О меньшем в Царствии Небесном
Теперь необходимо выяснить кто такой "меньший" в Царствии Небесном? Очевидно, что таковым может быть только тот, кто в нем находится. Поскольку Христос сказал, что "В дому Отца Моего обители суть многи" (Ин.14:2), то становится очевидным, что каждый сподобившийся получает свое место в Царствии Небесном, исходя из личных заслуг и духовного сокровища, который он собрал при жизни на земле. Однако, в любом случае все, кто достигают Царствия Небесного равны между собой возможностью лицезреть Бога и восхвалять Его, пребывая в вечном блаженстве. А «меньшим» в Царствии Небесном Христос называет того, кто сподобился его только в силу крещения и оправдания на Суде, согласно своему лику святых. Все остальные чины преподобных, мучеников, святителей, равноапостольных и других стоят несравненно выше. Их Господь не упоминает в беседе с учениками Иоанна, поскольку святых в Новозаветной Церкви еще не было. Их время наступит позже. Как известно, со Христом были распяты два разбойника: один злой, другой благочестивый, который на кресте исповедовал Иисуса Господом и сказал: «Помяни, меня, Господи, во Царствии Своем». (Лк.23:42). Значит благочестивый разбойник слышал учение Христа о Царстве Божьем. А что ответил Спаситель? Он ему просимое не дал, но пообещал: «Днесь будеши со мною в раи». (Лк. 23:43). Этими словами Иисус провел грань между раем и Царствием Небесным, в которое разбойник не мог войти, ибо не знал учения Христа о спасении. В беседе с Никодимом: Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.» (Ин.3:3). Другими словами, разбойник «не родился свыше», то есть не был крещен, и поэтому не мог «увидеть» Царствия Божия, то есть познать учение Христа, поскольку это возможно только крещенному, как дар Святого Духа. Видение, как созерцание, и ведение как знание весьма близкие в богословском смысле понятия. Более подробно об этом сказано в другой беседе.
Рай был открыт искупительным подвигом Христа, и благочестивый злодей его сподобился за веру и раскаяние. Поэтому, Спаситель и говорит ему, что в Царствие Небесное ты войти не можешь, а в раю – будешь, как исповедовавший Меня, покаявшийся и, омывший свои грехи кровью на кресте рядом со Мной. Этим Господь показывает, что спасение дается не по заслугам человека, а исключительно по милосердию Божьему, ибо никто не может оправдаться перед Богам своими благими делами, как бы велики они не были. Все они и в малой доле не могут искупить множество грехов человека, о чем свидетельствует Пророк Исайя: «Правды наша - яко порт жены блудницы». (Ис. 64:6). На примере разбойника Господь показывает, что Он спасает того, кто Его любит не на словах, а на деле, то есть верой и покаянием. Но почему же Христос ставит меньшего в Царствии Небесном выше Иоанна Крестителя? Очевидно потому, что, во-первых, Иоанн Креститель, как не принявший крещения, не сподобился даров Святого Духа, сходящих в таинстве, а во-вторых, всякий, пребывающий в Царстве Небесном, лицезрит Бога и разделяет блаженство праведников, что ветхозаветным людям было недоступно. А всякий знающий и видевший Бога, – несомненно выше не видевших и не знающих Его. Крещение Иоанна Крестителя было добром по естеству или по Закону Ветхого Завета, поскольку он явился: «крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк.1:4). Оно заменяло ветхозаветную жертву за грех, но не приближало к Богу. Поэтому Василий Великий писал: «Иоанн проповедовал крещение покаяния, а Господь проповедовал крещение усыновления». Предтеча крестил во оставление грехов, а Христос заповедал Таинство, открывающее врата Царства Небесного и уподобляющее грешника сыну Божьему. Поэтому крещение Иоанна – добро по естеству, а Христово – по Евангелию. И святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Добро должно быть не только по естеству, но и по Евангелию», то есть должно быть частью православного вероучения. В основе Евангельского закона лежит вера во Иисуса Христа и исполнение заповедей. Вера истинная, глубокая, исходящая из самих глубин омытого святым крещением, сердца. Дар веры – это дар Святого Духа, который без святой купели не может раскрыться в душе, поскольку падший человек не омыт от первородного греха. Однако, Иоанн не мог «родиться вновь», принять «баню пакибытия», потому что Спаситель еще не был прославлен; не было крестной смерти и пролития Его Святой Крови, искупляющей грехи мира. Но, поскольку Предтеча любил Бога, вел подвижнический образ жизни, исполнял Закон и призывал народ к тому же, то за чистоту и праведность он получил дар крестить Сына Божия, чего не сподобился ни один человек со времен Адама и Евы. Поэтому Христос называет его пророком большим среди людей.
