О научном знании, видении и юродивых
Все достижения и открытия ученых XIX-XXI вв., направлены на то, чтобы увеличить продовольственные ресурсы, защитить жизнь и здоровье, до минимума свести физический и умственный труд, то есть на то, чтобы человек быстрее деградировал: пил, ел, размножался и дольше жил, не обременяя себя излишней умственной деятельностью, и главное, - верой в Бога. Преподобный Максим Исповедник говорил: "Насколько человек радел о познании видимых вещей, настолько он укреплял в себе неведение Бога". И этому идолу служили и служат величайшие умы человечества. Чья это затея – православному человеку догадаться не сложно. Как известно, наука способствует развитию технократического общества и многократному увеличению производства при минимальных сырьевых, энергетических, людских и прочих издержках. Продолжительность жизни и качество здоровья увеличились в разы по сравнению с тем же средневековьем. Но ресурсы земли ограничены, как и ограничена сама земля. В результате, наука вынуждена разрабатывать все новые средства и методы не только для продления жизни, но и для обеспечения людей всем необходимым. Поскольку, как уже было сказано, ресурсы земли ограничены и не восполняются извне, то научный прогресс находит способы искусственного продления жизни человека через создание продуктов не естественного происхождения в виде, например, ГМО и всевозможных пищевых добавок. Медицина, фармакология и химия, постоянно заняты продлением существования человечества. Это обусловлено отнюдь не заботой о человеке, а стремлением продлить срок жизни людей, ради увеличения потребления. Чем дольше человек живет, тем больше потребляет; а чем больше он потребляет, тем больше тратит, обогащая всевозможные банки и корпорации. На сегодня ситуация складывается таким образом, что с кредитом человек рождается и с кредитом умирает. Следовательно, наука в стремлении обеспечить все возрастающие потребности человечества и в погоне за сверхприбылями, вмешивается в Богом данные законы природы, разрушает естественную среду флоры и фауны, изобретает губительные для земли и человечества источники энергии (как атомная, например), создает новые продукты и вещества, которые не предусмотрены Промыслом Домостроительства. Не зря, среди нобелевских лауреатов, подавляющее большинство – атеисты. Причина заключается в том, что наука поставлена на обслуживание прихотей человеческой природы. Ее задача дать человеку, что он хочет, а не то, что ему нужно. Цель науки – удовлетворить желание человека, не останавливаясь ни перед чем. Ее плодами стали: ядерное, бактериологическое и химическое оружие, суррогатное материнство, клонирование и операции по изменению пола. Человечество в своих научных изысканиях стремится выйти за пределы, положенные ему Богом, и выйдя из них, несется в пропасть погибели с космической скоростью. Люди никак не могут понять, что по после смерти ученого его открытия, например, в области квантовой механики, матанализа или химии никакого значения иметь не будут. Он будет отвечать только за добро или зло, которое совершил при жизни, то есть как человек, а не как ученый, который что-то доказал или открыл для себе подобных. Говорят, что люди верили Аристотелю, который утверждал, что у мухи восемь лап, и понадобилось несколько столетий, чтобы какой-то умник не решил их пересчитать. В этом квинтэссенция современной науки. Каждое научное утверждение опровергается последующим. Исходя из этого, не трудно понять, что современный научный прогресс работает на уничтожение мира и веры, а значит и на самоуничтожения себя, ибо отличительным свойством зла есть самоуничтожение. И то хорошее, что наука действительно делает для людей, с лихвой нейтрализуется, причиненным злом. Как известно, ложка дегтя портит бочку меда. Бог дал людям знания, как средство познания окружающего мира и Бога; а вместо этого, человек из средства – сделал знания самоцелью и извратил весь их смысл. Блаженный Диодох епископ Фотикийский (Vв.) говорил, что усердные не от ума никогда не войдут в мир разума. Поэтому, преданные науки со всей страстью ученые, не способны постичь истинное знание. Они с упорством и бесконечно будут искать ответы на свои вопросы, и каждый полученный ответ будет порождать новый вопрос. И этот порочный бег по кругу не прекратится до скончания века, впустую сжигая время, судьбы и блага. Именно поэтому, святитель Игнатий Брянчанинов, сам получивший высшее инженерное образование, писал: «Науки – плод нашего падения, произволения поврежденного падением разума; Ученость – приобретение и хранение впечатлений и познаний накопленными человеками во время жизни падшего мира». А апостол Павел добавляет: "Мудрование плотское - вражда на Бога" (Рим.8:7). Это то, что касается знания человеческого, то есть плотского и искаженного. Но есть знание иного, более высшего порядка. Это то знание, о котором апостол Павел говорил: «верою познаем» (Евр.11:3). Оно не имеет ничего общего с человеческой природой и не зависит от субъективного восприятия чувствами. Следовательно, оно не может быть искажено и является истинным. Такое знание также можно условно разделить на две категории: духовное знание или ведение и видение.
