О священстве

                Глава нашей Церкви Иисус Христос, приступая к священническому служению, знал о последствиях, которые Его ожидают. Это было обусловлено Божественным Домостроительством еще прежде сотворения мира. Осуждение, крестная смерть, сошествие во ад, разрушение его оков и воскрешение Христа было необходимым условием спасения человечества и победы над смертью. Соответственно, каждый, намеревающийся принять священный сан должен понимать и со всей ответственностью и отдавать себе отчет в том, что ему предстоит идти по стопам Спасителя возложив на себя тяжкий крест. Есть мудрые слова, относимые к преподобному Силуану Афонскому, который  говорил: «Бегайте священного сана, но если Бог отметил вас, то Он заставит вас войти в узы сии». Из чего не трудно понять, что подлинное священство возможно только по воле Господа. Но, часто ставленники ошибаются в своих ощущениях и представлениях, полагая, что им было «призвание» от Бога, путая на самом деле, желание с призванием, поскольку Бог избирает священников, а не они себя. И Господь прямо об этом говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин.15:16). А если Бог избрал, то Его определение непреложно и подлежит безусловному исполнению.
                Перед поставленным иереем не стоит планетарная задача спасения всего человечества. Его долг заключается в ином. В Ветхозаветной Церкви священник прежде, чем приступить к служению в Храме и приносить жертвы от имени народа, должен был прежде очистить себя и свою семью,  принося жертву за грех, и только потом приступать к священнодействию. Применительно к нашей Церкви это означает, что каждый служитель алтаря должен прежде очистить свою душу от греховной скверны через покаяние, затем привести к Богу и покаянию свою семью и только после этого приступить к священству. Такое требование обусловлено тем, что, как учит Святитель Иоанн Златоуст, священник у престола творит большее, чем Бог при сотворении вселенной. Сначала Творец из ничего Словом произвел материю, затем из нее создал мир. Священник за Евхаристией из материи творит плоть и кровь Самого Бога. Преподобный Нил Мироточивый говорил: "Бог любви ради Своей ежедневно погребается в сердце иерея (на литургии), иерей становится тогда обителью Господа, Его сосудом и сокровищницей". Страшное Таинство Евхаристии требует, чтобы его совершитель был кристальной чистоты и непорочности, иначе "рука скверна коснется святыни Господней". А за это должна незамедлительно последовать смерть виновного, как постигла мгновенная смерть Озу (2Цар.6:7) при перенесении Давидом ковчега завета; но Оза коснулся кивота нечаянно, в стремлении удержать его от падения, а священник совершает свои действия осознанно и целенаправленно. Поэтому каждый день иерей должен помнить о том, что его главная цель служить Богу и людям  в чистоте души и тела. Приступающий к священству должен помнить, что служение людям и Богу поддерживается благодатью Духа, а он только совершитель церковных таинств. Поэтому пастырь должен служить пастве, а не наоборот. Прихожане, жертвуя на церковь, содержат ее клир. Ни один иерей не смог бы служить, если бы его не поддерживала благодать Духа, дарованная при хиротонии и незримо наполняющая всегда с избытком храм Божий.  На востоке пастух идет перед стадом, а стадо следует за ним, потому что знает его. Это служит живым свидетельством слов Христа об истинном пастыре: «И когда выведет овец своих, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают его голос» (Ин.10:4). Таковым должен быть и пастырь словесного стада. Овцы идут к своему пастырю, которого знают и голос которого узнают. А если пастух им не знаком или голос у него чужой, то они к нему не пойдут. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Пастырь присутствует благочинием паствы». Поэтому, если среди священников есть пастырь истинный, то овцы стада Христова узнают его и придут только на его голос, и тогда пастырь будет присутствовать своей паствой. Как достоинство сына познается через достоинство отца, так достоинство пастыря познается через достоинство паствы. Можно быть священником и не быть пастырем, а можно быть пастырем и не быть священником. Священники, не имеющие паствы – не пастыри, а наемные священнослужители. В этом коренное отличие пастырства от священства. А если пастырь не имеет паствы, то он пасет не паству, а себя. Господь через пророка Иезекиля подобным иереям произнес такой приговор: «Горе пастырям Израиля, которые пасут сами себя!» (Иез.34:2).