Будучи пророком, Иоанн Предтеча оставался большим среди людей, но все же человеком лишенного благодати нового рождения. В темнице его не оставляли сомнения: Иисус – обещанный Мессия или нет? По-человечески его понять можно. Он был уверен, что в Иордане ему явился обетованный пророками Спаситель народа, а значит и теперь все должно в Израиле изменится к лучшему. Должно прийти освобождение и слава богоизбранного народа, угнетенного Римом. А в итоге, он, креститель Христов, брошен в тюрьму Иродом, терпит лишения и страдания, зло торжествует и ничего не происходит. И это, несмотря на то, что Иоанн видел Сына Человеческого, прикасался к Нему, знал о многочисленных чудесах и исцелениях, которые Он творил, видел и слышал как Сам Отец свидетельствовал о Нем с Небес в день Богоявления. Тем не менее, Креститель посылает ко Христу своих учеников спросить: «Ты, ли Мессия или нам ждать кого другого?» (Мф. 11:13). В ответ Господь велит ученикам Иоанна, пойти и рассказать ему как слепые прозревают, прокаженные очищаются, хромые ходят, мертвые воскресают. А затем Иисус добавляет: «Блажен, кто не соблазнится обо Мне!» (Лк.7:20). Это уже было напрямую адресовано Иоанну и не для того, чтобы осудить, а чтобы укрепить в страданиях. У Крестителя было и время, и свидетельства людей, и Писание, чтобы убедиться, что Иисус истинный Бог и Спаситель, но несмотря на это, он все же сомневался в Нем, как в Мессии. В отличие от Иоанна, разбойник, который Христа не крестил, свидетелем Его чудес не был, пророков и Писание не знал, в одно мгновение, осененный благодатью Духа, уверовал и исповедовал Христа как Бога. Представляется, что именно это имел ввиду Святитель Игнатий Брянчанинов, когда писал: «Отверзет для Вас Царствие Небесное исповедование разбойника, а не святыня Иоаннова». Иоанн Креститель сомневался Мессии, когда Христос жил среди людей и творил чудеса, возможные только Богу, а разбойник исповедовал Христа Господом, когда Тот был пригвожден к кресту и умирал, являя немощь человека, а не могущество Божие. Представляется, что именно поэтому Иисус передал Иоанну: «Блажен, кто не соблазнится обо Мне!». И первым блаженным оказался благочестивый разбойник, а не Креститель Господень. Можно предположить, что в этом кроется ответ на вопрос: почему меньший в Царствии Небесном больше Иоанна Крестителя. Господь говорил: «Если не будете, как дети не войдете в Царствие Небесное» (Мф.18:3). Дети – это самые меньшие. Вот разбойник и исповедовал Господа на кресте, как дите малое, чем отверз детской преображенной Христом душой врата рая.