Духовным знанием (ведением) обладают благочестивые люди, которым Господь открывает тайны мироздания и человеческих душ, за особую чистоту сердца и способность правильно распорядиться полученными дарами. Откровением свыше обладали многие святые отцы и учителя Церкви. Оно посылается избранным для блага людей. Его главное предназначение – указать путь к Истине и Свету, то есть ко спасению, научить отличать добро и зло, сформировать нравственные устои, подготовить человека к вечной жизни. Как и всякое знание, ведение не исключает элементы логики и рассудительности при его обретении и применении. Разумная часть или сила души принимают в нем самое активное участие. Дар рассудительности апостол Павел ставил превыше всех остальных даров Святого Духа. Главная сила, задействованная в достижении ведения – разум. Ведение может касаться не только духовной стороны, но и служить на пользу профессиональной деятельности человека. Его задача заключается в регулировании познавательной способности и нравственности, ибо вне нравственности познание превращается в источник зла.
Видение или духовное созерцание – это непосредственное знание на уровне интуиции, которое Бог открывает особо избранным. Таким как: Авраам, Иосиф, Иаков, Исаак, Моисей, ветхозаветные пророки, Апостолы и другие угодники. Это знание отличается от всех остальных тем, что оно не является плодом человеческого разума, а значит не подвержено законам логики и познания чувствами. Избранные получают его непосредственно от Бога в виде озарения. Преподобный Максим Исповедник говорит: «Важнее быть, чем знать». Этим он подчеркивает, что знание – плод человеческого ума, а видение или духовное созерцание сущих – образа жизни, поскольку, продолжает Максим: «Ведение по благодати [то есть полученное от Бога непосредственно] и без обучения обладает всей доступной людям мудростью, в своем многообразии обильно изливающейся для пользы человеков». Сподобившиеся дара духовного созерцания, уподобляются пророкам, ибо передают другим только то, что приняли от Бога, ничего не прибавляя и не отнимая. Но для того, чтобы стать причастником тайны Откровения нужно вести соответствующий образ жизни, основанный на непогрешительной вере и добродетелях, то есть нужно «быть» таким, чтобы благодать Духа могла вместиться в подготовленный ум. Поэтому видение – есть естественное состояние ангельских сил, не имеющих нужды в познании. Все, что им нужно знать, они получают от Бога мгновенно, не прибегая к умственной деятельности, и этим довольствуются. Поэтому, любая неправда, ложь, искажение и прочие проявления человеческого естества для них невозможны. Человек, скованный плотью, увлеченный страстями и подпавший под гнет удовольствия и наслаждения, не способен его вместить. Главное отличие духовного видения заключается в том, что приостанавливается всякая умственная деятельность, уступая место созерцанию и интуиции. Поэтому видение – есть высшее знание в форме Откровения, недоступное обычным людям. Но, Бог, желая спасти всякую разумную тварь, избирает Себе угодников, чтобы через них свидетельствовать об Истине. Одной из форм Божественного Откровения на Руси были так называемые «юродивые». Юродивый – это не сумасшедший, как принято считать. Юродство Христа ради – это величайший духовный подвиг, не каждому доступный. За всю историю Русского Православия всех юродивых можно, как говорится, по пальцам пересчитать. И все они были канонизированы. Подвиг юродства позволял говорить то, что святые слышали непосредственно от Бога, не взирая на чины и лица. Апостол Павел писал: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1:21). Таким образом, Господь приводил к спасению и нищих и царей, ибо никто не мог причинить юродивому зла за обличительные слова. На Руси это считалось святотатством.
В заключении, необходимо признать, что истинным знанием является только то, которое ведет к спасению души через познание Бога и любовь к Нему; как говорит Святитель Григорий Нисский: «Истина есть любовь к Богу». Любое иное знание – это подлинное безумие, по словам Апостола Павла, который сказал: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1Кор.3:19).
Свидетельство о публикации №224092600547