                Священство – это дар Святого Духа и особая богоизбранность.  Апостол Павел, определяя достоинство священства,  писал в послании к Евреям: "Никто сам по себе не примет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон" (Евр.5;4). Это значит, что избрание человека Богом  к служению должно быть настолько очевидными, чтобы ни у кого не оставалось и тени сомнения в призвании именно его Божественным Промыслом. Как это и было с Аароном, расцветший посох которого наглядно убедил всех в его богоизбранности. Если священник поставлен Богом, то благодать Духа будет ему споспешествовать во всем, и он будет идти впереди своего стада; служение его будет благословляться Господом. Нужно понимать, что священный сан неизменно связан с тщеславием, как связанный с духовной властью. Тот, кто домогается священства, подвергается греху тщеславия с особой силой, а тот, кто приходит в священство от Бога и не по своей воле,  гораздо мене заражен им, поскольку нельзя тщеславиться тем, чего не желаешь. Благодать священства многократно усиливает в человеке как добродетели, помогая побеждать пороки, так и пороки, вскармливая тщеславие, гордыню, властолюбие, сребролюбие человекоугодничество. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Таково свойство благ, что они не только усовершают сродное им, но и губят противное».  Поставленный от Бога священник наделен страхом Божиим и служит только Ему. Поэтому, ему не страшны ни люди, ни лжебратия, ни священноначалие, ибо он имеет себе помощником и защитником самого Бога. Зная это, боговдохновенный пастырь служит искренне и чисто, без оглядки и опасения лишится своего места. Он не заискивает перед начальством и не ищет  корысти. Отличительным признаком богоизбранного священника является то, что ему сначала наперсный крест одевает Господь, а потом человек - правящий Архиерей. Причем, его призвание к служению становится очевидным для всех. Говорят: «священник от Бога», «тебе надо быть священником» и так далее. Богоизбранность ставленника познается через присутствие в нем особой благодати: коренным изменением образа жизни, привычек, возникновением особенной молитвы и особенного неповторимого, не исчезающего состояния мира и покоя, знания, рассудительности, любви, сострадательности, и главное, - разумения слова Божия. Священник, которому крест одевает человек, от Господа своего креста может и не дождаться. И тот, кто принял священный сан по собственному желанию или по наущению другого, или не дай Бог, через грех симонии, лишен Божественной помощи и благодати. Чувствуя это, он постоянно испытывает перед священноначалием панический страх. Настоящей трагедией для такого пастыря является перевод его с прихода на приход. Разрывается связь между ним, его приходом, его «детищами» в виде различных кружков, церковных школ, «духовных чад» и прочего. Разрушается устоявшийся семейный быт, наносится удар по семье и детям. Рвутся их социальные связи и привязанности к работе, учебе, к окружающим и знакомым. Зачастую, священник уезжает на одно место, а семья остается на прежнем. Хорошо, если их жилье не служебное, а если служебное? Семья такого священника схожа с семьей молодого лейтенанта времен СССР. Но в отличие от военного, который и сам, и его семья заранее готовы к такому развитию событий, семья священника, и тем более не молодого, и не первого года службы, к такому испытанию может оказаться не готовой, и тогда трагедия усиливается. Тогда уже становится не до службы и не до Бога, а пастырь,  по определению Спасителя, превращается в наемника, и овцы его не слушают. Но тот, кто от Бога принял священство, готов к любому повороту судьбы, зная, что все, что ему послано, послано от Бога для его же блага. Он не ропщет и не ищет защиты на стороне, в других епархиях или у Патриарха. Он знает, что за искушением последует милость и награда от Христа. В этом же он наставляет свою жену и детей, чтобы им всем вместе нести тяготы служения и всем вместе за это сподобится милости Божьей. Другим характерным признаком богооставленности в священстве является стремление многих из самовольно исхитивших священный сан заниматься чем угодно, но только не служением Слову. Они находят себе множество различных проблем и забот, не связанных с напрямую со священническим долгом.  Такими батюшками развивается бурная деятельность по открытию и организации церковных школ, кружков, спортзалов, секций, паломнических туров, благотворительных акций и тому подобного.  Они члены всяческих комиссий и советов, учредители и попечители каких угодно организаций и обществ, они завсегдатаи на ТВ, видеороликами с их выступлениями пестрит интернет. Однако, сколько бы внешне добрых дел священник не сделал, но если они сделаны в ущерб пасторству, служению и душе, то кроме вреда ничего не принесут. Преподобный Серафим Саровский говорил, что даже совершение доброго дела, но не во имя Христа, плода не приносит. Человек, а тем более священник, спасается не количеством доброделания, а чистотою сердца и служением Богу в истине, по слову Писания: «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Притч. 23:26).
