Об опасности популярного священства
Протоиерей Димитрий Смирнов (1951-2020). Есть такая поговорка, что о покойниках плохо не говорят. Но это справедливо по отношению к мирянину, но не к священнику поскольку, как он отличался от мирян при жизни, так и отличается от них после смерти. Совершенная разная ответственность за сказанное и содеянное у мирянина и священника. Мирянин умер и скоро все забудут, что он говорил и делал, за исключением особых случаев. А после смерти священника все, что он сказал и сделал остается жить, и будет способствовать либо его осуждению, либо оправданию, потому что слова однажды сказанные будут распространяться среди его паствы и поклонников, которые «любимого батюшку» уже записали в святые по собственному усмотрению. Именно поэтому отцы говорят, что душами священников дорога в ад вымощена. Однако, перейдем к фактам.
Так, будучи при жизни настоятелем храма святителя Митрофана Воронежского и еще семи церквей в Москве и Московской области, председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, деканом факультета православной культуры Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, сопредседателем церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской патриархии, председателем комиссии Московской патриархии по реализации предметов религиозного содержания в Московском метрополитене, членом редакционного совета "Журнала Московской патриархии" митрофорным протоиереем ( как у него только на все времени хватало - одному Богу известно! Тут простой батюшка с одним приходом не знает, как справиться, а здесь и настоятельство над семи приходами, и деканство, и председательство и все остальное), о. Димитрий видел свое предназначение в публичной критике со страниц СМИ и экранов ТВ всего, что, по его мнению, не соответствует Православию и благочестию. Более того, ему приписывают усыновление и воспитание аж 60 детей-сирот! что вообще выходит за рамки здравого смысла при такой-то занятости. Присвоив себе единоличное право судить всех и по всякому поводу, о. Димитрий иногда допускал выражения, недостойные не только священника, но и просто воспитанного человека. Его богословие представляет собой смесь личного понимания христианства, ереси и открытой нелюбви к людям. Иллюстрацией к вышесказанному могут служить следующие его суждения:
О посещении девочками школы: "Это же важнее — семилеточку научить обходиться с ребенком, а не читать и писать, что она уже и умеет. Чего там в этой школе делать? Учиться зависти, обзыванию, скверным словам, хамству учителям? А так она будет уже готовая мама. Все будет уметь. Воспитание происходит в процессе реальной жизни";
На смерть сексолога И. С. Кона: "И вот сегодня, в этот пасхальный день, Господь освободил нас от того, чтобы быть согражданами этого человека. Я думаю, все религиозные люди в нашей стране восприняли эту весть с чувством глубокого удовлетворения". Каково близким этого человека такое слышать от священника? Христос пришел грешников спасать, принял за них Крестную смерть и муки, а о. Димитрий радуется их погибели!
О непочтительных подростках: "По законам вавилонского царя Хаммурапи, таких детей убивали. Что это за ребенок, который есть хамло по отношению к родителям? Это монстр. Лучше еще дюжину родить, пока молодая. А этого в рабство продать, пускай на галерах веслом шевелит. А чтобы ритмично шевелил, кнутом лупить будут. И еда раз в день".
О борьбе со сквернословием в семье: "Хорошее воспитание 30-летнего человека: когда он выругался матом, берешь кружку кофе и выливаешь ему на постель. Ругань в общественном месте, которое есть квартира (квартира как общественное место — новое слово в юриспруденции) — это административное нарушение, за которое полагается минимум штраф. Взял, заранее на сервант поставил фотоаппарат с записью, включил — и ждешь. Нужно предпринимать шаги". Камера наблюдения — хороший способ укрепления доверия в семье". Священник призывает шпионить и доносить на самого близкого! Совершенно очевидно, что подобные провокационные высказывания популярнейшего батюшки ничего общего с пастырской деятельностью не имеют. А общеизвестные перлы о. Димитрия о том, что женщины, живущие в гражданском браке - проститутки, 90% населения страны нужно повесить, наши мужчины - позор России, вообще комментариям не поддаются. Остается только сожалеть, что вместо осуждения, поведение о. Димитрия находило полную поддержку со стороны священноначалия.
