О сошествии Христа во ад
Как известно, покаяние (метанойя) – это изменение или обращение от греха, то есть возвращение на путь к Богу от пути сатаны. И те, кто шли к Богу при жизни, вернулись к Нему после освобождения Спасителем. Кто Бога не ведал, тот так и остался в шеоле до Второго пришествия Христа. Однако, есть те, кто, стараясь придать идее проповеди Христом в аду всем грешникам вид церковного догмата, ссылаются на слова апостола Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет.3:18-20). Об этом же Петр говорит далее: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет.4:6). Однако, эти попытки больше напоминают притягивание за уши Евангелие и стремление выдать желаемое за действительное. Нужно внимательно разобраться, о чем говорит Петр, руководствуясь учением Церкви и Писанием. Для начала необходимо ответить на главный вопрос: что такое ад, для чего он нужен, и что с ним будет? Ад или шеол – место пребывания душ после смерти до пришествия Христа и место мучения грешников после Его Воскрешения. Это место мрачное, скорбное и мучительное. В Ветхозаветной Церкви никто не мог его избежать, пока врата преисподней не были разрушены Христом. В соответствии с святоотеческой эсхатологией или учением о посмертной участи души, грешники пребывают в аду, ожидая в мучениях Всеобщего Суда. Его сутью является осуждение нечестивых на вечные муки и воскрешение оправданных для вечного блаженства. Целям первого служит ад или преисподняя, а второго – Царствие Небесное и места упокоения праведников.
Весь смысл христианства заключается в том, что заповеди, которые дал Спаситель, нужно исполнять здесь на земле. Только в этой жизни отпущено время для исправления грехов, поскольку после смерти покаяния нет. Оно невозможно в принципе, потому что со смертью уничтожается грех. Кроме того, невозможность покаяния в загробном мире обусловлена праведностью Суда Божьего: нельзя при жизни грешить до бесконечности, наслаждаясь всеми благами, а после смерти увидев, что такое ад и вечные муки, тут же покаяться и стать свободным от наказания. Это делает бессмысленным учение о Страшном Суде и уравнивает подвиги праведников с грехами нечестивых. Подтверждение этому находим в Писании: «во аде же кто исповестся Тебе» (Пс.6:6), «Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис.26:10), «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам» (Мф.25:41). Приговор Спасителя совершенно однозначный: идите грешники в вечный огонь, уготованный дьяволу и его ангелам. Это значит, что ад, как место наказания нечестивых, был, есть и будет, и никуда не денется, иначе учение о загробной жизни лишено всякого смысла. Если допустить, что после смерти нечестивец сможет покаяться, а значит получить прощение, то и муки, и блаженства утрачивают свое значение, ибо всякая узда с грешника снимается, позволяя ему при жизни творить любое зло. Итак, с понятием ада мы разобрались и выяснили, что всякие мнения о возможности покаяния, или спасения в аду исключены, в силу непреложности обетования Господа. Тогда возникают два вопроса: что делал Христос три дня в шеоле, и как быть с приведенными выше словами Петра? Начнем с последнего. Апостол говорит: «Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению». Со всей очевидностью речь идет о духах, а не о душах. Но вопреки очевидному, некоторые толкователи пытаются притянуть за уши к словам Петра понятие «душа», чтобы обосновать свое мнение о проповеди Христа в аду. Но Священное Писание четко различает понятие «душа» и «дух»: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28) и: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). И тот же Петр совершенно четко различал понятие «душа» и «дух»: «ибо этот праведник, живя среди них, терзал изо дня в день праведную свою душу, видя и слыша беззаконные дела» (2Пет.2:8). Поэтому считать, что под словами «проповедовал духам» апостол Петр имел ввиду проповедь Иисуса душам грешников – значит грешить против истины.