Важно отметить, что в Царствии Небесном нет, ни «больших», ни «меньших», поскольку там все едины во Господе и в любви Его. Там нет превозношения и уничижения. Таким образом, «меньший» в Царствии Небесном не тот, кто меньший по чину, а тот, кто пребывает в своем лике святых, согласно заслугам при жизни. Свои степени есть и в Ангельском мире, и среди угодников Божиих. Апостол Петр первым исповедовал Христа Сыном Божиим, но не мог войти в Царствие Небесное, поскольку тяжко согрешил, трижды отрекшись от Христа. И Господь его простил лишь после Воскресения, явившись ученикам во плоти. Почти все ученики Христа испугались ареста и рассеялись. Их вера была еще слаба, и они продолжали в глубине души сомневаться в том, что Иисус – это Мессия. Воспитанные в ветхозаветных традициях книжниками и фарисеями, они не понимали, как Бог мог позволить казнить Себя позорной смертью. Этому противился их неокрепший разум и представления о Всевышнем.
Существуют богословские мнения на предмет того, что Иоанн не мог сомневаться в Иисусе как в Мессии, и поэтому послал учеников ко Христу не для разрешения личных сомнений, а ради укрепления учеников в вере. С этим я согласиться не могу по следующим причинам. Никто из пророков не мог избежать искушения и сомнений, если их попускал Господь. Авраам испытывал ужас перед фараоном из-за Сарры (Быт.12:11), Исаак боялся Авимелеха из-за Ревекки (Быт.26:7), Иаков испугался и бежал от Исава (Быт.32:1), Моисей после убийства египтянина прятался у тестя Иофора (Исх.2:12), а затем усомнился в Боге, когда изводил воду из камня в пустыне; Илия – величайший из пророков, заключивший небеса, и, изведший огонь с неба, испугался язычницы Иезавели и бежал в пустыню (3Цар.19:1). Столп церкви, Первоверховный апостол Петр с первых до последних дней бывший с Иисусом, при первой же опасности трижды отрекся от Христа (Мф.26:69). Все эти искушения были попущены Богом, чтобы показать человеку, даже величайшему пророку, что он слаб и немощен и ничего не способен без помощи Божьей. Господь сказал апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается». (2Кор. 12:9). Христос – Бог воплотившийся, испытывал страх и ужас в Гефсиманском саду как человек. Поэтому Иоанн, скорбящий в темнице, вполне мог проявить слабость и маловерие, усомнившись в Мессии. Более того, отказывающие Иоанну в сомнении и маловерии, вольно или невольно, ставят человеческое естество Иоанна выше человечества Христа, Который испытывал ужас и трепет от предстоящей казни. Поэтому, утверждать, что Иоанну Предтече были чужды сомнения и страхи, значит лишать его человеческого достоинства, приписывать ему несуществующие качества полубога, грешить против истины и здравого смысла. Бог попустил Крестителю впасть в искушение и сомнения ради прославления Своего имени, ради спасения самого Иоанна и ради иудеев, чтобы они не стали почитать его за Бога и не ставили выше Христа. Человека без немощи и порока не бывает. Поэтому, где нет немощи, там и сила Божия не совершается. Где нет искушений, там нет и борьбы, а если нет борьбы, то нет побед и венцов.
История Иоанна Крестителя наглядно свидетельствует о том, что даже величайшие пророки – это прежде всего грешные люди, которым свойственно ошибаться. Пророчество – это призвание Божие, которое не делает человека святым, а лишь обязывает его нести слово Господне. В наше время пророчеством является всякое публичное наставление в вере. Еще преподобный Максим Исповедник в VII в., называл проповедь пророчеством. Святыми пророки становятся, если несут служение в чистоте и истине, прославляя имя Божие и возвещая Его волю. Для нас это имеет практическое значение в том смысле, что сказанное любым проповедником или священником, особенно известным, не есть истина в последней инстанции. Как немощный и грешный он может в любой момент пасть и ошибиться, поскольку жить и не грешить человек не может. Поэтому к проповеди даже самого уважаемого духовного лица нужно относится с рассудительностью, чтобы слово Божие не смешалось с измышлениями человеческими.
Свидетельство о публикации №224100601567