Следующий не менее известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев. Он не сходит с экранов ТВ, его проповедями и рассказами заполнены соцсети, его литературное творчество и обилие написанных трудов просто поражает. Разберем некоторые из его сочинений. На встрече с поклонниками, в Выборге 28.12.2022, о. Андрей говорит, что про молодость нужно забыть, поскольку это «дурацкое состояние». Это как вообще? Именно молодость формирует нравственные ценности взрослого, и если про нее забыть, то откуда появится благочестие и взрослость православного из «дурного состояния»? Далее он говорит, что: «современный мозг – затянувшееся детство, инфантильность и кошмар!». Интересно, а как тогда к Богу идти с таким «современным мозгом» в редакции о. Андрея? Дальше он утверждает, что неверие в Иисуса Христа, как реальную историческую личность – признак отсутствия образованности. А что мало лауреатов Нобелевской премии, которые в это не верят? Почти все они верят в свою науку, а не в Писание. Затем в одной из бесед в Ютубе на тему святой Марии Египетской он прямо заявляет: «Плоть потворствует ко греху»! Это вообще как? Получается, что Бог создал что-то плохое, если тело, которое Он сотворил, потворствует греху! Это уже ближе к ереси гностицизма, так свойственного латинскому богословию. Не плоть потворствует греху, а наше произволение и согласие на плотское желание. Помимо нелепостей богословского толка, о. Андрей порой опускается и до непростительных высокомерных оскорблений людей. Так, в одном из своих постов в соцсети «В Контакте» он прямо заявляет: «Свиньёй является человек, который не различает святого и грешного». Так, ведь святое от грешного порой даже архиерей отличить не может, потому, как сказано в Писании «Всяк человек ложь» (Пс.115:2). И что? епископ, по логике Ткачева, – тоже свинья? А в одном из последних выступлений на ТВ Ткачева так понесло, что уже не понятно, кому он служит - диаволу или Богу. Разглагольствуя на тему отношения человека и власти, этот шоумен от Православия опускается до площадной брани: "Ты вообще хоть раз подумал, что ты, пакость такая, недостоин лучшего…". В общем, лекции и беседы о. Андрея Ткачева можно разбирать долго, но смысла в этом нет. Следует признать, что артистизм и ораторские способности Ткачева – незаменимые качества шоумена, но не священника – Ангела Господа Вседержителя, как называет иереев пророк Малахия (Мал. 2:7). В любом случае, все это мало, что имеет общего с духом Евангельской любви, которой учит Христос. В них много чего полезного и здравого, но и не мало откровенно чуждого Писанию и Православному вероучению, главной ценностью которых, является любовь. В его выступлениях много сарказма, подковырок, обличений, издевательств, критики, но нет главного – любви, на которой все учение Христа и держится. Многое из того, что о. Андрей выдает как истину, на самом деле является плодом его личного воображения. Наверное, это обусловлено тем, что с 1992 по 1994 годы он учился (экстерном) в Киевской духовной семинарии, а затем поступил в Киевскую духовную академию, но был отчислен за непосещение лекций. Поэтому о. Андрей всегда считал себя самоучкой. Достоин внимания и тот факт, что этот «самоучка» по приглашению Львовской богословской академии читал «Основы христианской восточной духовности». Эта самая академия – первый католический университет на постсоветском пространстве и оплот униатства! К чему это привело мы можем видеть, исходя из его нынешних лекций и выступлений. Львовская и Киевская духовные школы, из которых о. Андрей вышел, еще со времен Петра Могилы, были подвержены влиянию униатства. Из всех добродетелей Апостол Павел на первое место ставил дар рассудительности. Вот пользуясь этим даром, ко всем словам о. Андрея и нужно подходить. Но сила слова, которым он, несомненно, обладает, харизма и священный сан делают свое дело. Андрей Ткачев собирает миллионные аудитории. Если внимательно понаблюдать за его поведением на лекциях, проповедях и встречах, то невольно складывается впечатление, что он больше любит себя в Церкви, чем Церковь в себе. Это прямое следствие католического, но отнюдь не православного богословия.