                Особенно подвержены стремлению к бурной общественно- хозяйственной деятельности молодые священники, которые, по меткому выражению одного владыки, начинают «кронштадтить» свой приход, то есть, ложно понимая свое предназначение, относиться к прихожанам как к своими чадами, о которых никто кроме настоятеля не позаботиться, причем не только в духовном, но и в бытовом плане. На этой почве у таких пастырей начинают "открываться" дотоле неизвестные дары: литературный, поэтический, композиторский, тренерский, коммерческий, педагогический, хозяйственный, коммерческий и иные «дары» и «таланты», хотя Святитель Григорий Нисский предупреждал: «Кто обогатился Духом, тот должен быть беден мыслью». Но, судя по изобилию эпистолярного жанра среди священства, эта мысль святителя не потеряла своей актуальности и по сей день. В повседневной суете о мирском многие из духовенства забывают апостольские слова: "Негоже нам, оставив слово Божие, пещись о трапезах", и что настоящие пастыри заботятся только об одном, чтобы: "пребывать постоянно в молитве и служении слова" (Деян.6:4). VI Правило Святых Апостолов прямо запрещает священству заниматься подобной деятельностью: "Епископ, пресвитер или дьякон да не приемлет на себя мирских попечений. Иначе да будет извержен из священного чина". Со временем, лишенный благодати, томимый вынужденной службой, гонимый страхом перед архиереем и собственным тщеславием, священник нередко приходит к состоянию, когда ему «и епископ не отец, и Церковь не мать». Как правило, такие «кормящиеся от алтаря» впадают в пустые разговоры и празднословие. Предупреждая об этом, преподобный Нил Мироточивый говорил: "Иерею подобает особо остерегаться празднословия, дабы не загрязнить себя им, ибо празднословие, сия зловоннейшая грязь души, оскверняет сердце иерея. Празднословие заражает смрадом дыхание иерея, которым только что вдыхал благоухание Пречистых Тела и Крови Господних. Празднословие оскверняет язык иерея; празднословие оскверняет губы и уста иерея. Празднословие оскверняет голос иерея. Празднословящий иерей оскверняет все свои семь чувств мысленных, т. е. веры, надежды, любви и прочих добродетелей. Можно ли иерею, когда он столь осквернен, чистою совестью возглашать: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами?", и после добавляет: "Неразмеренность, необдуманность речи иерея рождает запятие священству его". За празднословием следует осуждение и публичная критика священноначалия: от правящего архиерея до Патриарха. И как результат, священник погибает и совершенно отпадает от Церкви, переходя в служение иным силам. К сожалению, современная церковная история знает немало таких примеров.   
