В каком теле мы воскреснем
Этот вопрос занимает всякого, задумывающегося о посмертной участи души. Он не может не волновать, поскольку человек хочет знать, что его ожидает после смерти. И вопрос, в каком теле он встретит Христа и свою судьбу на Страшном Суде имеет важное значение. Согласно святителю Иоанну Златоусту, тело, которое восстановится через воскресение, не будет новым творением, никак не связанным с тем, которое пребывало на земле вместе с душой, а потом умерло и разложилось. Тело умершее и воскресшее будет одно и тоже. Толкуя слова Многострадального Иова: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей зрю Бога» (Иов.19:26–27), Иоанн раскрывает церковный догмат: «Воскреснет и вкусит вместе с душой вечную славу то же самое тело, что терпит напасти и мучения. Ибо несправедливо, чтобы "одно тело страдало, а воскресало другое"». Таким образом, становится очевидным, что тело, исчезнуть не может и вернется к человеку после смерти. Одним оно будет служить для вкушения блаженства в вечной жизни, а другим для вечных мучений в геенне. И если сейчас после смерти блаженствуют и страдают только души, в зависимости от частного Суда Божьего, то при всеобщем Воскресении в день Второго Пришествия Христа, тела воссоединяться со своими душами и тогда муки или радости многократно усилятся. Воскресший человек будет испытывать все тоже самое, что и в прошлой жизни, только намного сильнее. Однако, эти тела будут те же и не те же, поскольку конец мира означает не его уничтожение, а преобразование. Другими словами, все творения получат более совершенные формы и качества, но эти изменения не коснуться самой природы вещей. Тела в воскресенье можно сравнить с пшеничным зерном, брошенным в землю, из которого вырос колос, дающий плод стократный. Все свойства человеческой природы будут многократно усилены. Соответственно, и мучения, и блаженства также качественно возрастут. Об этом свидетельствует Апостол Павел: «И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1Кор.15:37-38). Возникает вопрос: как душа, например Адама, узнает свое тело, от которого уже и пыли не осталась? Как души буду находить свои тела, которые со временем полностью разложились и превратились в пыль, или сгорели в огне или были уничтожены взрывами, съедены животными? Ответ на это мы находим у пророка Иезекиля, которому в видении Бог, показывая воскресение из мертвых сказал: «Открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших» (Иез.37:13). В день Воскресения Бог повелит всем телам, истлевшим в прах и пребывающим в гробах, собраться в составы свои, то есть принять абсолютно тот же вид, какой они имели при жизни. Нужно понимать, что в материальном мире ничего никуда не исчезает. Все вещи лишь видоизменяется во времени, переходя из одной формы в другую. Поэтому всякое тело ранее бывшее сохраняется на молекулярном уровне, переходя из одного состояния в другое. Оно может распасться на молекулы, но это не значит, что оно перестало существовать. Все утратившее былую форму, если так можно выразиться, пребывает в разобранном состоянии. В нужный момент Бог, как Великий Творец сущего, соберет все разрозненное в исходное состояние и тело обретет свой вид давно умершего человека. В прежних беседах я неоднократно говорил, что всякой форме мироздания предшествует идея или логос, который пребывает в Боге всегда и неизменно. Свой логос или матрица, выражаясь современным языком, есть у каждого человека. Он умирает, а матрица неизменно пребывает в Сущем. Это как негатив, с которого можно напечатать новую фотографию. С помощью этой матрицы (логоса) Господь в день Всеобщего воскресения восстановит все утратившее свою форму, включая человеческие тела. Ничто никуда не пропадет и не исчезнет. Тогда душа узнает на генетическом уровне, и безошибочно войдет именно в свое тело. У Оригена - учителя Церкви III в., эта мысль выражается в теории "Эйдоса", то есть неким связующим тело и душу элементом, который, как слепок с оригинала, хранится в душе вечно, и в День Второго Пришествия Христа именно по этому отпечатку душа узнает свое восставшее из мертвых тело. Подтверждение тому, что душа хранит воспоминания о прожитой жизни, мы находим в притче Христа о богаче и Лазаре. После смерти обоих, богач обращается к Лазарю, которого знал при жизни, а Лазарь узнает богача и отвечает ему. С момента Всеобщего Воскресения начинается либо вечная жизнь, либо вечная мука.
С этим мы разобрались, а как быть с вопросом: в каком теле воскреснут умершие или убитые во чреве матери еще до появления на свет: болезнь, выкидыш, аборт? Как быть с теми, кто умер в младенчестве, то есть, как быть с теми душами усопших, тела которых еще не успели обрести навыки разумного существа? По учению Церкви человек, как живая душа, появляется с момента зачатия в утробе матери. В каком виде должен воскреснуть зародыш или младенец, не видящий и не слышащий ничего? В таком же? Но тогда, как он может радоваться и блаженствовать в Царствие Божиим, если даже не знает, что это такое? Это очень сложный вопрос в богословском смысле, но и на него, просвещенные Духом отцы, дают следующий ответ. Такие воскреснут в жизнь вечную в том возрасте, в каком воскрес Христос, то есть их тела будет иметь вид человека в полном расцвете сил. Если младенец скончался в материнской утробе, то его сознание будет отражать только увиденное в мире горнем, то есть ангелов или бесов. Если ребенок умер вскоре после рождения, оно будет отражать первые впечатления, тварного мира. Можно предположить, что в момент зачатия душа будущего человека получает необходимые знания о нем самом, о его родителях, принадлежности к тому или иному народу, а также общие сведения о Боге и человеке. То есть в момент зачатия, говоря техническим языком, загружается нужное программное обеспечение будущей жизни в миру. Этот софт никуда не исчезает и сохраняется даже на молекулярном уровне. Как пример, можно привести игры малышей в одной песочнице. Если собрать в ней детей разных национальностей, разной конфессиональной принадлежности, разного пола, разных рас, но примерно одного возраста, от 3 до 5 лет, то разговаривая на разных языках, имея разное воспитание, они всегда поймут друг друга и договорятся между собой. Это происходит потому, что истинный Отец у них один, и друг друга они чувствуют и понимают на подсознательном уровне в силу того самого софта, даруемого Богом при зачатии. Поэтому, восставая из мертвых они воскреснут в прекрасном возрасте Христа, как взрослые люди, для радости и встречи с Отцом.
Нам важно помнить главное – смерти нет по определению. Есть эта временная жизнь и грядущая вечная. Воскрешение в теле ждет неминуемо каждого, а вот куда пойдет человек в обновленном теле на муки или в радость и блаженство зависит от того, как он живет сейчас.
© Copyright:
Игорь Устичев, 2024
Свидетельство о публикации №224100800933
Рецензии