Протоиерей Артемий Владимиров. Его монологи – лекции по театральному искусству и предмет зависти Эдварда Радзинского. При этом, слова о любви найти в них весьма затруднительно. Благочестивые рассуждения на общие темы, в которых много ссылок на светских русских, российских и зарубежных писателей и философов, но очень мало на Священное Писание и Предание. Очевидно, что учеба на романо-германском отделении филологического факультета МГУ, не прошла для него бесследно. Личное богословие о. Артемия, подвержено схоластике Фомы Аквинского и идеям эпохи Реформации. Что угодно есть в них: от кукурузы Никиты Хрущева до Жак Жака Руссо. Вот, например, он в мистическом вдохновении в одном из своих выступлений заявляет: «Душа, просвещенная, душа, ставшая обителью Духа Святого, терпит ущерб, если она по естественному договору Жан-Жака Руссо просто вступает в общение с лицом иного пола»! Это, вообще, о чем православный священник вещает?! Он не может не знать, что душа пола не имеет и соответственно не может вступить в общение с лицом противоположного пола. И, потом, где бабушка-прихожанка местной церкви, и где Жак-Жак Руссо с его общественным договором?! Где простота Евангельских слов Христа, и где словесная абракадабра православного священника? Трудно комментировать все проповеди и ответы о. Артемия, поскольку невозможно удержать в сознании, с чего проповедь началась, чему посвящена и к чему ведет. Постоянно не покидает ощущение, что он на публике богословствует сам с собой, находясь в некоторой прострации. Вот, например, прямая речь о. Артемия : «Если мы хотим жить по наставлению мудрой песенки (почему она мудрая, то только о. Артемий знает): «Не надо печалиться, вся жизнь впереди», то необходимо во главу угла хранить свой ум (Это вообще как?! Как это вяжется с правилами русского языка? Как можно «хранить свой ум во главу угла?», и при чем здесь песенка?) от пристрастия к земному!», – конец цитаты! Кто-нибудь может с русского на русский сие перевести? Тут не то, что простой мирянин, тут маститый богослов запутается в трех соснах. Можно до бесконечности разбирать все выступления Артемия Владимирова, но так и не понять до конца, о чем, что и кому он проповедует.
Протоиерей Павел Островский. В одном из выступлений на портале «ЭкзегетЪ» он говорит: «Венчание касается только нашей временной жизни»! Вот как, то есть одно из семи Таинств Церкви оказывается никакого отношения к спасению души не имеет, и касается только нашей жизни на земле. В Таинстве брака принимают участие все силы Небесные и Христос, а о. Павел говорит, что для жизни будущего века это не имеет значения. Если венчание важно только для этой жизни, то какой в нем смысл, если все смертны? Выходит, что Христос и Ангелы участвуют зря в Таинстве брака! и не ради небесного, а ради земного? Само по себе утверждения православного священника о том, что Таинство Венчания имеет значение только для этой жизни – уже ересь, поскольку и все остальные Таинства тоже можно поставить под сомнение, как не имеющие значения для жизни будущего века. И тогда зачем Христос основал Свою Церковь? Далее он говорит: «Все люди, которые вступают в брак разочаровываются, потому что каждый из нас вступает в брак на своих фантазиях». Интересно – из чего такой вывод? И почему священник говорит такое от имени всех? То есть, изначально всякий церковный брак объявляется обманом и иллюзией, потому что в его основе лежат фантазии, за которыми следует разочарование. А как быть со святыми Петром и Февронией, с семьей Царственных страстотерпцев Николая II и царицы Александры Федоровны, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, с многочисленным сонмом православных святых, возлюбивших честное супружество и причисленных к лику святых, с неисчислимым множеством других благочестивых семей, проживших в честном супружестве? С ними как быть? Если венчание имеет значение только для земной жизни, то чем оно отличается от блудного сожительства? Своими словами о. Павел разрывает духовную связь, пуповину, связующую церковь земную (Воинствующую) с Церковью Небесной (Торжествующей), лишает благодати и даров Святого Духа венчающихся, делает безблагодатным брак и семью, превращает Таинство в обрядовое богослужение, выхолащивая из него Духа. Венчание удерживает в страхе Божьем супругов, оберегает их от измены и разводов, а если оно никак не связано с небесным, то откуда страх Божий возьмется? В одном из постов, в переписке со мной, он заявил: «Поминки никакого отношения к духовной жизни не имеют»! То есть, поминовение усопшего, ради облегчения прохождения им мытарств, оказывается, по мнению о. Павла, никакого отношения к духовной жизни не имеют. На этом, можно и остановиться в изучении богословия Павла Островского. Следует лишь подчеркнуть, что он такой же завсегдатай различных ТВ-программ, форумов, телешоу, в общем всего того, что является прямым нарушением священнической клятвы, о которой я сказал выше.