                Есть еще одна раковая опухоль современного священства. Речь идет о жертвователях и пожертвованиях. Увы, но, мало кто из настоятелей рассматривает со всем тщанием: кто жертвует, что жертвует и из какого дохода жертвует на храм. Священники, принимающие жертву от неправедного прибытка, забывают, что: "Это не иное что, как созидать Сиона кровми и Иерусалима неправдами" (Мих.3:10). "Да и Бог не имеет нужды в жертве, приносимой из чужого достояния, но гнушается такою жертвою, как "закалаемым псом" (Ис.66:3)", - писал об подобном злодеянии преподобный Исидор Пелусиот. К сожалению, нравственное требование об исследовании личности жертвователя и источника его средств, уступает желанию поскорее получить деньги. И тогда оскверняется храм, уничижается священный сан, наносится оскорбление Богу. Святитель Иоанн Златоуст писал: "Зло дошло до такой степени, что из имущества, приобретенного неправленым путем, подают даже милостыню, и многие принимают. От того мы лишились дерзновения и уже не можем укорять никого". Получив такое "пожертвование",  иерей попадает в зависимость от «благотворителя», начинает заискивать перед ним, человекоугодничать и, по сути, торговать Даром Святого Духа – священством. Особо опасным и недопустимым следует признать грех симонии. Про ставленников, которые купили себе священство преподобный Исидор Пелусиот говорил: "И Каиафа купил священство, когда вооружил оное на Христа. Посему всякий, кто покупает священство, оказывается христоубийцею Каиафою". С грехом симонии тесно связано иное святотатство – торговля Дарами Святого Духа, под которыми понимается совершения священником треб, противоречащих долгу и морали, совершение иных незаконных богослужебных действий ради прибылей. Известны случаи освящения духовенством секс-шопов, стриптиз-баров и прочих мерзких для христианина заведений. Многие из будущих иереев путают профессию с призванием, и эта ошибка лежит в основе их трагедии и будущего наказания.    
                Все духовенство можно условно разделить на священников и священнослужителей. Последние  знают только «кадило и кропило», а первые обладают даром разумения и толкования слова Божия. Поэтому священник– это призвание, а священнослужитель – профессия, такая же, как и любое ремесло. Ремеслу может научиться всякий, а разумение слова Божия может дать только Бог. Преподобный Максим исповедник писал: «Только путем Откровения можно узнать красоту духовного смысла, красоту умопостигаемых вещей, сокрытую в Священном Писании под дебелостью буквы. Священное Писание по его буквальности ограниченно и неограниченно по его духовному смыслу. Поэтому Слово Божие должно быть изъясняемо и исследуемо по Христу, то есть под руководством идеи богочеловечества и по высоким идеалам духа, а не по-иудейски низводиться к телу и земле, то есть к букве и истории, как это делают некоторые из лжеименных христиан». Иерей, не имеющий Откровения Божьего лишен способности познания Истины и его служение превращается в иудейское, а сам он – в лжеименного христианина. Поэтому, одних на иерейскую должность назначает архиерей, а других во священники поставляет Бог. Всякое ремесло, включая службу в священном сане, подразумевает плату за труд, а за ним неизбежно следует стремление к обогащению, с которым неразрывно связан страх не перед Богом, а перед начальством и деньгами, а точнее – их неполучением. Поэтому, Господь и сказал, что такой пастырь - не пастырь, а наемник, которому "овцы не свои" (Ин.10:12); и, как говорил Святитель Иоанн Златоуст: "Наемник, не заботясь об овцах, имеет всегда в виду собственную безопасность". Поэтому, иерей от Бога приходит по призванию, а наемник по найму. Для наемников выбор священства – это выбор профессии, а учеба в семинарии –  учеба в институте. Всякий выпускник ищет высокооплачиваемую  работу, а бывший семинарист – приход с хорошим доходом. Обоих заботит, прежде всего, материальное благополучие. Клирика в сане паства интересует только как источник дохода. Предостерегая таковых, святитель Иоанн Златоуст писал: "Иерей же, если и устроит надлежащим образом свою жизнь, но не будет со вниманием заботиться о твоей, пойдет в геенну вместе с злодеями; часто не имея осуждения за свои дела, он получает гибель за наши, если не устроит надлежащим образом все, требуемое от него". Обретший священный сан самочинно  всегда должен помнить, чем закончили Офни и Финеес, которые оскорбили Бога преступлением своих обязанностей. "Ни одного молитвенника не нашлось за Офни и Финееса, согрешивших против Бога и против Его священства, но преданы они конечной погибели как предавшие на поругание честь священства", - напоминал преподобный Исидор Пелусиот. В