Далее Петр говорит, что Господь проповедал, некогда непокорным духам, «ожидавшему их Божию долготерпению». Что это значит? Если духи преисподней суть бесы, то, о чем им можно проповедовать, если они уже Судом Божиим навечно осуждены? В чем суть проповеди и для чего она? Это лишено всякого смысла, если проповедь понимать такой, какой она была при жизни Спасителя. Иисус не учил бесов истине и не призывал их к покаянию. Он сошествием в преисподнюю явил дьяволу и всему его воинству, что врата ада сломлены, власть смерти уничтожена, и Он Царь Славы пришел вершить Свой суд, над которым ад не властен. Теперь геенна не может без воли Христа принять в себя ни одну душу. «Некогда непокорным» – не означает, что ранее духи были непокорны, а теперь исправились. Это значит, что за свою непокорность они были низвержены с неба в ад, где целиком и полностью находятся во власти Господа. «Проповедовал…ожидавшему их Божию долготерпению», – означает, что, нисходя в ад, Христос Своим появлением в воскресшем теле, объявляет о победе над смертью и дьяволом. Долготерпение Божие заключалось в наступлении часа боговоплощения Сына Божьего ради спасения человека. Ни диавол, ни бесы, ни грешники вовсе не ожидали сошествия Спасителя во ад и, тем более, Его проповеди в преисподней. Для все обитателей шеола Его внезапное появление во всей славе было полной неожиданностью, потому что тайна боговоплощения и последующих событий была недоступна даже ангелам, а не то, что бесам и грешникам. Сам дьявол, искушая Христа в пустыне, не знал Кто перед ним. Вызывают сложность для понимания дальнейшие слова Петра: «Во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды». При буквальном прочтении может сложится впечатление, что речь идет о проповеди Христа, тоскующим в преисподней современникам Ноя. Однако, это не так. Повествование о Ное и спасенных с ним восьми душах относится к долготерпению Божьему, а не к конкретным лицам, пребывающим в аду. Апостол приводит пример Ноя как напоминание бесам о том, что долготерпение Божие к роду человеческому никогда не иссякнет, и Бог не допустит гибель людей, не смотря на все их беззакония и происки бесовской силы. Поэтому спасение Ноя и членов его семьи – это символ попечения Божьего о всем человечестве. И как ветхозаветные люди были спасены Богом в Ное, так и принявшие крещение новозаветные – будут жить во Христе. Поэтому и диавол, и все силы ада уже не имеют над людским родом никакой власти. Ковчег Ноя христианское учение всегда рассматривало как спасение человека в Церкви Христовой через принятия крещения, символом которого и был Всемирный потоп. Вот что имел ввиду Петр, говоря о проповеди Спасителя в аду. Попытки придать его словам другой смысл лишены всякого основания.
Далее апостол пишет: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом». Но как могут «мертвые по плоти» жить духом в аду? Само построение фразы говорит о том, что «мертвые» должны жить по духу, то есть принести покаяние или изменить образ жизни, если речь идет о мертвых, в смысле отпавших от Бога на земле. Но эти слова обретают другой смысл, если говорить о душах, пребывающих в преисподней. Под «проповедью Христа в аду» тогда можно понимать явление Иисуса, которым Он свидетельствует о Своем воскрешении в человеческом теле. Этим Господь дает знать всем узникам шеола о неизбежном и грядущем воскрешении в их собственных телах в День Всеобщего Суда. Как известно, это будет окончательный Суд над миром, в ходе которого многие из них могут быть оправданы, если будут жить «по Богу Духом», то есть, пребывая в шеоле, уповать на грядущее воскресения и милосердие Судии. Именно так некоторые отцы понимали слова апостола Петра о проповеди Христа в аду. Вот еще одно толкование на эту тему преподобного Максима Исповедника: «Или, быть может, [Священное Писание] прикровенно называет «мертвыми» тех, кто носит в теле мертвость Господа Иисуса (2Кор.;4:10) и кому поистине, благодаря делам их, даровано божественное Евангелие (ибо Евангелие устанавливает отречение от плотской жизни и исповедание духовной); тех, кто всегда умирает по человеку, то есть для человеческой жизни во плоти и по веку сему, живет же по Богу одним только духом, подобно божественному Апостолу (Гал.;2:20, 5:25) и его сотрудникам, живущим не собственной жизнью, но имеющим только живущего в них Христа. Так судятся плотию в веке сем мертвые Бога ради, подвергаясь многим скорбям, мукам и невзгодам и с радостью перенося преследования и тысячи видов искушений.». Иное объяснение слов апостола Петра дать трудно, не погрешив в истине. Благовествование в аду невозможно еще и потому что, во-первых, любая проповедь служит призывом или побуждением к исправлению через соблюдение заповедей, а во-вторых, она оставляет человеку выбор прислушаться к словам Истины или отвергнуть. И то, и другое для ада неприемлемо в силу того, что исправление и покаяние в нем невозможны. Преисподняя – это не место исправления, как тюрьма, а место вечного наказания. Следовательно, любая проповедь там, как учение, лишена всякого смысла. Как я уже отмечал выше, в христианской традиции есть два мнения о судьбе, пребывающих в преисподней душах. Первое говорит о том, что Христос вывел из ада всех грешников, а второе – что