Протоиерей Андрей Лемешонок. Очень известный батюшка с добрым лицом и проникновенным голосом, которого вполне заслуженно многие любят. Любят за простоту, искренность, стремление помочь пастве и ближнему. Его речь глубока и проникновенна. Все, что он говорит, им выстрадано, и это явно чувствуется, проникает в сердце. Но бывают моменты, когда от рассуждения о человеческой жизни, скорбях, искушениях, бытовых проблемах и правильного отношения к ним, о. Андрей переходит к Догматическому и Нравственному богословию. И вот в эти моменты нужно быть очень внимательным, чтобы, проникшись его тихим и доброжелательным голосом, не уклониться вместе с батюшкой в ошибочное богословие, то есть в сторону от правой веры. Это не от злого умысла о. Андрея происходит, а скорее от недостатка академического духовного образования. Все-таки, окончить семинарию в 65 лет – это и подвиг, и труд немалый. К тому же, не вызывает сомнений тот факт, что поступить и учиться в Минскую семинарию о. Андрея вынудили требования, предъявляемые Московским Патриархатом об обязательном духовном образовании священства. Тем не менее, для серьезного богословия одной Минской семинарии маловато будет. Как пример: в одном выступлении на Ютубе он говорит: «Мы еще не отказались от греха, который живет внутри нас…и чем раньше мы откажемся от него, тем лучше». А как можно отказаться от греха? Каким образом, если в Писании прямо говорится: «Всяк человек ложь» (Пс.115:2), «Не оправдится пред Тобой всяк живый» (Пс.142:2), «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит» (2 Пар. 6:36; 3 Цар. 8:46; Екк. 7:20). То есть, получается, что всякий может, но не хочет отказаться от греха. А как же благодать? И кто тогда спасает человека: он сам себя, если откажется от греха, или все-таки Господь? На вопрос, с чего нужно начинать читать Библию, он отвечает: «Читайте по одной главе в день, и так десять раз прочитайте Новый Завет, а потом уже можно переходить к Ветхому Завету». Возникает вопрос: а почему 10, а не 8 или 12 раз? Или, почему сначала нужно читать Новый Завет, а потом Ветхий, который Новому предшествует? На эти вопросы о. Андрей не отвечает. А ведь многие, под влиянием его авторитета, могут всерьез заняться подобным чтением. И каков будет результат? Думается, что весьма плачевным и для души, и для психического здоровья. Далее он наставляет: «Каждый день мы должны сделать кому-то что-нибудь хорошее, иначе жизнь проживается впустую». Это спорное утверждение опровергается Священным Писанием и великими отцами Церкви. В Писании сказано: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс.33:15), то есть прежде, чем начать «каждый день делать добро другому», следует прежде всего уклониться от зла; долгими трудами и изучением веры предуготовить себя к деланию добра при помощи благодати, а не по собственному желанию. А на это, порой могут уйти годы. Если, перешагнув первую ступень, сразу подняться на вторую, то все наше добро обернется злом, ибо невозможно, будучи злым творить благое. Это не значит, что вообще не нужно делать добрых дел. Это значит, что не нужно стремиться их делать каждый день и всем подряд, иначе прелесть и неуемное тщеславие – гарантированы! Если Богу будет угодно, Он поставит человека в такие условия, что не сделать добро он не сможет. Об этом же говорит святитель Иоанн Златоуст: «Нет пользы от добродетельной жизни при отсутствии здравой веры…Добродетель совмещает в себе две стороны: уклонение от зла и делание добра. Для нашего спасения нужно не только уклониться от зла, но и делать добро. А это будет, если мы душу предадим Богу». Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Господь ищет от нас не тех добродетелей и благоугождений, о которых мы благоволим и которые совершаем с приятностью, но таких, которые соединены с распятием себя, с отсечением своей воли и разума… Тогда только Бог принимает добродетели наши, когда они – свидетели веры… Недостаточно быть добрым по естеству, надо быть добрым по Евангелию». Поэтому к наставлениям о. Андрея нужно относиться с большой осторожностью, а то можно получить совершенно обратное тому, к чему верующий стремится. Несмотря на все это, о. Андрей – один из лучших священников нашего времени, ибо свою веру он выстрадал и несет в сердце, а его встречи и беседы – не поиск публичности, а стремление спасти человека и помочь ближнему. Таких отцов очень мало в нашей церкви. Однако, богословствовать священнику можно только при неукоснительном соблюдении Православного вероучения, а для этого нужны очень серьезные знания и годы деятельного богословия.
