О двух природах Христа и человека
В человеке Божественная природа заменена образом и подобием Божиим, то есть душой и духом, и они определяют его светлую, бессмертную часть. Плоть человека – его темная сторона, поскольку создана из праха и подвержена тлению или смерти после грехопадения. Плотские страсти и искушения – орудия дьявола, которым он воюет против светлой стороны, а душа и дух – инструмент действия благодати, противоборствующий плоти. «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17), - пишет апостол Павел. Вследствие этого, в сердце человека непрестанно идет борьба дьявола против Бога. Эта брань не является результатом какой-то греховности плоти, как о том учат некоторые современные отцы, ибо Бог ничего плохого и греховного сотворить не мог. Она вызвана борьбой дьявола против человека, через нашу падшую природу, как удобоползновенную ко греху и страстям. Победа в этой битве целиком и полностью зависит от свободного выбора каждого: либо он вступает в борьбу с самим собой и при помощи всеукрепляющей благодати одерживает победу, либо сдается на милость победителя и предается во власть страстям, удовольствиям, наслаждениям, то есть во власть дьявола. Для самооправдания некоторые даже взяли на вооружение лозунг: «Нужно прожить жизнь так, чтобы не было мучительно за бесцельно прожитые годы». Правда, персонаж Н. Островского Павка Корчагин, имел ввиду не жизнь в удовольствие, а борьбу за "счастье" трудового народа и победу коммунизма во всем мире. Но сути это не меняет. Желание удовольствий и наслаждений – неотъемлемая часть падшей природы. Никто не в силах противостоять им. Однако, каждый может, если захочет, контролировать их влияние и не позволять порочным желаниям диктовать волю разуму. Страсти, составляющие тварную часть нашей природы, необходимы человечеству по нескольким причинам. Во-первых, через них познается немощь и тленность плоти, вызванные пришедшей вместе с грехом смертью; во-вторых, без них невозможна борьба, которая только и может привести ко спасению и стяжанию венцов от Господа. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Кто не сражается, тот и не награждается», и, в-третьих, они делают человека человеком, а не ангелом или святым при жизни, а значит привлекают к себе милость Божию по словам Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12). Учитель Церкви II в. Ориген в своих «Началах» говорит: «Для человека лучше быть или в добродетели, или в пороке, нежели не в том, ни в другом. Душа, которая находится ни в добром, ни явно в злом, состоянием подобна душе животного». Он это не от себя говорит, а, руководствуясь словами Господа: «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр.3:15). Это не означает благословение порока Богом! Речь идет о том, что убежденный в своей правоте, даже если он и ошибается, может стать угодным Господу, и при помощи благодати направить свои силы и способности на противоположное, то есть на творение добра. Подтверждение этому мы находим в истории обращения Павла. Последовательный и ярый сторонник Закона, преследующий христиан до смерти, был назван Господом «Сосудом избранным» (Деян.9:10). Богу важно, чтобы человек был верен своим религиозным убеждениям и стремился к правде, даже, если он ее понимает ошибочно. Тогда Он, как Творец и Промыслитель, всякое злое обращает во благое. Духовная брань – вот, что делает душу богоизбранным сосудом. Поэтому двухчастная природа человека так важна в деле спасения. Теплохладность – самое страшное состояние в Православии, потому что побуждает христианина жить, как удобно, а не как должно. Вроде и не грешит сильно раб Божий, ходит в Церковь по праздникам, исповедуется молится кое-как и тихо себе живет никого, не смущая и не огорчая. А Господу он не угоден, ибо и Богу – не друг, и дьяволу – не враг. Таких Господь отвергнет от уст Своих на Страшном Суде и пойдут они в геенну вместе с закоренелыми грешниками. К сожалению, таких православных очень много. А теплохладный слуга никому не нужен. Таковые не избегнут осуждения, потому что они призваны служить Господу всей жизнью своей, и такое служение не менее значимое, чем священство, ибо христиане тоже: «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет.2:9).
