человек.
Нет в деревне больше ни одной семьи некогда могучих родов Литовченко, Поэтовых, Рассказовых, хотя Статейновы еще живут. Нет Минякиных, Марченко, Ермиловых. А Ермиловы дали самого известного за время существования деревни человека – Ивана Ивановича. Сразу после окончания войны он вернулся на родную землю и всю оставшуюся жизнь отработал учителем, директором Татьяновской начальной школы. В те времена деревня набирали первоклашек на два, а то и три класса. В школе работало три учителя. Теперь, если и отправляют в школу одного первоклассника – уже счастье. Современные татьяновцы уже и не знают, что в деревне были Захаровы, Жадобины, Князевы, Тюрюповы, А от занимавших когда-то полдеревни Власенко, по прозвищу Скворцы, на лето приезжают из Красноярска два совсем пожилых брата. О них большинство нынешних татьяновцев уже ничего не знают. Нынешних пожилых Власенко хоронят в Красноярске, Железногорске, Сосновоборске, Зеленогорске. Дети их о Татьяновке может быть только слышали.
Панихиду по усопшим за все время жизни Татьяновки провел настоятель Уярского храма отец Илларион с притчем. Оказывается, с двадцатых годов прошлого века и до сего дня, это сто лет, в деревне не проводилось ни одной панихиды. И вообще, отец Илларион - второй священник в деревне за эти сто лет. Первым был в 1996 году отец Феодор, удивительно открытая и светлая душа, который на столетие деревни провел водосвятие.
На столетие деревни только гостей приехало больше двухсот человек. Времена были другие, более денежные. Праздник проводился на деньги издательства. С Красноярска прибыло два автобуса. Один с журналистами, второй – артистами. Были у нас в тот день поэты Зорий Яхнин, Александр Щербаков, писатель Владимир Шанин.
Пел мужской хор Валерия Рязанова, церковный хор – из Красноярского храма отца Феодора. На нынешний праздник приехало всего около тридцати бывших односельчан. Большинство их тех, двухсот, уже ушли в лучший мир по возрасту. Времена меняются и люди – тоже. Но все равно нынешние панихида, и водосвятие прошли в духовном единении сегодняшних и бывших татьяновцев. Об этом говорила в своем выступлении Надежда Андреевна Литовченко – бывший учитель и директор школы в Зеленогорске. Ее отец, Андрей Тихонович Литовченко, родился и начинал свой трудовой путь в Татьяновке. А потом его сманил благами строящийся город Зеленогорск. Двое его детей живут в этом городе. У них уже свои внуки. Но дядя Андрей похоронен уже в Зеленогорске.
Затем перед жителями деревни и гостями, среди которых были потомки тех, кто когда - то жил в Татьяновке, выступил военный оркестр Росгвардии войсковой части 3476. Больше всего аплодисментов досталось лауреату международных конкурсов, солисту оркестра, младшему сержанту Сергею Калюжину. Его патриотические песни не оставили равнодушным ни одного татьяновца. Оркестр выступал под руководством молодого дирижёра лейтенанта Богдана Данилина. В выступлениях с патриотическими песнями принимали участие участники художественной самодеятельности Рыбинского района. Особенно понравились зрителям солисты Элина Столярова из Заозерного и Екатерина Кузнецова из Рыбного. Обоих бог не обидел искрой таланта.
У организаторов была четкая задумка показать то, чем всегда богата деревня в культуре. Татьяновка родила и выпустила в свет трех журналистов, двух врачей, писателя, трех художников. Все мастера изобразительного искусства из прекрасного рода Титовых. Они – эстонцы по национальности, предками их были в деревне мельниками. Потом мельница в селе оказалась не нужна, молодые стали учиться в техникумах и институтах, так и появились в семье художники. Первый, мой одноклассник Анатолий Александрович Титов, окончил в свое время художественное училище имени Василия Сурикова, работал в Зеленогорске. Помню, Иван Иванович Ермилов на уроке рисования в третьем классе дал задания изобразить рыбака на берегу с удочкой. Толя цветными карандашами родил на тетрадном листке веселого хлопца с закаченными по колени брюками, который сидел на камешке, а ноги отдыхали в воде. Как меня еще в том третьем классе не хватил инфаркт от жуткой зависти к Толе, до сих пор не пойму. Я был поражен талантом одногодка. На мои каракули никто и не смотрел. Вечная память этому прекрасному человеку, который очень рано ушел из- жизни, но был помечен богом большим талантом. А каким способным был первый муж моей бабушки Андрей Семин. Он делал из глины прекрасные свистульки в виде лошадок, собак, баранов. Раскрашивал их какими-то яркими - яркими красками. Продавал он их Уярском базаре. Хорошие были деньги для бюджета семьи.
Андрей пришел с первой мировой войны раненым, два года пролежал и умер. Я не видел его, но свистульки его еще какие-то десятки лет в Татьяновке жили. Я даже свистел в них, бабушка сохранила. Сейчас ни про самого Андрея Семина, ни про свистульки его, никто ничего не знает. И те, последние, которые дарила бабушка, я где-то с концами заносил.
Теперь в красноярском художественном институте учится родная племянница Толи Титова - Валентина. В этот торжественный для Татьяновки день, у ней состоялась первая выставка картин прямо на площадке возле клуба. Выставка прошла на ура. Нам остается только пожелать ей будущих успехов. В изобразительном искусстве они приходят с таким тяжелым трудом, который в сто раз труднее, чем погрузка леса вручную.
Из могучего рода Шишкиных и Князевых уже лет тридцать пять никто в родном селе не живет. Но каждый год летом эти потомки некогда крупных родов приезжают на могилки своих предков. Самый известный из них Василий Шишкин, плотник, которого читатели «Красноярского рабочего» хорошо знают
. А станет ли этот праздник традицией деревни? Время покажет. От нашего поколения это уже никак не зависит..
Анатолий Статейнов.
Свидетельство о публикации №224072900732