Не менее популярный преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии иерей Валерий Духанин в одном из видеороликов утверждает: «После Второго пришествия Христа мы все спасемся». Этим, он вслед за преподавателем Московской Духовной Академии профессором А.И. Осиповым, повторяет ересь Оригена, осужденную на V Вселенском Соборе. Также спорно выглядит его учение о молитве, согласно которому, во время молитвы мы должны отвергнуться собственной воли и предаться воли Божьей. Такой подвиг не всякому монаху-затворнику по силам, а не то, что мирянину.
В заключении необходимо отметить следующее. Нет сомнений, что отцы, о которых выше шла речь, в большинстве своем, искренне любят и Бога, и человека. Но и дьявол не дремлет. Его задача всегда благое обратить во зло, в отличии от Бога, Который всякое зло обращает во благое. Востребованность публикой, желание учить и толковать слово Божие, ложное понимание иерейского служения, часто плодом своим имеет тщеславие и гордыню. Со временем священник перестает видеть и слышать себя, потому что уверовал в собственную непогрешимость и исключительность. Похвалы людей и обширный круг почитателей, слава, немалый доход, только усугубляют эту брань, ввергая в падение пастыря и его паству. Святые отцы говорят: "Дьявол внушает человеку взять не за свое, чтобы тот потерял и свое". По роду занятий и долгу службы, мне часто приходится отслеживать выступления и проповеди нашего духовенства в публичном пространстве, и я еще ни разу не встречал непогрешительного вероучения с их стороны. Причина заключается в том, что богословие, в отличие от иных отраслей человеческого знания, умом не постигается и личными усилиями не достигается. Для этого нужна богоизбранность и благодать Духа Истины. Преподобный Максим Исповедник писал: «Только путем Откровения можно узнать красоту духовного смысла, красоту умопостигаемых вещей, сокрытую в Священном Писании под дебелостью буквы». Если Откровение не дано пастырю, то вместо учения Христова, он проповедует личное богословие, а идеи «от ветра головы своея» преподносит как истину, сходящую свыше. И отвратить его от этого душепагубного занятия никто не в силах.
Я не ставлю своей целью огульную критику, осуждение или повальную обструкцию публичной деятельности священства. Важно предостеречь слушателей о внимательном, вдумчивом отношении ко в сему, что говорят медийные батюшки, пропуская их слова через сито рассудительности, руководствуясь Евангельским духом истины. В грех можно впасть двумя способами: по ведению и по неведению. Мы говорим о последнем. Отец Церкви преподобный Варсонофий Великий (VI в.) говорил: «Святые отцы под охранением благодати Божией писали чистую истину; однако, между тем иногда, не оградив себя молитвою, писали мнения, слышанные от наставников, не строго испытанные, которые читающий без оскорбления святых Отцов может и должен отложить в сторону, не обязываясь принимать оные». Не утратили его слова особую актуальность в наше время. Будем же и мы со всем тщанием, оградившись молитвой и рассудительностью, подходить ко всему сказанному духовными лицами, дабы, не соблазниться и не уклониться в сторону от Православного вероучения. А всем вышеназванным отцами хотелось бы пожелать почаще перечитывать текст священнической присяги, ибо их медийность и публичность мало что имеет общего с жизнью: «от суетных мирских обычаев устраненную», ибо, чем больше популярности набирает такой батюшка, тем дальше он отходит от священнической клятвы, а значит и от Бога, увлекая за собой в погибель всех, кто ему внимает.
Свидетельство о публикации №224092000737