Вопрос о взаимодействии двух природ во Христе – крайне сложная богословская тема, которая до конца так и не изучена, не смотря на более чем двухтысячелетнюю историю Церкви. Поэтому я здесь не стал подробно ее освещать, иначе мы запутаемся в тенетах тайны, покрытой божественным мраком. Нам придется разбирать такие вопросы, как например, была ли душа у Христа, а если была, то какая: божественная, человеческая или богочеловеческая, и что с ней стало после Воскрешения; или, например, почему плакал Христос, узнав о кончине Лазаря, если Бог плакать не может; или почему Он испытывал страх смертный, молясь в Гефсиманском саду, если Богу страхи чужды по Его природе; или каким образом Христос обновил человеческую природу. Таким вопросов возникает великое множество и будет возникать еще больше по мере углубления в эту тайну. Однако несколько слов о природах Христа я все же скажу. Главная цель боговоплощения заключалась в следующем. Ради спасения человека надлежало, во-первых, восстановить его первозданную природу, которой Адам был наделен в раю, и во-вторых, обновить ее до нового состояния, уподобляющего человека богу по благодати, то есть привести к состоянию обожения. Кроме того, есть еще один важный аспект в тайне боговоплощения. Его очень тонко заметил преподобный Максим: «Послушание в страдании Иисусом Христом было и частью опытного познания Воплотившимся Богом, что с нас взыскать, а что извинить». Это величайшее богословское открытие Церкви, которое остается сокрытым от большинства посвященных. По крайне мере, мне ничего подобного встречать не приходилось. Речь идет о том, что ранее Бог не мог соприкасаться с греховной природой человека, ибо это противоречило Его сущности. А спасти его, не взаимодействуя с падшим естеством невозможно. Поэтому Сын Божий, истощив Себя до «зрака раба», принял человеческую плоть со всеми ее страстями. Таким образом, воплощение позволило Создателю определить, во-первых, что собой представляет сущность Ветхого Адама, так сказать изнутри, и во-вторых, увидеть какие страсти ему вменять в вину, как добровольно принятые, а какие – извинить, как следствие природной немощи. Без боговоплощения эту задачу было не решить, а значит невозможно было привести Нового Адама к обожению.
Вопрос обожения, как цели христианской жизни, весьма сложный и интересный, но это отдельная тема для разговора. Поэтому я приведу лишь краткое его определение по учению преподобного Максима Исповедника, суть которого сводится к следующему: обожение – это наделение Богом, без нарушения сути тварной человеческой природы, состоящей из души и тела, действиями и свойствами природы Божественной. Таких даров ни одна тварь, включая Адама в раю, не знала и не имела. Это состояние стало возможным только при обновлении человека через воплощение Сына Божьего и Таинство Крещения. Поэтому, помимо уничтожения греха и смерти, Господь решил удостоить Нового Адама славы Сына и сделать богом по благодати. Воскресший в нашей плоти Спаситель, наделил божественными свойствами всякого пришедшего и имеющего прийти в мир. В каждом от рождения заложена потенция стать богом по обетованию и уподобится Христу, но далеко не все это знают и не все к этому прибегают. Однако наше плотское рождение замешано на грехе, то есть плотском влечении: «во гресех роди мя мати моя» (Пс.50:7). Приняв наше тело
«Христос исправил образ рождения, поскольку для Него, в отличие от нас, оно было вольным; и то, и другое соответствует нашему вольному рождению в Духе, в крещении, которое является для нас исцелением нашего невольного плотского рождения», – замечает преподобный Максим. Помимо уподобления Богу, обожение вводит человека в состояние, при котором отпадает необходимость в разумной и познавательной деятельности души, которые стали следствием грехопадения праотцов. Дело в том, что первозданный Адам, как учит преподобный Максим: «для постижения божественных вещей не нуждался в понимании являемых вещей посредством чувств, имея один только простой покров единовидной, простой и объемлющей все, что после Бога добродетели и такого же ведения, нуждающихся лишь в деятельном движении к добровольному выявлению». Другими словами, Максим говорит, что у Адама в раю не было необходимости в познавательной и умственной деятельности, поскольку все тайны, знания и суть вещей открывалась перед его взором мгновенно, что не требовало задействования мыслительных процессов, анализа, синтеза и прочих инструментов формальной логики. Все, что он хотел знать – он видел, и ничего тайного для него не было, кроме природы Бога. От Адама зависело только одно иметь желание ведения или не иметь, а в самом познании он не нуждался. Восстанавливая первозданную природу падшего человека, Христос восстановил и эти ее качества. Они заложены в каждом и только от воли человека зависит откроются они в нем или останутся под спудом страстей. О двух природах Христа и связанной с ними тайны боговоплощения можно говорить долго. Однако не все, что можно сказать, говорить нужно, ибо всему свое место и время. Я лишь хотел показать, что учение о двух природах во Христе – это и учение о человеке и его спасении, а кроме того, это знания о тех способностях или дарах, которыми Бог наградил Свое творение через воплощение Единородного сына.
В завершении хочу подчеркнуть, что знание законов внутренней брани, двусоставной природы человека, его предназначения на земле является необходимым условием спасения и шествия за Христом в числе Его учеников, которые на Суд не приходят.
Свидетельство о публикации №224092500812