только праведников. Первое мнение мы рассматривать не будем, как абсолютно еретическое, а по второму – есть вопросы. Если Господь вывел праведников из ада, то куда делись спасенные? Остается предположить, что их души отправились в некие места упокоения святых. Но было ли это целью боговоплощения и сошествия Христа во ад? Очень сомнительно, ибо с верными Бог мог управить также, как с душой Лазаря, которую ангелы отнесли на Лоно Авраамово. Если простого бедняка ангелы проводили в место блаженства, то почему они также не могли поступить и с душами великих пророков и святых? Вопрос остается открытым. Святитель Иннокентий Херсонский пытается решить его следующим образом. Он относит Лоно Авраамово к неким областям ада: «По мере развития умственных сил евреев и по мере прояснения понятия о вечности, они начали отличать в шеоле лоно Авраамово, геенну и прочее, но прежние понятия оставались». Однако, это противоречит тому, что Христос говорит словами Лазаря: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26). А такая пропасть в одном шеоле быть не может по определению, ибо это означает разделение ада в самом себе. Кроме того, ангелы с бесами не имеют никакого сношения, в силу той же великой пропасти, и потому, что: «кое общение свету ко тме» (2Кор.16:14). Ангелы несут душу на Небо, а в преисподнюю ее волокут бесы. Но вернемся к праведникам. Несомненно, можно согласиться, что сломленные врата ада дали им возможность покинуть место печали, горя и страданий и обрести блаженство в обителях Отца. Остальные души никуда не делись, а пребывают там в ожидании конца света. В связи с этим часто возникает вопрос о судьбе Евы и Адама. Спас их Христос или нет? Упомянутый мною митрополит Илларион считает, что: «У нас есть икона Воскресения Иисуса Христа, на которой изображается Христос, выходящий из ада, и он держит за руки Адама, Еву и других персонажей ветхозаветной истории – опять же, там изображены ветхозаветные праведники. Следовательно, это указание Евангелия, эта иконография дают ответы на вопросы [о спасении Адама и Евы]». Странный вывод, который ничем не подкрепляется и никак не обоснован. Ссылка на одну икону никак не может доказывать или опровергать спасение праотцов Сыном Божиим. Для этого нужны аргументы повесомее. Более того, этот вывод противоречит самому смыслу Писания и Ветхозаветной истории. Если праведников и пророков Христос заслуженно вывел из преисподней в силу их трудов и подвигов при жизни, то за что освобождать от шеола Адама с Евой? За то, что они преслушанием заповеди породили первородный грех, ставший причиной гибели человечества или за то, что, имея возможность избежать проклятия и изгнания из рая через покаяние, отвергли его? За какие заслуги освобождать прародителей от наложенного Богом проклятия? Ответ на этот вопрос митрополит Илларион не дает.
Однако, вернемся к теме нашей беседы. Так, зачем Христос провел три дня в аду? В свете сотериологического учения Церкви и на основании сказанного можно прийти к следующим выводам. Главная задача Спасителя была победа над смертью через воскрешение в человеческом теле, и уничтожение греха, который делал эту смерть неизбежной. Кроме того, у дьявола отнималась власть над всякой душой, неизбежно к нему попадающей со времен Адама. Теперь суд был только в руках Сына Божьего, а человек получил возможность оправдаться и избежать шеола еще при жизни. Сломленные врата – свидетельствуют об утрате адом своей власти и падение крепости дьявола перед стопами Христа. Но это не значит, что все там пребывающие могут спокойно «выйти на свободу» и гулять, где ни попадя. Каждый, заслуживающий наказания, несет его и будет нести до скончания века. Три дня, проведенные Спасителем в аду, на самом деле, никакого отношения к нашему времяисчислению не имеют, поскольку время и его формы в виде часов, дней, суток, месяцев, годов – категория исключительно земной жизни. В загробном мире времени нет. В нем прошлое, настоящее и будущее – являются одним целым Днем Господним. Соответственно те 72 часа, которые Иисус провел в шеоле – это аллюзия к трем дням Ионы во чреве китовом и к словам Христа о Иерусалимском Храме: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19). Трое суток протекли для людей, но не для Спасителя. Для Него время в аду было меньше мгновения. Эти три дня земного времени были нужны, ради исполнения пророчеств о Нем. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17) – говорит Христос. Это время было предназначено не для грешников в аду, а для живущих на земле, как свидетельство исполнения Закона.
Таким образом, можно заключить, что сошествие Христа во ад было призвано уничтожить смерть и победить грех, чтобы дать возможность человеку стать сыном Божиим по обетованию через искупительную жертву Христа и усыновление Богу. Проповедь Спасителя в преисподней заключалась не в учении истине тамошних сидельцев, а в явлении Себя во всей славе, свидетельством о всеобщем воскресении и грядущем Суде Божьем. Своим явлением во славе Сын Божий покорил дьявола и упразднил его власть, от чего весь ад ужаснулся. Поэтому трехдневное пребывание в преисподней было исполнением пророчеств Писания и слов Христа, а не срок Его миссии.
Свидетельство о публикации №224092800518