О поклонении мощам и иконам

                Этот вопрос на первый взгляд, не вызывающий никаких сомнений и понятный каждому православному, тем не менее, стал камнем преткновения в истории Вселенской Церкви на протяжении более ста лет (726 – 842 гг.). Остается он актуальным и сейчас, ибо по незнанию, многие прикладываются к иконам и мощам в силу привычки или обычая, а не руководствуясь истинными знаниями. Помимо прочего, почитание икон и мощей – любимая тема протестантов всех мастей, чтобы обвинить православных в идолопоклонстве, язычестве и прочих грехах. Для нас он важен, потому что понимание смысла иконопочитания делает православную жизнь осмысленной, целенаправленной, наполненной точными знаниями Православной веры. Церковная наука, занимающаяся изучением и написанием икон, называется «Иконография». Она неразрывно связана с Литургическим, Догматическим, Нравственным, Пасторским богословием и является неотъемлемой частью Православного вероучения.  Появление первых икон относится к IV в., как о том свидетельствуют фрески на библейскую тему, обнаруженные в римских катакомбах. Примерно в тоже время появляются первые изображения Христа на деревянных дощечках. По преданию, иконопочитание  благословил Сам Христос, когда отправил царю Авгарю плат (полотенце), на котором запечатлелся Его лик. Приложив плат к лицу, царь исцелился от проказы. К первым иконописцам Предание относит апостола Луку, написавшего икону Пресвятой Богородицы «Тихвинская», которую Она благословила. Сейчас она пребывает в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре. Так была положено начало Богородичной иконографии – неотъемлемой части Мариологии –  богословской науки, входящей в состав Христологии. Иконография – важнейшая часть Православного вероучения, поскольку является наглядной проповедью Евангелие, неразрывно связывая прошлое, настоящее и будущее Вселенской Церкви. Помимо духовно-просветительского значения, икона наполнена глубоким внутренним содержанием, делая невидимый мир видимым. Христос говорит Своим ученикам: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Эти слова Спасителя напрямую относятся к иконографии. Сам Христос был живой иконой Отца и видевший Сына получал представление об Отце. Святитель Афанасий Великий в полемике с арианами говорит: "Взирая на самого Сына, видим Отца, потому что уразуметь и постигнуть Сына значит приобрести ведение от Отце". Человек так устроен, что ему для поклонения нужен некий осязаемый образ, который олицетворял бы предмет поклонения. Трудно смертному и маловерному верить и поклоняться невидимому. Ему нужен осязаемый объект поклонения. Этим обусловлено появление идолопоклонства, язычества и прочих религиозных представлений падшего ума. Запрет поклоняться идолам и кумирам прямо содержится в Законе Моисея (Исх.20:4) и остается непреложным до скончания века. Однако, между иконопочитанием и идолопоклонством существует непреодолимая пропасть. Идолопоклонство возникло, чуть ли не со времен первых людей и перешло через сыновей Ноя в ветхозаветную историю, а затем и в наше время. Его опасность заключается в том, что в поисках объекта поклонения, сознание подменяет содержание формой. Не имея возможность видеть первопричину поклонения, человек ее изображает в разных формах, наделяя их свойствами бога или магической силы. И тогда поклонение переносится на изображение, которое для идолопоклонника становится богом или объектом верования. Особенно наглядно язычество проявилось в Древнегреческом и Древнеримском пантеоне богов. Древние греки и римляне в каждой статуе Зевса, Венеры или Афродиты видели не просто изображения, а реальных живых богов, которым требовалось приносить жертвы и воздавать почести. Отказ в этом считался тяжким преступлением, подрывающим устои общества и государства. Впоследствии, отказ от жертвоприношений стал в Римской Империи основанием для репрессий против христиан в уголовном порядке.
