Торговля благодатью оптом и в розницу
Поэтому торговля в свечных лавках, которые согласно канонам, должны быть вынесены за ограду храма, установление тарифов за совершение треб, проявление иных форм корыстолюбия от лица Церкви, являются грехом симонии, и порой, превращаются в мерзкое богохульство. Известны случаи освящение иереями секс-шопов, стриптиз-баров и иных сомнительных заведений. Печально, что это становится обыденным явлением церковной жизни. Причина всему – симония, желание продать благодать Духа оптом и в розницу, и подороже. Про таких священников преподобный Исидор Пелусиот еще в XVII в. говорил: "Вы оставили Христа и возлюбили хриса (хрисос-золот, греч.). Церковь из Дома Божьего превращается в акционерное общество, задача которого – извлечение прибыли. Недавно я был свидетелем еще одного вопиющего факта симонии, который сам по себе не нов и встречается довольно часто. В одном, из недавно построенных храмов Ленинградской области, в котором все строительные работы были завершены, за исключением чистовой отделки шли богослужения. Отсутствие штукатурки на стенах явило печальную для православной души картину. Все камни нижнего яруса вплоть до подоконников пестрели мужскими и женскими именами. В душе благочестивого верующего невольно возникали ассоциации стен храма Божьего с общественным туалетом или подземным переходом метро. Однако, настоятеля этот нисколько не смущало. Сия мерзкая картина стала привычной для клира и его батюшки, поскольку в таком «голом и постыдном» виде храм стоит уже достаточно давно. Откуда взялись эти письмена в Святыне Господней? Все очень просто: когда храм строился, настоятель в поисках денег решил использовать не новый, но весьма эффективный способ «отъема денег у населения», как сказал бы тов. О. Бендер. Силикатный кирпич на стройку продавался прихожанам за определенную сумму, которую стыдливо назвали «пожертвованием», с условием, что имя покупателя будет записано на купленном кирпиче, а сам кирпич пойдет на укладку стен. Более жуткого кощунства даже не придумать – Дом Божий строится за деньги, вырученные от торговли благодатью, то есть от симонии! Людей, которые поддавались искушению и платили за свои кирпичики и жалко, и оправдать невозможно. С одной стороны, – их жалко, потому что жертвователи искренне верили, что внесенная лепта поможет в спасении и будет оправданием на Суде Христовым, как доброе дело, а с другой – оправдать невозможно, потому что Евангелие никто не отменял и оно доступно всем. А в нем сказано: «Даром получили, даром давайте» (Мф.10:8). Самую страшную и тяжелую ответственность будет нести тот настоятель, который свою коммерческую смекалку обратил в торговлю дарами Духа. Поэтому, не зря одна известная поговорка гласит: «Душами священников дорога в ад вымощена». Грех симонии не искореним в Церкви по нескольким причинам. Главная из них заключается в том, что к священству приступают, как правило те, кто самоизбрание или мнение других перепутал с призванием от Бога. И как следствие, призвание превратилось в профессию. Господь говорит Своим ученикам, каковым, по определению, являются все служители алтаря: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам» (Ин.15:16). Христос особо подчеркивает, что Он избрал учеников, чтобы они приносили плод духовный, служили Ему, а обо всем остальном позаботиться Отец Небесный. Это значит, что Господь знает все нужды и беды Своего священства и всегда пошлет необходимое и вовремя тем, кого призвал на служение. Поэтому иереи должны только служить в вере и чистоте, не обременяя себя помыслами о хлебе насущном и прочими заботами, во всем полагаясь на Промысел Божий. И что мы видим на практике? Кто из настоятелей эти слова Спасителя вспоминает, когда нужны деньги? Вместо упования на Господа, начинаются лихорадочный поиск средств, спонсоров и небывалая коммерческая активность. Бог отодвинут в сторону, как не при делах. Это и есть самая настоящая симония, следствием которой будет неизбежное падение и терзание души на четыре части в преисподней. Это случается с теми, кто не был призван Господом на священство, а получил его в силу собственного хотения, купли-продажи или под внушением других. Позволяя таковым стать священниками, Господь отходит от них, давая возможность новоиспечённому батюшке с головой окунуться в мир греха. Таковые пью чашу страха, нищеты, алчности, маловерия и уныния до дна, увлекая душу в самые глубины ада. Страх безденежья, человекоугодничество перед спонсорами, раболепство перед священноначалием делают такого священника рабом людей и греха, отбирая у него рабство Христу.
В заключение, необходимо отметь главное. Покупающие именные кирпичи прямо участвуют в тяжком грехе симонии, наносят смертельную рану душе и делают очень тернистым путь ко спасению. Никто не запрещает жертвовать на храм. Но пожертвование тем и отличается от «отъема денег у населения», что совершается по желанию сердца, а не из стремления получить обратную выгоду: на Тебе, Боже денег за кирпичик, а Ты про меня не забудь на том свете. Это торг с Господом, а не милость, о которой Христос сказал: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13), не говоря уже про то, что купля именных кирпичей – это проявление тщеславия. Никто не мешает настоятелю принять пожертвование на строительство церкви и внести имя жертвователя в синодик, не оскверняя написанием имен стен Дома Божьего. Бог будет судить каждого за свое, но более строго наказания будет достоин тот раб: «…который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его» (Лк.12:47). Это касается и священников, и прихожан. Помощь церкви, в том числе и деньгами, – богоугодное дело, а вот использование авторитета священного сана и благодати Таинств с целью извлечения прибыли – тяжкий грех. Жертвовать нужно не столько сколько у тебя требуют, а сколько ты можешь и сколько не обременяет сердце и карман. Этим и человек спасается от участия в грехе симонии, и священник удерживается в рамках приличия и благочестия. Что касается повсеместных «тарифов на церковные услуги», то они на совести настоятеля. Благочестивые отцы всегда идут навстречу человеку и не требуют фиксированной платы на совершение треб, понимая, что должны давать даром то, что даром от Бога получили.
Свидетельство о публикации №224092400330