основе поведения непризванных священников лежит страх за благополучие, неуверенность в завтрашнем дне, поиск средств к существованию. Поиск спонсоров и благотворителей, привлечение средств со стороны приводят к сребролюбию и стяжательству. Преподобный Нил Мироточивый, обличая афонскую братию в сребролюбии говорил: "Вы оставили Христа и возлюбили Хриса". (хрис – золото, греч.). То же самое говорит и Пелусиот: "Размысли, к чему клонится это зло, когда тех, кого искупил Христос, отдав за них ни золото, но Честную Кровь Свою, ты губишь своею жизнью?". Сребролюбие неразрывно связано с тщеславием и высокомерием. У таких батюшек появляется стремление быть на виду у людей и начальства, собирать вокруг себя «послушное стадо», быть наставником и учителем всего и для всех. Они благосклонно принимает почитание и восхваление от мирян и от клира. Господь сказал про таких учителей народа:  "Как вы можете веровать, если славу друг от друга принимаете, а славы, которая от Единого Бога не ищете". (Ин.5:44).  Царь Озия был поражен проказой за то, что пытался войти в святилище и совершить каждение фимиамом, не имея на то права. А что говорить про священников, которые дерзают служить и прикасаться к Страшным Таинствам, будучи нечистыми. Почти каждый вновь назначенный настоятель начинает службу  на приходе с поиска денег и спонсоров, забывая слова пророка Иеремии: "Проклят человек, иже надеется на человека" (Иер.17:5). Они живут по принципу "на Бога надейся, а сам не плошай", и как следствие, на Бога вообще престают надеяться и ищут помощи от людей, а через это оскудевает их вера. Постепенно от повседневной суеты и мелочных забот душа оскверняется, Бог вытесняется, и тогда в сердце пастыря не находится места, где Христу "главы подклонить". Иереи, поставленные от себя и другими, а не Богом, не в Нем ищут помощь и поддержку, а среди священноначалия, властей и людей. Он постоянно носится по городам и весям, обремененные бытовыми, хозяйственными, просветительскими и миссионерскими проблемами. Таких священников и на приходе не поймать, и дома не застать, и служат они редко. Им не хватает времени ни для службы, ни для семьи. В вечных "заботах" о других у них нет времени на своих. Про таковых хорошо сказал Апостол Павел: "Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного." (1Тим.5:8). Зато у дверей подлинного священника людская очередь не иссякнет вовек, и вся жизнь его – это дом и храм. Он не будет носиться по миру, обременяясь многочисленными приходскими проблемами. Его стадо всегда будет под окнами терпеливо ждать своего пастыря. Живые примеры такого священства есть и в наши дни.
                Однако, гораздо хуже, если в основе бурной деятельности лжесвященников лежат удельно-княжеские, боярские амбиции. Преподобный Антоний Оптинский предупреждал: "Пастырское  служение есть без крови мученичество, а не боярство". Поэтому, призванный от Бога, перед хиротонией должен испытывать не радость и эйфорию, а неимоверную скорбь на сердце и огромную тяжесть креста Христова на плечах. Он должен чувствовать себя скованным железной цепью и ведомым на заклание, а не сорвавшим приз в казино. Это будет истинным отношением к принятию священного сана, свидетельствующее о том, что ставленник избран Богом. Перед рукоположением  он должен ясно понимать, что предает себя на заклание, ради Христа. В противном случае, иерейское служение становится опасным и для пастыря, и для паствы. Такой священник превращается в удельного князька-рабовладельца, слово которого закон для окружающих. Они приводят людей не к Богу, а к себе, в свою вотчину. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: "Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу – не достоин он быть руководителем ближнего! Он не слуга Божий! Слуга диавола, его орудие, его сеть!". Деградация пастыря происходит не сразу, и увидеть ее можно только со временем, и со стороны. Мало, кто может выбраться из этих тенет лукавого. Для этого надо особое мужество и помощь свыше. Поставленный от Бога, имеет твердое упование на Него и пребывает на своем месте непоколебимо. Он знает и верит, что если Бог его поставил – значит, Бог позаботится о нем и его приходе, если служить будет в чистоте и истине. Он только одного страшится: лишиться богообщения и благодати Духа, поскольку знает, что только от Единого Бога может получить все необходимое. Надо иметь подлинное мужество и крепкую веру, чтобы среди лишений и невзгод, искушений и скорбей, скудности и напастей, непоколебимо и твердо стоять в служении Богу, с твердым упованием на Его милость и помощь. Далеко не каждый способен на такой подвиг, поэтому и следует избегать священства, а не искать его.