                Теме иконопочитания и идолопоклонства посвящены множество церковно-исторических трудов, и подробно останавливаться на их рассмотрении мы не будем. Для нас важно понять, какой богословский смысл заложен в иконопочитании. Я уже сказал, что иконография – это не просто живопись на библейский темы. Это часть Православного вероучения, входящая в корпус богословских наук. Как невозможно отделить Священное Писание от Предания, не повреждая целостности Православного вероучения, так и невозможно отделить от них иконографию и, связанное с ней иконопочитание. Если Писание передает божественные истины словом, то икона раскрывает их в изображениях. Поэтому, отвергающий иконы, отвергает Евангелие, а отвергающий Слово Божие, отвергает Христа, что с протестантами в конечном итоге и произошло. Вселенская Православная Церковь и святоотеческое предание велигласно утверждают: отвергающий образ, отвергает и Первообраз. Кто не признает икону, тот отвергает и того, кто на ней изображен, ибо икона, в отличии от картины, ставит своей целью не услаждение взора, а наставление в истине и укрепление в вере. Икона – это отображение горнего мира, его знамение, символ, герб и флаг. Даже в уголовном законодательстве многих стран предусмотрена ответственность за посягательство на флаг, гимн и герб государства. А наказание за поругание символов божественного мира тем более есть, и не только судом светским, но и Божиим. Главное отличие иконы от идола или кумира заключается в том, что изображению идола поклоняются как богу. Для язычника или идолопоклонника бог именно то, что он видит перед глазами. В Православии есть четкое различие между понятиями «поклонение» и «почитание». Не понимание разницы между ними приводит к нелепым выводам, отождествляющими иконопочитание с идолопоклонством. Именно это, под влиянием епископов-иконоборцев Малой Азии, привело Византийского императора Льва Исавра в 726 г. к мысли уничтожать иконы, как символы идолопоклонства. Так было положено начало иконоборческой ереси, которая завершилась ее осуждением лишь в 842 г. на последнем VII Вселенском Соборе. Враги иконопочитания в обоснование своей позиции приводили в пример такие вопиющие случаи, когда не в меру ретивые христиане,  добавляли в питье крошки красок с икон, видя в них магическую и исцеляющую силу, то есть впадали в откровенное язычество. И бездумное почитание святынь превращалось в идолопоклонство. Но вернемся к поклонению и почитанию. Поклонение – это воздаяние чести не иконе, а тому, кто на ней изображен, то есть первообразу. Оно  приравнивается к молитве Богу и святым, а почитание – это уважительное и благочестивое отношение к изображению объекта поклонения.
                Почитание и поклонение в сознании православного неразрывно связаны и трудно отделимы. Они представляют собой богочеловеческую  природу Христа, в которой объект поклонения – Бог, а почитания – человек. Мы почитаем человека, как образ и подобие Божие, но не поклоняемся ему как Богу. Что касается поклонение мощам, то оно находится в единой системе духовных ценностей вместе с иконопочитанием. Между ними нет принципиального отличия: оба проповедуют истину и Бога, оба служат средством для богообщения, оба даруют чудеса и исцеления, оба являются и объектом поклонения, и объектом почитания. Однако почитание мощей намного древнее иконопочитания. Еще Моисей при исходе Израиля из Египта взял с собой мощи Патриарха Иосифа (Исх. 13:19), а некий мертвец воскрес через прикосновение к мощам пророка Елисея (4Цар.13:21). Желающий может найти в Библии и другие места, свидетельствующие о почитании мощей Божиих угодников. Почитание икон и мощей ничем не отличаются, а вот поклонение мощам от поклонения иконам отличается уровнем сопричастности святому. Мощи приближают верующего к Богу, сквозь время делают сотаинником святой жизни, переводят отношения поклоняющегося и святого на личностный уровень общения. Поклонение иконам и мощам такое же необходимое условие благочестивой жизни, как и молитва. Без молитвы невозможно прийти к Богу, а без поклонения святыням невозможно обрести спасение. Здесь важно заметить, что почитание православных святынь – проявление общечеловеческой культуры не только среди христиан, но представителей любых иных религиозных конфессий или неверующих. А поклонение иконам и мощам – это неотъемлемая часть Православного вероучения и благочестия. Отвергающий мощи и иконы, как это делают протестанты, отвергает Христа. Как я сказал выше, поклоняясь иконам, мы поклоняемся образу, на них изображенному, приобщаемся благодати Святого Духа, а значит поклоняемся Богу и святым. Не всякие останки усопшего являются мощами, даже если он и вел благочестивую и праведную жизнь, равно как, и не всякое изображение человека, выполненное в иконографическом стиле, является иконой. Если в этом не разбираться, то легко впасть в идолопоклонство и язычество современного толка. Как пример, можно привести безумное поклонение некоторыми «православными», «мощам» и «иконам» отрока Вячеслава, который умер в возрасте 11 лет в 1993 г. Какие только чудеса и явления ему не приписывают. Его могилку растащили на горстки земли, и некоторые умудряются добавлять эту землю в воду, чтобы пить в надежде магического чуда. История с началом иконоборчества VIII в. повторяется в XXI в. Язычество и идолопоклонство в крови человека, и по мере того, как он удаляется от Бога, темные силы берут верх над умом и волей, превращая безумца из раба Божьего в слугу дьявола. Любое изображение святого может быть иконой только в том случае, если она написана: во-первых, в строгих канонах Православной иконографии, и во-вторых, благословлена Церковью. Любые останки человека могут быть признаны мощами только после его канонизации в лике святых. Открытие нетленных, мироточивых и подобных мощей еще не означает канонизацию усопшего. Для этого требуется длительная и сложная работа, которую проводит комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви. Только после ее заключения Синод принимает решение о канонизации, с составлением службы и акафиста новому святому, пишется икона, и его имя добавляется в святцы.
                В нашей беседе, я лишь кратко коснулся  тем поклонения и почитания икон и мощей с единственной целью –  показать, что между иконами святых и мощами угодников Божиих, во-первых, существует прямая связь, и во-вторых, – подчеркнуть, что поклонение святыням – это неотъемлемая часть благочестивой жизни, служение Богу и проявление деятельной веры, без которых спасение  православного христианина невозможно.


Рецензии