                Вышесказанное не  означает, что священник, призванный от Бога, не должен заботиться о своем храме и приходе, под предлогом важности только иерейского служения. Речь идет о том, что он не должен привязывать свое сердце к земному, которое вытесняет Бога, и ставить во главу угла попечение о мирском в ущерб Божьему. Для этого необходимо постоянно контролировать сердце и помыслы, всегда видеть, где оно находится и не забывать, что: "Бог создал человека правого, сии же взыскаша помыслов многих" (Еклл.7:30). Такое возможно только при истинной и глубокой вере, при уповании на Подателя всех благ. С другой стороны, священник, который пришел в Церковь не от Бога, а от себя, должен сначала осознать, понять, что он был не избран, а назначен. Если такое понимание приходит, то же уже первый шаг на пути стяжания Благодати Духа и помощи свыше. Такой пастырь может достичь состояния богоизбранности, но только через понимание своей ничтожности и недостойности. Находясь в постоянных и тяжких трудах и в надлежащем служении Слову, он сподобляется всеукрепляющей благодати Духа и помощи Божьей. Иисус сказал: "Царство Божие внутри вас есть" (Лк. 17: 20-21).  А апостол Петр обращается: "Род избранный, царственное священство" (1Пет.2;9). Апостол называет верных "царственным священством" потому, что с одной стороны Царство Божие внутри христианина есть, а с другой - потому, что он имеет в себе Иисуса Христа – Первосвященника нашей Церкви, Который по плоти был из царского рода.  Православная вера учит о двух церквях Божиих: Воинствующей (на земле) и Торжествующей (на Небе). Соответственно, и священство разделяется на священство Церкви Воинствующей (земное)  и священство Церкви Торжествующей (небесное). И если первое дается при рукоположении архиереем, то второе – Самим Христом в момент, когда человек познает в себе Царство Божие, а вместе с ним и Церковь Небесную. И если священство Церкви земной имеет разные степени, достоинства и власть, и связанные с ними отношения, то в Церкви Торжествующей все степени священства имеют равное достоинство и почитание, по примеру равенства лиц Святой Троицы, потому что  это священство святое.  И тот, кто имеет в себе царственное священство, вряд ли будет искать священства земного, а если и согласится на него, то только из послушания воле Божьей, принимая сан, как тяжкий крест, а не награду.
                Из вышесказанного следует, что быть человеку священником или не быть зависит не от воли священноначалия или выбора ставленника, а от воли Божьей. Его будущее зависит от  того, как он устроит свою жизнь и чему будет служить: Богу или мамоне; от того принесет он на алтарь души дар Богу "сердце сокрушенно и смиренно" (Пс.50:19) или нет. Если священник не принесет Богу прежде  первого дара, то приносимые им за литургией Святые Дары для него лично останутся без пользы, и буду служить не во спасение, а в осуждение.   
                Насколько небо выше земли и душа больше тела, настолько Царственное Священство выше и больше земного. Приобретению священства земного должно предшествовать стяжание Священства Царственного, иначе такому иерею трудно будет войти в Царствие Небесное, опасаясь услышать грозные слова нелицеприятного Судьи: "Не вем вас" (Мф.25:12).


Рецензии